№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный момент | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, что «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что урок пройдет интересно,увлекательно и плодотворно. | Приветствуют учителя. | УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу.\ |
2 | Актуализация знаний | Лексический диктант Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Слова с противоположным лексическим значением (антонимы). | Записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку. | Регулятивные (контроль, коррекция знаний). |
3. | Введение в тему | Предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…». Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… - Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься? - И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. 1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись). 2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись). Вывод: об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. | Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение. | УУД: Регулятивные (поиск и выделение информации). Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения). Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения). |
4. | Определение темы и целей урока. | - Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: Синонимы – это … (примеры) Синонимический ряд – это … (свои примеры) Роль синонимов в речи… | Формулируют тему и цель урока. | УУД: Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование). Познавательные (формулирование проблемы) |
5. | Открытие нового знания. | 1. Объяснение новой темы. Что же это за слова «синонимы»? Постараемся выяснить и дополнить наши знания. - Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек. Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом, хижина, курень, изба, хата коттедж, вилла). - Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами. Синонимы делают нашу речь разнообразной, богатой, выразительной. Слово "Синонимы" образовалось от греческого слова sinоnimos - "одинаковый, одноимённый" По-гречески часть "ним" означает "имя". Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др. Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения - "общность, совместимость" " . | Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод. | Проблемное объяснение нового материала. УУД: Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов. Познавательные (наблюдение, поиск информации). |
| | 2. Работа с текстом учебника. Чтение теоретического материала | Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы. | Познавательные (наблюдение, поиск информации). |
6. | Закрепление знания | Упр. 250 | Выполняют задание (коллективная работас с последующей самопроверкой). | Предметные Познавательные (общеучебные действия) Регулятивные (контроль) |
| | Работа в группах Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах). Где мы? Отгадайте Не море, не земля, Пароходы не плавают И ходить нельзя. (Болото). – На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдёте синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки) 1-я кочка (1-я группа) Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума. 2-я кочка (2-я группа) Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. 3-я кочка (3-я группа) Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться. Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, значит, закаленный. (Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ). – Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи). – Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные). – Что сильнее - метель или буран? – Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра) – Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга) На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться. – Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи) – Подберите глагол-синоним с корнем "печаль" (запечалиться) Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы? | Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает | Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения) Познавательные (поиск информации) Регуляьтвные (анализ текстов) |
| | Знакомство со «Словарём синонимов русского языка». Выразительное чтение отрывка из стихотворения С.Маршака «Вьюга». Вьюга снежная, пурга На пряди нам пряжи, Взбей пушистые снега Словно пух лебяжий. Вы, проворные ткачи – Вихри и метели. Дайте радужной парчи Для косматых елей. Учитель: - Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат. Выпишите синонимы в тетрадь. По словарю синонимов определите их лексическое значение. (Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющая снег носиться, кружиться в воздухе. Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах. Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении). | Рассматривают словари | Познавательные |
