(В.П.Канакина, В.Г. Горецкий)
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
1.Мотивирование на учебную деятель ность. | Орг. момент. | Приветствие. - Всем добрый день! -Сегодня у нас необычный урок. Урок-исследование. -Что значит «исследовать»? -Давайте посмотрим толкование слова в словаре Ожегова. | Ответы детей Один ученик находит толкование и зачитывает. | Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности Личностные УУД: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку |
2. Актуали зация знаний | Минутка чистописания. | 1.Работа в тетрадях. Число Классная работа. Посмотрите, какую букву будем прописывать? б бе бр б…рёзка б…рёзовый б…резняк б…реза б…реста -Пропущена гласная? Орфограмма? - Вспомним части речи, слово берёзка? берёзовый? березняк? береза? береста? | Прописывают букву б, сочетания букв -Безударная гласная в корне слова - Это имя существительное, прилагательное, имя существительное, имя существительное имя существительное | Познавательные УУД: самостоятельное выделение познавательной цели |
3. Создание проблемной ситуации | 3.Обобщение и систематизация знаний | - Как можно назвать все эти слова? Объясните. -Все ли эти слова однокоренные? -Почему береста-лишнее слово? | -Однокоренные слова В этих словах общая часть слова – корень; общее лексическое значение. -Выдвигают версии. Объясняют свое мнение. -Береста-лишнее слово -Береза-дерево, а береста-кора дерево. Разное лексическое значение. | Познавательные УУД: логические универсальные действия: формулирование проблемы. Коммуникативные УУД: умение вести устный диалог. |
4.Формулирование учебной проблемы учеником | Определение темы и цели урока | - Тема урока? - Сегодня на уроке будем исследовать однокоренные слова. - Давайте ещё раз прочитаем слова, которые написали. - Выделим в этих словах корень. -Сформулируйте правило. -Проверим по учебнику с.61 | Однокоренные слова. Дети читают слова, выделяют корень –берёз- Выдвигают версии. Читают правило. | |
5.Открытие новых знаний. | Работа в группах | - А сейчас разбейтесь на группы. Предлагаю выполнить следующее задание: подобрать как можно больше однокоренных слов. А для начала вспомним правила работы в группе. -дожд-, -масл-, -лес- Почему слова: дождь и дожди не однокоренные? Подводит к тому, что это формы слов, так как отличаются только окончаниями. - Молодцы, вы очень хорошо, справились со своей работой. | Воспроизводят правила работы в группе. Дети работают в группах Один участник группы представляет результат работы. | Личностные УУД: самоопределение Познавательные УУД: обобщение и классификация по признакам Регулятивные УУД: знаково-символические |
6. Применение нового материала на практике | | -А сейчас внимание на доску: дом дом дом изба, домик, дома, жилище, домовой, здание, в доме, к дому -Проведем исследование данных слов и разобьемся на группы. (слова на карточках распределить на группы, при этом дети должны определить какие группы получились) | Распределяют слова и делают вывод: 1ст – однокоренные слова, 2ст- формы слова, 3ст- слова -синонимы По одному человеку с группы представляют результаты работы | |
7. Закрепление изученного материала | Работа по учебнику (самостоятельная работа) | - Вернёмся к работе с учебником, найдите упр. 109, на странице 62. - Прочитайте, что необходимо сделать. - Выполните в тетради - Подберите свои однокоренные слова в каждой группе. -А слово солист будет однокоренным для первой группы? Почему? -Почему эти слова однокоренные? -Посмотрите на упр. 110. Это домашнее задание . Прочитайте задание. Все ли понятно? | Дети читают задание к упражнению 109. Записывают в рабочей тетради : Упражнение 109. Записывают в тетрадь, выделяют корень, один человек работает у доски. Дети подбирают однокоренные слова. Объясняют Воспроизводят правило Дети слушают объяснение учителя и записывают задание в дневник. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Познавательные УУД: структурирование знаний. Регулятивные УУД: знаково-символические |
8.Физкультминутка | | . | | |
9.Контроль усвоения. | Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | -А сейчас выполните задания теста по теме нашего урока. Прочитайте по первым буквам получившееся слово… МОЛОДЦЫ | Выполняют задания теста По итогам проверки дают самооценку. | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные УУД: выявляют причины ошибок |
10.Подведение итогов занятия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. 11. Рефлексия | | -Мы сегодня говорим об однокоренных и родственных словах, а, как известно в семье все родственники живут весело и дружно, давайте и мы отдохнём весело и дружно - Скажите, а можно ли наш класс, назвать одной семьёй? -Мы дружные? - Дружба нам помогает не только хорошо учиться, но и весело трудиться. - Молодцы, вы потрудились на славу, работали как одна семья. -Что мы сегодня исследовали на уроке? - Какие слова называются однокоренными? - Какие трудности у вас возникли на уроке? Или их не было? -Какое задание было особенно интересно вам? Продолжите предложение: -Я хочу похвалить себя за то, что….. -Мне удалось….. -Я рад за…. -Спасибо за работу на уроке. | -Да. -Мы дружные ребята. Анализируют учебную деятельность, выявляют причины, планируют дальнейшую учебную деятельность | Коммуникативные УУД: формирование умение оформлять свои мысли в устной форме. Личностные УУД: смыслообразование |