Общая часть |
Предмет | Литературное чтение | Класс | 2 |
Тема урока | Л. Толстой «Котенок» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Цель | Продолжить знакомство учащегося с творчеством Л. Толстого; развивать навыки выразительного, беглого чтения, обогащать словарный запас учащегося; умение анализировать поступки героев. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные |
уметь прогнозировать содержание произведения по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, работать с планом. | Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; Коммуникативные: слушать и понимать учителя; участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения на события, поступки. | этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой. |
Коррекция нарушений развития ребенка | развивать мышление, память, связную речь, навыки выразительного и осознанного чтения |
Основные понятия и термины | Незнакомые слова и выражения, которые встретятся в рассказе |
Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.) | Презентация, карточки с пословицами, с деформированным текстом, видеофильм, карточки для самооценки. |
Методы обучения | Проблемный, частично - поисковый |
Организационная структура урока |
Этап урока | Основные виды деятельности учителя | Основные виды деятельности учащегося | Формируемые образовательные результаты |
Орг.момент | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний | Проверка домашнего задания Расположи картинный план в правильной последовательности и перескажи рассказ | Выполняет задание. | Умение восстанавливать события с помощью плана, определять знание/незнание текста |
Сомоопределение к деятельности | - Сегодня мы познакомимся с еще одним рассказом Толстого. Но для начала отгадайте загадку. Никак он не сидит на месте - То вдруг играть начнет с клубком, То миску с вкусным молоком Пойдет лакать он с мамой вместе. Скажите, это я о ком? - Всё правильно. Прочитайте тему урока. - Предположи, о ком пойдет речь в произведении? - Какие задачи поставишь перед собой на уроке? | Отгадывает загадку котенок Л. Толстой «Котенок» ….... Узнать о чём это произведение и определить, является ли оно поучительным. | Регулятивные: целеполагание Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели. Предметные: расширение кругозора и культурного опыта школьника. Личностные: взаимодействие с участниками учебной деятельности. |
Речевая разминка | - Для чего нужна речевая разминка? - Прочитай чистоговорку: Ол-ил-ул-ал Белый кот клубок катал Ил-ул-ал-ол Он загнал его под стол Ал-ол-ил-ул А затем загнал под стул Ел-ил-ел-ял Долго кот клубок катал Ил-ел-ул Потянулся и уснул. | Разминка нужна, чтобы хорошо и правильно говорить, четко произносить звуки, выразительно читать. Читает чистоговорку | умение включаться в учебную деятельность, строить правильное речевое высказывание с помощью скороговорки. |
Словарная работа | Амбар - строение для хранения зерна, муки солома - стебли пшеницы, ржи после обмола щавель - травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом что было духу - очень быстро подле - около быль — случай из жизни | Карточка Соедини линиями слово и значение. Амбар Солома Щавель Что было духу Подле | Очень быстро Строение для хранения зерна, муки Около Травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом Стебли пшеницы, ржи после обмола | | Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, аналогия, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. |
Первичное знакомство | Просмотр мультфильма https://www.youtube.com/watch?v=9KOc6NLnjDE - Назови героев рассказа - Кого ребята нашли на урыше амбара? - Сколько было котят? - Куда дети взяли котенка? - Что произошло в поле? - Какой совет можно дать ребятам? | Смотрит мультфильм Отвечает на вопросы | умение принимать и сохранять учебную цель и задачу урока. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Физ минутка | | | |
Чтение и анализ текста | - Что испытывала Катя, раз она испугалась, закричала и убежала? - Как ты думаешь, а Вася испытывал страх? - А о чём думал он в момент опасности? - Можно сказать, что он свой страх поборол, если бросился на спасение? - Скажи, а добро помогает побороть страх? - А вам это знакомо? Вы испытывали страх в своей жизни? Вы побороли его в себе? - А с вами могла произойти такая история? - Зачем же Л.Толстой поведал нам эту историю? - Можно ли отнести рассказ «Котёнок» к группе поучительных рассказов? - Какой момент вы читали с особым волнением? - Какие чувства вы испытывали при прочтении этого момента? - А как вы думаете, правильно ли поступили дети, оставив котенка одного? - Что могло бы произойти с котенком, если бы Вася не успел защитить его? - Чтобы ты посоветовал Кате и Васе? - Чему нас хотел научить автор? - А как можно заботиться о животных? | Она испугалась за котенка тоже испугался о котенке он думал конечно Чтобы предотвратить беду, заботиться о своих питомцах да когда собаки бросились на котенка нет, котенок маленький, беззащитный Его могли загрызть собаки не брать больше котенка с собой и не оставлять без внимания что нужно ответственно относиться к животным) | Познавательные УУД: - формировать навык поисковой деятельности; - осуществлять поиск информации в тексте; - выделять главную информацию в тексте; - заполнять таблицу (схему) на основе текста; - анализировать и синтезировать информацию. Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Регулятивные УУД: - самостоятельно контролировать время при выполнении задания; - осуществлять самоконтроль; - осуществлять взаимный контроль в парах; - осуществлять анализ учебного материала. |
Работа с текстом Пословица | Найди в тексте описание к данным иллюстрациям - Восстанови пословицу из слов и узнай, к чему призывают произведения Л.Н. Толстого. - Как ты понимаешь смысл пословицы? | Работает с текстом по иллюстрации Жизнь дана на добрые дела … |
Характеристика героев | Вася Катя Котенок | Вася — смелый, решительный Катя — трусливая Котенок — маленький, беззащитный |
Закрепление | Приём «ДА-НЕТ» А) герои были – брат и сестра, Б) у кошки родилось 6 (5) котят, В) один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка, Г) дети собирали щавель и не забывали (забыли) про котенка, Д) две собаки ухватили котенка и хотели с ним поиграть, Е) Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них, Ж) Вася упал животом на котенка и закрыл его от себя (собак). План 1 часть: У Кати и Васи пропала кошка. 2 часть: Дети нашли котят. 3 часть: Самый лучший котенок. 4 часть: Дети забыли котенка на дороге 5 часть: Страшные собаки. 6 часть: Вася спасает котенка. | Выполняет задание располагает пункты плана в правильной последовательности |
Рефлексия. Итог урока | Все мяукал котенок Во дворе под кустом. Все хотелось котенку Чтоб позвал кто-то в дом. Вдруг с куста одинокий Прошуршал желтый лист. Показалось котенку, Что позвали: «Кис-кис!» Замирая от счастья, Он помчался на зов, Только дверь оказалась Заперта на засов. - Грустное стихотворение? - Как мы можем помочь бездомным животным? - Чтобы этого не случилось, никогда не забывай кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Пусть никогда не случиться так, что наш друг потеряет кров над головой. - Какое произведение прочитали? Какой жанр у этого произведения? - Достигли цель урок? - Оцени свою работу на уроке | Слушает стихотворение кормить их …... …... ….... | Регулятивные УУД: - оценивать правильность выполненных действий; - анализировать и оценивать результаты своей деятельности Коммуникативные УУД: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме |