СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме «Бутерброды, их виды, правила приготовления».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок: технология

Учитель: Макарова О.Б.

Раздел «Кулинария»                                                                                                                                                      

Тема: «Бутерброды,  их виды, правила приготовления»

Тип урока: урок-проект

Продолжительность: 2 урока

Класс: 8 специальный (коррекционный) класс-комплект для уч-ся  с ОВЗ

ФОУД/ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая

 

  1. Планируемые результаты урока:

Предметные:

- умеют  готовить блюда (бутерброды)  из набора необходимых продуктов, действуя по алгоритму;

- умеют определить вид бутерброда и  назвать питательнее вещества, присутствующие в продуктах, используемых в приготовлении бутербродов;

- умеют определить качество приготовления бутербродов;

- умеют использовать различные способы оформления бутербродов.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме «Бутерброды, их виды, правила приготовления».»



Технологическая карта урока

по теме «Бутерброды, их виды, правила приготовления»

Урок: технология

Учитель: Макарова О.Б.

Раздел «Кулинария»

Тема: «Бутерброды, их виды, правила приготовления»

Тип урока: урок-проект

Продолжительность: 2 урока

Класс: 8 специальный (коррекционный) класс-комплект для уч-ся с ОВЗ

ФОУД/ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая


  1. Планируемые результаты урока:

Предметные:

- умеют готовить блюда (бутерброды) из набора необходимых продуктов, действуя по алгоритму;

- умеют определить вид бутерброда и назвать питательнее вещества, присутствующие в продуктах, используемых в приготовлении бутербродов;

- умеют определить качество приготовления бутербродов;

- умеют использовать различные способы оформления бутербродов.


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- принимают и сохраняют цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;

- осознанно действуют на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности;

- обладают готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

- адекватно реагируют на внешний контроль и оценку, корректируют в соответствии с ней свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

- вступают и поддерживают коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия;

- слушают собеседника, вступают с ним в диалог и поддерживают его;

-обращаются за помощью и принимают помощь;

- сотрудничают со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относятся , сопереживают, конструктивно взаимодействуют с другими людьми.

Познавательные УУД:

- дифференцированно воспринимают окружающий мир, его временно-пространственную организацию.

-используют в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи;

-используют усвоенные логические операции на наглядном, доступном материале, на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями,


Личностные УУД:

- активно включаются в общеполезную социальную деятельность;

- умеют самостоятельно выполнять учебные задания, поручения и договоренности;

- уважительно и бережно относятся к людям труда и к результатам их деятельности;

- понимают личную ответственность за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в современном обществе.


  1. Предметное содержание урока.

1 урок: Учащиеся описывают историю создания бутербродов, выделяют виды бутербродов, дают им характеристику. Знают технологию их приготовления с помощью учителя, знают правила безопасной работы со столовыми инструментами (нож), соблюдают санитарно-гигиенические требования согласно инструкционным картам.

2 урок: Умеют создавать проектный продукт (бутерброд), презентовать его.


Объект работы: бутерброды.


 Материалы и оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация «Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов»; инструкционно – технологическая карта, карточки-задания; посуда и инструменты: тарелка, чашки, чайник, нож, разделочные доски; скатерти, салфетки, фартуки, косынки, полотенца, продукты (хлеб, масло, сыр, колбаса (вареная), огурец, помидор) .





  1. Деятельностное содержание урока.



Этапы проектной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства

Результат

Проектировочный этап

Актуализация знаний






Оргмомент.

Приветствие

  • проверка явки обучающихся

  • проверка готовности обучающихся к занятию

  • настрой обучающихся на работу



- Подводит учащихся к формулировке темы урока.


Ребята, подумаем и скажем, без чего ни один праздник, ни одна вечеринка, а уж тем более пикник не обходятся…Во время путешествий он просто незаменим. Его с полным правом можно назвать величайшим изобретением человечества. Как вы думаете, что это такое?

Назовите тему урока.



Ребята, а когда мы с вами сделаем бутерброды, предлагаю устроить чаепитие, поэтому нам нужно заварить чай.


  • -приветствуют учителя,

  • -визуально контролируют свою готовность к занятию

  • -рассаживаются на рабочие места.







Предлагают варианты ответов.









Дети отвечают: «Это бутерброд».


Называют тему урока «Бутерброды и их приготовление»



Соблюдают последовательность действий по завариванию чая



















Картинка «Бутерброд»

Эмоциональный настрой

















Сформулирована тема урока


Проблематизация

Организует действия учащихся по выявлению и формулировке проблемы.



- Ребята, а как можно быстро приготовить сытный завтрак для всей семьи, затратив минимум времени?

-Что можно взять с собой в поход, театр, пикник, путешествие, вечеринку?

-Из всех ли продуктов можно сделать бутерброд?

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.





Отвечают на вопросы «Можно приготовить бутерброды»

«Нельзя использовать кофе, крупы, конфеты, мороженое» , «Не используют продукты с истекшим сроком годности», «Продукты, которые не сочетаются во вкусу»


Противоречие: с одной стороны существуют много разных продуктов питания, с другой не из всех из них можно приготовить бутерброд.


Проблема: Как правильно и быстро приготовить бутерброды?





Сформулирована проблема

Целеполагание

Создает условия для формулировки цели, на основе сформулированной проблемы.

Какую цель мы должны поставить, что решить данную проблему?

Формулируют цель проекта: изучить технологическую карту, на основе которой приготовить бутерброды


Поставлена цель учебной деятельности, выбраны способы и средства её реализации.

Планирование деятельности

Организует действия учащихся для разработки плана деятельности на уроке.

Формулирует поясняющие вопросы для реализации цели.

Давайте составим план действий для достижения поставленной цели






Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Разрабатывают план проектной деятельности по приготовлению бутербродов:

I. Сбор информации:

1) История возникновения бутербродов.

2) Виды бутербродов

3) Продукты, из которых готовят бутерброды.

II. Повторить соблюдение санитарно –гигиенических правила.

III. Вспомнить правила по ТБ при работе с кухонным ножом.

IV. Изучить технологические карты приготовления бутербродов.

V. Приготовить бутерброды на основе технологической карты.

VI Презентация готового изделия.

VII.Разработка критериев, оценка и рефлексия проектной деятельности

VIII.Дегустация бутербродов.


Разработан план действий

Частичная реализация проектного продукта

Организует работу по частичной реализации проектного продукта.



1. –Давайте выясним, что такое «бутерброд»? Для этого обратимся к словарю Ожегова


-Познакомимся с историей возникновения бутербродов.



–Что является основой любого бутерброда?



- Вспомним пословицы о хлебе.





- Давайте разберемся, какие виды бутербродов существуют.



На доске написаны виды бутербродов. Ваша задача возле каждого названия прикрепить соответствующую картинку.


На доске написаны названия видов бутербродов (открытые, закрытые (сэндвичи), сложные, простые, холодные, горячие, закусочные (канапе) )



- Давайте поиграем:

Вы выбираете карточку с названием вида бутерброда.

На столе лежат продукты. Ваша задача выбрать нужные для приготовления бутербродов.



2.Изучаем технологические карты по приготовлению бутербродов





3.Повторяем ТБ при работе с ножом по инструкционным картам.

4. Повторяем санитарно-гигиенические правила, используя инструкционные карты.





Работают со словарем, выписывают определение в тетрадь.

Дети изучают историю возникновения бутербродов по слайдам презентации (поочередно читают)



Отвечают на вопрос: «Хлеб»



Называют пословицы о хлебе: «Хлеб всему голова» , «Без хлеба сыт не будешь», «Не хлебом единым жив человек»







Выполняют задание

«Найди соответствие»









Выполняют задание







Работают с технологическими картами: дети читают и осмысливают технологию приготовления.



Работают с инструктажем ТБ.



Работают с санитарно-гигиеническими правилами




Словарь Ожегова





«Мозговой штурм»















Дидактическая игра



Приложение 1







Приложение 2.









Технологические карты



Приложение 3,4

Инструктаж по ТБ

Санитарно-гигиенические правила

Приложение 5






1.Изучена история возникновения бутербродов










































2.Изучены технологические карты




3. Изучены инструкционные карты по ТБ


4.Изучены санитарно-гигиенические правила

2 урок (этап реализации): решение конкретно-практических задач.

