СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Разработана в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе»

Технологическая карта урока.

Учитель: Шукова Мадина Хамидбиевна

Тема:  Синонимы, их роль в речи.

Цель урока:   дать понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи:  

обучающие: научить различать  синонимы с разными оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

воспитательные:  воспитывать любовь к слову.

Планируемые результаты:

личностные: формировать   интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления, уметь работать индивидуально и в группе, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять тему и цели урока, оценивать достигнутые результаты.

предметные:  расширить понятие о лексике русского языка;  обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная

 


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

               УУД

1.

Организационный  момент

 Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, что «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что урок пройдет интересно,увлекательно и плодотворно.

Приветствуют учителя.

УУД:

 личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу.\

2  

Актуализация знаний

Лексический диктант

 Все слова языка (лексика).                                                                                                                                                                                              

 Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).                                                                                            Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).                                                                                                     Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).                                                                                                                                 

Записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

3.

Введение в тему

Предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка  «Сказка про храброго зайца…».

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.             

1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).     

Вывод: об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение.

 

УУД:

Регулятивные (поиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).

4.

 Определение темы и целей урока.

 Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: 

Синонимы – это … (примеры)

Синонимический ряд – это … (свои примеры)

Роль синонимов в речи…                                                                                                                                                                                                         

Формулируют  тему и цель урока.

УУД:

Регулятивные (формулировать   тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы)

5.

Открытие нового знания.

1. Объяснение новой темы.

Что же это за слова «синонимы»?

Постараемся выяснить и дополнить наши знания.

Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек. 

Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом, хижина, курень,  изба, хата коттедж, вилла).

- Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами. Синонимы делают нашу речь разнообразной, богатой, выразительной.

Слово "Синонимы" образовалось от греческого слова sinоnimos - "одинаковый, одноимённый" 

По-гречески часть "ним" означает "имя".

Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др. Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения - "общность, совместимость"


"

.

 Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод.

Проблемное объяснение нового материала.

  УУД:

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов. 

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

 



2. Работа с текстом учебника. Чтение теоретического материала


Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы.

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

6.

Закрепление знания

  1. Упр.  250




Выполняют задание (коллективная работас с последующей самопроверкой).

Предметные

Познавательные (общеучебные действия)

Регулятивные (контроль)



  1. Работа в группах

Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).

Где мы? Отгадайте

Не море, не земля,

 Пароходы не плавают

 И ходить нельзя. (Болото).

– На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдёте синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки)

1-я кочка (1-я группа)

Бураны, вьюги и метели,

 Как много с ними канители,

 Как много шума, толкотни,

 Как надоели мне они! –

 Так проворчал мороз угрюмый

 И речку в лед сковал без шума.

2-я кочка (2-я группа)

Зябнет осинка,

 Дрожит на ветру,

 Стынет на солнышке,

 Мерзнет в жару.

3-я кочка (3-я группа)

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

 Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

 Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

 Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).

– Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).

– Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).

– Что сильнее - метель или буран?

– Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра)

– Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга)

На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

– Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)

– Подберите глагол-синоним с корнем "печаль" (запечалиться)

Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает

Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения)

Познавательные (поиск информации)

Регуляьтвные (анализ текстов)



  1. Знакомство со «Словарём синонимов русского языка».

Выразительное чтение отрывка из стихотворения С.Маршака «Вьюга».

Вьюга снежная, пурга
На пряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели.
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.

Учитель:

- Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат. Выпишите синонимы в тетрадь. По словарю синонимов определите их лексическое значение.

(Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющая снег носиться, кружиться в воздухе.

Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах.

Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении).


Рассматривают словари

Познавательные

7.

 

  1. Знакомство с определением синонимического ряда

  2. -Перепишите синонимы в порядке усиления действия:

1. Большущий, исполинский, огромный, большой.

2. Божественный, красивый, роскошный, прекрасный.

Группа синонимов - это синонимический ряд.

Градация - группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.

 Найдите в этом стихотворении слова-синонимы и составьте из них синонимические ряды. 

Что случилось в пятом классе?

Что за шум здесь, что за гам?

Скачут Таня, Витя, Саша,

Прыгают Наташа с Машей.

Засмеялись Толя с Пашей,

Прыснули от смеха Даши,

Захихикал и Захар.

