| **Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организационный этап | Приветствие. Готовность к уроку | Приветствие. Поднимают одну из цветных карточек | Приветствие учащихся. Проверка состояния рабочего места | Приветствие учителя, готовность к уроку | Психологическая готовность учащихся | Наблюдение. Сигнальные карточки (визуальный контроль, оценка эмоционального состояния) |
2 | Актуализация знаний | Обеспечить понимание и принятие учебной задачи на урок и на перспективу. | Устно отвечают на поставленные вопросы | Организует проверку домашнего задания в форме фронтального опроса заданного на дом параграфа учебника. | Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении проблемных вопросов, показывают на настенной карте реки России. | - К бассейну какого океана относятся большинство рек России? Почему? - Сколько крупных озер находится на территории России? Назовите их. Чем они знамениты? - Какую озерную котловину имеет Капшуково озеро, расположенное на территории села? - Что такое болото? Какие виды болот вам известны? - Объясните, как образуются болота (причины). - Расскажите о значении болот в природе | Осознать и выработать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей. Выполнять логические действия. Правильно выражать свои мысли в речи |
3 | Постановка проблемы | Создать условия для анализа новой ситуации | Самостоятельно определяют цели урока. | Организует работу учащихся по самостоятельной постановке цели и задач урока | Ставят главный проблемный вопрос урока. Проблемный вопрос: Почему нужно беречь воду, если ее запасы на земле огромны и постоянно пополняются благодаря круговороту воды. | Внимательно посмотрим на схему «Внутренние воды». Какие виды внутренних вод мы не рассматривали? Итак, как может звучать тема нашего урока? Откройте тетради, запишите число и тему урока. Какова же цель нашего урока? Что нового мы должны сегодня узнать? Совершенно верно! Россия — одна из стран, обладающих богатейшими водными ресурсами в мире (уступает только Бразилии с её Амазонкой). Пресной воды в нашей стране много, но проблема чистой воды не обошла и её. | Осознать и выработать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей. Выполнять логические действия. Правильно выражать свои мысли в речи. |
4 | Открытие нового знания. | Создать условия для анализа новой ситуации; мотивации | С помощью вопросов дети приходят к тому, что такое ледник и мерзлота, причины их образования, область распространения. | Определим, что мы должны сегодня выяснить. | Отвечают на вопросы. Выстраивают схему работы. | С чего начнём решение проблемы? Какие будем решать задачи: -
Узнать, что такое ледник и его виды. Что такое мерзлота. -
Выяснить причины образования ледников. -
Определить где распространены ледники и многолетняя мерзлота. | Осознавать ценность полученных знаний о разнообразии внутренних вод суши (ледников, многолетней мерзлоты) как важнейших компонентов природы и объектов использования в хозяйственной деятельности; владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения. |
5 | Создать условия для самостоятельной работы с картами и текстом учебника | Самостоятельная работа с учебником и географическими тематическими картами | Учитель ведет беседу с учениками, демонстрируя на слайдах изображения ледников. Предлагает вспомнить пройденный материал. | Ученики отвечают на вопросы. Показывают на карте территории, покрытые ледниками. После полученных ответов ученики делают вывод. | Используя, текст учебника и географических тематических карт, найдите ответы на вопросы: - Какая доля гидросферы приходится на ледники? - Где сосредоточены крупнейшие ледники? Как они показаны на карте. - Как ледники воздействуют на климат? - Какова роль ледников в хозяйственной деятельности людей? |
6 | Включение обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний | Выполняют практическое задание | Учитель ведет беседу. | Активно принимают участие в беседе, рассуждают, отвечают на вопросы, делают вывод. | На вершинах высоких гор ледники лежат даже близ экватора. (Демонстрируется слайд с изображением вулкана Килиманджаро). У подножия этого потухшего вулкана температура воздуха +25⁰С. Почему же на вершине этой горы находится ледник? - Что происходит с температурой воздуха при подъеме в горы? (На каждые 1000 м. температура воздуха понижается на 6⁰С). |
Мотивация изучения типов ледников | Самостоятельная работа с текстом учебника | Работа с текстом учебника (заполнение предложенной учителем схемы). | Выполняют задание письменно в тетради, с помощью текста учебника. | Выделить типы ледников. определить схему движения ледового покрова. |
7 | Физминутка. | Снятие мышечного напряжения | Работа с видеороликом | Создаю условия для смены видов деятельности. | Выполняют упражнения, ориентируясь на видео. | Отдохнули, сняли мышечное напряжение. | Наблюдение |
8 | Первичное закрепление знаний | Создание условий для осуществления учащимися новых действий с опорой на ориентировочную основу | Учащиеся выполняют задание в тетради | Показ видеоролика «Ледники и многолетняя мерзлота» | Отвечают на вопросы, анализируют видеоматериал | А могут ли, ледники и многолетняя мерзлота образоваться в нашей местности? Какое значение имеют ледники в жизни и хозяйственной деятельности человека. | Оценивать успешность усвоения материала по данной теме |
9 | Рефлексия | Формирование и развитие ценностного отношения к умению анализировать и оценивать свои достижения в учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя, рассказывают, что узнали, смогли выполнить. | Организует рефлексию. | Отвечают на вопросы, анализируют видеоматериал | Отметьте в своих маршрутных картах таблице в графе «знаю после урока». Добились ли мы поставленной цели? Самооценку учебной деятельности | Правильно оценивать действия на уроке, осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
10 | Подведение итогов и выставление оценок, домашнее задание | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з. Проверка соответствующих записей. | | Учитель подводит итог, выставляет оценки, комментирует их. Запись домашнего задание | Ученики записывают домашнее задание, выставляют оценки. | Подготовиться по п. 25 | Слышать, слушать и понимать товарища и учителя, планировать свою работу |