Создание проектного продукта, его презентация и дегустация

Деление на группы и распределение обязанностей между членами группы

Создает условия для деления учащихся по группам

Делятся на 2 группы. Каждая группа получает технологические карты по приготовлению бутербродов.

Повторяют ТБ при работе с ножом.

Надевают спецодежду (фартук, косынка)

Технологические карты

Инструкционные карты

Спецодежда

Столовые приборы

Продукты

Сформированы

2 группы учащихся


Выработка критериев оценки проекта

Организует работу по созданию критериальной базы



Критерии оценки проекта:

Соблюдены ли правила гигиены и санитарии?

Соблюдены ли правила ТБ?

Соблюдалась ли технологическая последовательность приготовления бутербродов?

Удовлетворил ли вас внешний вид готового изделия и его вкусовые качества?

Насколько вы оцениваете свой вклад в реализацию проекта?

За каждый критерий от 0 до 1 балла:

1 балл – критерий представлен на допустимом уровне

0 баллов – критерий отсутствует

5 баллов – «5»

4 балла – «4»

3 балла - «3»

Каждый учащийся заполняет индивидуальный табель учета работы над проектом.

Приложение 6

Создана критериальная база оценки проекта.

Физминутка

1.Ребята, мы с вами будем готовить бутерброды.

Физминутка «Покажите движения, которые мы будем использовать при приготовлении»

-На урок мы принесли  (ходьба на месте)

-Хлеб, колбаску с маслом, (взмахи руками перед собой)

-И  сейчас,  мы смастерим (движения ладонями – намазывание масла на  кусок хлеба  ножом)

-Бутерброд  прекрасный  (хлопки перед собой)

Выполняют

движения


















Этап реализации.

Создание проектного продукта.

Организует индивидуальную работу, осуществляет консультационную помощь в выполнении заданий, направляет деятельность учащихся для достижения поставленной цели


Реализуют проект по плану действий

Осуществляют самоконтроль выполнения операции.


Проводят коррекцию по приготовлению изделия.

Технологические карты, посуда, кухонный инвентарь


Результаты проектных заданий


Презентация полученного проектного продукта.

Создает условия для презентации полученных образовательных продуктов. Участвует в обсуждении.


Презентуют проектный продукт в соответствии с технологической картой


Готовые изделия


Презентация проектного продукта

Оценка качества проектного продукта. Рефлексия.

Оценка качества проектного продукта и рефлексия действий в проекте его создателей.










Организует обобщение знаний и выполненных действий. Создает условия для оценки результатов на основе критериальной базы.

Соблюдены ли правила гигиены и санитарии?

Соблюдены ли правила ТБ?

Соблюдалась ли технологическая последовательность приготовления бутербродов?

Удовлетворил ли вас внешний вид готового изделия и его вкусовые качества?

Насколько вы оцениваете свой вклад в реализацию проекта?


-Продолжите предложения:

Сегодня я узнал (-а)…

Теперь я могу…

Я научился  (-а)…

Я попробую…

Мне захотелось…


Описывают и оценивают свои результаты (по критериям оценки) при выполнении проекта в соответствии с листом оценки


Осознают собственные действия: определяют что получилось, что нет. Оценивают свою работу, работу одноклассников.

Анализируют допущенные недочеты.

Заполняют лист оценки проектов и лист оценки проектной деятельности.



Лист оценки проектного продукта


Приложение 6.










Оценен выполненный проект Осуществлена рефлексия.

Сервировка стола и дегустация.

Участвует в дегустации проектного продукта.

Сервируют стол

Дегустируют проектный продукт (бутерброды)


Готовые изделия

Столовые приборы

Сервировка стола

Дегустация



Домашнее задание: Составить рецепт  приготовления наиболее любимого вами бутерброда






Виды бутербродов (Приложение 1)


Открытые бутерброды с колбасой.

  • Готовят на пшеничном и ржаном хлебе,

  • хлеб нарезать толщиной 10-15 мм, намазать ломтики маслом,

  • колбасу очистить от оболочки, нарезать кружочками, поместить на намазанные маслом ломтики хлеба,

  • украсить бутерброды огурчиками, зеленью,

  • готовые бутерброды выложить на блюдо,

  • для простых бутербродов используют 1-2 вида продуктов: колбаса, ветчина,

  • для сложных – несколько видов продуктов.

