г. Котовска Тамбовской области
Учебный предмет | Тема | Класс | Всего уроков на тему | Номер урока в теме | Учитель |
Технология | Сортовой прокат | 6 | 2 | 1,2 (для спаренных уроков) | Коновалов Владимир Ильич, учитель технологии МБОУ «СОШ» г. Котовска Тамбовской области. |
Цель: | создание условий для усвоения понятия и видов сортового проката, формирование метапредметных УУД. |
Задачи: | обеспечить усвоение обучающимися предметного (теоретического и практического) содержания по теме: «Сортовой прокат»: -усвоение понятий: сортовой прокат, виды сортового проката; -усвоение знаний в области технологии изготовления и применению сортового проката; -умение применять эти знания и умения при решении практических задач; -контроль уровня усвоения материала; -развитие метапредметных универсальных учебных действий. |
Тип урока: | урок изучения и первичного закрепления знаний с применением ТСО. |
Методы и технологии: | критического мышления, проблемно- диалогический |
Организация образовательного пространства |
Ресурсы | Формы организации учебной деятельности | Межпредметные связи |
- учебник А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко, Технология (Индустриальные технологии).6 класс, М: Вентана-Граф, 2014; - компьютер, проектор. - презентация; - образцы чёрных и цветных металлов (сплавов) из числа один комплект на пару обучаемых; - образцы (срезы) стандартных элементов сортового проката из числа один на пару обучаемых; - карточки-задания для проведения контрольного тестирования; -наглядные пособия (формат А4 в файлах) с графичиским изображением сечений различных профилей; -штангенциркуль (из расчета один на двух обучающихся) | Фронтальная, парная, индивидуальная и групповая. | Физика- «Физические свойства металлов» Химия- «Химические свойства металлов» |
Планируемые результаты изучения темы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится: -различать образцы из чёрных и цветных металлов (сплавов); -изучит методику и технологический цикл изготовления (получения) элементов сортового проката; -определять вид сортового проката -определять геометрические размеры элементов сортового проката; -определять тип сортового проката по графическому изображению элементов сортового проката Ученик получит возможность научиться: - сформировать (закрепить) бережное отношение к металлу, к результатам своего труда; аккуратность, ответственность при выполнении поставленных задач. . | Регулятивные: Р1. принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; Р2. оценивать результат своих действий совместно с учителем или одноклассниками; Р3. находить несколько вариантов решения учебной задачи, высказывать своё предположение в сотрудничестве с учителем, классом; Р4. определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; Р5. планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, проговаривать последовательность действий; Р6.вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: К1. принимать активное участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; К2.допускать существование различных точек зрения; К3. использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; К4.понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы; К5.строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; К6.осуществлять взаимный контроль. Познавательные: П1.добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя материал учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; П2. выбирать эффективный способ решения задачи в зависимости от конкретных условий; П3.проводить аналогию и на ее основе строить выводы; П4. в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов; П5.соотносить содержание схематических изображений с названиями; П6.ориентировать в своей система знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | Л1. проявлять интерес к изучению предмета на примерах задач из реальной жизни; Л2. развивать умение слушать; Л3. развивать логическое мышление, интерес к познавательной деятельности. |
Проект урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые способы деятельности |
1.Организационный момент. | Приветствует обучающихся, проверяет посещаемость, наличие спецодежды и готовность обучаемых к уроку. Назначает дежурных по мастерской (численно- в соответствии с площадью помещения и числом обучающихся в классе) | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Л1 Р1 |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Выдвигает проблему, показывает обучаемым образцы сортового проката, организует диалог, побуждает к высказыванию своего мнения. -Чем мы будем заниматься на уроке? Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. -Помимо ранее изученного тонколистового металла и проволоки, для изготовления ряда изделий и конструкций применяется так называемый сортовой прокат. Что же это такое- сортовой прокат? Как его получают и где применяют? Изучением этих вопросов мы с вами и займёмся на сегодняшнем уроке. Запишите тему урока Пишет на доске тему урока: «Сортовой прокат» | Определяют тему и цель урока. Записывают тему урока в рабочих тетрадях по технологии. | Р1, Р3 К3, К4 П6 |
