СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: "Алфавит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Алфавит"  по ФГОС . УМК "Школа России". Это урок урок отработки умений и рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: "Алфавит"»

Учитель: Хмарина А.В.

Предмет: русский язык

Тема урока: «Алфавит»

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Класс: 2

УМК: «Школа России»



Формируемые УУД:

- Познавательные УУД

– целенаправленно (понимая конкретную задачу) слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к услышанному;

– читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;

– читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём требуемые сведения, соотносить их с известными;

– находить в материалах учебника (во всей книге, в читаемом тексте, в словарях, справочниках и т. п.) необходимую информацию, использовать её для решения практических задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительном, модельном, табличном виде, переводить её в словесную форму и использовать для решения практических задач;

– осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач;

– осуществлять целенаправленные наблюдения за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или совместно выявленным параметрам;

– воспроизводить приобретённую информацию, доносить её до других, делиться ею, по возможности, объяснять её.

- Регулятивные УУД

– понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а также самостоятельно) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач;

– действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесном или схематичном, в том числе алгоритмичном виде;

– выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах;

– оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя.

-Коммуникативные УУД

– участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения;

– участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учителя) об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников;

– высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию;

– строить небольшие устные монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с учётом ситуации общения (партнёра и решаемых речевых задач), стараясь соблюдать нормы литературного языка и заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирать для этого языковые средства.


Личностные результаты:

- представление о русском языке как языке своей страны;

-осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;

-представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;

- появление элементов сознательного отношения к своей речи, понимания необходимости контроля за её качеством;

- становление интереса к изучению русского языка и в целом положительного отношения к учению (в частности, к урокам русского языка);

- элементы способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.


Оборудование: мультимедийный проектор,

запись песни «От улыбки…»,

разрезанная картинка Чеширского кота;

плакат с алфавитом,

индивидуальные карточки со словами,

картинки с этапами урока,

домашнее задание на индивидуальных карточках в виде разноцветных шаров.




Ход урока:

№ п/п

Этап урока (цели этапа)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

(формируемые УУД)

1

Мотивирование к учебной деятельности

Цель: включение уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне: «хочу, потому что могу».

Звучит 1-ый куплет песни «От улыбки…»

- Ребята, какие прекрасные слова! Пусть и наш урок начнётся с улыбки. Улыбнитесь друг другу и мне.

Посмотрите-ка: и на доске появилась улыбка! Это улыбка Чеширского кота. А кто из вас знает, героем какого произведения является Чеширский кот?

-Правильно. А написал эту сказку английский писатель Льюис Кэрролл. Вы, конечно же, помните, что этот кот постоянно то проявлялся, то внезапно исчезал. Так вот, если вы в течение урока будете правильно, чётко, быстро выполнять все задания, то весь кот постепенно появится перед вами.

- Поднимите руки, кто постарается поработать так, чтобы кот проявился.

Личностные УУД (положительное отношение к процессу познания, доброжелательность, положительный настрой, включение в деятельность)


Дети обмениваются улыбками.





-Он является героем произведения «Алиса в стране чудес»









Дети поднимают руки.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого уч-ся.

- Ребята, давайте подготовим наши руки к письму. Выполним упражнение «Пальчики здороваются», а затем несколько раз сожмём кулачки и расслабьте кисти рук.

- Отлично, наши руки готовы к письму! А какую букву вы сегодня будете писать на минутке чистописания, вы определите сами: она есть во всех данных словах –

енот сетка ежиха пенал

- Какая это буква?

-Запишите данные сочетания букв у себя в тетрадях, продолжив закономерность:

ера ерб ерв …

- На следующей строке запишите те четыре слова, с которыми работали чуть раньше. Подумайте и назовите те слова, в которых кол-во звуков и букв не совпадает.


- Надпишите над этими словами кол-во звуков и букв, а оставшиеся слова разделите на слоги.

-Молодцы! Посмотрите: наш кот начал проявляться! Значит мы на верном пути! (К улыбке Чеширского кота добавляется мордочка)

Познавательные УУД (обучающиеся осуществляют анализ, сравнение, обобщение)

Регулятивные УУД (контролируют учебные действия, замечают ошибки)

Коммуникативные УУД (обмениваются мнениями, уважают мнение друг друга)



-Это буква –е-.

Дети, проанализировав и поняв закономерность расположения букв, записывают сочетания до конца строки.


Обучающиеся анализируют слова и делают вывод: это слова –енот- и -ежиха-, так как в данных словах буква –е- стоит в начале слова, а значит обозначает два звука.


Дети надписывают кол-во звуков и букв, разделяют слова чёрточками для переноса.

3

Первичное усвоение новых знаний

Цель: обсуждение темы урока, проговаривание задач урока в виде вопроса, на который предстоит ответить











- Отгадайте загадку:

Чёрные, кривые,

От рожденья все немые.

А встанут в ряд –

Сейчас заговорят.

-Но сегодня на уроке мы будем говорить не просто о буквах, а о буквах, расположенных в определённом порядке. Кто догадался, какова сегодня тема урока?

-Люди давно уже договорились между собой и расположили все буквы в определённом порядке. Дали этому порядку название – алфавит (азбука).

-Подумайте и скажите, где в нашей жизни применяется алфавитный порядок?

- В первом классе мы уже говорили об алфавите. Говорили мы и о том, что предшествовало созданию букв. Кто помнит?





















- Верно. И лишь 3 тыс. лет назад родилась буква – знак одного звука. Постепенно буквы меняли свой внешний облик. Люди изобретали новые буквы, и наоборот, от некоторых букв отказывались.

Не все из вас знают, что сначала в алфавите было 22 буквы и все они были согласными. Лишь древние греки ввели гласные. Греческий алфавит стал основой всей европейской письменности. А русский алфавит произошёл от славянского. Вы прекрасно знаете, какие два брата-монаха его создали.

-Давайте вспомним и правильно произнесём буквы современного алфавита.

- Итак, давайте ещё раз определим, что же такое алфавит.

-Прочитайте правило в учебнике на стр. 53. Задайте друг другу вопросы по нему.

Регулятивные УУД (умение ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, действовать в соответствии с поставленной задачей)

Познавательные УУД (каждый пытается высказать своё суждение по теме урока, остальные подтверждают или опровергают его доказательно)


Дети дают предположение, что это буквы.





Обучающиеся сообщают тему урока6 «Алфавит (или азбука)»



Дети, опираясь на собственный опыт, высказываются.





Ответы обучающихся:

- В древнем государстве Шумер (оно существовало за 3 тыс. лет до нашей эры) письма были слеплены из глины. А вместо привычных нам букв продавливались клинышки трёхгранной тонкой палочкой из тростника. Клинышки были разные, среди них были значки и рисунки. Такое письмо называлось клинописным.

- Чуть позже свои послания люди стали выполнять в виде рисунков (пиктограмм). Но такое письмо было не очень удобно, так как люди не всегда могли верно истолковать присланный им рисунок. Из-за этого недопонимания возникали даже серьёзные конфликты. Рисуночное письмо.

- Существовало ещё и руническое письмо. Сообщения писались рунами – специальными знаками и символами.












-Кирилл и Мефодий в 863 году.



Хором называют буквы русского алфавита.



Дети дают ответы, уточняют ответы одноклассников.

- Какие буквы считаются алфавитом?

-Что такое алфавит?

4

Первичная поверка понимания

Цель: проверить и увидеть, где возникают проблемы (трудности), которые необходимо устранить.

-А теперь небольшая викторина.

- Какие буквы алфавита не обозначают звуков?

- Какие буквы в русском алфавите не бывают в начале слов?

- Каких букв больше в нашем алфавите: обозначающих гласные звуки или согласные?

- Какими буквами обозначается мягкость предшествующих согласных на письме?

-Чеширский кот доволен вашей работой! (Появляется часть туловища кота)





Обучающиеся обдумывают ответы и записывают их на индивидуальных интерактивных досках, показывая учителю и одноклассникам.

5

Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.


-Самостоятельно выполните упражнение 94 на стр. 54

- Осуществите взаимопроверку.

Коммуникатвные УУД (владение монологической и диалогической речью)

Познавательные УУД ( самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

Личностные УУД (готовность к сотрудничеству и дружбе)

Регулятивные УУД (формирование установки на поиск способов решения трудностей)

Дети самостоятельно вчитываются в задание к упражнению, выстраивают план действий, сотрудничают при взаимопроверке в парах.

6

Физминутка


Звучит музыка. Дети парами «цепочкой» встают в круг и делают несколько танцевальных движений.

7

Первичное закрепление (Продолжение)

Игра «Расколдуй слово!»

- Перед вами «заколдованные» слова с нарушенным порядком букв. Надо «расколдовать» слово, расставив буквы в алфавитном порядке.

СМТОЫ НЫБТИ ЖЁИК ТЕЖБИ

(мосты) (бинты) (ёжик) (бежит)

- Запишите их в тетрадь. Выделите орфограммы. Составьте предложение со словом –ёжик-. Самое удавшееся запишем с комментированием; подчеркнём главные члены предложения.

- Смотрите! Кот совсем проявился! (Появляется вторая часть туловища)


Обучающиеся составляют слова.



Обучающиеся работают по инструкции, осуществляют самопроверку написанного.

Составляют предложения, выслушивают предложения одноклассников, дают комментарии по оценке составленных предложений. Пишут с комментированием. Работают по алгоритму, находя главные члены предложения.

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- На доске слова. Надо разделить их на две группы так, чтобы в каждой оказались близкие по смыслу слова-синонимы.

Метель зной вьюга пекло буран жара

-Запишите в тетради каждую группу слов в алфавитном порядке.

Обучающимся по окончании ими работы предъявляется эталон выполнения данного задания и предлагается проверить свою работу.

-Дети! Наконец-то весь кот перед вами! (Добавляется последняя часть кота – хвост)


Обучающиеся обдумывают план действий по решению данной учебной задачи; применяют в ходе решения её имеющиеся знания ; применяют новые знания; осуществляют самопроверку написанного.

9

Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению

-Чеширский кот благодарит вас за работу и предлагает вам дифференцированное домашнее задание. Вы сами выберите себе задание по степени трудности: на красных шарах – самое трудное, на синих – полегче, а на зелёных – самое лёгкое. Выбирайте по желанию.


(Под музыку дети выбирают себе домашнее задание)

10

Рефлексия. Оценивание.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.









- Ребята, посмотрите на нашего кота! Он улыбается во весь рот! Почему?


- А как вы думаете, что особенно ему понравилось в вашей работе? (Для помощи вывешиваются картинки с этапами урока)

- Чему вы научились?

-Что показалось пока сложным?

-Спасибо за работу! Урок окончен!

Познавательные УУД (умение ориентироваться в системе знаний)

Регулятивные УУД (умение оценивать собственную деятельность на уроке)

Личностные УУД (проявлять интерес к предмету; терпимость к мнению окружающих)

- Ему понравилась наша работа на уроке, он доволен нашим умением учиться…

Дети дают развёрнутые оценочные суждения, касающиеся своей деятельности на уроке и деятельности одноклассников.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!