Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты Предметные. УУД |
1. Организационный момент 3 мин | Проверка готовности к уроку, правила посадки. | Включение в деловой ритм. Я желаю, чтобы вы сегодня, ребята, помогали друг другу. (СЛАЙД) Чтобы вы всегда решали, возникающие у вас проблемы вместе. (СЛАЙД) Чтобы вы открыли на этом уроке для себя что-то новое и интересное. (СЛАЙД) И самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у вас! (СЛАЙД) | Ребята, зачем мы проверяем готовность? Правильно, что на уроке не отвлекаться. А теперь давайте улыбнемся друг другу, и свои улыбки подарим гостям. Поздоровайтесь. Садитесь | Регулятивные УУД: пошаговый контроль своих действий. |
2. Стадия вызова. | Речевая разминка. 1 мин | | Итак, устремимся по ступенькам знаний! | Познавательные УУД: правильно читать и проговаривать слоги, совершенствовать технику чтения. |
-
Чтение по слоговым таблицам. | | Работаем со слоговой таблицей. Сначала все слоги читаем хором. ________________ А теперь с определённым заданием: - с мягкими согласными, - с твёрдыми согласными, - открытые слоги, - закрытые слоги |
Формулирование темы и цели урока. 3-4 мин | Формулируют тему урока. Формулируют цель урока. | - Правильно, тема нашего урока «Алфавит». - Сформулируем цели нашего урока: 1)познакомиться с понятием «алфавит», 2) научиться располагать буквы и слова в алфавитном порядке. | Ребята, тему сегодняшнего урока вы сформулируете сами, если правильно соберёте слова из букв. (А-Л-Ф-А-В-И-Т) Работа по группам. Я вам еще дам подсказку, у нас в классе, что-то изменилось. Я перенесла один предмет с одного места на другое. Что это такое? Думайте… | Коммуникативные УУД: ставят перед собой цель на уроке. |
3. Стадия осмысления. 3 мин | | А сейчас ребята, я вам хочу рассказать одну притчу. “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец подумал и ответил: “Всё в твоих руках”. Правильно, все зависит от нас самих Правильно, «Все в твоих руках!» _______________________________________________ А вы знаете, что знать Алфавит наизусть - это мало. _________________________________________________ | Ребята, как вы понимаете ответ мудреца? Что он этим хотел сказать? ______________ Ребята, что бы вы сказали человеку, который ещё не знает алфавитный порядок букв? _____________ Поднимите руку те, кто стремиться сегодня получить новые знания? Молодцы! Работаем под девизом «Всё в твоих руках!» | Личностные УУД: позитивно участвуют в коллективной работе, умеют входить в коммуникацию с учителем и друг с другом, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения |
3. Стадия осмысления 3 мин | Сравнение алфавитов. Предположения учеников. | Давайте проверим. Алфавит – это расположение букв в определенном порядке. Каждая буква имеет своё место и своё название. Перед вами буквы русского алфавита. Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке две первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих названий и произошло слово «алфавит». У слова «алфавит» есть слово близнец. Это слово азбука. Слово «азбука» появилось более тысячи лет назад из названий первых русских букв «аз» и «буки». Так тогда назывались буквы А и Б. В 863 году создали первую славянскую азбуку братья Кирилл и Мефодий. В этой азбуке было 44 буквы. Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа должна быть своя письменность. Они говорили, что все люди равны, все люди – братья, и всем нужна грамота. Так и живут у нас слова близнецы, русское слово «Азбука» и Греческое «Алфавит». А обозначают они одно и тоже. В русском алфавите 33 буквы Гласные звуки обозначают 10 букв Согласные звуки обозначает 21 буква Не обозначают звуков 2 буквы Молодцы! | Перед вами определение слова «Алфавит». Прочитайте его и подумайте, какие слова здесь пропущены Ребята, давайте вместе заполним данные о русском алфавите | Познавательные УУД: правильно называть буквы русского алфавита, объяснять необходимость существования алфавита. |
