2 Открытие нового знания | На доске записан текст. Подснежник. 1)Лес устал от зимней тягост… . 2) Подснежник – вестник радост… и счастья. 3) Вдруг среди застывшей природы донёсся запах подснежника. 4) Он кажется капелькой неба на земле.5) Это запах пробуждающейся жизн… . Вопросы учащимся. 1. Что у меня записано на доске? 2.Почему данные предложения нельзя назвать текстом? 3. Что нужно сделать, чтобы получился текст? Давайте из этих предложений составим текст. (1, 3, 5, 2, 4.) 4.Какова тема данного текста? 5. Какова идея текста? Давайте из текста выпишем словосочетания с существительными в роли зависимого слова, определим падеж, графически выделим орфограмму №17. сущ.3скл. в Р. ( от зимней тягости, запах жизни, вестник радости ) | |
Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организация обратной связи Рефлексия. | Работа по теме урока « Правописание падежных окончаний имён существительных».Сегодня у нас очень важный урок. Мы закрепляем, уточняем свои знания о падежных окончаниях имён существительных 1, 2, 3 склонения. Фронтальный опрос. 1. Сколько падежей в русском языке? 2. Как называется изменение имён существительных по падежам? 3. По какой форме имени существительного определяется склонение? 4. По какой морфеме? 5. Скажите, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании гласных –е- -и- в падежных окончаниях существительных единственного числа? | Давайте составим алгоритм рассуждения: 1. Определяю склонение, падеж имени существительного. 2. Вспоминаю, какое окончание пишется у существительного данного склонения в этом падеже. Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Найди «лишнее» слово». Даю подсказку : нужно смотреть на окончание. Выпишите это слово, определите склонение, падеж. Игра проводится по вариантам, у каждого ребёночка распечатка лежит на столе. Все справились, молодцы. Посмотрите на доску, что там записано? По каким признакам вы определили, что это пословица? Как вы понимаете смысл пословицы? Прочитайте её ещё раз. Пословица с доски стирается. Запишите пословицу по памяти, графически выделите орфограмму №17. Набирайся ума в учении, а храбрости в сражении. А теперь вы поработаете самостоятельно, а я пройду и проверю ваши предыдущие работы. На столах у детей лежит распечатка с заданиями, и ребёнок сам выбирает задание. Задание на отметку «3». Карточка. Вставьте пропущенные буквы. Умение - в знани…, знание - в учёб…, учёба- в жизн…, жизнь- в борьбе. Не в деньгах счастье, а в согласи… . В хорошем сочетани… каждая буква – золото. Кошк…- игрушки, мышк… - слёзки. Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зелёной ветк… . Задание на отметки «4 и 5». Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж. О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност… . Сдайте, пожалуйста, карточки. Мы сейчас посмотрим, какой ряд у нас самый организованный. Итог урока. Какие три падежа существительных трудны для написания окончаний? Какая гласная «ведёт» окончание существительных 3-го склонения и существительных на –мя? В каком падеже эта гласная употребляется у существительных 1-го склонения? Какая гласная «не дружит» со словами 3-го склонения? Выставление отметок, запись домашнего задания. Работа со словарными словами на букву «с». Выполнить карточку по вариантам. Задание для 1 варианта. Поставить слово в нужный падеж (с предлогом) и выделить окончание имени существительного, определить склонение, указать падеж: Поле (П.п.)-, Гвоздь (Д.п.)- Печаль (Р.п.)- Берёза (П.п.)- Радость (П.п.)- Речка (Д.п.)- Лошадь (Р.п.)- Ветка (Д.п.)- Задание для 2 варианта. Вставить окончание, определить склонение имени существительного, указать падеж: Качается на простор…(…), свисает с ветк…(…), на лапах ел…(…), отъехали от площад…(…), слетел с крыш…(…), подошёл к кроват…(…), шёл по дорог…(…), лежал на скатерт…(…). |