Просмотр содержимого документа
«"Технологическая карта урока по теме "Между Западом и Востоком" для 6 класса"»
История России. 6 класс
Тема: «Северо-западная Русь между Востоком и Западом»
Цель урока: Дать представление о борьбе Руси против экспансии с Запада, познакомить с Невской битвой и Ледовым побоищем, выяснить, почему православная церковь причислила Александра Невского к лику святых.
Задачи урока:
Познавательные – читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней. Последовательно строить рассказ. Объяснять смысл понятий. Уметь работать с учебной информацией (выявлять причины-следствия, обобщать события, систематизировать материал, формулировать и обосновывать выводы).
Показывать на карте места сражений: Невская битва и Ледовое побоище..
Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище.
Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.
Начать составление характеристики Александра Невского.
Регулятивные – расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления деяний личности и народа. Применять полученные знания
для выполнения творческого, частично — поискового задания. Высказывать собственное отношение к результатам деятельности правителя.
Коммуникативные – слушать, использовать речевые средства для аргументации своей позиции. Оценивать итоги выполнения творческого задания одноклассниками. Работать в группах.
Личностные – осознание своей идентичности как гражданина страны, толерантность, освоение гуманистических традиций и ценностей.
Наглядность: карта «Борьба русского народа с иноземными захватчиками». Схемы «Невская битва» и «Ледовое побоище». Портрет Александр Невский.
УМК: Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2. М., Просвещение 2016 г.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент | Создать мотивацию к действиям на уроке | Учитель мобилизует внимание учащихся, создает мотивацию к действиям на уроке. | Учащиеся приветствуют учителя. |
2. | Домашнее задание. | Прокомментировать домашнее задание. | § 17 задание на с. 26 «думаем, сравниваем, размышляем.» | Записывают домашнее задание |
3. | Актуализация знаний учащихся, необходимых для изучения и понимания нового материала. | Актуализация знаний из § 16 и курса всеобщей истории. | Проверка дом.зад. с. 19 вопросы из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» Что такое Крестовые походы? Кто и когда объявил их? Кто в них участвовал? Каковы были цели участников Крестовых походов? Как вели себя крестоносцы в Палестине, Византийской империи? Какие земли ещё должны были быть покорены, чтобы «замкнуть» католическое кольцо в Европе? | Обучающиеся отвечают на вопросы д.з. и вопросы из курса всеобщей истории |
4. | Объяснение нового материала. | Создание проблемной ситуации. | Почему вторжение монголо-татар с Востока, не смотря на разрушения, которые они принесли, было менее опасно для России, чем вторжение шведских и немецких рыцарей? | Осмысление поставленной задачи. Формулирование задач урока |
Постановка задач урока. | Исходя из темы сформулируем задачи урока: Узнать об Александре Невском Дать историческую оценку сражениям Невская битва и Ледовое побоище Ответить на проблемный вопрос. |
Рассказ учителя. | Земли Новгорода привлекали правителей Шведского королевства. В середине 12 века они покорили финские племена, которые платили дань Новгороду. В 1164 г. Шведы были разбиты у Ладоги, а в 1187 г. новгородская рать разорила крепость Сигтуну (Стокгольм). В начале 13 века шведские и немецкие рыцари вторглись в Прибалтийские земли. Они считали эстов, ливов и другие народы язычниками и хотели их обратить в истинную веру. В 1200 г. немецкие рыцари высадились в устье Западной Двины и основали г. Ригу в 1201 г. Немецкие рыцари объединились в орден Меченосцев. На землях пруссов обосновался Тевтонский орден. В 1219 г. датские рыцари высадились на земли эстов и основали г. Ревель. Завоеватели порабощали местное население, отбирали земли, строили замки. В 1234 г. Ярослав Всеволодович разгромил меченосцев под Юрьевым. Остатки меченосцев объединились с тевтонцами и образовали Ливонский орден. Почему после разгрома немецкие и шведские рыцари решили вновь напасть на наши земли? (вторжение монголо-татар) | Ответ на вопрос |
Рассказ учащихся. | 1 группа. П.3 с.21 уч. и дополнительный материал, дайте характеристику и личную оценку Александру Невскому. 2 группа. П4 с.21 учебник, схема, документ «Из повести о житие Александра Невского» расскажите о Невской битве. Значение. 3 группа. П.5 с.22 учебник, схема, документ, расскажите о Ледовом побоище. Значение. | Самостоятельная работа в группах Запись дат в тетрадь. |
Решение проблемной задачи. | Переходим к главному вопросу урока. (подсказка в рубрике подведем итоги) Монголо-татары не покушались на веру (православие), в отличие от шведских и немецких рыцарей. | Формулировка вывода. |
5. | Закрепление материала. | Закрепить умения. Работа с картой Причинно-следственные связи. | Покажите на карте места главных сражений Александра Невского. В чем историческое значение побед Александра на Северо-Западе Руси? В чем проявился полководческий талант Александра? (раб.тетр. зад.3) Почему Александра причислили к лику святых? | Работают с картой и рабочей тетрадью |
6. | Подведение итогов. | Подвести итоги, выявить затруднения, возникшие у учащихся. | Что нового вы узнали на уроке? Достигли ли целей, которые поставили перед собой? | Обучающиеся участвуют в подведении итогов урока. |