Работа с учебником стр. 79 4 мин | | Чтение стихотворение К. Льдова по цепочке. Правильно. Молодцы! | Ребята, откройте учебник на стр. 79. -Как бы вы назвали это большое стихотворение? (Азбука или Алфавит) Давайте прочитаем стихотворение Константина Льдова по цепочке. - Ребята, каких букв не хватает в этом стихотворении? (Ё, Й, Ч, Ш, Щ, ъ, ы, ь, Э,Ю,Я) | Познавательные УУД: правильно читать, совершенствовать технику чтения. |
Музыкальная физ. минутка 3 мин | Ученики выполняют движения, согласуя со словами и мелодией. | Пора отдохнуть! | Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений в видеоролике, осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни. |
Опрос 3 мин | Фронтальная работа | - Ребята, это хорошо, что вы знаете алфавит. А где можно применить свои знания? | | Коммуникативные УУД: приводить примеры использования алфавита в своей учебной и жизненной практике. |
Развитие умений – применение знаний 5 мин | Работа в парах. Расстановка фамилий в алфавитном порядке, проверка по образцу, запись слов, обозначение орфограммы «Собственные имена» Рассматривание слайда и предположения ребят. - У ученика задумчивый вид, не может найти нужные книги. | Слайд «Ученик в библиотеке» Правильно. Он затрудняется расставить книги авторов в алфавитном порядке. (Барто, Берестов, Аким, Маршак, Михалков, Хармс.) Проверяем вашу сплоченную работу. Внимание на следующий слайд. Исправьте свои ошибки Как разрешили данный вопрос? | -Ребята, посмотрите на ученика. Почему он растерян? Прочитайте фамилии. У вас на столе лежат карточки, точно такие, как на слайде. - Расставьте фамилии в алфавитном порядке. Работаем в паре. В чем была трудность. Ребята, какая орфограмма объединяет все эти слова? (имена собственные) | Коммуникативные УУД: договариваться об очередности действий при работе в группах, парах |
Словарная работа 5 мин | Анализ, письмо и самоконтроль. | Учитель читает задания для всех (вариант 1), затем задания (вариант 2). (задания направлены на поставку ударения, разделения на слоги, обозначения количества букв и звуков) ________________________________________________ | - Ребята, а сейчас у нас работа по карточкам. _____________ Инд. работа с детьми, освоивших материал с опережением (работа с компьютером) Сковронская К. Шавров Н. Назаров Д. Набрать на компьютере по три слова, которые: - начинается с мягкого согласного (1 ученику); - начинается с твердого согласного (2 ученику); - с мягким знаком на конце (3 ученику) | Личностные УУД: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы. |
Физ. минутка. 30 сек | | Как живёшь? (говорит учитель) Вот так! (дети говорят и выполняют движения) Как идёшь? Как бежишь? Как спишь? Как берёшь? Как даёшь? Как молчишь? Как сидишь? | | Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя. |
4. Стадия рефлексии | Мозговой штурм. -Я научился правильно называть буквы русского алфавита. -Я запомнил как расставить слова, если первые две буквы одинаковые. | - Какой теме посвящён наш урок? Какие вопросы вызвали затруднение? Кто помнит, как они звучали? Цель нашего урока достигнута? Коллективная работа. - А сейчас мы попробуем составить кластер, с целью обобщения наших знаний об алфавите. В центре слово «Алфавит». На слайде «Кластер» (поочерёдное появление карточек с названием ассоциативного ряда) (Гласные, согласные, ь, ъ, ударные, безударные, смягчают, не смягчают, твердые, мягкие, глухие, звонкие, парные, непарные) | -Считаете ли вы сведения, полученные на уроке ценными для вас? | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
5. Оценивание. | | -Оцените свою работу. Если комфортно было на уроке и тему урок вы поняли, заштрихуйте целую букву «Я». Если требовалась помощь учителя, соседа по парте, заштрихуйте половину буквы «Я». | | Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |