Технологическая карта урока по теме «Градусная сетка».
Тема урока | Градусная сетка |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Цель Урока (УЧИТЕЛЯ!) | Создать условия для развитие представлений о градусной сетке, параллелях и меридианах |
Цель урока (УЧЕНИКА) | 1.Изучить основные особенности градусной сетки. 2.Познакомиться с градусной сеткой, параллелями и меридианами |
Формируемые результаты | Предметные | Давать определение понятиям: полюс, экватор, градусная сеть, параллель, меридиан; объяснять, как ведут отсчет параллелей и меридианов. |
Метапредметные | Составление и анализ сравнительной таблицы «Свойства линий градусной сетки», составление кластера «Отсчет параллелей и меридианов». Умение работать с различными источниками географической информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное. Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Работать в паре или группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе. |
Личностные | Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся; осознание значения градусной сетки на глобусе и карте; развитие практических навыков. |
Планируемые результаты | | Учащиеся должны усвоить учебную информацию, содержание межпредметных понятий, универсальные учебные действия, научную терминологию темы, получить представление о градусной сетке , параллелях и меридианах, выделять основные признаки этих линий. |
Основные понятия | Полюс, градусная сетка, параллели, меридианы, экватор, начальный меридиан, |
Технические средства обучения | Физическая карта мира, мультимедиа-презентация, учебники, атласы, интерактивная доска |
Средства обучения в информационно-образовательной среде (Средства ИКТ. Образовательные интернет-ресурсы) | компьютер, проектор, интерактивная доска |
Организация пространства | Фронтальная работа, демонстрация, показ, рассказ, объяснение, беседа, индивидуальная работа, групповая работа. Индивидуальная Работа с учебным текстом: чтение и анализ текста учебника стр. 44-46 «Что такое градусная сетка» и «Как выглядит градусная сетка на глобусе и карте», смысловой анализ текста, заполнение таблицы в тетради - актуализация имеющихся знаний. Групповая Работа в паре: выполнение задания маршрутного листа сравнение и обсуждение записанного – выучивание материала. Работа в группах (по 4 человека): составление кластера отсчете параллелей и меридианов. |
Дидактическая структура урока. | Задания, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный этап. Мотивация . Цель: настроить учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку | | Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, просит проверить наличие необходимых принадлежностей: учебник, тетрадь, атлас, ручки. | Проверка готовности к уроку | Познавательная Готовность обучающихся к познавательной деятельности Коммуникативная, личностная Умение высказывать свою точку зрения |
Актуализация опорных знаний. Цель: привлечь внимание учащихся и вызвать интерес к предстоящей работе. | ЭОР №2 (1 слайд) ЭОР №2 (2 слайд) ЭОР №1 | Ребята посмотрите внимательно на картинку (шахматная доска и географическая карта) В чем сходство шахматной доски и географической карты? Географическая карта также как шахматная доска покрыта сетью тонких линий. Эти линии нанесены не просто так, а чтобы можно было определить точное местоположение объекта. Они позволяют определить направление и ориентироваться на карте и глобусе. | Ответы - Разбита на квадраты, проведены линии. | Коммуникативная, личностная , Познавательная Готовность обучающихся к познавательной деятельности Коммуникативная, личностная Умение высказывать свою точку зрения |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Подготовка к изучению новой темы. Целеполагание. Цель: привлечь внимание учащихся и вызвать интерес к предстоящей работе. | ЭОР №2 (слайд 3). Физическая карта мира. ЭОР №2 (слайд 4) ЭОР №2 (слайд 5) | Давайте определим тему нашего урока? (сканворд.).-«Градусная сетка» Посмотрев внимательно на глобус и географическую карту, вы увидите, что они покрыты пересекающимися линиями – это градусная сетка. Определение целей и задач по уроку 1. Определить особенности градусной сетки; 2. Выявить различия между параллелями и меридианами; 3. Научиться определять направление на карте по параллелям и меридианам. Таким образом, к концу урока вы должны: Знать | Уметь | Экватор Меридиан Параллель Начальный меридиан Градусная сетка | Показывать, экватор, меридианы и параллели на карте; Определять направления по линиям градусной сетки глобуса | | | | Ответы: Градусная сетка Называют тему урока, задачи. Записывают в тетрадь число и тему урока. | Формулировка темы урока и уточнение цели урока, разработка плана учебных действий Познавательные Умение ставить цель урока, определять пути ее достижения. Коммуникативная (умение отстаивать свою точку зрения) |
Изучение нового материала. Первичное усвоение изученного материала. Цель: Сформировать у обучающихся представления о градусной сетке, параллелях и меридианах. Цель: Сформировать у обучающихся представление о свойствах параллелей, меридианов. Выяснить, как ведется отсчет меридианов и параллелей. | Физическая карта мира, атласы. ЭОР №2 (слайд 6) Учебник, ФКМ, атласы. Учебник, ФКМ, атласы. Учебник, ФКМ, атласы. Приложение №1 «Таблица для работы в группах» | Тема урока « Градусная сетка» . Что это такое? Что вы знаете по теме урока, или вам кажется что знаете ? (обсуждение- «Корзина идей») Как вы считаете, это достаточная информация? Тогда давайте попробуем ее дополнить. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ Работа с текстом. (ИНСЕНРТ- Читая текст на полях делайте пометки V – уже знал. + - новая информация. ----- думал иначе. ? – не понял, есть вопрос). Текст | Пометки | (V – уже знал. + - новая информация. - думал иначе. ? – не понял, есть вопрос). | Градусная сетка – отличительная особенность географических карт. Все линии градусной сетки воображаемы, в природе их не существует. По этим линиям можно определить направление, расстояние, местоположение любого объекта на карте. Расстояние в разных странах измеряют в разных еденицах: дюйм, фут, ярд, миля, километр. Для единого определения расстояние на географических картах во всех странах мира существует единая единица – градусы. Градусная сетка – сеть меридианов и параллелей нанесенных ка карте. Древнегреческий ученый Эратосфен первым предложил для определения местоположения объектов на карте наносить условные линии – параллели и меридианы. Если бы люди не изобрели в свое время градусную сетку, то сейчас в мире не существовало бы точных карт, не могли бы работать спутниковые навигационные GPS и Глонасс, не возможно было бы точно определить свое местоположение. | | Что мы знаем про меридианы и параллели? (знаний не хватает) Работа по группам: Работая с учебником. 1 группа – изучение свойств меридианов. По учебнику найти аргументы по меридианам (учебник стр. 48- 50). 2 группа – изучение свойств параллелей. По учебнику найти аргументы по параллелям (учебник стр. 48-50) 3 группа – определяют, как ведут отсчет меридианов и параллелей на карте? (учебник стр. 50-51) Заполнение во время чтения учебника таблицы. 1 и 2 группа Проверка результатов работы 1 и 2 группы. Внимательно посмотрите на карту полушарий и скажите, как называется линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов и делит Землю на два полушария Северное и Южное. Эта линия называется экватор. Экватор – это параллель или меридиан? Проверка результатов 3 группы « Как ведут отсчет параллелей и меридианов? Определение направлений по карте из точки А ( объяснение по рис.34 стр. 50 – учебник) | обсуждение Работа с текстом. (ИНСЕНРТ- Читая текст на полях делайте пометки V – уже знал. + - новая информация. ----- думал иначе. ? – не понял, есть вопрос Схему записывают в тетрадь Работа по группам: Работая с учебником. Заполнение во время чтения учебника таблицы. 1 и 2 группа Обсуждение. Называют – экватор. Определяют направления. | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную преподавателем. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, работают в тетради, выполняя задачу преподавателя. Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную преподавателем. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание работают в тетради, выполняя задачу преподавателя. Коммуникативные: умеют вести конспект материала урока. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную преподавателем. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание работают в тетради, выполняя задачу преподавателя. Коммуникативные: умеют вести конспект материала урока. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную преподавателем. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание работают в тетради, выполняя задачу преподавателя. Коммуникативные: умеют вести конспект материала урока. |
| |
Физкультминутка | | Учитель предлагает сделать гимнастику для глаз, для шеи. | Выполняют упражнения. | |
Закрепление новых знаний знаний/умений. Практикум по самосто-ятельному применению и использованию полученных знаний. Цель: учить применять знания для решения практических и проблемных задач. | Приложение №2. | Итак, вспомним, что мы сегодня узнали нового на уроке? Выполнение заданий (Приложение №2). Вставьте пропущенное слово: Условная линия, проведенная параллельно экватору – … Самая длинная параллель – … Точка Земли, через которую проходит воображаемая земная ось – … Самая короткая параллель – … Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюса – … Что является границей между Северным и Южным полушариями – … | Учащиеся отвечают на вопросы. | Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в письменной и устной форме. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют вести конспект материала урока. |
Информация о домашнем задании | | Прочитать параграф 14. Составить по параграфу по 5 толстых и по 5 тонких вопросов. Толстые | Тонкие | Дайте объяснение, почему? Объясните почему? Почему вы считаете? В чем различия? | Кто? Что? Когда? Будет ли? Верно ли? Согласны ли вы? Может ли? | | Учащиеся записывают домашнее задание. | |
8. Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: оценка и самооценка (рефлексия) работы учащихся на уроке. | | Вернемся к целям нашего урока. – Что вы узнали на уроке? – Что такое градусная сетка, экватор, полюс, меридиан, параллель? Закончи предложение «Если бы я раньше знал про…..то…….» «На мой взгляд – это……….» «Самым интересным для меня на уроке было…….» | Учащиеся оценивают свою работу на уроке. | Личностная Осознают свой вклад в общий результат урока Коммуникативная (устная, письменная) Оценка и самооценка деятельности каждого. |