1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 8 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Основные понятия химии |
Тема урока | Классификация химических реакций |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные : формирование познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии, коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности, мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции, необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и повседневной жизни |
Метапредметные : умение раскрывать смысл химических понятий, выбирать основания и критерии для классификации химических реакций, умение наблюдать за ходом химической реакции, прогнозировать результат, обобщать и делать выводы по результатам проделанного опыта, применять различные методы при поиске информации, необходимой для выполнения учебных задач. |
Предметные: знать типы химических реакций по числу исходных и образующихся веществ, по тепловому эффекту, по использованию катализатора; уметь составлять уравнения соответствующих реакций, уметь правильно использовать химические реактивы и соблюдать технику безопасности при проведении химического эксперимента |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): типы химических реакций, признаки химических реакций, эксперимент, проблемное обучение |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок изучения нового материала в форме проблемного эксперимента и организацией групповой работы учащихся. Дети знакомятся с классификацией химических реакций по числу и составу веществ, вступающих в реакцию и образующихся в результате её. Оборудование и реактивы: малахит, вода, известковая вода, хлорид меди (2), железный гвоздь, железные опилки; штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, пробирка с пробкой с газоотводной трубкой. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Беседа: -Что мы называем химической реакцией -При каких условиях они протекают -Каковы их признаки -По каким признакам они отличаются друг от друга -Как разобраться в их многообразии -Что такое классификация -как вы думаете, что мы будем сегодня обсуждать на уроке? Какая у нас тема урока? |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Работа у доски. 1 ученик дописывает уравнения реакций цинк+соляная кислота = сера+кислород = карбонат кальция = нитрат серебра+хлорид калия = Беседа с классом: Что такое химические явления? Каков состав веществ, вступающих в реакцию? Как отличаются записанные реакции по составу и количеству веществ, вступивших в реакцию и образовавшихся в результате её? Вспомните формулировку закона сохранения массы |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Беседа: Для чего нужно изучать многообразие химических реакций? Для чего классифицируют химические реакции? Какова цель нашего урока? |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Организация самостоятельной работы по тексту параграфа по заданиям: Прочитать первый абзац п.16. О чем говорится в тексте? Изучить схему 6, стр.41 «Химические реакции» Составить схему «Классификация химических реакций», опираясь на информацию в параграфе. Что положено в основу классификации? Работа в группах Класс делится на 2 группы. Инструктаж по ТБ. 1 гр. Выполнить лаб.опыт №6, стр.50 «Разложение основного карбоната меди» 2 гр. Выполнить лаб.опыт №7 «Реакция замещения меди железом» Записать в тетрадь отчет о проделанной работе (уравнения реакций, что наблюдали, сделать выводы о типах данных реакций) |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Какие цели мы ставили в начале урока? Удалось ли их достичь? По каким признакам различаются химические реакции? Приведите примеры. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Небольшая самостоятельная работа по изученной теме. Определить тип каждой реакции: 1.2AgI=2Ag+I2 2/2HCl +Ba(OH)2=BaCl2+2H2O 3/Ca(OH)2+CO2=CaCO3+H2O 4/ Na2S+Br2=2NaBr+S |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Скорлупа яиц состоит преимущественно из карбоната кальция СаСО3. Подсчитайте, сколько кальция теряет организм курицы с каждым снесенным яйцом, если масса скорлупы в среднем 10 г, и сколько кальция должна получить несушка с кормами в течение года, если средняя яйценоскость составляет 220 яиц в год. Определите также годовой запас мела для домашней птицефермы, если на ней содержат 5 кур – несушек. В двух ведрах приготовлены материалы для ремонта: суспензия мела CaCO3 для побелки потолков в комнате и суспензия гашеной извести Ca(OH)2 для побелки кухни. Как их можно отличить? |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
1/Взаимодействие между оксидом магния и соляной кислотой — это реакция 1) замещения 2) разложения 3) соединения 4) обмена 2/ Установить соответствие между уравнением реакции и её типом Уравнения реакций | Типы реакций | А) CuCl2+Fe+FeCl2+Cu | 1) обмена | Б) KOH+HCl=KCl+H2O | 2) соединения | В) 2Na+O2=Na2O2 | 2) разложения | Г) 2Al(OH)3=Al2O3+3H2O | 4)замещения | Ответ: |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания Математическая грамотность Расставить коэффициенты и определить тип реакции KMnO4=K2MnO4+MnO2+O2 Al+HCl=AlCl3+H2 NaCl+AgNO3=AgCl+NaNO3 CaO+H2O=Ca(OH)2 |
|
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Решить задачу Вычислите в процентах массовую долю фосфора в фосфате натрия. Запишите число с точностью до целых. Фосфат натрия — химическое соединение Na3PO4 - соль ортофосфорной кислоты, используется в качестве фосфатного удобрения. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Выполнить интерактивный тест по ссылке https://dnevnik.ru/ad/promo/yaklass?utm_source=dnevnik&utm_medium=appcenter&utm_campaign=appcenter#%2Fp%2Fhimija%2F8-klass%2Fpervonachalnye-khimicheskie-poniatiia-i-teoreticheskie-predstavleniia-15840%2Furavneniia-khimicheskikh-reaktcii-214790 |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Беседа по вопросам: Что нового узнали на уроке? Что больше всего запомнилось? Определите уровень своих знаний по теме (Все понятно, Требуются пояснения. Малопонятно) |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
П.16., упр.4-6, стр.47 Творческий проект по темам 1. Химические реакции в природе. 2. Химические реакции в быту (по выбору) Отче в виде презентации, фотоколлажа и т.д |