СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме "Роль имен существительных в тексте"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе»

Технологическая карта урока

Предмет:

Русский язык

Класс

3 класс.

УМК

«Школа России».

Разработала

Учитель начальных классов

Лапина Елена Владимировна

Тема:

Роль имён существительных в речи.

Цель:

развитие умений определять признаки существительного как части речи, находить имена существительные в тексте.

Планируемые

результаты:

Предметные результаты:

1. Совершенствовать знания учащихся о грамматических признаках имён существительных.

2. Познакомить с именами существительными, употребляемыми в единственном и во множественном числе.

3. Развивать речь учащихся

Метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия:

- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке, расширение кругозора ; - развитие умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия;

развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

 осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; - обобщение и классификация по признакам.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- строить речевые высказывания в устной форме; - формулировать собственное мнение; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при ра боте в паре, в группе); - развивать умение слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме.

Используемые

технологии:


ИКТ, технология организации групповой работы, игровые технологии, здоровьесберегающие образовательные технологии

Оборудование:

Электронная презентация, интерактивная доска, проектор, ноутбук, колонки, карточки для работы, карточки с дополнительным текстом, учебник, рабочая тетрадь.






Название

этапа

Деятельность учителя





Деятельность

учащихся

1. Организа-

ционный

момент















2. Минутка

чистописания





3. Словарная работа







4.Актуализация знаний.


Учите русский - годы кряду,

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом!

-Пожелайте успехов себе и мне на уроке, тогда урок получится увлекательным и интересным. Буду рада вашим полным, доказательным ответам, проявите инициативу и творчество.

- А девизом нашего урока будет пословица: «Знание собирается по капле». Слайд

- Как вы её понимаете?




Пп оп пл Слайд

путь




- Вставить пропущенную буквуСлайд

П..льто, праз..ник, п..н..дельник, п..завтр..кать, п..есок, п..тух, пл..ток, п..суда.




Проверка домашнего задания.



1. Блиц-опрос.

– Закончите предложения:

– Большие группы слов в русском языке называются …

– Чтобы определить часть речи, надо …

– Служебные части речи – это части речи, к которым … – Особое место среди частей речи занимают …



2. Проверка упр. 210.

– В каком предложении заключена главная мысль?

– Назовите слова с противоположным значением.



– Почему Лев Толстой употребил их в речи?







Приветствие детей







Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу.






Каллиграфическое прописывание





Запись в тетрадях. (взаимопроверка с экрана)







Устные ответы:

- части речи

- задать вопрос - нельзя задать вопрос

- междометия




«Слово – дело великое.» соединить-разъединить, вражда-ненависть

Ответы учащихся

5. Постановка проблемы.

















































































6. Открытие новых

знаний































7.Физкультминутка





























8. Развитие умений – применение знания.













































































8. Подведение итогов. Рефлексия.

























9.Домашнее задание


-Сегодня мы поговорим о части речи, которая называет предметы или состояния. Эти слова чаще других употребляются нами в речи. Без них немыслимо общение. Они всегда с нами, т.е. в нашей речи.




/ Сценка из комедии Д.Фонвизина «Недоросль»./

Учитель: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Учитель: Вот эта (показывает на дверь).

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Учитель: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? – Что это за часть речи?

- Сформулируйте цель урока.

-Мы повторим грамматические признаки имени существительного.

- Для чего надо повторять, какую цель перед собой поставим?




– Что такое имя существительное?



а) – Как вы думаете, почему слова-предметы называются именами существительными? Прочитайте, как это объясняет учёный-лингвист Лев Успенский (упр. 211).



– На основе информации, полученной из текста, попробуйте ответить на вопрос: почему существительные получили своё название?

Используйте при ответе слова, фразы из текста.– Рассмотрите рисунок после упр. 211. Что вы на нём видите?



– Какое представление о существительном у Афанасия?



б) Упр. 212

–– Сколько в тексте частей? Как определили?

– Какая главная мысль передана в 1-м абзаце?

– О чём говорится во 2-м?



в)Упр. 213

– Назовите имена существительные. Как вы их нашли в тексте?

– Перечислите, что они называют.







Упражнения в распознавании имён существительных



а) Упр. 214

- Кого и что называют имена существительные?

- На какие вопросы отвечают?

- Какие имена существительные отвечают на вопрос: Кто? Что?

Спишите слова так:

1 группа выписывает имена существительные, которые обозначают людей.

2 группа выписывает имена существительные, которые обозначают животных.