7. | | Знакомство с определением синонимического ряда -Перепишите синонимы в порядке усиления действия: 1. Большущий, исполинский, огромный, большой. 2. Божественный, красивый, роскошный, прекрасный. Группа синонимов - это синонимический ряд. Градация - группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного. Найдите в этом стихотворении слова-синонимы и составьте из них синонимические ряды. Что случилось в пятом классе? Что за шум здесь, что за гам? Скачут Таня, Витя, Саша, Прыгают Наташа с Машей. Засмеялись Толя с Пашей, Прыснули от смеха Даши, Захихикал и Захар. Мимо парт несётся Сонька, А за ней бежит Алёнка, Мчатся, никого не видя, Женька, Оля, Надя, Дима, И летят во весь опор Лена, Галя и Егор. А в сторонке, у окошка, Очень тихо, про себя, Учит правило, наверно, Ученик – отличник Гена. Что же здесь произошло? Это просто ПЕРЕМЕНА! Словом, всё здесь хорошо! | Выполняют задание, предложенное учителем Самопроверка выполненной работы. | Познавательные: (использование знако-символических средств) Регулятивные (контроль) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) |
8 | Физминутка | Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произносит учитель. Приятель-друг Противник-враг Шагать-идти Солдат-воин, Родник-ключ Доктор-врач Метель-вьюга, Холод-мороз, Мокрый- сырой, Вкусный- аппетитный, | Играют | Коммуникативные |
9 | Закрепление знаний (продолжение) | Определение роли синонимов в речи Лексическое упражнение «замени слово» Задание: заменить словами- синонимами выделенные слова в рассказах (нужные слова представлены в скобках) В. Бианки. Открыли (принесли) весну грачи. На всех проталинах появились их тёмные (черные) стаи. Зиму грачи (птицы) провели на юге нашей большой (необъятной, огромной) страны. По дороге (пути) они не раз попадали в жестокие (злые, сильные) метели. Многие птицы выбивались из сил (уставали) и погибали (умирали) в пути. Первыми долетели самые сильные (крепкие, выносливые) грачи. Теперь они расхаживают (бродят, гуляют) по дорогам и ковыряют своими крепкими носами (клювами) землю. Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы? Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок | Работают с текстом, делают выводы | Коммуникативные (постановка вопроса) Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова) Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы) |
| | Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже. 1) Партизаны отразили все ... противника. Вся природа ждала ... весны. (атака, наступление) 2) Учитель регулярно проводил ... с родителями. Он оплатил на почте ... по телефону. (беседа, разговор) 3) Из окна открывался красивый ... на море. ... в романах Тургенева играет важную роль. (вид, пейзаж). | Записывают предложения в тетради, вставляя слова в нужном падеже. Проводят взаимопроверку. | Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) Познавательные (постановка и решение проблемы) Коммуникативные (умение выражать свои мысли) |
| | Соедините линиями синонимы из разных колонок. Багрянец Своеобразие Схематизм Высказывание Несгибаемость Шаблонность Индивидуальность Стойкость Текст Скульптор Абзац Отступ Ваятель Пурпур | Задание выполняется на доске | Познавательные (постановка и решение проблемы) Коммуникативные (умение выражать свои мысли) |
8. | Контроль усвоения материала | Прочитайте стихотворение, найдите слова-синони мы. Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. (И. Токмакова) — Назовите слова-синонимы. (Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.) — На какой вопрос отвечают слова-синонимы? (Что делает?) — Что обозначают названные слова-синонимы? (Действие — это глаголы.) — Запишите синонимы. ОБРАЗЕЦ: Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет (что делает?) — это глаголы. — Как вы думаете, зачем в стихотворении употреблены слова-синонимы? На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей сухой и острой Набегает холодок. (Н. Некрасов) — Назовите слова-синонимы. (Рябой, пестрый.) — На какой вопрос отвечают слова-синонимы? (Какой?) — Что обозначают названные слова-синонимы? (Признак предмета — это имена прилагательные.) — Запишите синонимы. 2.Мини-тест Прочитай ряды слов. Обозначь синонимы. 1. Тепло, теплота, потеплело. 2. Знойный, жаркий, потеплело. 3. Горячий, жаркий, знойный. 4. Тепловатый, зной, обжигающий | Проводят самоанализ и взаимопроверку. | Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) |
9. | Итог урока | Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке. | Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке. | Регулятивные (самооценка) Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание) |
10. | Рефлексия | Ребята, продолжите предложения: 1.Сегодня на уроке мы повторили… 2.Мы узнали… 3.Научились … 4.Самым интересным мне показался тот момент, когда … 5.Трудным для меня стало… Синонимы – это … (примеры ..) Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями. Роль синонимов в речи… | Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Познавательные (рефлексия деятельности) Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Личностные (самоопределение, самооценка) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности) |
11 | Домашнее задание | Заполнить таблицу. | Записывают домашнее задание | Личностные |