Конспект урока русского языка
(составитель: слушатель 6 группы Сачивко О.Н.)
Тема «Однокоренные слова. Безударные гласные, подбор проверочных слов».
(УМК «Перспектива», «Русский язык», 2 класс, 2 часть, авторы Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина).
Тип урока: ОНЗ.
Цель:
создать представление о единообразном написании однокоренных слов;
формировать умение выявлять безударные гласные в корне слова, находить проверочные слова путём подбора родственных слов.
Планируемые результаты:
Предметные
Уметь находить проверочные слова в группе однокоренных слов; выявлять букву безударного гласного звука в корне слова, подбирать проверочные слова.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Уметь определять и формулировать цель урока, последовательность действий на уроке; самостоятельно работать по плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; корректировать оценивать действия партнера.
Личностные
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; определяться со своей внутренней позицией, выводя ее на уровень положительного отношения к обучению.
Используемые платформы: Учи.ру, электронное приложение к учебнику.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
(Л.: определяться со своей внутренней позицией, выводя ее на уровень положительного отношения к обучению).
- Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
(Дети произносят хором):
Мы не будем отвлекаться,
Будем очень мы стараться!
- Ребята, каждый раз мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. Пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам - научи другого!».
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднения
(Л.: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Р.: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки).
- Давайте выполним задание, которое предлагают нам на учебной платформе «Учи.ру». Подберите к слову «лесок» однокоренные слова.

- Назовите корень этих слов.
- Почему вы не выбрали слова «лиса»? Подберите теперь к нему однокоренные слова (лисичка, лисья).
- Так какие же слова называются однокоренными? (те, которые имеют общее значение и одинаковый корень).
- А какая форма слово «лес» схожа по звучанию со словом «лиса»? (леса).
- Как следует поступить, чтобы не ошибиться в написании? (надо изменить слово так, чтобы безударный звук стал ударным).
- Запишите в тетради (леса – лес, лиса – лисы).
Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
(Р.: уметь определять и формулировать цель урока, последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
П.: уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя; уметь добывать новые знания.
К.: уметь оформлять свои мысли в устной форме).
- Можно ли использовать другой способ проверки безударных гласных в словах? Догадались, какой? Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока.
- Сегодня нам предстоит открыть очень важные секреты, связанные с безударными гласными. Обратимся к электронному приложению.

- Прочитайте. Докажите, что на экране две цепочки однокоренных слов.
- Какое слово является проверочным в первой цепочке? Какую букву гласного звука вы проверяли? А во второй цепочке? Как же, оказывается, еще можно проверить безударные гласные в корнях слов? (можно подобрать однокоренное слово так, чтобы этот гласный стал ударным). Запишите эти цепочки; выделите корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
- Сколько способов проверки безударных гласных в корне слова мы теперь знаем? Назовите их (изменить форму или подобрать однокоренное слово). Как пишутся корни в однокоренных (родственных) словах? (одинаково). Откройте учебники на странице 50, прочитайте слова Самоварова.
Реализация построенного проекта
(Р.: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
П.: уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К.: уметь слушать и понимать речь других; корректировать оценивать действия партнера).
- А теперь давайте составим алгоритм проверки безударных гласных, которым будем пользоваться в дальнейшем (идет обсуждение в паре).
1. Читаю слово.
2. Определяю ударный слог.
3. Подбираю однокоренные слова или изменяю форму слова.
4. Пишу гласную.
ФИЗМИНУТКА
Гимнастика для глаз.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(П.: уметь высказывать своё предположение.
К.: уметь оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им).
- Давайте потренируемся подбирать проверочные слова и правильно писать буквы безударных гласных (комментированное письмо).
К..рмушка, скр..пит, цв..тной, позв..нить, с..лонка, н..чной.
- Назовите слова, которые обозначают предмет; признак; действие.
- Какой способ проверки использовали: подбирали родственное слово или изменяли форму слова? Докажите.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
(Р.: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок).
Самостоятельное выполнение №68 на с.51 (дети должны подобрать к данным словам родственные, одно из которых обозначает предмет, другое – признак; выделить корень, поставить ударение, обозначить орфограмму; подчеркнуть проверочные слова).
Самопроверка по слайду.
Летать – лётчик – лётный.
Светить – свет – светлый.
Зеленеть – зелень – зелёный.
Включение в систему знаний, повторение
(Л.: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
П.: уметь ориентироваться в своей системе знаний).
- Помогите паучку сплести паутину.
- Каким способом воспользовались, чтобы подобрать проверочные слова?

Рефлексия деятельности
(Р.: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
П.: рефлексия способов и условий действия.
Л.: уметь проводить самооценку).
- Назовите ключевые слова темы.
- Какую проблему решали на уроке?
- Чему научились?
- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
- Ребята, у вас на столе лежат листочки со шкалой успеха, отметьте, пожалуйста, свой результат.

9.Домашнее задание: из любой сказки выписать 7 слов с буквой безударного гласного звука, подобрать проверочные однокоренные слова.