Мимо парт несётся Сонька,

А за ней бежит Алёнка,

Мчатся, никого не видя,

Женька, Оля, Надя, Дима,

И летят во весь опор

Лена, Галя и Егор.

А в сторонке, у окошка,

Очень тихо, про себя,

Учит правило, наверно,

Ученик – отличник Гена.

Что же здесь произошло?

Это просто ПЕРЕМЕНА!

Словом, всё здесь хорошо! 

 


Выполняют задание, предложенное учителем Самопроверка выполненной работы.

 Познавательные:

 (использование знако-символических средств)  

Регулятивные

(контроль)   

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

8

Физминутка

Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произносит учитель.

Приятель-друг

Противник-враг

Шагать-идти

Солдат-воин,       

Родник-ключ

Доктор-врач

Метель-вьюга,

Холод-мороз,

Мокрый- сырой,  

Вкусный- аппетитный,

Играют

Коммуникативные

9

Закрепление знаний (продолжение)

Определение роли синонимов в речи

Лексическое упражнение «замени слово»

Задание: заменить словами- синонимами выделенные слова в рассказах (нужные слова представлены в скобках)



В. Бианки.

Открыли (принесли) весну грачи. На всех проталинах появились их тёмные (черные) стаи. Зиму грачи (птицы) провели на юге нашей большой (необъятной, огромной) страны. По дороге (пути) они не раз попадали в жестокие (злые, сильные) метели. Многие птицы выбивались из сил (уставали) и погибали (умирали) в пути. Первыми долетели самые сильные (крепкие, выносливые) грачи. Теперь они расхаживают (бродят, гуляют) по дорогам и ковыряют своими крепкими носами (клювами) землю.

Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы?                                                                                                                                 Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок                                                                                                                                                                                              

Работают с текстом, делают выводы

Коммуникативные (постановка вопроса)

Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)



  1. Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Партизаны отразили все ... противника.

    Вся природа ждала ... весны.

    (атака, наступление)

2) Учитель регулярно проводил ... с родителями.

    Он оплатил на почте ... по телефону.

    (беседа, разговор)

3) Из окна открывался красивый ... на море.

    ... в романах Тургенева играет важную роль.

    (вид, пейзаж).  





Записывают предложения в тетради, вставляя слова в нужном падеже. Проводят взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

Познавательные (постановка и решение проблемы)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)



  1. Соедините линиями синонимы из разных колонок.

Багрянец                                Своеобразие                                    

Схематизм                                 Высказывание

Несгибаемость                      Шаблонность

Индивидуальность               Стойкость

Текст                                      Скульптор

Абзац                                     Отступ                

Ваятель                                  Пурпур

Задание выполняется на доске

Познавательные (постановка и решение проблемы)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

8.

Контроль усвоения материала

Прочитайте стихотворение, найдите слова-синони­
мы.

Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару.

(И. Токмакова)

— Назовите слова-синонимы. (Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)

— На какой вопрос отвечают слова-синонимы? (Что делает?)

— Что обозначают названные слова-синонимы? (Дейст­вие — это глаголы.)

— Запишите синонимы.

ОБРАЗЕЦ: Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет (что де­лает?) — это глаголы.

— Как вы думаете, зачем в стихотворении употреблены
слова-синонимы?

На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей сухой и острой Набегает холодок.

(Н. Некрасов)

— Назовите слова-синонимы. (Рябой, пестрый.)

— На какой вопрос отвечают слова-синонимы? (Какой?)

— Что обозначают названные слова-синонимы? (Признак
предмета 
— это имена прилагательные.)

— Запишите синонимы.

2.Мини-тест

Прочитай ряды слов. Обозначь синонимы.

1. Тепло, теплота, потеплело.

2. Знойный, жаркий, потеплело.

3. Горячий, жаркий, знойный.

4. Тепловатый, зной, обжигающий


Проводят самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

9.

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные (самооценка)

Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание)

10.

Рефлексия

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Синонимы – это … (примеры ..)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями. 

Роль синонимов в речи…                                                                                                                                                                                                         

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные  (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

  

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности)

11

 Домашнее задание

Заполнить таблицу.

Записывают домашнее задание

Личностные

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!