1.Орг. момент Цель: создать эмоционально-положительную обстановку, обеспечить организованное начало урока | -Встали, подровнялись. Здравствуйте ребята. Сейчас у нас будет урок русского языка. -Открыли тетради, написали число, классная работа. | Дети приветствуют учителя | |
2.Актуализация знаний 3.Самоопределение к деятельности | -Ребята, давайте вспомним орфограммы. Запишем предложение и обозначим в нем орфограммы. Снег одел в пушистые рукавицы кусты и деревья. -Найди главные члены предложения и подпиши части речи. -Посмотрите на предложения. Наступила весна. Ребята пришли. Солнце светит. - Что вы можете сказать об этих предложениях? - Сравните имена существительные в предложениях. Чем они похожи? - Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? -Отгадайте загадку: Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы кто? И что? Ни с чем не спутает никто. - Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? | Один ребенок работает у доски, все остальные у себя в тетрадях. Простые, нераспространенные предложения Стоят в именительном падеже В предложении они являются подлежащими Именительный падеж Познакомимся с особенностями именительного падежа, будем определять падеж существительных. | |
| -Правильно, давайте откроем учебник на странице 42, упражнение 74. Запишем предложения, объясняя орфограммы. Работаем по цепочке. Ночью был буран. Ветер гудел в трубе. Жёсткий снег взвивался вихрем. Утром Таня подошла к окну. Белая вьюга кружила над деревней. -А теперь назовем имена существительные, которые стоят в именительном падеже. - Каким членом предложения являются эти существительные? - В тексте есть синонимы, давайте найдём их. - Кто мне скажет, какие слова можно назвать синонимами? -Правильно, найдите мне пары синонимов в тексте. -Молодцы, ниже есть сведение о языке, давайте его прочитаем. - Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? | Разделительный мягкий знак Словарное слово Парн.согл. в корне сл. (жёсток),парн.согл. на конце слова (снега) Раздел. мягк. знак, жи-ши пишем с «и». Буран, ветер, снег, Таня, вьюга. Подлежащим Слова разные по написанию, но схожие по значению. Буран-вьюга, ветер- вихрь В предложении они являются подлежащим и никогда не употребляются с предлогами | |
5. Закрепление | - Продолжаем работу, упр. 75. -Прочитаем задание. - Ребята, я вам предлагаю поработать в парах и выполнить это упражнение самостоятельно. Составляем предложения, подчеркиваем главные. члены предложения и указываем падеж выделенных имен существительных. Кто всё выполнит, показывает мне, что готовы ответить. - Проверяем. -Первое предложение. -Правильно, второе предложение. -Проверяем третье предложение. -И четвертое предложение. -Молодцы, вы справились с заданием. | Учащиеся в парах выполняют задание Следы привели охотника на полянку. Следы - подлежащее, привели сказуемое, следы – им.п. По ней разгуливал рябчик. Рябчик – подлежащее, разгуливал – сказуемое. Рябчик – им.п. Из-под снега торчали кустики брусники. Кустики- подлежащее, торчали – сказуемое. Кустики – им.п. Лесной петушок склевывал последние ягодки. Петушок – подлежащее, склевывал – сказуемое. Петушок – им.п. | |
| -Теперь выполним упражнение 76. -Прочитаем стихотворение. -Определите падеж выделенных имен существительных. На какие вопросы они отвечают? -Правильно, а сейчас давайте проверим вашу внимательность и запишем первое четверостишие по памяти. Ещё раз прочитаем . Прочитайте про себя. Закрываем учебники и пишем четыре строчки наизусть. -Посмотрите на доску и проверьте. | Денёк – что? им.п., цветок-огонек – что? им.п., лепестки – что? им.п., огоньки – что? им.п. Учащиеся записывают по памяти четверостишие. | |
7. Рефлексия | - Как вы понимаете смысл пословицы: «Труд кормит , а лень портит»? -Давайте подведем итог урока. -Чем мы занимались сегодня на уроке? -Что нового вы узнали из правила? -На слайде вы видите 3 смайлика, выберите, тот который соответствует вам на нашем уроке и объясните почему вы сделали такой выбор. | Если человек не старается, то ничего в жизни он не добьется. Существительные труд и лень стоят в именительном падеже и являются подлежащими в предложении. Что имя существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и никогда не употребляется с предлогом. Учащиеся высказывают своё мнение об уроке. | |