Тема | Родственные (однокоренные) слова |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления с понятием родственные (однокоренные) слова, формирования умения находить родственные слова, выделять общую часть слова |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Осваивают первоначальные научные представления об элементе системы русского языка – лексике |
Личностные результаты | Проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям). Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества |
Основное содержание темы, понятия и термины | Родственные (однокоренные) слова. Общая часть слова |
Образовательные ресурсы | Схема «Однокоренные слова» |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организацион-ный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. – «Здравствуйте», – ты скажешь человеку. «Здравствуй», – улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет целый век. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют готовность к работе на уроке | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | А А /// А // А | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Постановка учебной задачи (учебник, с. 58) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче- мучки. – Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос | – Что такое родственные слова? | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Родственные слова (упр. 77) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | Знакомит с понятием «родственные слова». Организует работу с упражнением, правилом | Читают текст, отвечают на вопросы | Овладевают понятием родственные слова. Распознают в тексте родственные слова | Беседа по вопросам |
2. Распознание родственных слов (упр. 78, 79) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Организует работу с упраж- нениями, контролирует их выполнение | Называют и записывают родственные слова, выделяют общую часть, определяют значение | Распознают родственные слова, находят в них общую часть. Определяют лекси- ческое значение родственных слов | Письмо, выделение корня |
Физкультминутка | Коллективная. Практический. Пальчиковая гимнастика | Чтоб красиво написать, Надо пальчики размять, Раз, два, три, четыре, пять, За письмо получим пять! | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение дви- жений |
3. Синонимы и родственные слова (упр. 81) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Поясняет задание, учит различать синонимы и родственные слова. Контролирует правильность выполнения | – Слова близкие по значению, но не имеют общей части. Находят синонимы, выписывают | Отличают синонимы от родственных слов, находят родственные слова к названным, выделяют общую часть | Беседа по вопросам, письмо |
V. Закрепление знаний и способов действий. Распознание родственных слов (упр. 82) | Парная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, письмо | Предлагает прочитать задания и выполнить их. Проверяет правильность выполнения | Называют родственные слова, списывают, выделяют общую часть | Устанавливают причинно-следственные связи. Распознают родственные слова среди слов с омони- мичными корнями | Беседа по вопросам, письмо |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какое открытие сделали на уроке? – Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VII. Домашнее задание. Упр. 80 | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |