СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме «Градусная сетка».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала по теме "Градусная сетка".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме «Градусная сетка».»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО

Некипелова Светлана Васильевна

Место работы

МОУ «СОШ №7» города Новодвинска

Должность, Предмет

Учитель географии

Класс

5 класс

Базовый учебник

А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина «География 5-6 класс». Полярная звезда. М: Просвещение, 2019 г.



Технологическая карта урока по теме «Градусная сетка».

Тема урока

Градусная сетка

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Цель Урока (УЧИТЕЛЯ!)

Создать условия для развитие представлений о градусной сетке, параллелях и меридианах

Цель урока (УЧЕНИКА)

1.Изучить основные особенности градусной сетки.

2.Познакомиться с градусной сеткой, параллелями и меридианами

Формируемые

результаты

Предметные

Давать определение понятиям: полюс, экватор, градусная сеть, параллель, меридиан; объяснять, как ведут отсчет параллелей и меридианов.

Метапредметные

  1. Составление и анализ сравнительной таблицы «Свойства линий градусной сетки», составление кластера «Отсчет параллелей и меридианов».

  2. Умение работать с различными источниками географической информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное.

  3. Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им.

  4. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

  5. Работать в паре или группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе.

Личностные

Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся; осознание значения градусной сетки на глобусе и карте; развитие практических навыков.

Планируемые результаты


Учащиеся должны усвоить учебную информацию, содержание межпредметных понятий, универсальные учебные действия, научную терминологию темы, получить

представление о градусной сетке , параллелях и меридианах, выделять основные признаки этих линий.

Основные понятия

Полюс, градусная сетка, параллели, меридианы, экватор, начальный меридиан,

Технические средства обучения

Физическая карта мира, мультимедиа-презентация, учебники, атласы, интерактивная доска

Средства обучения в информационно-образовательной среде

(Средства ИКТ. Образовательные интернет-ресурсы)

компьютер, проектор, интерактивная доска

Организация пространства

Фронтальная работа, демонстрация, показ, рассказ, объяснение, беседа, индивидуальная работа, групповая работа.

Индивидуальная

Работа с учебным текстом: чтение и анализ текста учебника стр. 44-46 «Что такое градусная сетка» и «Как выглядит градусная сетка на глобусе и карте», смысловой анализ текста, заполнение таблицы в тетради - актуализация имеющихся знаний.

Групповая

Работа в паре: выполнение задания маршрутного листа сравнение и обсуждение записанного – выучивание материала.

Работа в группах (по 4 человека): составление кластера отсчете параллелей и меридианов.


Дидактическая структура урока.



Задания, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов.


Деятельность учителя



Деятельность учащихся



Формируемые УУД



Организационный этап. Мотивация .

Цель: настроить

учащихся на работу,

организация внимания,

проверка готовности к

уроку


Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, просит проверить наличие необходимых принадлежностей: учебник, тетрадь, атлас, ручки.


Проверка готовности к уроку

Познавательная

Готовность обучающихся к познавательной деятельности

Коммуникативная, личностная

Умение высказывать свою точку зрения

Актуализация опорных знаний.

Цель: привлечь

внимание учащихся и

вызвать интерес к предстоящей работе.

ЭОР №2 (1 слайд)


ЭОР №2 (2 слайд)

ЭОР №1




Ребята посмотрите внимательно на картинку (шахматная доска и географическая карта) В чем сходство шахматной доски и географической карты?

Географическая карта также как шахматная доска покрыта сетью тонких линий.

Эти линии нанесены не просто так, а чтобы можно было определить точное местоположение объекта. Они позволяют определить направление и ориентироваться на карте и глобусе.

Ответы - Разбита на квадраты, проведены линии.

Коммуникативная, личностная , Познавательная

Готовность обучающихся к познавательной деятельности

Коммуникативная, личностная

Умение высказывать свою точку зрения

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Подготовка к изучению новой темы. Целеполагание.

Цель: привлечь

внимание учащихся и

вызвать интерес к предстоящей работе.

ЭОР №2 (слайд 3).

Физическая карта мира.



ЭОР №2 (слайд 4)





ЭОР №2 (слайд 5)









  1. Давайте определим тему нашего урока? (сканворд.).-«Градусная сетка»

Посмотрев внимательно на глобус и географическую карту, вы увидите, что они покрыты пересекающимися линиями – это градусная сетка.

Определение целей и задач по уроку

1. Определить особенности градусной сетки;

2. Выявить различия между параллелями и меридианами;

3. Научиться определять направление на карте по параллелям и меридианам.

Таким образом, к концу урока вы должны:

 Знать 

Уметь 

  • Экватор 

  • Меридиан 

  • Параллель 

  • Начальный меридиан 

Градусная сетка 

  • Показывать, экватор, меридианы и параллели на карте; 

Определять направления по линиям градусной сетки глобуса 




Ответы:

  1. Градусная сетка

  2. Называют тему урока, задачи.

  3. Записывают в тетрадь число и тему
    урока.













Формулировка темы урока и уточнение цели урока, разработка плана учебных действий

Познавательные Умение ставить цель урока, определять пути ее достижения.

Коммуникативная (умение отстаивать свою точку зрения)


Изучение нового материала. Первичное усвоение изученного материала.

Цель: Сформировать у

обучающихся

представления о

градусной сетке, параллелях и

меридианах.
































































Цель: Сформировать у

обучающихся

представление о

свойствах параллелей, меридианов. Выяснить, как ведется отсчет меридианов и параллелей.

Физическая карта мира, атласы.

ЭОР №2 (слайд 6)



















Учебник, ФКМ, атласы.





















Учебник, ФКМ, атласы.





Учебник, ФКМ, атласы.



























Приложение №1 «Таблица для работы в группах»

Тема урока « Градусная сетка» . Что это такое? Что вы знаете по теме урока, или вам кажется что знаете ? (обсуждение- «Корзина идей») Как вы считаете, это достаточная информация? Тогда давайте попробуем ее дополнить.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Работа с текстом. (ИНСЕНРТ- Читая текст на полях делайте пометки V – уже знал. + - новая информация. ----- думал иначе. ? – не понял, есть вопрос).

Текст

Пометки

(V – уже знал. + - новая информация. - думал иначе. ? – не понял, есть вопрос).

Градусная сетка – отличительная особенность географических карт. Все линии градусной сетки воображаемы, в природе их не существует. По этим линиям можно определить направление, расстояние, местоположение любого объекта на карте. Расстояние в разных странах измеряют в разных еденицах: дюйм, фут, ярд, миля, километр. Для единого определения расстояние на географических картах во всех странах мира существует единая единица – градусы. Градусная сетка – сеть меридианов и параллелей нанесенных ка карте.

Древнегреческий ученый Эратосфен первым предложил для определения местоположения объектов на карте наносить условные линии – параллели и меридианы. Если бы люди не изобрели в свое время градусную сетку, то сейчас в мире не существовало бы точных карт, не могли бы работать спутниковые навигационные GPS и Глонасс, не возможно было бы точно определить свое местоположение.



Что мы знаем про меридианы и параллели? (знаний не хватает)

Работа по группам: Работая с учебником.

1 группа – изучение свойств меридианов. По учебнику найти аргументы по меридианам (учебник стр. 48- 50).

2 группа – изучение свойств параллелей. По учебнику найти аргументы по параллелям (учебник стр. 48-50)

3 группа – определяют, как ведут отсчет меридианов и параллелей на карте? (учебник стр. 50-51)

Заполнение во время чтения учебника таблицы.

1 и 2 группа


Проверка результатов работы 1 и 2 группы.

Внимательно посмотрите на карту полушарий и скажите, как называется линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов и делит Землю на два полушария Северное и Южное.

Эта линия называется экватор. Экватор – это параллель или меридиан?

Проверка результатов 3 группы

« Как ведут отсчет параллелей и меридианов?



Определение направлений по карте из точки А

( объяснение по рис.34 стр. 50 – учебник)

обсуждение





Работа с текстом. (ИНСЕНРТ- Читая текст на полях делайте пометки V – уже знал. + - новая информация. ----- думал иначе. ? – не понял, есть вопрос




















































Схему записывают в тетрадь


















Работа по группам: Работая с учебником. Заполнение во время чтения учебника таблицы.

1 и 2 группа

Обсуждение.





Называют – экватор.









Определяют направления.







Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную преподавателем.

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, работают в тетради, выполняя задачу преподавателя.

Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения.









Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную преподавателем.

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание работают в тетради, выполняя задачу преподавателя.

Коммуникативные: умеют вести конспект материала урока.



















Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную преподавателем.

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание работают в тетради, выполняя задачу преподавателя.

Коммуникативные: умеют вести конспект материала урока.







Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную преподавателем.

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание работают в тетради, выполняя задачу преподавателя.

Коммуникативные: умеют вести конспект материала урока.




Физкультминутка




Учитель предлагает сделать гимнастику для глаз, для шеи.

Выполняют упражнения.


Закрепление новых знаний знаний/умений.

Практикум по

самосто-ятельному

применению и

использованию

полученных знаний.


Цель: учить применять

знания для решения

практических и

проблемных задач.

Приложение №2.

Итак, вспомним, что мы сегодня узнали нового на уроке?

Выполнение заданий (Приложение №2).

Вставьте пропущенное слово:

Условная линия, проведенная параллельно экватору – …

Самая длинная параллель – …

Точка Земли, через которую проходит воображаемая земная ось – …

Самая короткая параллель – …

Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюса – …

Что является границей между Северным и Южным полушариями – …

Учащиеся отвечают на вопросы.

Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в письменной и устной форме.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют вести конспект материала урока.

Информация о домашнем задании


Прочитать параграф 14. Составить по параграфу по 5 толстых и по 5 тонких вопросов.

Толстые

Тонкие

Дайте объяснение, почему?

Объясните почему?

Почему вы считаете?

В чем различия?


Кто? Что? Когда? Будет ли? Верно ли? Согласны ли вы? Может ли?



Учащиеся записывают домашнее задание.


8. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Цель: оценка и

самооценка

(рефлексия) работы

учащихся на уроке.



Вернемся к целям нашего урока.

– Что вы узнали на уроке?

– Что такое градусная сетка, экватор, полюс, меридиан, параллель?

Закончи предложение

«Если бы я раньше знал про…..то…….»

«На мой взгляд – это……….»

«Самым интересным для меня на уроке было…….»


Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Личностная

Осознают свой вклад в общий результат урока

Коммуникативная (устная, письменная)

Оценка и самооценка деятельности каждого.



Приложение к плану-конспекту урока

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР (заполняется по степени целесообразности)

Таблица 1

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Современная физическая карта мира

Гиперссылка

В данном модуле содержится информация современной физической карты мира.

http://bigkarta.ru/fiz.htm

2

Презентация «Градусная сетка».

Гипертекст, фотографии, схемы

Иллюстрации, текст, фотографии, схемы

Слайды :

1-

2.

3.

4.

5.

6.


Текстовые приложения к уроку

Приложение №1 «Таблица для работы в группах 1 и 2»

Вопросы

Меридианы

Вопросы

Параллели

– Что такое меридианы?


– Что такое параллели?






– Как они выглядят на глобусе?



– Как они выглядят на глобусе




- В какие стороны горизонта направлены



-В какие стороны горизонта направлены



–Длина меридианов.



-Длина параллелей.

Самая длинная параллель, ее длина?



3 группа « Как ведут отсчет параллелей и меридианов?


Параллели

Меридианы

Отсчет начинается с ….




Отсчет начинается с...(?) до…. (?) градусов



Где указывают градусы этих линий?




Сколько км содержит 1 градус?





Приложение №2 Работа с картой

    1. На карте полушарий найдите экватор, северный и южный тропики,, полярные круги, нулевой меридиан, город Лондон, 50 параллель в северном полушарии, 50 параллель в южном полушарии, 80 меридиан в западном полушарии, 80 меридиан в восточном полушарии.

    2. Определение направлений:

  • По карте России определите: в каком направлении от Москвы находится а) Санкт-Петербур б) Архангельск в) Владивосток.

  • По карте полушарий определите а) в каком направлении от Лондона находится Париж? б) в каком направлении от Каира находится Санкт-Петербург? в) в каком направлении от вулкана Везувий находится вулкан Камерун? Вулкан Килиманджаро?

    1. По карте полушарий определите, в каком полушарии относительно экватора находятся: А) Северная Америка Б) Австралия; В) остров Мадагаскар; Г) Африка.

    2. Найдите соответствие между цифрами на рисунке и перечнем географических понятий:

  • А) экватор; Б) нулевой меридиан; В) параллели; Г) меридианы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!