II. Мотивация учения. Подведение к теме, обозначение цели урока Постановка проблемы | Включает песню из радиопередачи «Радионяня». Урок: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения - 1 урок (mos.ru) Вы прослушали песню, о чём в ней идёт речь? Как называется раздел науки о русском языке, изучающий правильное произношение звуков и ударений в словах? Дайте точное определение Перед вами на столе лежат карточки. Задание – расставить ударение в предложенных словах. Упражнение №1 (карточка) Алкоголь, газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, огниво, пиала, приданое, свекла, статуя, танцовщик, ходатайство, щавель, апостроф, арахис, бюрократия, гастрономия, диоптрия С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задание? Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Исходя из темы мы можем сформулировать цель сегодняшнего урока: создание условий формирования знаний, умений и навыков обучающихся с целью применения орфоэпических норм современного русского литературного языка в практике речевого общения. | Отвечают Об ударении в словах Орфоэпия РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ, ИЗУЧАЮЩИЙ УПОТРЕБЛЕНИЕ НОРМ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ И ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ – ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА Выполняют устно, по цепочке, каждый определяет свой уровень знаний русского языка, которые необходимы для профессионального становления. Высказываются. Было сложно определить, какой слог является ударным Формулируют тему урока. Записывают в тетрадь число, тему | ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ПК 4.1. Разрабатывать и применять учебно-методические материалы с учетом достижений современной науки и техники, санитарно-гигиенических требований, требований правовых и нормативных документов; создавать предметно-развивающую среду в кабинете ПК.5.1.Проектировать, организовывать и контролировать процесс изучения родного языка в начальных классах на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ начального общего образования | Устный контроль Тренировочные упражнения Фронтальный опрос |
IV. Практическая деятельность ФИЗМИНУТКА ЧЕРЕЗ 20 мин. после звонка на урок ПРОВОДИТ СТУДЕНТКА, ПОКАЗЫВАЕТ ДВИЖЕНИЯ Физкультурная разминка «Идет солдат по городу». Ведущая - Перышкова Наталья. - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) С 37 секунды включаем | Преподаватель проговаривает теоретический материал к уроку предлагая вспомнить ключевые моменты. Есть языки, в которых ударение в слове вполне предсказуемо. Русский к таким языкам не относится. Сегодня мы повторим на примерах в практических заданиях особенности русского ударения: разноместность, подвижность; научимся использовать словари для определения места ударения в слове и его формах. Перед выполнением практических заданий вспомним теоретический материал, который будет необходим при выдаче пробных уроков на 4 курсе. Что такое ударение? Какой слог называется ударным Поэтому ударение в русском языке называют силовым Как вы будете определять количество слогов в слове? Обычно какое количество гласных ударных звуков в слове В каких словах помимо основного ударения имеется добавочное? Пример: а́рхиста́рый, чё́рносморо́диновый на доску Наличие добавочного ударения характеризует также нелитературные формы языка, просторечия. Жила в Ле́нингра́де, в о́бщежи́е Проверим домашнее задание: Составьте устное высказывание на тему «Место ударения в русском языке» Подвижность ударения заключается в том, что в формах одного слова ударение может перемещаться с основы на окончание н́оги - ноги́ Преподаватель предлагает выполнить задание из карточки (раздатка), упражнение №2 (расставить ударения, произнести вслух и составить предложения) Преподаватель предлагает проверить индивидуальное домашнее задание. СООБЩЕНИЕ ОБ АКЦЕНТОЛОГИИ Переходим к 3 пункту плана – выполним упражнение 3. Делаем вывод – в словах на -провод ударение падает на последнем слоге Выполним упражнение 3 (раздатка - карточка). Как называются такие варианты слов? Упражнение 3. Объясните значения существительных с разными ударениями, составьте с ними словосочетания. Как называются такие варианты? А́тлас—атла́с, ба́чки—бачки́, бро́ня — броня́, ви́дение — виде́ние, вя́занка — вяза́нка, и́рис — ири́с, клу́бы — клубы́, кре́дит — креди́т, острота́ — остро́та, о́тгул — отгу́л, о́тзыв — отзы́в, у́шко — ушко́, ха́ос — хао́с, хло́пок — хлопо́к. | Студенты отвечают, показывают знание методики преподавания русского языка в начальных классах Выделение слова в слоге Который произносится с большей силой и длительностью. Сколько гласных звуков, столько и слогов Как правило, в словах один ударный звук, а остальные – безударные В сложных и сложносокращённых, например с приставками сверх-, архи-, анти- и т.д. Студенты демонстрируют знания, составляют устное высказывание по теме. В русском языке ударение может падать на любой слог и на разные морфемы. Такое ударение называют свободным и разноместным. В силу своей разноместности ударение в русском языке может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударения различаются разные слова во всех их формах: за́мок и замо́к, за́мка и замка́, за́мку и замку́ и т.п., па́рить и пари́ть, па́рю и парю́ и т.д., му́ка и мука́, му́ки и муки́ и т.п.; некоторые формы разных слов: пи́ща (сущ.) и пища́ (деепр.), бе́лка и белка́, кро́ю и крою́, но́шу и ношу́; разные формы одного слова: но́ги и ноги́, в́олос и воло́с, хо́дите и ходи́те. Студенты знакомятся с заданием (даётся 5 слов КОМПЕТЕНЦИЯ, ПОДРОСТКОВЫЙ, ДИСКАНТ, КРЕДИТОР, КАЛЛИГРАФИЯ, РИТОР). Расставляют ударения, читая вслух предложенные слова. Составляют с ними предложения и записывают в тетрадь. Студентка делает сообщение об АКЦЕНТОЛОГИИ. Выполняют упражнения, расставляя ударения, используя словарь. Делают вывод. Студенты отвечают, демонстрируют осведомлённость, знания. Дают толкование слов в паре, стараясь не прибегать к словарю. Составляют словосочетания. Работают по цепочке, каждый из группы успевает дать устный ответ. Омографы. Совпадают в написании, но различаются в произношении. | ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ПК 4.1. Разрабатывать и применять учебно-методические материалы с учетом достижений современной науки и техники, санитарно-гигиенических требований, требований правовых и нормативных документов; создавать предметно-развивающую среду в кабинете ПК.5.1.Проектировать, организовывать и контролировать процесс изучения родного языка в начальных классах на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ начального общего образования | Устный контроль Тренировочные упражнения Индивидуальный опрос Фронтальный опрос |