Закрытые бутерброды

  • Готовят на пшеничном и ржаном хлебе,

  • хлеб нарезают толщиной 10 мм,

  • можно приготовить из двух половинок булочки,

  • на хлеб выкладывают подготовленные гастрономические продукты и накрывают вторым ломтиком хлеба,

  • бывают однослойные, двухслойные, многослойные,

  • используют в дорогу, в школу, в поход.

Закусочные бутерброды

  • Готовят на фигурных ломтиках хлеба,

  • хлеб подсушивают или обжаривают,

  • толщина хлеба 5-8 мм,

  • на хлеб выкладывают продукты в несколько слоёв,

  • продукты закрепляют специальными вилочками.



Виды бутербродов (Приложение 1)

Бутерброды.

О ткрытые простые: хлеб + масло, хлеб + колбаса, хлеб + варенье, джем и т. д.





Открытые сложные, комбинированные: хлеб + масло + колбаса + сыр, хлеб + майонез +ветчина + зелень, хлеб + масло + ломтики сельди + овощи + зелень…







Возможен горячий вариант. Закрытые:









Продукты для приготовления бутербродов (Приложение 2)





Технологические карты (Приложение 3)


Бутерброд со сливочным маслом и сыром (простой)

Наименование продукта

количество

Последовательность приготовления

посуда

Белый хлеб

4-5 ломтиков

Нарезать толщиной 1 см

Нож, разделочная доска

Масло сливочное

50г

Намазать тонким слоем на хлеб

Нож

Сыр

150г

Натереть на терке и положить на масло

Терка, чайная ложка

Гренки с сосисками (сложный)

Наименование продукта

Количество

Последовательность приготовления

посуда

Белый хлеб

10-12 ломтиков

Нарезать толщиной 1 см

Нож, разделочная доска

Масло сливочное

100г

Намазать хлеб

Нож

Сосиски

4шт

Разрезать вдоль и пополам.

Обжарить на масле

Положить на хлеб

Нож, разделочная доска. сковорода

Помидоры

2шт

Нарезать ломтиками и сверху положить на кусочки сосиски

Нож. Разделочная доска

Сыр

200г

Нарезать тонкими ломтиками, положить на помидоры


Нож. Разделочная доска



Инструкционные карты (Приложение 4)






Требования к качеству готовых бутербродов

  • Бутерброды  должны быть непосредственно готовы перед подачей.

  • Горячие  бутерброды  должны быть определенной температуры.

  • Продукты, входящие в состав бутербродов, должны бать свежими.

  • Хлеб не должен быть сильно тонким или толстым.

  • Хлеб должен быть полностью покрыт продуктом.

  • Хранить бутерброд в холодильнике не более 3 х часов


Специальные инструменты для приготовления бутербродов

  • Острый нож или пилка для нарезки хлеба;

  • Доска для нарезки хлеба;

  • Острый нож и доска для резки ветчины, мяса, колбасы, сыра;

  • Фруктовый нож и доска для нарезки фруктов;

  • Нож с округлым концом для намазывания масла, паст и паштетов






Инструкционные карты (Приложение 5)





Санитарно-гигиенические требования

  • Пищу готовить в специальной одежде.

  • Перед началом работы вымыть руки с мылом.

  • Волосы убрать под косынку.

  • Использовать только свежие продукты.

  • Пищевые отходы собирать в ведро, своевременно выносить их.


Требования безопасности при работе с ножом

  • Осторожно обращаться со столовыми приборами – ножом

  • Держать нож за ручку на расстоянии от лезвия  не менее 2х см.

  • Не поднимать нож слишком высоко над разделочной доской.

  • Передавать нож ручкой вперед.








ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Контроль и оценка знаний и умений.

Соблюдение правил санитарии и гигиены

1 балл

 

 

 

Соблюдение техники безопасности

1 балл

 

 

 

Соблюдение технологической последовательности приготовления

1балл

 

 

 

Внешний вид готового изделия, вкусовые качества блюда

1балл

 

 

 

Ваш вклад в реализацию проекта

1 балл

 

 

 

Итого