СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Безударная гласная в корне слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Безударная гласная в корне слова»»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



ПРОВЕРИЛ

________/ __________

« » ________ 2023 г.





Технологическая карта урока по русскому языку на тему:

«Безударная гласная в корне слова»


Выполнила:

студентка Ш-31 группы

Пучко Дарья Дмитриевна


Ейск, 2023

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Предмет: Русский язык

Тема: «Безударная гласная в корне слова»

Тип урока: Комбинированный урок

Цель: способствовать развитию умения различать в корне слова безударный гласный звук, требующий проверки.

Задачи:

Образовательная: способствовать развитию умения изменять форму слова и подбирать однокоренные слова с ударным гласным, объяснять написание слов с пропущенными буквами; создать условия для определения, на какой вопрос отвечают проверяемое, проверочное слово.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь, расширять кругозор.

Воспитательная: воспитание положительной мотивации к учению, любовь к родному языку.

Планируемые результаты:

Личностные:

Л1: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Л2: развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

Л3: проявлять самостоятельность, личную ответственность.

Метапредметные:

Коммуникативные:

К1: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;

К2: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

К3: корректно и аргументировано высказывать своё мнение.

Регулятивные:

Р1: планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий;

Р2: устанавливать с помощью учителя причины успеха / неудач при выполнении заданий по русскому языку;

Р3: ответственно выполнять свою часть работы.

Познавательные:

П1: формулировать познавательную цель, выделять необходимую информацию;

П2: анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

П3: контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Предметные:

П1: определять безударный гласный звук в слове и его место в слове;

П2: находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять;

П3: подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова.

Оборудование: презентация; учебник по русскому языку; рабочая тетрадь; дневник; пенал; карточки.

Ход урока:



Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Формы организации учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

  1. Мотивационно-целевой

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Дарья Дмитриевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Сели все правильно, подвинули стульчики так чтобы между столом проходил кулачок, подровняли спинки, проверили порядок на своём рабочем месте. Проверьте вашу готовность к уроку. У вас на столах должны лежать учебник по русскому языку, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

- Поднимите руку у кого лежат данные принадлежности на столах?

- Прозвенел опять звонок

Он зовёт нас на урок.

На уроке не зевать

А работать и писать!

- Откройте тетради, отступите 2 строчки от предыдущей работы, посмотрите на доску, запишите число и «Классная работа».

- Подчеркните зелёной ручкой орфограммы в слове ноябрь.


- А какие орфограммы встречаются в словах «классная» и «работа»?


- Подчеркните их.

- Проведем разминку для пальцев «Пальцы здороваются».

Идут четыре брата,

Навстречу им большой.

- Здорово, большак!

- Здорово!

Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка, крошка-Тимошка!

Проводит минутку чистописания.

- Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою.

Ручку я вот так держу

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Запись букв а, о, и, е через запятую.

- Подчеркните зеленой ручкой буквы, которые получились лучше остальных.

- Отгадайте загадку:
В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает,
Клонится к земле лоза.
Начинается …

- Выполните звукобуквенный разбор слова гроза (один человек работает у доски, остальные в рабочих тетрадях).











- Кто согласен с разбором на доске, поставьте руку на локоток.

- Нарисуйте цветную звуковую схему (один человек работает у доски, остальные в рабочих тетрадях).

- Кто согласен с нарисованной схемой на доске, поставьте руку на локоток.

- На что обратили внимание в слове гроза? Есть ли в этом слове опасное место?

Фронтальная.

Приветствуют учителя.




Внимательно слушают учителя и выполняют все его требования. Готовят свое рабочее место.










Эмоционально настраиваются на урок.



Открывают тетради, записывают число, «Классная работа».


Подчеркивают орфограммы.

- Ноябрь (О - безударная гласная, следует запомнить).

- Двойная буква «с» в слове «классная».

- Безударная непроверяемая буква «а» в слове «работа».

Подчеркивают буквы.

Проводят разминку для пальцев.








Проводят минуту чистописания.









Подчеркивают буквы.







- Гроза.

В слове 2 слога гро-за, ударение ставится на 2-й слог, на букву а - гроза́.

транскрипция слова - [граза]

г - [г] - согласный, парный звонкий, парный твёрдый

р - [р] - согласный, сонорный, парный твёрдый

о - [а] - гласный, безударный

з - [з] - согласный, парный звонкий, парный твёрдый

а - [а] - гласный, ударный

Слово гроза содержит 5 букв, 5 звуков.

Проверяют, при необходимости вносят корректировки.

Рисуют цветную звуковую схему.



Проверяют, при необходимости вносят корректировки.

- Обратили внимание, что написание безударной гласной в корне расходится с произношением. В слове есть опасное место.

Л1.

К2;

Р1;

Р3.

П2.

  1. Актуализация опорных знаний

- Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня?


- Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?

- Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?

- Как можно проверить безударный гласный звук?

- Повторите правило.

Фронтальная.

- Сегодня на уроке мы будем учиться подбирать проверочные слова.

- Знакома.


- Мы должны повторить правописание безударных гласных в корне слова.

- Чтобы проверить безударный гласный звук в корне слова надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы гласный стал ударным! Ударный и безударный звук в корне пишется одинаково.

Л2.

К1;

П1.


П1.

  1. Изучение нового материала


- Выполните упр. 141 в учебнике.

- Прочитайте.

- Спишите. Подчеркните в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

- Какой способ проверки безударных гласных использовали?

- Прочитайте и вспомните правило ниже.

- Прочитайте пары слов на слайде:

К…рмушка - кормит

Цв…ток - цвет

Св…сток - свист

- Какие это слова? Почему?

- Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы.

- Объясните. Какой способ подбора проверочных слов использовали?

- Обратите внимание и прочитайте правило внизу на с. 93.

- Теперь давайте немного поиграем. Я вам приготовила карточки. На разных карточках будут пары слов, одно из которых проверочное, другое проверяемое. Ваша задача вытянуть по одной карточке и найти свою пару. Когда вы найдете свою пару, вам с напарником надо выйти к доске и записать пару слов (кормить, корм, дожди, дождь, снег, снега, глаз, глаза, грачи, грач, столы, стол).

- А теперь откройте свои учебнике на странице 96-й.

- Внизу страницы вы увидите правило, прочитайте его, проверим свои предположения.

Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

а) изменить форму слова: моря - море, у моря

б) подобрать однокоренное слово: трава - травка, зелёный - зелень, так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.

- Какими способами можно подобрать проверочное слово для слова с безударным гласным в корне? 

- В проверочных и проверяемых словах гласные в ударном и безударном слогах корни, пишутся? 

- Итак, можно сделать вывод, что для того, чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой  безударного гласного звука в корне, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным и что в проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.

Физминутка:

- А теперь ребята давайте с вами немного отдохнём. Отложите ваши ручки и тетрадки.

- Встаньте и выйдите из-за ваших парт, слушаем меня очень внимательно.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру, летает - не летает.

- Если мною называемый объект летает, то вы поднимаете руки вверх, а если

не летает, то приседаете.

- Итак, слушайте меня внимательно мы начинаем.

Слова: ласточка, воробей, стул, самолёт, ручка, бабочка, лиса, журавль, книга, пианино, стрекоза.

Фронтальная.

Выполняют упр.141.


Читают

Списывают стихотворение, подчеркивают буквы.


- Подбирали проверочное слово с ударным слогом.


Читают правило.


Читают пары слов.





- Слова, которые имеют общий корень и близки по смыслу, называются однокоренными.

- Подбирали проверочное слово с ударным слогом.

Читают правило.



Участвуют в игре.














Открывают учебники на с. 96.


Читают правило.


















- Можно изменить форму слова или подобрать однокоренные слова.


- В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.














Выполняют физминутку.

Л2.

К1;

К3;

Р1;

П2.

П3.

  1. Самоконтроль

- Откройте свои учебники на странице 98-ой, смотрим на номер 150-й.

- Прочитайте, что необходимо сделать в упражнении. 

1. .. - ск..ла, .. - стр..ла, .. - н..ра, .. - сп..на, .. - пл..чо, .. - стр..на,

.. - ч..сло, .. - в..лна, .. - ..кно, .. - п..сьмо, .. - к..са, .. - тр..ва, .. - г..ра.

2. .. - сл..ва, .. - н..жи, .. - сн..га, .. - в..нты, .. - хл..ба, .. - п..ля, .. - сл..ды, .. - ств..лы, .. - стр.жи, .. - р..ды.

- Записываем в свои рабочие тетради упражнение 150-е.

- Работаем по алгоритму – для вас он представлен на карточке.

Алгоритм работы со словом.

1. Прочитай слово.
2. Поставь ударение.
3. Выдели корень.
4. Найди проверочное слово: измени слово и подбери однокоренные слова.
5. Напиши слово, вставь букву.
6. Обозначь орфограмму.

- Смотрим на первую группу и видим, что необходимо подобрать проверочное слово во множественном числе.

- В слове скала пропущена безударная гласная буква в корне слова а, теперь подберём к нему проверочное слово. 

Стрелы - стрела, норы - нора, спины - спина, плечи - плечо,

страны - страна, числа - число, волны - волна, окна - окно,

письма - письмо, косы - коса, травы - трава, горы - гора.

- Смотрим на вторую группу и видим, что необходимо подобрать проверочное слово в единственном числе.

- В слове «слова» пропущена безударная гласная в корне слова буква о, теперь подберём к нему проверочное слово.

Нож - ножи, снег - снега, винт - винты, хлеб - хлеба, поле - поля,

след - следы, ствол - стволы, стриж - стрижи, род - роды.

- Итак, можно сделать вывод, что для чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, необходимо просто изменить форму данного слова, так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

Индивидуальная

Открывают учебники на с. 98.



- Прочитать и записать пары слов, подобрать к каждому слову проверочное слово по образцу и соединить линией буквы, которыми обозначены ударный и безударный гласные звуки в корне форм одного и того же слова.




Записывают в тетрадь.

















- Скалы.














- Слово.

Л2;

Л3.

Р3;

Р2.

П3.

  1. Рефлексия учебной деятельности

- Итак, подведём итоги сегодняшнего урока.

- Какую цель мы ставили в начале урока? 




- Какое слово является поверочным? 

- А как правильно подбирать проверочное слово? 

- Сколько способов подбора проверочных слов с безударными гласными?

- А сейчас каждый возьмёт в руки свой светофор и раскрасит тот цвет, который, как вы думаете, нужен вам.

- Я напоминаю вам, что красный - мне надо быть внимательнее, жёлтый - у меня не все получилось, но я старался и зелёный - мне все понятно. Теперь поднимите и покажите мне свои светофоры.

- Спасибо за урок. До свидания!

Фронтальная.



- Научиться находить орфограмму с безударной гласной и правильно подбирать проверочное слово разными способами.

- Слово с ударным гласным в корне.

- Чтобы безударная гласная была под ударением.

- Два, изменить форму слова и подобрать однокоренное слово.






Проводят рефлексию.







- До свидания!

Л2.

П3.

П1.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!