Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык.
Класс: 1 .
Учитель:Прилука Наталья Михайловна.
УМК:Школа XXIвек.
Тема урока: алфавит.
Тип урока: закрепление знаний и выработка умений.
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи. | Вызов уже имеющихся знаний; определение темы и проблемного вопроса и предположительные ответы на него. | Отгадывают загадку и определяют тему урока | По определѐнным признакам угадать предмет | Определяют тему урока и учебную задачу. | Планировать действие в соответствии с поставленной задачей | Слушают учителя, прогнозируют ответ на проблемный вопрос | Принимать и сохранять учебную задачу |
Уточняют значение слова «алфавит». Называют буквы в алфавитном порядке. | Уметь использовать дополнительную литературу (толковый словарь и букварь.) Уметь называть буквы в алфавитном порядке |
Определяют учебную задачу | Ставить и формулировать проблемы |
Дают предположительные ответы на проблемный вопрос. | Вспоминать имеющиеся знания по данной теме. |
II. Закрепление знаний по теме: «Алфавит» работа над каллиграфией | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией. | | | | | Работают по плану, предложенному учителем | Планировать свои действия В соответствии с поставленной задачей. |
1. Буквы алфавита и их звуки. | . | Делят буквы алфавита на три группы: буквы гласных и согласных звуков, буквы- знаки. | Анализировать буквы при помощи модели с целью выделения существенных признаков. | Работают в парах, оценивают действия партнѐра | Осуществлять работу в парах | Оценивают работу в парах | Оценивать правильность выполненных действий |
2. Порядок букв в алфавите | | Записывают и расставляют слова в алфавитном порядке | Находить в словах «опасные места» и применять изученные орфографические правила при записи слов. Сознательно выбирать нужные соединения букв в записываемых словах. Использовать полученную информацию о порядке букв в алфавите на Практике | Формируют элементы самооценки написанного с точки зрения качества письма. | Строить речевое высказывание в устной форме | | |
3. Использование строчных и прописных букв. | | В процессе работы со стихотворением, словосочетаниями и отдельно взятыми словами учатся правильно использовать строчные и прописные буквы | Анализ текстов с целью правильного использования прописных и строчных букв и других «опасных мест» при письме | Оценивают свои достижения и проблемы в усвоении материала | Оценить правильность выполненных действий |
III. Итог урока | Вернуть учащихся к первоначальным предположениям, установление причинно- следственных связей между блоками информации | Обращаются к теме урока. Отвечают на проблемный вопрос урока | Анализировать мыслительные операции, обобщить материал, сделать вывод. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. | Строить речевое высказывание в устной форме | | |
Урок русского языка
Тема: Алфавит.
Цель: учить правильно называть буквы и использовать их.
Задачи:
1. Закрепить знание алфавита (предметная задача).
2. Учить принимать и сохранять учебную задачу (метапредметная задача).
3. Формирование привычки к рефлексии (личностная задача).
I. Постановка учебной задачи.
- Сегодня у нас необычный урок. Чтобы узнать тему урока, нужно отгадать загадку.
Буквы - значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он … (алфавит).
На доске: Тема урока: Алфавит.
- Что такое алфавит?
- Где можно узнать точное значение этого слова? (В толковом словаре или в букваре на стр. 116).
- Кто назовѐт буквы в алфавитном порядке?
- Откройте прописи на стр. 48, 49.
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
- Я не буду спрашивать, надо ли знать алфавит. Вы, конечно, подтвердите. А вот можете ли вы сказать, кого можно назвать знатоком алфавита?
На доске: Кого можно назвать знатоком алфавита?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно пройти ряд испытаний, и кто с успехом пройдѐт их, тот и может назвать себя знатоком алфавита.
II. Закрепление знаний по теме: «Алфавит». Работа над каллиграфией.
1. Буквы алфавита и их звуки.
- Начинаем первое испытание.
- Откройте прописи на стр. 48. Прочитайте слово вверху. (Алфавит.)
- Посмотрите на значки ниже. Как вы думаете, о чем вас просят авторы.
( Записать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.)
- Назовите буквы гласных звуков. Что вы о них знаете?
- 1 человек будет писать на доске, а остальные в тетрадях, затем мы проверим правильность написания букв и каллиграфию в парах.
Запись под диктовку: а, о, у, я, и, ы, ю, ѐ, е, э.
- Обменяйтесь тетрадями, возьмите простые карандаши в руки, если вы довольны написанной буквой, поставьте сверху «+», если не довольны «-».
(1 человек проверяет у доски.)
- Какие буквы ещѐ просят вас написать авторы? Что вы знаете о них?
Запись под диктовку: б, д, х, ж, з, й, с, н.
- 1 человек будет писать на доске, а остальные в тетрадях, затем мы проверим правильность написания букв и каллиграфию в парах.
- О каких буквах мы ещѐ не говорили на уроке? Что вы о них знаете?
- Итак, с первым заданием вы справились. Исходя из этого задания ответьте:
- Кого можно назвать знатоком алфавита? (Кто правильно и красиво пишет буквы.)
2. Порядок букв в алфавите.
- Начинаем второе испытание.
- Запишите слова под диктовку: гриб, аист, белка, ветка. (Для записи по одному человеку выходят к доске, остальные учащиеся пишут в тетрадях.)
- Распределите слова в алфавитном порядке. Для этого покажите над словом порядковый номер.
- Зачем нужно уметь распределять слова в алфавитном порядке? Где эти знания используются?
( Оформление списка в классном журнале, порядок книг в библиотеке и т. д.)
- Итак, со вторым заданием вы справились. Исходя из этого задания ответьте: Кого можно назвать знатоком алфавита? (Кто в нужном порядке располагает слова.)
3. Использование строчных и прописных букв.
а) Строчные и прописные буквы в стихотворении.
- Продолжаем. Третье испытание самое трудное и большое. Оно состоит из трѐх заданий.
Первое задание.
- Прочитайте стихотворение, вставив пропущенные буквы. Выберите подходящий к нему рисунок.
Чтение: Собирала Маргаритка
Маргаритки на горе.
- Что заметили? (Маргаритка - может быть имя девочки и цветок. Собственное имя девочки пишем с прописной буквы. Название цветка будем писать тоже с прописной буквы, т. к. оно стоит в начале строки стихотворения.)
1 человек вставляет пропущенные буквы у доски, а остальные – в тетрадях.
б) Строчные и прописные буквы в собственных именах и названиях животных.
Второе задание.
- Прочитайте словосочетания под картинками. Объясните, какую букву нужно вставить и почему? (Слово Скворцов в первом случае - фамилия, поэтому начинается с прописной буквы, а во втором случае слово скворцов сообщает, чей домик и пишется со строчной буквой.)
1 человек вставляет пропущенные буквы у доски, а остальные – в тетрадях.
Третье задание.
- Рассмотрите картинки и подпишите их. ( Название города Орѐл пишется с большой буквы, а название птицы – с маленькой.)
Учащиеся самостоятельно вставляют пропущенные буквы, затем один ученик объясняет как записал в тетради.
Итак, вы справились с третьим испытанием. Исходя из него, ответьте:
- Кого можно назвать знатоком алфавита? (Кто умеет правильно использовать прописные и строчные буквы.)
III. Итог урока.
- Какова была тема нашего урока?
- Какой мы поставили вопрос?
- Чтобы ответить на него, мы прошли ряд испытаний. Назовите все ответы.
На доске:
