СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: Орфоэпические нормы. Ударение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах (гуманитарный профиль)

Раздел 3.  "Фонетика, орфоэпия, графика, орфография"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: Орфоэпические нормы. Ударение.»

Технологическая карта 1

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах (гуманитарный профиль)

Тема занятия

Орфоэпические нормы

Содержание темы

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Особенности русского ударения. Смыслоразличительная функция русского ударения. Акцентология как наука о словесном ударении. Омографы в русском языке.

Тип занятия

Обобщение и систематизация знаний

Формы организации учебной деятельности

Практическое занятие, индивидуальная, фронтальная

Учебная и дополнительная литература

  1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

  2. Воителева Т. М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2015.

  3. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

  4. Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003.

  5. Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М.,2005.

  6. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

www. slovari. ru/dictsearch (Словари. ру).

www. gramota. ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).

www. gramota. ru (Справочная служба).



Этапы

занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Планируемые образовательные результаты

Типы оценочных мероприятий

  1. Организационный этап занятия

I Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к занятию.

Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

Обучающиеся приветствуют преподавателя и друг друга. Демонстрируют готовность к образовательной деятельности.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Наблюдение

II. Мотивация учения. Подведение к теме, обозначение цели урока






















Постановка проблемы

Включает песню из радиопередачи «Радионяня». Урок: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения - 1 урок (mos.ru)


Вы прослушали песню, о чём в ней идёт речь?

Как называется раздел науки о русском языке, изучающий правильное произношение звуков и ударений в словах?

Дайте точное определение




Перед вами на столе лежат карточки. Задание – расставить ударение в предложенных словах.

Упражнение №1 (карточка)

Алкоголь, газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, огниво, пиала, приданое, свекла, статуя, танцовщик, ходатайство, щавель, апостроф, арахис, бюрократия, гастрономия, диоптрия

С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задание?


Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?


Исходя из темы мы можем сформулировать цель сегодняшнего урока:

создание условий формирования знаний, умений и навыков обучающихся с целью применения орфоэпических норм современного русского литературного языка в практике речевого общения.






Отвечают

Об ударении в словах


Орфоэпия



РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ, ИЗУЧАЮЩИЙ УПОТРЕБЛЕНИЕ НОРМ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ И ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ – ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА










Выполняют устно, по цепочке, каждый определяет свой уровень знаний русского языка, которые необходимы для профессионального становления.





Высказываются. Было сложно определить, какой слог является ударным


Формулируют тему урока. Записывают в тетрадь число, тему

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ПК 4.1. Разрабатывать и применять учебно-методические материалы с учетом достижений современной науки и техники, санитарно-гигиенических требований, требований правовых и нормативных документов; создавать предметно-развивающую среду в кабинете

ПК.5.1.Проектировать, организовывать и контролировать процесс изучения родного языка в начальных классах на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ начального общего образования

Устный контроль

Тренировочные упражнения

Фронтальный опрос


III. Планирование

Преподаватель предлагает ознакомиться с планом урока.

Работать мы будем по плану:

1.Вспомним об особенностях ударения в русском языке

2. Проверим домашнее задание

3.Выполним тренировочные упражнения


Слушают

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Наблюдение

  1. Основной этап занятия

IV. Практическая деятельность









































ФИЗМИНУТКА

ЧЕРЕЗ 20 мин. после звонка на урок


ПРОВОДИТ СТУДЕНТКА, ПОКАЗЫВАЕТ ДВИЖЕНИЯ


Физкультурная разминка «Идет солдат по городу». Ведущая - Перышкова Наталья. - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)


С 37 секунды включаем


Преподаватель проговаривает теоретический материал к уроку предлагая вспомнить ключевые моменты.

Есть языки, в которых ударение в слове вполне предсказуемо. Русский к таким языкам не относится. Сегодня мы повторим на примерах в практических заданиях особенности русского ударения: разноместность, подвижность; научимся использовать словари для определения места ударения в слове и его формах.

Перед выполнением практических заданий вспомним теоретический материал, который будет необходим при выдаче пробных уроков на 4 курсе.

Что такое ударение?

Какой слог называется ударным


Поэтому ударение в русском языке называют силовым

Как вы будете определять количество слогов в слове?

Обычно какое количество гласных ударных звуков в слове



В каких словах помимо основного ударения имеется добавочное?

Пример: а́рхиста́рый, чё́рносморо́диновый на доску


Наличие добавочного ударения характеризует также нелитературные формы языка, просторечия. Жила в Ле́нингра́де, в о́бщежи́е


Проверим домашнее задание:

Составьте устное высказывание на тему «Место ударения в русском языке»






Подвижность ударения заключается в том, что в формах одного слова ударение может перемещаться с основы на окончание н́оги - ноги́


Преподаватель предлагает выполнить задание из карточки (раздатка), упражнение №2 (расставить ударения, произнести вслух и составить предложения)


Преподаватель предлагает проверить индивидуальное домашнее задание.


