Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 1
Дятьковского района Брянской области
Урок по русскому языку
на тему «Родственные (однокоренные слова)».
Учитель:
Белоусова А.С.
Русский язык
2 класс
УМК «Школа России»
Учитель: Белоусова А.С.
Тема: Родственные (однокоренные слова).
Цели:
1. Познакомить с понятием родственные слова, с признаками
однокоренных слов.
2. Развивать речь.
3. Пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные
слова, употреблять их в речи.
2. Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.
3. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
Задачи урока через планируемые результаты.
Личностные:
создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Предметные
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный
Приемы: рассуждение, создание проблемной ситуации.
Формы организации: групповая, коллективная.
Технологии: здоровьесберегающего обучения, интерактивные технологии.
Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс» В.Канакина, В.Горецкий, 2012 год; карточки для учащихся; мультимедийные слайдовые презентации в программе «Power Point».
Структура (план) урока:
Организационный момент.
Цель: создать эмоциональный настрой, рабочую обстановку в классе.
Актуализация знаний.
Цель: получить представление о качестве усвоения учащимися ранее изученного
материала, определить опорные знания
1. Чистописание.
2. Словарная работа.
III. Самоопределение к деятельности.
Цель: формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
ΙV. Работа по теме урока.
Цель: формировать умение находить родственные слова, выделять
1. Работа по учебнику.
V. Физкультминутка.
Цель: обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся во время занятий.
VI. Закрепление изученного.
Цель: закрепить изученный материал через систему тренировочных упражнений.
1. Работа по учебнику.
VII. Рефлексия.
Цель: выявить осознанность усвоения знаний по изучаемому материалу
1. Работа по карточкам.
VIII. Подведение итогов урока.
Цель: определение эффективности урока.
IX. Домашнее задание. Выставление оценок.
Ход урока.
Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся, улыбнемся друг другу, и будем работать дружно и весело.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
II. Актуализация знаний.
Чистописание.
- А теперь проверим свою посадку. Что необходимо помнить? (От нашей правильной посадки зависит красивое письмо в тетрадях.)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Откройте свои тетради, отступите 2 рабочие строки и запишите число, классная работа.
- Отгадав загадку, вы узнаете, какую букву мы повторим и напишем.
Яблочко растёт на ветке, его любят наши детки.
Яблочко люблю и я - с ним запомню букву ... (Яя)
- Посмотрите, как правильно пишется наша буква.
- Пропишите на первой строке букву Яя.
- Вторая строка ля, яс
Словарная работа.
- У каждого на парте есть карточки с текстом «Яблоко».
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто
Яблоко висело.
Только Конь сказал,
Что низко.
А Мышонок – высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Теленок – озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыпленок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котенку все равно:
- Кислое – зачем оно?
- Что вы! –
Шепчет Червячок, -
Сладкий у него бочок.
Прочитайте самостоятельно.
(Читают самостоятельно, затем читают несколько учеников в слух).
- Какие слова антонимы нам встретились? (низко - высоко, близко – далеко, мало – велико, кислое – сладкое).
- Запишите в тетрадь слова антонимы, парами.
- Сверьте с образцом и оцените себя.
«!» - я сегодня молодец, у меня всё получилось, я написал всё правильно.
«+» - надо ещё слова поучить, я сделал 1 ошибку.
« - » - У меня всё получится в следующий раз.
- Написание какого словарного слова вам встретилось в стихотворении? (Яблоко)
- Составим с этим словом предложение. (Яблоко висит на дереве).
- Запишите и подчеркните основу.
III. Самоопределение к деятельности.
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.
- О, здравствуйте! Вы кто?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
- А я ваша родственница – гусеница.
- Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто живет вместе, семья, имеет одну фамилию)
Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне. Среди слов тоже есть родственники.
- Как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей?
- Почему?
- Кого можно здесь назвать родственниками? ( Гусь, гусыня, гусята)
- Дети, кто догадался какая тема урока?
- Чему будем заниматься на этом уроке?
IV. Работа по теме урока.
Откройте учебник на с. 58
- На какой вопрос мы сегодня ответим?
Упражнение 77
- Прочитаете текст. Чем похожи выделенные слова?
- Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?
- Назовите 2 признака родственных слов. ( Общая часть и близкое значение).
- А теперь предлагаю вам, самостоятельно записать родственные слова.
1ряд – лес; 2 ряд – сад; 3 ряд - гриб.
V. Физкультминутка. (видео с мальчиком)
VI. Закрепление изученного материала.
Упражнение 78
- Прочитайте слова первой группы. Можно ли назвать эти слова родственными?
(Да есть общая часть и эти слова близкие по значению).
- Вторая группа?
- Третья группа?
Спишите любую группу в тетрадь.
Выделите общую часть родственных слов по образцу.
VII. Рефлексия.
У вас на партах лежат карточки с группами слов.
Жарко, жарится, печется.
Дерево, деревянный, сосна.
Чайка, чайник, чайный.
Лес, лестница, лесничий.
- В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только родственные слова.
- Проверьте с образцом на доске и оцените себя с помощью «светофора»
VIII. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?
- С каким настроением вы оканчиваете урок?
- Подтвердим свое настроение, и украсим голое деревцо красивыми осенними листочками!
Красный лист - я все понял, мне было интересно.
Оранжевый лист – я не все понял, но мне было тоже интересно
Желтый лист – мне было трудно
IX. Домашнее задание. Выставление оценок.
Запишите домой задание упр.79 (с. 59).
За сегодняшний урок получают отметку 5 (………….)
7