СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Орфограммы в корнях слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (закрепление пройденного)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Орфограммы в корнях слов"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Орфограммы в корнях слов»


Тема урока: Орфограммы в корнях слов.


Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (закрепление пройденного)


УУД

Регулятивные.

Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему урока, сохранять цель и учебные задачи урока. Формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, выделять главное. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).  Развивать умения строить речевое высказывание в устной речи. Определять тип орфограмм, выбирать способ проверки, подбирать проверочные слова.

Коммуникативные.

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование. Учебник, тетрадь, карточки, компьютер, презентация Power Point.

Цель для учителя

Цель для обучающихся

Планируемый результат

Создание условий для комплексного применения знаний и умений по орфограммам в корнях слов.

Задачи для учителя:

  1. 1.Закрепить знания обучающихся о правописании орфограмм в корнях слов.

  2. 2.Учить работать по алгоритму для нахождения проверочных слов.

  3. 3.Развивать орфографическую зоркость.

  4. 4.Организовать деятельность детей по принятию и удержанию цели.

  5. 5.Обучать умению планировать действия.

  6. 6.Учить прогнозировать и оценивать свою деятельность.

  7. 7.Развивать коммуникативные способности детей.

Научиться писать орфограммы в корнях слов.


Задачи для обучающихся:

1.Закрепить правописание орфограмм в корнях слов.

2.Освоить алгоритм правописания орфограмм в корнях слов.

3. Упражняться в подборе проверочных слов, в зависимости от орфограммы.

4. Учиться планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

5.Учиться оценивать свою деятельность.


Умение распознавать орфограммы в корнях слов и способы их проверки.

Содержание и технология урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

2.Постановка учебной задачи и е решение.

Включение учащихся в деятельность

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой.


- Я бы хотела начать сегодняшний урок со слов: «Каждый школьный учебный день нам прибавляет мудрости».

- Как вы поняли мои слова?

Желаю вам успехов!



Словарная работа

Обед, Россия, фамилия, огород, гражданин, ребята, аннотация, металл, морковь, автомобиль.


Проверьте по эталону: Слайд

- Кто написал без ошибок?

- кто допустил 1? 2? ошибки

Оцените себя в оценочных листах.


- на следующую строчку из каждого слова выпишите 1-ую букву и прочитайте слово, которое у вас получилось. (Орфограмма)



Определяют готовность к уроку.

Включаются в деловой ритм.


Приветствуют учителя.


Организуют рабочее место.








Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке. (Личностные УУД

Самоопределение

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.


Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать.


2. Актуализация опорных знаний.

Возникновение проблемной ситуации.


Повторение изученных орфограмм,

стимулирование эмоционально-ценностного отно­шения к проблеме,

выявление уровня умения делить слова на группы.

- Для выполнения следующего задания объединитесь в группы. Вспомним правила работы в группах.

Игра «Здесь ошибки отыщи, в чём причина их, скажи?»



- Какие орфограммы вам встретились ?

- Ребята, что объединяет эти орфограммы?









Работать будем в группе.

Ответить на вопрос:

- какие орфограммы встретились?

Самостоятельная работа

Самоконтроль.

Безударная гласная, парная согласная и непроизносимая согласная в корнях слов.


В этих словах орфограммы в корне слова.








Познавательные УУД:

Находить ответы на вопросы, используя

свой жизненный опыт и информацию, полученную ранее на уроках.


Коммуникативные УУД:

формирование умения слушать и слышать.

3. Целеполагание.

Постановка учебной задачи





















































- Кто уже догадался, как звучит тема нашего урока ? Слайд .



- Ребята, что мы уже знаем по данной теме?

Давайте вместе вслух обговорим знания, которые накопили по данной теме. Они нам пригодятся на уроке. (Учитель выслушивает и фиксирует ответы на доске).

- Что такое орфограмма? ( «опасное» место в слове, часть слова, где могу допустить ошибку, слабая позиция гласного/согласного звука в слове).

- Что такое корень слова? (общая часть родственных слов)

-Вы достаточно хорошо знаете тему, тогда, может, закончим урок?

Тогда чему мы будем учиться?

- Постарайтесь сформулировать цель нашего урока, пользуясь опорными словами. Слайд 2.


Опорные слова для определения цели урока:

1.Уметь находить орфограммы в словах.

2. Учиться определять место орфограммы в слове.

3.Уметь проверять орфограммы в корне.

4.Оценить свои знания.



-Ребята, а для чего вы должны знать орфограммы?


- Чтобы грамотно писать, орфограммы нужно знать. Слайд 3.

Это выражение будет девизом нашего урока.

- Вы согласны?



-А как вы думаете, пригодится ли знание этих орфограмм нам в жизни?



Послушайте письмо, которое написал Саша своей сестре.




-«опасное» место в слове, часть слова, где могу допустить ошибку, слабая позиция гласного/согласного звука в слове).

-общая часть родственных слов




-вспомнить орфограммы в корне слова,

-повторить правила проверки,

-закрепить умение применять правила на практике,

-оценить свои знания.


Высказывают свои предположения.







Высказывают своё мнение




Личностные:

проявлять интерес к изучению темы.













Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,

составлять план действий.




(Коммуникативные УУД).

- высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение;

- слушать и понимать речь других.

Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы.

4.Применение знаний и умений в новой ситуации.


1)Повторение безударной гласной в корне слова.















































































5.Физминутка «Весенняя»

Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия и

использование имеющихся знаний по правописанию орфограмм в корнях слов


Актуализация знания о правописании безударной гласной в корне слова



























































Предупреждение общего утомления учащихся, пере-ключение их с умственной деятельности на физическую.

- З а д а н и е 1. Исправьте ошибки в письме.