СООБЩЕНИЕ ОБ АКЦЕНТОЛОГИИ


Переходим к 3 пункту плана – выполним упражнение 3. Делаем вывод – в словах на -провод ударение падает на последнем слоге

Выполним упражнение 3 (раздатка - карточка). Как называются такие варианты слов?

Упражнение 3.

Объясните значения существительных с разными ударениями, составьте с ними словосочетания. Как называются такие варианты?

А́тлас—атла́с, ба́чки—бачки́, бро́ня — броня́, ви́дение — виде́ние, вя́занка — вяза́нка, и́рис — ири́с, клу́бы — клубы́, кре́дит — креди́т, острота́ — остро́та, о́тгул — отгу́л, о́тзыв — отзы́в, у́шко — ушко́, ха́ос — хао́с, хло́пок — хлопо́к.






















Студенты отвечают, показывают знание методики преподавания русского языка в начальных классах

Выделение слова в слоге

Который произносится с большей силой и длительностью.




Сколько гласных звуков, столько и слогов


Как правило, в словах один ударный звук, а остальные – безударные



В сложных и сложносокращённых, например с приставками сверх-, архи-, анти- и т.д.











Студенты демонстрируют знания, составляют устное высказывание по теме.

В русском языке ударение может падать на любой слог и на разные морфемы. Такое ударение называют свободным и разноместным. В силу своей разноместности ударение в русском языке может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударения различаются

  1. разные слова во всех их формах: за́мок и замо́к, за́мка и замка́, за́мку и замку́ и т.п., па́рить и пари́ть, па́рю и парю́ и т.д., му́ка и мука́, му́ки и муки́ и т.п.;

  2. некоторые формы разных слов: пи́ща (сущ.) и пища́ (деепр.), бе́лка и белка́, кро́ю и крою́, но́шу и ношу́;

  3. разные формы одного слова: но́ги и ноги́, в́олос и воло́с, хо́дите и ходи́те.



Студенты знакомятся с заданием (даётся 5 слов КОМПЕТЕНЦИЯ, ПОДРОСТКОВЫЙ, ДИСКАНТ, КРЕДИТОР, КАЛЛИГРАФИЯ, РИТОР). Расставляют ударения, читая вслух предложенные слова. Составляют с ними предложения и записывают в тетрадь.







Студентка делает сообщение об АКЦЕНТОЛОГИИ.




Выполняют упражнения, расставляя ударения, используя словарь. Делают вывод.





Студенты отвечают, демонстрируют осведомлённость, знания. Дают толкование слов в паре, стараясь не прибегать к словарю. Составляют словосочетания. Работают по цепочке, каждый из группы успевает дать устный ответ.


Омографы. Совпадают в написании, но различаются в произношении.

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам


ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ПК 4.1. Разрабатывать и применять учебно-методические материалы с учетом достижений современной науки и техники, санитарно-гигиенических требований, требований правовых и нормативных документов; создавать предметно-развивающую среду в кабинете

ПК.5.1.Проектировать, организовывать и контролировать процесс изучения родного языка в начальных классах на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ начального общего образования

Устный контроль


Тренировочные упражнения

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос

  1. Заключительный этап занятия

V.Осуществление контроля

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Преподаватель проводит заключительную беседу.

Что нового вы узнали сегодня?


Обучающиеся повторяют цель занятия и конкретизируют результаты учебной деятельности



Методический прием: беседа

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Наблюдение

Устный контроль

VI. Подведение итогов урока

Анализ и оценка успешности достижения цели

Мы с вами рассмотрели вспомнили особенности русского ударения, узнали о его смыслоразличительной функции. Потренировались при составлении предложений с омографами. узнали, что изучает акцентология.

Преподаватель фиксирует достижение целей (оценивает деятельность обучающихся)

Студенты отвечают, соотнося цель и результаты урока.


ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Наблюдение

Оценивание

VII. Рефлексия

Самооценка


Давайте оценим свою деятельность на уроке, заполнив анкету

Преподаватель предлагает заполнить анкету на той же карточке с заданиями.


1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется



Студенты выбирают вариант ответа, анализируя свою деятельность на уроке.









активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным





ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста


Самооценивание

  1. Задание для самостоятельного выполнения

VIII. Выдача задания для самостоятельного выполнения (домашнее задание)

Преподаватель предлагает задания на выбор.

  1. Упр. 7, 8

  2. Либо выполнить тренировочные задания на РЭШ, пройдя по ссылке


  1. Урок 5. ударение. фонетика и орфография - Русский язык - 10 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)

Обучающиеся изучают требования к выполнению задания, слушают рекомендации. Выполняют задание.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ПК.5.1.Проектировать, организовывать и контролировать процесс изучения родного языка в начальных классах на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ начального общего образования

Письменный контроль

Наблюдение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!