Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты Предметные. УУД |
1. Организационный момент | Проверка готовности к уроку, правила посадки. | Включение в деловой ритм. -Ребята, рассмотрите цветы, которые изображены на открытках. Что вспоминаете вы, глядя на них? Что вам хочется рассказать об этих цветах? Чем похожи они на людей? -Яркие и нежные, все они таят в себе красоту природы и очень напоминают красоту глаз. Слов, движений, поступков. -Вы так же, как эти цветы, дарите мне при встрече прекрасное настроение и наполняете моё сердце любовью. Я надеюсь, что и работать мы будем на уроке дружно, уважая и любя наш родной русский язык. | | Регулятивные УУД: пошаговый контроль своих действий. |
2. Стадия вызова. | Работа в парах. Игра «Верю – не верю» (работа на карточках) | а) Веришь ли ты, что буквы а, о, у - гласные? б) Веришь ли ты, что звуки [ж] , [ш], [ц] - всегда твёрдые? в) Веришь ли ты, что буквы е, я всегда обозначают два звука? г) Веришь ли ты, что буквы д, г, в обозначают парные звуки? д) Веришь ли ты, что буквы ы, ь бывают заглавными? е) Веришь ли ты, что все буквы русского языка, расставленные в определённом порядке, называются «алфавит»? -Легко ли отвечать на такие вопросы? - Где вы засомневались? Поднимите руки те пары, которые не пришли к единому мнению? Почему, как вы считаете? | Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Но для начала, поиграем в игру «Верю – не верю» | Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций. |
Формулирование темы и цели урока. | Формулируют тему урока. Формулируют цель урока. | - Сформулируйте тему урока. Слайд. Тема. Цель. - Итак, тема нашего урока «Алфавит». Сформулируем цель нашего урока: 1) познакомиться с понятием «алфавит», 2) научиться располагать буквы и слова в алфавитном порядке. | | Коммуникативные УУД: ставят перед собой цель на уроке. |
3. Стадия осмысления. . | Сравнение алфавитов. Предположения учеников. Хоровое чтение алфавита. Чтение в парах (проверка правильности названия букв). Исполнение учителем и 3 подготовленными учениками алфавита на мелодию песни «Я на солнышке лежу». | - Как вы думаете, ребята, что обозначает слово «алфавит». - Вам помогут найти ответ буквы в учебнике, а также плакат над доской. Сравните эти буквы. Обобщение ответов. - Алфавит – это все буквы того или иного языка, расположенные в установленном порядке. Слово «алфавит» образовано из названий двух первых букв греческого алфавита «альфа» и «вита». Слайд «Древнегреческий алфавит» - А как по-другому называют алфавит? - Слово «Азбука» образовано из устаревших названий двух первых букв русского алфавита «аз», и «буки». Слайд «Кириллица». - Создателями славянской азбуки были братья Кирилл и Мефодий. Слайд «Портреты». - 24 мая праздник славянской письменности и культуры. Братья причислены к лику святых. Сейчас алфавит имеет другой вид (плакат над доской «Алфавит). - Для интересного запоминания, алфавит можно напеть на известную и любимую мелодию. - Попробуйте дома исполнить алфавит на любимую вашу мелодию для членов вашей семьи. | Работа с алфавитом в прописи, азбуке, на плакате (по выбору) Правильное название букв и запоминание алфавита. | Познавательные УУД: правильно называть буквы русского алфавита, объяснять необходимость существования алфавита. |
Музыкальная физ. Минутка «Дружная» | Ученики выполняют движения, согласуя со словами и мелодией. | | Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни. |
Чистописание Работа с фразеологизмом | Анализ, письмо и самоконтроль. -От «А» до «Я» означает учесть всё необходимое: от начала до конца». | - Сегодня на минутке чистописания мы напишем в соединении первую и последнюю буквы алфавита (ая, яа). Для тренировки используем «Воздушную пропись». -Как объясните смысл фразеологического оборота: «От А до Я»? | -Проведите графический анализ строчных букв а и я. Работа с фразеологическим оборотом. | |
Словарная работа | - Азбука, алфавит. Запись слов и звуко-буквенный анализ слов по вариантам. Взаимопроверка Работа в парах. Запись и обозначение опасных мест. | - Ребята, какие ключевые слова на уроке сегодня? На следующей строке запишем слова «алфавит» и «азбука». Поставьте ударение, разделите на слоги. 1 вариант - звуковой анализ слова «азбука», 2 - вариант слова «алфавит». Оценим свою работу, отгадав слово. Разгадать и записать слово. 14, 16, 13, 16, 5, 6, 24 («молодец»). | Умение давать характеристику звукам. Позиция букв в алфавите. | Личностные УУД: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы. |
