1. Организационный момент | 1 | - Здравствуйте, ребята! Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. | Дети проверяют свою готовность к уроку. | |
3. Определение темы урока | 3-4 | - Сейчас трудно представить, что когда-то этого города не было. Но это так. На его месте раньше шумели леса, протекали между холмами реки. В реках водилась рыба, в лесах жили звери, птицы. Место было удобным, и люди обосновались здесь. Древние раскопки показали, что в этих местах люди жили давно. Учёные-археологи нашли останки мастерских гончаров, кузнецов, кожевников, ювелиров. Нашли изделия, изготавливаемые этими мастерами, определили срок давности- 800-900 лет. Теперь вместо вековых лесов на этом месте огромнейший город, самый главный город России. Мы побываем в Москве, чтобы познакомиться с достопримечательностями Москвы. Кто был в Москве? А что вам там понравилось, запомнилось больше всего? | Дети отвечают на вопросы учителя | |
4. Работа с новым материалом | 5-7 | Откроем учебники на стр.110 - Как вы понимаете значение слова столица? (Главный город государства) - Используя стр.110-111, иллюстрации, изображенные на них, нам необходимо рассказать о Москве. - Каким транспортом можно приехать в столицу нашей Родины? (Самолетом, поездом). Какой аэропорт и вокзал изображены на рисунках? (Аэропорт Шереметьево (статус межданародный) и Казанский вокзал). Какие еще аэропорты и вокзалы вы знаете? (Павелецкий вокзал, Киевский вокзал, аэропорт Внуково) - Куда прежде всего отправляются гости Москвы? (Красная площадь – это главная площадь Москвы. На ней расположены Московский Кремль, памятник Минину и Пожарскому, Храм Василия Блаженного, мавзолей Ленина, Исторический музей, Казанский собор) - Кто работает в Доме Правительства? (президент, министры, председатель правительства (Медведев), его заместитель) - В каком учебном заведении Москвы мечтают учиться многие школьники? (МГУ, в нем обучались Константин Бальмонт, Михаил Лермонтов) - Какой театр Москвы саамы знаменитый? (Большой театр - один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Кстати он изображен на 100 рублевой купюре) - Какие исторические памятники известны во всем мире? (Большой Московский цирк на Воробьевых горах, Цирк Никулина на Цветном бульваре, Третьяковская галерея (посмотреть в словаре значение слова галерея, ВДНХ, Аллея косманавтов, Музей косманавтики, Зоопарк, Храм Христа Спасителя, останскинская башня) | Дети отвечают на вопросы учителя | |
5. Закрепление изученного | 10-12 | Давайте ближе познакомимся с прошлым Москвы. Откроем страницу 113. - Как давно началось строительство Москвы? (Первым упоминанием о Москве считается 1147 год, когда князь Юрий Долгорукий пригласил на встречу своего союзника, князя Новгородского и Северского Святослава Ольговича, послав сказать ему: «Приди ко мне, брате, в Москов».Содержиться упоминание в летописи) - Какой князь основал Москву? - Чем ему понравилось это место? Обратимся к рубрике Картинная галерея. Перед вами репродукция картины Апполинария Михайловича Васнецова. Из какого материала строился Кремль? Сейчас Московский Кремль выглядит так же? Теперь обратимся к тексту учебника под названием «Москва – всем городам голова». Как вы понимаете это название? - При каком князе Москва стала Сильной и богатой? - Все ли деньги уходили на нужды города? - При каком князе началось строительство кремля из белого камня? Как из-за этого прозвали Москву? А сейчас Кремль построен из какого кирпича? - Давайте рассмотрим репродукцию картины этого же художника «Московский Кремль при Иване Калите». Вы видите, что по сравнению с предыдущей картиной, застроено намного больше территории. А какой кремль мы видим на картине пр Дмитрии Донском? Обратите внимание на фото, как выглядит Кремль сейчас. Прочитаем стихотворения на стр.112-113. - Что значит златоглавая? (Кресты золотые блестят, возвышаются над Москвой) Белокаменная? (строили из белого камня) Кровелькам? (деревянные крыши) Остальные слова в словаре. | | |