Мотивационно-целевой | - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Дарья Дмитриевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. - Сели все правильно, подвинули стульчики так чтобы между столом проходил кулачок, подровняли спинки, проверили порядок на своём рабочем месте. Проверьте вашу готовность к уроку. У вас на столах должны лежать учебник по русскому языку, рабочая тетрадь, пенал, дневник. - Поднимите руку у кого лежат данные принадлежности на столах? - Прозвенел опять звонок Он зовёт нас на урок. На уроке не зевать А работать и писать! - Откройте тетради, отступите 2 строчки от предыдущей работы, посмотрите на доску, запишите число и «Классная работа». - Подчеркните зелёной ручкой орфограммы в слове ноябрь. - А какие орфограммы встречаются в словах «классная» и «работа»? - Подчеркните их. - Проведем разминку для пальцев «Пальцы здороваются». Идут четыре брата, Навстречу им большой. - Здорово, большак! - Здорово! Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка, крошка-Тимошка! Проводит минутку чистописания. - Я тетрадь свою открою, И наклонно положу. Я друзья от вас не скрою. Ручку я вот так держу Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. Запись букв а, о, и, е через запятую. - Подчеркните зеленой ручкой буквы, которые получились лучше остальных. - Отгадайте загадку: В небе молния сверкает, Гром в раскатах громыхает, Клонится к земле лоза. Начинается … - Выполните звукобуквенный разбор слова гроза (один человек работает у доски, остальные в рабочих тетрадях). - Кто согласен с разбором на доске, поставьте руку на локоток. - Нарисуйте цветную звуковую схему (один человек работает у доски, остальные в рабочих тетрадях). - Кто согласен с нарисованной схемой на доске, поставьте руку на локоток. - На что обратили внимание в слове гроза? Есть ли в этом слове опасное место? | Фронтальная. | Приветствуют учителя. Внимательно слушают учителя и выполняют все его требования. Готовят свое рабочее место. Эмоционально настраиваются на урок. Открывают тетради, записывают число, «Классная работа». Подчеркивают орфограммы. - Ноябрь (О - безударная гласная, следует запомнить). - Двойная буква «с» в слове «классная». - Безударная непроверяемая буква «а» в слове «работа». Подчеркивают буквы. Проводят разминку для пальцев. Проводят минуту чистописания. Подчеркивают буквы. - Гроза. В слове 2 слога гро-за, ударение ставится на 2-й слог, на букву а - гроза́. транскрипция слова - [граза] г - [г] - согласный, парный звонкий, парный твёрдый р - [р] - согласный, сонорный, парный твёрдый о - [а] - гласный, безударный з - [з] - согласный, парный звонкий, парный твёрдый а - [а] - гласный, ударный Слово гроза содержит 5 букв, 5 звуков. Проверяют, при необходимости вносят корректировки. Рисуют цветную звуковую схему. Проверяют, при необходимости вносят корректировки. - Обратили внимание, что написание безударной гласной в корне расходится с произношением. В слове есть опасное место. | Л1. | К2; Р1; Р3. | П2. |
Изучение нового материала | - Выполните упр. 141 в учебнике. - Прочитайте. - Спишите. Подчеркните в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки. - Какой способ проверки безударных гласных использовали? - Прочитайте и вспомните правило ниже. - Прочитайте пары слов на слайде: К…рмушка - кормит Цв…ток - цвет Св…сток - свист - Какие это слова? Почему? - Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. - Объясните. Какой способ подбора проверочных слов использовали? - Обратите внимание и прочитайте правило внизу на с. 93. - Теперь давайте немного поиграем. Я вам приготовила карточки. На разных карточках будут пары слов, одно из которых проверочное, другое проверяемое. Ваша задача вытянуть по одной карточке и найти свою пару. Когда вы найдете свою пару, вам с напарником надо выйти к доске и записать пару слов (кормить, корм, дожди, дождь, снег, снега, глаз, глаза, грачи, грач, столы, стол). - А теперь откройте свои учебнике на странице 96-й. - Внизу страницы вы увидите правило, прочитайте его, проверим свои предположения. Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо: а) изменить форму слова: моря - море, у моря б) подобрать однокоренное слово: трава - травка, зелёный - зелень, так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково. - Какими способами можно подобрать проверочное слово для слова с безударным гласным в корне? - В проверочных и проверяемых словах гласные в ударном и безударном слогах корни, пишутся? - Итак, можно сделать вывод, что для того, чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным и что в проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково. Физминутка: - А теперь ребята давайте с вами немного отдохнём. Отложите ваши ручки и тетрадки. - Встаньте и выйдите из-за ваших парт, слушаем меня очень внимательно. - Сейчас мы с вами поиграем в игру, летает - не летает. - Если мною называемый объект летает, то вы поднимаете руки вверх, а если не летает, то приседаете. - Итак, слушайте меня внимательно мы начинаем. Слова: ласточка, воробей, стул, самолёт, ручка, бабочка, лиса, журавль, книга, пианино, стрекоза. | Фронтальная. | Выполняют упр.141. Читают Списывают стихотворение, подчеркивают буквы. - Подбирали проверочное слово с ударным слогом. Читают правило. Читают пары слов. - Слова, которые имеют общий корень и близки по смыслу, называются однокоренными. - Подбирали проверочное слово с ударным слогом. Читают правило. Участвуют в игре. Открывают учебники на с. 96. Читают правило. - Можно изменить форму слова или подобрать однокоренные слова. - В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково. Выполняют физминутку. | Л2. | К1; К3; Р1; П2. | П3. |
Самоконтроль | - Откройте свои учебники на странице 98-ой, смотрим на номер 150-й. - Прочитайте, что необходимо сделать в упражнении. 1. .. - ск..ла, .. - стр..ла, .. - н..ра, .. - сп..на, .. - пл..чо, .. - стр..на, .. - ч..сло, .. - в..лна, .. - ..кно, .. - п..сьмо, .. - к..са, .. - тр..ва, .. - г..ра. 2. .. - сл..ва, .. - н..жи, .. - сн..га, .. - в..нты, .. - хл..ба, .. - п..ля, .. - сл..ды, .. - ств..лы, .. - стр.жи, .. - р..ды. - Записываем в свои рабочие тетради упражнение 150-е. - Работаем по алгоритму – для вас он представлен на карточке. Алгоритм работы со словом. 1. Прочитай слово. 2. Поставь ударение. 3. Выдели корень. 4. Найди проверочное слово: измени слово и подбери однокоренные слова. 5. Напиши слово, вставь букву. 6. Обозначь орфограмму. - Смотрим на первую группу и видим, что необходимо подобрать проверочное слово во множественном числе. - В слове скала пропущена безударная гласная буква в корне слова а, теперь подберём к нему проверочное слово. Стрелы - стрела, норы - нора, спины - спина, плечи - плечо, страны - страна, числа - число, волны - волна, окна - окно, письма - письмо, косы - коса, травы - трава, горы - гора. - Смотрим на вторую группу и видим, что необходимо подобрать проверочное слово в единственном числе. - В слове «слова» пропущена безударная гласная в корне слова буква о, теперь подберём к нему проверочное слово. Нож - ножи, снег - снега, винт - винты, хлеб - хлеба, поле - поля, след - следы, ствол - стволы, стриж - стрижи, род - роды. - Итак, можно сделать вывод, что для чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, необходимо просто изменить форму данного слова, так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. | Индивидуальная | Открывают учебники на с. 98. - Прочитать и записать пары слов, подобрать к каждому слову проверочное слово по образцу и соединить линией буквы, которыми обозначены ударный и безударный гласные звуки в корне форм одного и того же слова. Записывают в тетрадь. - Скалы. - Слово. | Л2; Л3. | Р3; Р2. | П3. |
Рефлексия учебной деятельности | - Итак, подведём итоги сегодняшнего урока. - Какую цель мы ставили в начале урока? - Какое слово является поверочным? - А как правильно подбирать проверочное слово? - Сколько способов подбора проверочных слов с безударными гласными? - А сейчас каждый возьмёт в руки свой светофор и раскрасит тот цвет, который, как вы думаете, нужен вам. - Я напоминаю вам, что красный - мне надо быть внимательнее, жёлтый - у меня не все получилось, но я старался и зелёный - мне все понятно. Теперь поднимите и покажите мне свои светофоры. - Спасибо за урок. До свидания! | Фронтальная. | - Научиться находить орфограмму с безударной гласной и правильно подбирать проверочное слово разными способами. - Слово с ударным гласным в корне. - Чтобы безударная гласная была под ударением. - Два, изменить форму слова и подобрать однокоренное слово. Проводят рефлексию. - До свидания! | Л2. | П3. | П1. |