Работа с пословицей | - Пословица. Объясняют смысл пословицы. Орфографическое чтение детьми (первое слово читает учитель) Запись учениками, диктуя себе по частям и т.д. Разбор орфограмм. «Азбука» орфоэпическое чтение совпадает с орфографическим. Работа в группе. | Азбука – к мудрости ступенька. -Определи жанр данного произведения (пословица). - Каков смысл данной пословицы? Запишите предложение в пропись с «красной строки». - Ребята, мы все буквы изучили, хорошо их знаем, зачем нам знать алфавитный порядок? Вам помогут ответить на данный вопрос словари и телефонный справочник (знакомство с видами словарей). | Жанр, орфографическая зоркость, смысловое содержание пословицы. Рассматривают словари и формулируют ответ о значимости алфавитного порядка. Обучение работе со словарями. | Коммуникативные УУД: приводить примеры использования алфавита в своей учебной и жизненной практике. |
Развитие умений – применение знаний. | Работа в группах. Группировка букв. Рассматривание слайда и предположения ребят. - У ученика задумчивый вид, не может найти нужные книги. | Расставьте в группах буквы по алфавитному порядку (даны по порядку 6 букв). - Поднимите флажок та группа, у которой встретились буквы, которые обозначают звонкие согласные? Гласные звуки? Звонкие непарные? Гласные, обозначающие два звука? Обозначающие всегда мягкие звуки? - Ребята, посмотрите на ученика. Почему он растерян? Слайд «Ученик в библиотеке» | Расстановка букв в алфавитном порядке. | |
| Работа в парах. Расстановка фамилий в алфавитном порядке, проверка по образцу, запись слов, подчёркивание орфограммы «Собственные имена» | - Поможем этому мальчику. Расставьте в алфавитном порядке писателей (Барто, Берестов, Аким, Драгунский, Коваль, Мориц, Михалков, Хармс.) Где встретили затруднение? Как разрешили данный вопрос? | Расставить фамилии писателей в алфавитном порядке. | Коммуникативные УУД: договариваться об очередности действий при работе в группах, парах |
| Групповая работа. Составление предложения, высказывание, выбор наиболее удачного и его запись. Указать в предложении все буквы, которые в алфавите следуют позже, чем буква «с». | - Сейчас для вас творческое задание, которое поможет вам ещё быстрее ориентироваться в алфавите. Нужно составить предложение, в котором слова должны начинаться на ту букву, которая находится в алфавите по счёту 2, 17, 20, 14. (в, п, т, м). Выслушивание ответов и запись правильно построенного предложения. | Составить предложение, в котором слова должны начинаться на ту букву, которая находится в алфавите по счёту 2, 17, 20, 14. (в, п, т, м). Указать в предложении все буквы, которые в алфавите следуют позже, чем буква «с». | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности |
Физ. минутка. Морская азбука. Составим слово «Успех». | | | | Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя. |
| Работа в группе. Игра «Пропавшая буква». Находят ошибки, дают характеристику звукам и находят место буквы в алфавите. | Ребята, нам пришло письмо. Показ конверта с письмом. - Мальчик Дима написал бабушке письмо. Но одна буква решила сбежать, оставив вместо себя подруг. Какая группа быстрее угадает, какая буква исчезла и между какими буквами она находится в алфавите. Что вы знаете про эту букву? В поле было жарко. Мы охали долго-долго, пока увидали лис и сало. Тётя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или ватрушки на моду. Молодцы! Бабушка будет довольна, что, наконец, прочитает письмо от внука. | Определение места заданной буквы в алфавите и характеристика её звуков. | Познавательные: Обще-учебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
4. Стадия рефлексии | Мозговой штурм. -Я научился правильно называть буквы русского алфавита. -Я запомнил как расставить слова, если первые две буквы одинаковые. | - Какой теме посвящён наш урок? Вернёмся к нашим таблицам «Верю – не верю». Какие вопросы вызвал затруднение? Кто помнит, как они звучали? - Можем ли с уверенностью ответить на данный вопрос. Как? Почему веришь? Цель нашего урока достигнута? Коллективная работа. - А сейчас мы попробуем составить кластер, с целью обобщения наших знаний об алфавите. В центре слово «Алфавит». Слайд «Кластер» (поочерёдное проявление ячеек) | -Что произвело на вас особое впечатление? -Считаете ли вы сведения, полученные на уроке ценными для вас? | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
5. Оценивание. 6. Домашнее задание | - Исполнить алфавит для членов семьи на мелодию любимой песни. | -Оцените свою работу. Если комфортно было на уроке и тему урок вы поняли, заштрихуйте целую букву. Если требовалась помощь учителя, соседа по парте, заштрихуйте половину буквы «Я». - Какое задание можно выполнить дома? | | Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
Ответы.