3. Актуализация знаний. | Активизирует опорные знания обучающихся, задает вопросы, выявляет уровень знаний, проводит параллель с ранее изученным материалом -Чем отличается металл от сплава? -Бронза, серебро и золото: что из них металл, а что- сплав? И почему? -Что добавляется в железо для получения стали или чугуна? -Перечислите основные свойства металлов и сплавов? -Чем технологически отличаются процессы отливки, ковки и прокатывания металлов и сплавов? -Каково содержание углерода в стали и чугуне? - Что такое эскиз? В чём его отличия от чертежа и технического рисунка? - Какова цена деления основной шкалы штангенциркуля? Делает пометки с фамилиями обучающихся, правильно ответивших на поставленные вопросы. Организует работу в парах. Устанавливает межпредметные связи. Корректирует ответы. Раздаёт по парам учеников образцы металлов и сплавов. -Рассмотрите образцы и постарайтесь определить какие из них являются металлом, а какие сплавом. Можно ли по внешнему виду отличить металл от сплава? Какие вы видите отличия в представленных образца? | Отвечают на вопросы. Рассматривают предложенные образцы, обсуждают варианты ответов в парах, анализируют цвет, массу образцов, дают свои варианты ответов. | Л3 Р1 К2 |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Излагает новый материал и даёт основные понятия и определения -Сортовой прокат, так же как и листовой металл и проволока являются промышленным продуктом производства, предназначенный для дальнейшей обработки, таким образом: сортовой прокат- это не готовое (оконченное) изделие, а всего лишь полуфабрикат определённой формы и размеров. Его получают прокаткой (обжатием) нагретых слитков металла между валками прокатного стана. Профиль проката (форма его поперечного сечения) зависит от формы валков. Если они гладкие — получается лист или полоса, если имеют полукруглые канавки — получается прокат круглого сечения и т. д. Пользуясь прокаткой, можно получать такой профиль проката, который максимально соответствовал бы форме готовой детали и тем самым позволял сократить ее дополнительную обработку, сэкономить время и уменьшить отходы металла. Сортовой прокат используют в качестве заготовок при изготовлении различных деталей. Например, для вытачивания цилиндрических деталей используют заготовки из круглого прутка соответствующего диаметра. Из шестигранного прутка делают болты с шестигранной головкой, шестигранные гайки и т.д. Уголковый прокат применяется в производстве различных каркасов, рам, ферм и других сооружений. В качестве несущих балок используется прокат с профилем швеллер. Изготавливая прокат определенного профиля, можно увеличить прочность и жесткость изделия без увеличения его массы. Это позволяет уменьшить расход используемого металла и уменьшать вес изделия, не теряя, при этом, заданной прочности. Показывает презентацию по теме «Сортовой прокат» комментируя слайды | Слушают учителя. Делают необходимые записи в рабочих тетрадях по технологии. Высказывают своё мнение. Анализируют, аргументируют свои ответы. Сравнивают и делают выводы. Отвечают на вопросы. | Л1,Л2,Л3 Р1,Р2, К1, П1-П6 |
5. Первичное закрепление. | Раздаёт по парам файлы с графическими изображениями сечений сортового проката различного профиля и ставит задачу начертить эскиз некоторых из профилей сортового проката. -Друзья, предлагаю вам, в качестве закрепления изученного материала, выполнить эскизы сечения следующих профилей сортового проката: уголок, полоса и круг, выбрав их из общего числа эскизов. Начертание эскиза надо выполнить по существующим правилам и стандартам для выполнения эскизов, в масштабе 1:1. Во время выполнения эскизов контролирует соблюдение учениками правил начертания. После выполнения задания- собирает наглядный материал. | Получив наглядный материал определяют и выбирают названные учителем эскизы профилей и выполняют начертание выбранных эскизов. Обсуждают в парах порядок и правила выполнения эскизов. После выполнения задания сдают наглядный материал учителю. | Л1,Л2,Л3 Р1,Р2,Р5,Р6 К2,К3,К4,К5 П1-П6 |
6. Перемена | Организовывает выход учеников из мастерской, на перемену. Организовывает проветривание мастерской (по сезону). Контролирует готовность ко второму уроку. | Организованно выходят из мастерской в коридор. | |
7. Практическая работа | Организует раздачу образцов сортового проката и штангенциркули (исходя из одного комплекта на пару обучаемых). - А сейчас, друзья, мы реально рассмотрим, на примере выданных вам образцов, какие бывают виды сортового проката (профили). Как видите, они изготовлены: из чего?_______ Предлагает измерить штангенциркулем основные геометрические размеры предложенных образцов сортового проката. Результаты измерений предлагает отразить в произвольно сформированной таблице. -Так, сейчас вам предстоит измерить геометрические размеры образцов профилей и отразить данные ваших измерений в таблице. В таблице указано по столбцам: номер образца; название сортового проката (профиля); материал изготовления; геометрические размеры образца в формате ХYZ, где Х- ширина (диаметр или ширина грани), Y- длинна, Z- толщина. Напоминаю, все размеры должны быть указаны в миллиметрах. Приступаем. Во время практической работы контролирует процесс изучения образцов и правильность пользования штангенциркулем. При выявлении ошибок корректирует действия обучаемых. После выполнения работы организует сбор образцы. | Дежурные по мастерской раздают, а обучаемые получают образцы и измерительные приборы. Рассматривают полученные образцы. Приступают к выполнению практической работы в соответствием с инструкцией. После работы дежурные собирают образцы и передают учителю. | |
8.Первичный контроль качества освоения темы. | Организует самостоятельную работу обучающихся, в виде тестов. Организует взаимопроверку выполнения заданий. Выставляет отметки. | Выполняют задания тестов. Выполняют проверку выполнения заданий, делают выводы по критериям оценки. | Л1 Р1,Р2 К6 П2,П4 |
7.Подведение итогов урока. Рефлексия. | Выставляет отметки. Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. - Что вызвало интерес? - Что показалось трудным? Просит ребят улыбнуться друг другу. | Оценивают свои действия и действия партнёров Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе. Смотрят друг на друга и улыбаются. | Л2 Р2 К2,К4 |
8.Информация о домашнем задании | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Записывают домашнее задание | Р1 |
Приложение №1. Тест
Приложение 3. Таблица измерений
сортового проката.