- Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»;
- Оценочные листы, таблица для групповой работы.
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Орг.момент. Цель - проверка готовности к уроку; мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Громко прозвенел звонок Начинаем наш урок. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей | Регулятивные: -нацеливать на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. |
II. Постановка учебной задачи, создание мотивации. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | - Во время нашего урока мы будем собирать “секреты”в рюкзак знаний, которые помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания на уроке. Вы должны быть дружными, активными, внимательными. Готовы к новым знаниям? -Отлично! Тогда начинаем наш урок. Подготовка руки к письму: - Откройте тетради, запишите число и классная работа. | Рассматривают изображение Отвечают на вопросы Слушают учителя Выполняют массирование руки и пальцев массажёром суджок. Записывают в тетрадь число. | |
III. Чистописание Цель - отработка каллиграфического написания определённых букв; выход на тему урока | Фронтальная, индивидуальная. | - Ребята, а с чего мы начинаем урок русского языка? (с минуты чистописания) -Давайте вспомним, что мы отрабатываем на чистописании? (наклон, высоту и ширину элементов букв, расстояния между словами и соединения букв). Правописание строчных букв. Демонстрирует учащимся буквы – ркнь (прописные). - Пропишите данные буквы до конца строки. - Оцените соседа по парте по образцу. - Кто может похвалить соседа? И за что? - Данные буквы потеряли гласные буквы. Какие гласные убежали из слова? - Какое слово получилось? | Отвечают на вопросы. Прописывают каллиграфически правильно буквы в тетради по образцу. Обмениваются тетрадями и ставят «+» под правильно написанной буквой) Оценивание соседа по парте. Дополняют буквы гласными, получают и записывают слово «корень». | Регулятивные: - контролировать свои действия; -оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
IV. Актуализация знаний Цель - подведение детей к самостоятельному выводу Создание проблемной ситуации | Фронтальная. Словесный. Беседа | - Ребята, что такое корень, у чего может быть? - Мы знаем, если нам слово не понятно, мы можем обратиться к кому? или чему? - Правильно, мы обращаемся: - к взрослым, - к источникам информации (словарям), - можем посмотреть в интернете. - Сейчас, три пары поработают со словарями и найдут информацию в словарях, лексическое значение слова – корень. - Ребята работают со словарями, а с остальными мы будем работать с пословицей. - Как вы понимаете эту пословицу: Дерево держится корнями, а человек друзьями. Благодаря корневой системе оно питается и не падает. У человека нет корней в прямом смысле. А вот в переносном - есть. Ими названы друзья. Нельзя не согласиться. Хороший друг держит крепче самого толстого корня. -Давайте послушаем ответы ребят, которые работали со словарями. - Какой можно сделать вывод? Вывод: слово корень имеет много лексических значений. Пополним наш рюкзак первым «секретом». Корень - многозначное слово. (на доску к рюкзаку вывешивается 1 «секрет») Работа в группе: - Ребята, давайте поработаем в группе и заполним таблицу. - Вспомним правила работы в группе. - Перед вами таблица. Послушайте алгоритм работы: Выслушайте мнение каждого. Заполнить таблицу. Ответить. Командиру команды надо заполнить оценочный лист на команду. | Корень растения | Корень зуба | Корень слова | Где находится? | | | | Для чего нужен? | | | | - Кто полностью заполнил таблицу? - Что вызвало у вас затруднение? - Что мы с вами не знаем? - Хотите узнать? - Какая тема нашего урока? Что такое корень слова? -Сравним, как звучит эта тема в учебнике. Откройте учебник на странице 61. | Воспринимают вопросы учителя на слух. Правильно строят ответы, привлекая имеющиеся знания. Работа со словарями. Внимательно слушают и высказывают свое мнение. Чтение информации из словаря. Делают вывод из источников информации. Перечисляют правила работы в группе. Слушают алгоритм работы Слушают мнение каждого человека. Совещаются. Заполняют таблицу. Выявляют затруднение в заполнении столбца «корень слова». Составляют связный ответ. Отвечают по таблице. | Личностные: - применять правила поведения в сотрудничестве. Регулятивные: -принимать и удерживать учебную задачу; -контролировать свои действия и действия другого. Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного. Коммуникативные: - принимать правила общения, оказывать взаимопомощь во взаимодействии; -высказывать собственное мнение. |