3 группа выписывает имена существительные, которые обозначают предметы, вещи.

4 группа выписывает имена существительные, которые обозначают качества человека.

5 группа выписывает имена существительные, которые обозначают явления природы.

6 группа выписывает имена существительные, которые обозначают состояния человека.

б) Игра «Один - много».

-Изменить число имён существительных. Слайд

1вариант: утята, тополя, ульи, соседи

2вариант: цыплёнок, край, сон, день

Физминутка для глаз:

«Горизонт» – движение глаз слева направо горизонтально

«Лодочка» – движение глаз по дуге книзу на счет 1-2 в одну сторону, 3-4 в другую

«Радуга» - движение глаз по дуге кверху на счет 1-2 в одну сторону, 3-4 в другую

«Пловец плывет к берегу» – на счет 1-4 смотрю на кончик пальца вытянутой вперед руки, на счет 5-8 продолжаю смотреть, но палец приближается к носу, потом другой рукой тоже.

«Яркое солнышко» – ослепило солнце – закрыть глаза ладонями (на 1-4), потом поморгать (5-8).

а) Определение рода имен существительных.

-Как определить род имени существительного?

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род – оно, моё!

Это правило - твоё!

б) Игра «Эстафета».

Каждый ряд получает карточку, где записаны словарные слова в столбик. Ученики по очереди вставляют пропущенную букву, указывают род и передают карточку следующему ученику. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.

в) Мини-сообщения « Знаете ли вы, что…»

- Не только в русском языке есть понятия рода имени существительного. Давайте узнаем и сравним, чем отличается категория рода в разных языках. Нам расскажут об этом ваши одноклассники.

*Знаете ли вы, что…есть языки, в которых у существительных нет никакого рода: ни мужского, ни женского, ни среднего. Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий и другие. Их называют «безродовыми языками».

*Знаете ли вы, что…есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, румынский, молдавский.

* Знаете ли вы, что… есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Африки, Кавказа может быть до сорока родов. Их там называют «классами». Есть класс, обозначающий людей (сын, мать), класс животных (овца, лев), класс вещей (стол, нож) и другие классы

г) Тест «Да- нет».

Поставьте знак «+», если согласны с утверждением, или «-», если не согласны.

1.Существительное- часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?

2. Существительное обозначает действие предмета.

3. Существительное обозначает предмет.

4. Имена собственные пишутся с маленькой буквы.

5. Имена собственные пишутся с большой буквы.

6. Имена существительные изменяются по родам.

7. Имена существительные изменяются по числам.

8. Я называю одушевлённые существительные:

- дерево, товарищ, вьюга, малыш.

9. Я называю имена существительные женского рода:

- осень, лето, дождь, школа.

-А теперь проверьте свои знания по образцу. Слайд



-По какой теме мы закрепляли знания?

- Какова была цель нашей деятельности?

- Какая пословица звучала на уроке?

- Вы набрали сегодня хоть капельку знаний?

- Конечно, с каждым днем вы приобретаете знания, делаете шажок вперед, и если что-то не получается – не огорчайтесь, а попробуйте сами разобраться с затруднением.

Почему имена существительные чаще других частей речи используются в текстах, в беседе?

Какое у вас настроение после урока?

Для того, чтобы проверить на сколько хорошо вы поняли тему урока, я предлагаю вам заполнить анкету.

1.Урок мне понравился/не понравился

2.На уроке я узнал(а) ______

3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что…

Всем огромное спасибо за урок!



Стр.11, упр. 216










Учащиеся инсценируют сценку



























-изучению части речи

-имя существительное -научиться находить имена существительные и определять их признаки

-когда мы повторяем, то выясняем, все ли понятно и над чем еще надо поработать.



-самостоятельная часть реч



существительные – это слова, которые обозначают всё то, что можно увидеть, услышать, потрогать, т.е. всё существующее

Рассуждения детей.

Самостоятельное чтение с последующими ответами.



Имена существительные называют людей, предметы, вещи, поэтому слов этой части речи в тексте много





Запись слов по тематическим группам. Обозначение орфограмм в словах. Разбор слов по составу.



Людей, животных, вещи, предметы, явления природы, состояния и чувства людей

/Кто? Что?/



Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные –на вопрос что?







Работа с текстом







Самостоятельная работа











Под музыку выполняются движения















-подставить дополнитель-ные слова



Заучивание стихотворения









Работа по карточкам в группе























Заранее подготовленные сообщения рассказывают дети















Индивидуальная работа



















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!