СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Однокоренные слова" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей 3 классов. Тема: Однокоренные слова

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Однокоренные слова" 3 класс»

 

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение «Начальная школа-детский сад»

города Чебоксары















Технологическая карта урока

по русскому языку

(В.П.Канакина, В.Г. Горецкий)

3 класс

















Говша Ирина Николаевна





Г.Чебоксары, 2020 г







ФИО: Говша Ирина Николаевна 

Место работы: МБОУ «Начальная школа-детский сад» г.Чебоксары

Должность: учитель начальных классов

Предмет: Русский язык (УМК “Школа России”) 

Тема: Однокоренные слова

Класс: 3  

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний. 

Учебная цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных)

Задачи:



  1. учить различать однокоренные слова и слова-синонимы; 

  2. обобщать и уточнять представления об однокоренных словах и корне слова; 

  3. воспитывать умение планировать свою деятельность для достижения результата. 

Формы: работа в группах, парах, исследование

Базовый учебник: В.П.Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык (в двух частях)

Планируемые результаты:

Предметные: 

  1. распознавать однокоренные слова; 

  2. выделять корень в однокоренных словах; 

  3. различать однокоренные слова, формы слов и слова-синонимы; 

  4. приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. 

Метапредметные: 

  1. понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; 

  2. планировать действия в соответствии с поставленной задачей; 

  3. извлекать и фиксировать информацию по результатам наблюдения, из текста. 

Личностные: 

  1. проявлять интерес к русскому языку; 

  2. выявлять причины ошибок в учебной деятельности. 



Описание урока:

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя  

Деятельность учащегося  

УУД

1.Мотивирование на учебную деятель

ность. 

Орг. момент.

Приветствие.  

- Всем добрый день!

-Сегодня у нас необычный урок. Урок-исследование.  

-Что значит «исследовать»? 

-Давайте посмотрим толкование слова в словаре Ожегова. 

 

 

 



Ответы детей 

 

Один ученик находит толкование и зачитывает. 

Регулятивные УУД:

формирование способности к организации своей деятельности

Личностные УУД:

осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку

2. Актуали

зация знаний


Минутка чистописания. 


1.Работа в тетрадях.  

Число  

Классная работа. 

Посмотрите, какую букву будем прописывать? 

б   бе   бр 

б…рёзка 

б…рёзовый 

б…резняк 

б…реза 

б…реста

-Пропущена гласная? Орфограмма? 



- Вспомним части речи, слово берёзка?

берёзовый?

березняк? 

береза? 

береста?

  





Прописывают букву  б, сочетания букв

 

 

 

 

 

 

-Безударная гласная в корне слова



- Это имя существительное, 

прилагательное,  

имя существительное, 

имя существительное

имя существительное

Познавательные УУД: самостоятельное выделение познавательной цели

3. Создание проблемной ситуации

3.Обобщение и систематизация знаний 


- Как можно назвать все эти слова? Объясните. 







-Все ли эти слова однокоренные?



-Почему береста-лишнее слово?




-Однокоренные  слова

В этих словах общая часть слова – корень; общее лексическое значение.  

-Выдвигают версии. Объясняют свое мнение.

-Береста-лишнее слово

-Береза-дерево, а береста-кора дерево. Разное лексическое значение.




Познавательные УУД: логические универсальные действия: формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД: умение вести устный диалог.

4.Формулирование учебной проблемы учеником

Определение темы и цели урока

- Тема урока? 

- Сегодня на уроке будем  исследовать однокоренные слова. 

- Давайте ещё раз прочитаем слова, которые написали.  

- Выделим в этих словах корень. 



-Сформулируйте правило. 

-Проверим по учебнику с.61 

Однокоренные слова.





Дети читают слова,




выделяют корень 

 –берёз- 

 



Выдвигают версии.

Читают правило. 


5.Открытие новых знаний.  

Работа в группах 


- А сейчас разбейтесь на группы. Предлагаю выполнить следующее задание: подобрать как можно больше однокоренных слов. А для начала вспомним правила работы в группе. 

-дожд-,   -масл-,   -лес- 





Почему слова: дождь и дожди не однокоренные?

Подводит к тому, что это формы слов, так как отличаются только окончаниями.

- Молодцы, вы очень хорошо, справились со своей работой. 

 

 

 

 

Воспроизводят правила работы в группе. 

 

Дети работают в группах 

 Один участник группы представляет результат работы. 

 

 

 

 


Личностные УУД:

самоопределение

Познавательные УУД: обобщение и классификация

по признакам

Регулятивные УУД: знаково-символические

6. Применение нового материала на практике


-А сейчас внимание на доску: 

 

дом         дом              дом 

 

изба, домик,  дома, жилище, домовой, здание, в доме, к дому 

-Проведем исследование данных слов и разобьемся на группы. 

(слова на карточках распределить на группы, при этом дети должны определить какие группы получились) 


Распределяют слова и делают вывод:  

1ст – однокоренные слова,  

2ст- формы слова,  

3ст- слова -синонимы 



По одному человеку с группы представляют результаты работы


 7. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику 

(самостоятельная работа) 


Вернёмся к работе с учебником, найдите упр. 109, на странице 62.  

- Прочитайте, что необходимо сделать.  

- Выполните в тетради 

 

 

 

 

- Подберите свои однокоренные слова в каждой группе. 

-А слово солист будет однокоренным для первой группы? Почему? 

 

-Почему эти слова однокоренные? 

 

-Посмотрите на упр. 110. Это домашнее задание .

Прочитайте задание. Все ли понятно? 

 

 

 Дети  читают задание к упражнению  109. 

Записывают в рабочей тетради : 

Упражнение 109. 

Записывают в тетрадь, выделяют корень, один человек работает у доски. 

 Дети подбирают однокоренные слова.  

 Объясняют 

 

 



Воспроизводят правило 

 

 

Дети слушают объяснение учителя и записывают задание в дневник. 

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные УУД:

структурирование знаний.

Регулятивные УУД: знаково-символические

  8.Физкультминутка

  




 

 


9.Контроль усвоения.

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 

-А сейчас выполните задания теста по теме нашего урока. 

 

Прочитайте по первым буквам получившееся слово… МОЛОДЦЫ 

Выполняют задания теста 

 

По итогам проверки дают самооценку. 

Познавательные УУД: 

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Личностные УУД: 

выявляют причины ошибок 

10.Подведение итогов занятия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. 

 

 









11. Рефлексия


-Мы сегодня говорим об однокоренных и родственных словах, а, как известно в семье все родственники живут весело и дружно, давайте и мы отдохнём весело и дружно

 - Скажите, а можно ли наш класс, назвать одной семьёй?  

-Мы дружные? 

- Дружба нам помогает не только хорошо учиться, но и весело трудиться. 

- Молодцы, вы потрудились на славу, работали как одна семья. 

-Что мы сегодня исследовали на уроке? 

- Какие слова называются однокоренными?  

 

 

- Какие трудности у вас возникли на уроке? Или их не было? 

-Какое задание было особенно интересно вам? 

Продолжите предложение: 

-Я хочу похвалить себя за то, что….. 

-Мне удалось….. 

-Я рад за…. 

-Спасибо за работу на уроке. 

 









-Да.  

 

-Мы дружные ребята. 

 

 

 

 

 

 Анализируют учебную деятельность, выявляют причины, планируют дальнейшую учебную деятельность 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: 

формирование умение 

оформлять свои мысли в устной 

форме. 

Личностные УУД: 

смыслообразование 

 

Оборудование и оснащение: Учебник В 2 ч. /В.П. Канакина, В.Г.Горецкий., тесты




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!