V. Постановка учебной задачи Цель - подведение детей к самостоятельному выводу | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа, сообщение учителя | – Какие вопросы у вас возникают? Что вы хотели бы узнать? - Какие цели можем поставить на урок? Что узнаете? Чему научитесь? | Отвечают на вопросы. Формулируют цели. | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
VI. Физминутка | Коллективная. Практический | | Выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
VII. Усвоение новых знаний Цель – первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Послушайте сказку: Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала. (На доске появляется «дерево», на нём вместо ветвей однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.) - Какая часть в слове повторяется? (сад) Что общего во всех словах? (общий смысл, близкое значение) — А попробуйте прочитать только общую часть. — Закройте общую часть и прочитайте оставшиеся части. — Ясен ли смысл слов? — Какой же мы сделаем вывод? - Так вот ребята, общая часть слова – это корень слова. — Корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова. Он «хранит» общее значение однокоренных слов. – Запишите эти слова. (3) (один учащийся пишет на доске) - Выделите корень. - Давайте прочитаем, что нам говорит автор учебника, что такое корень слова? Пополним наш рюкзак следующим «секретом». Корень- это главная часть слова. Корень выделяем на письме (дугой). Родственные слова – однокоренные слова. | Слушают. Читают. Отвечают на вопросы. Находят общую часть. Читают. Делают вывод. Читают. Подводят итог, вывод. Списывают, выделяют корень Чтение правила с учебника. Сравнение | Устанавливают причинно-следственные связи. Анализируют, сравнивают, обобщают. Находят и выделяют корень |
VIII. Закрепление знаний | Словесный, наглядный, практический | Чтение сказки Игра «Три дерева» - Осенний ветер унёс листья с деревьев оставив их на ваших партах. А на деревьях было всего лишь по одному листику. Давайте, поможем деревьям. - Что нужно сделать? (На деревьях – листья: вода, рыба, лес. У детей «листья» - однокоренные слова: водичка, водичка, водный, водяной, водянистый, водица, подводный, водоём; лесник, лесной, лесничий, лесок, лесничий, лесовик, лесничество, лесочек, лесовичок; рыбка, рыбонька, ٠ рыбный, рыбацкий, рыболов, рыбак, рыбачить, рыбачка, рыболовный, рыбий, рыбалка, безрыбье. Дети к каждому дереву приносят соответствующие листья, объясняют почему). | Слушают условия игры. Рассматривают рисунки, Отвечают на поставленный вопрос. Делают вывод. Вывешивают на соответвующее дерево слова-листочки. | Регулятивные: - принимать и удерживать учебную задачу; -контролировать свои действия и действия другого; Познавательные: - находить необходимую информацию Коммуникативные: - высказывать собственное мнение |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель – фиксация нового содержания урока, организация рефлексии собственной учебной деятельности. | Фронтальная. Индивидуальная Словесный. Беседа | - Давайте посмотрим на наш рюкзак знаний. Что мы принесли в своем рюкзаке? И сделаем общий вывод, что мы узнали о корне. 1. корень –это многозначное слово. 2. корень – это главная часть слова. 3. выделяем корень слова – дугой. 4. родственные слова – однокоренные слова. - Какую цель перед собой поставили? - Достигли ли поставленной цели? - Оцените свою собственную работу на уроке на оценочных листах. Я знаю, значение слова -корень | | Я понял, что такое корень слова. | | Я могу объяснить, что такое корень слова. | | Я понял, как обозначается корень в слове. | | -Поставьте цель для будущего урока. (Чтобы все ребята научились находить корень и однокоренные слова. Будем тренироваться (совершенствоваться) на следующем уроке). | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу | Регулятивные: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
VIII. Разъяснение домашнего задания. Цель – организация выполнения домашнего задания | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Сегодня на уроке активно работали и показали хорошие результаты... - Получили оценки... - Домашнее задание: - Выучить правило с. 61. - Кто хорошо понял тему, тем упр. 89. - Кому еще сложно находить в словах корень слова, тем упр. 88. - По желанию, можно составить сказку про корень Спасибо за работу. Урок окончен. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |