-Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания. -Давайте проверим ваши предположения. -Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания. -Проверим. (один ученик у доски.) В каких словах вы не увидели окончания? -Какой вывод сделаем? -Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях. Проведем дидактическую игру по нашей теме. Игра «Что изменяется?» Содержание: на слайде в два столбика записаны слова с пропущенными окончаниями. Команды подставляют окончание к словам. Капитаны должны сделать вывод о том, что изменяется в слове для связи с другими словами. (Выбираю команду сама, 4 человека в команде, остальные проверят, правильность ответов.) Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме. -Будет 2 варианта. -Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу. 1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания в первом и во втором слове: диван - _____________________________ собака - _____________________________ чёрное - _____________________________ первая - _____________________________ лестница - _____________________________ 2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания в первом и во втором слове: стакан - _____________________________ дедушка - _____________________________ большая - _____________________________ четвёртое - _____________________________ мечтал - ___________________________ Проверяем. Сначала 1 вариант (один ученик на оценку отвечает). Потом 2 вариант (один ученик на оценку.) остальные проверяют у себя в листочках. |