– Саша жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Саша сестре письмо следующего содержания:

«Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будит рыбу ловить рано утром.

Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обошёл лиса».

– Послушайте, что ответила ему Маша.

«Саша, здравствуй!

Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его сам внимательно и ответь мне на несколько вопросов.

Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?

Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?

И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки?

Еще ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих собственных?

И еще сообщи, какого лиса ты обошёл? Разве вы поймали лиса?

Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться в десятом классе, и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»

– Саша прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

-Давайте, ребята, поможем Саше разобраться, в чем же его ошибки.

-Как вы думаете, Саша знает орфограммы?

-Давайте поможем ему исправить его ошибки.

РАБОТА В ПАРАХ.

- Исправляем ошибки и подбираем проверочные слова. Работаем по алгоритму.


- По какому плану будем работать?

1. Находим орфограмму.

2.Определяем, в какой части слова пропущена орфограмма.

3.Подбираем проверочное слово.

Проверка по эталону СЛАЙД


Развиваться-развитие

Закалюсь-закалка

Бочок-бок

Посидеть-сидя

Леса-лес


- Какая орфограмма встретилась в словах каждого предложения? (проверяемая безударная гласная в корне )



-В какой части слова находится проверяемая безударная гласная? (в корне)



- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне? (подобрать проверочные слова)



-Какие способы проверки безударных гласных вы использовали? (изменили форму слова или подобрали родственное слово)



Оцените каждый себя

-Выполнили поставленную задачу?

-Можем переходить к следующей орфограмме?












Слайд 7. Приветствие смайлика.

- Предупредим усталость. Впереди много работы!

Звучит музыка. Дети танцуют.




Слушают учителя
















































Выписывают слова, в которых допущены ошибки, и подбирают проверочные слова



Работают в парах.
















-проверяемая безударная гласная в корне




- в корне


-подобрать проверочные слова

-изменили форму слова или подобрали родственное слово


Самооценка







Отвечают









Вместе с учителем выполняют танцевальные движения и упражнения для снятия напряжения глаз.


































Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания.






Познавательные УУД.

Находить и исправлять ошибки,

Работать по алгоритму






Регулятивные УУД)


Искать пути решения проблемы


ПознавательныеУУД и Регултивные УУД.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Самоконтроль



Коммуникативные УУД.

- высказывать, доказывать и

аргументировать своё мнение;

- слушать и понимать речь других.














2)Повторение непроизносимой согласной в корне слова.



Работа по учебнику

Самостоятельная работа
























3)Повторение парной согласной в корне слова.



Самостоятельная творческаяработа



























6.Домашнее задание

























7. Обобщающий контроль.












Актуализировать знания о правописании непроизносимой согласной в корне слова
































Актуализировать знания о правописании парной согласной в корне слова











У доски (2уч )



Солнце, сердце, звездный, злостный,

Местный

***********************

устный, честный, грустный, радостный, гигантский.



-Что общего в этих словах?

( в словах непроизносимые согласные)



С орфограммой непроизносимый согласный в корне слова поработаем по учебнику.

УПР.68. стр.73

- Откройте учебники и прочитайте задание.



- Как проверить? Слайд 8.

Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово,
в котором этот согласный звук произносится (либо не произносится, нулевой звук) четко.



-Какая наша задача?



(ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА)



-оцените себя









-Выполнили поставленную задачу?

-Можем переходить к следующей орфограмме?





-Какая орфограмма у нас ещё осталась?



-Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании парных согласных в корне (подобрать проверочные слова) . Слайд 9.


Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный согласный.)


-Для чего нужно орфограммы знать? (ЧТОБЫ ГРАМОТНО ПИСАТЬ)


- Сейчас мы проверим, как грамотно вы можете писать. Пишем под диктовку.

-Какая ваша задача? (писать правильно)


Снег укутал деревья. Дуб в мохнатой шапке. На ветках берёз белый шарф. Не страшен деревьям холод и мороз.


- Какие орфограммы встретились в тексте?


-А с этой задачей мы справились?


-Кто написал без ошибок?

-Оцените себя.



Для домашнего задания я вам приготовила карточки с разными заданиями

Карточки выберите себе сами. Слайд 11.

Исправь ошибки в тексте.

На дваре морос. Выпал пушистый снек. Саша надел теплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много ребяд. Зина и Яша играют в снижки. Весило и радосно зимой.



Подчеркни букву, которую нужно вставить в слове, напиши проверочное слово.

обу(в, ф)ка ___________ прин(е, и)сти ____________

пя(д, т)кА ____________ остро(в, ф)ки ______________

п(е, и)чурка __________ гиган(?)ский _____________

ненас(?)ный ___________ грус(?)ный _____________

выг(а, о)нять ______________ сн(и, е)жинка ______________

Образовать от имен существительных однокоренные слова прилагательные и глаголы. Выделить корень.

существительные прилагательные глаголы


грусть _____________ ____________

зелень _____________ ____________

синева _____________ ____________

веселье _____________ ____________

мороз _____________ ____________

звонок _____________ ___________



- Заполните таблицу.

Горячее солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя всюду появилась зелёная травка. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев. С раннего утра до позднего вечера поют свои песни птицы.

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

Парная согласная

Непроизносимая согласная






































































Пишут под диктовку.



Находят слова с орфограммой








































Заполняют таблицы.

Индивидуальная работа. Проверяет учитель. Результаты проговаривает.

Коммуникативные УУД.

- высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение;

- слушать и понимать речь других.

Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы Познавательные УУД.

Работать по алгоритму Регулятивные УУД

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

проверять результат выполненного задания.

Коммуникативные:

формулировать монологическое высказывание.

(ПознавательныеУУД и Регултивные УУД).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД.

- высказывать, доказывать и

аргументировать своё мнение;

- слушать и понимать речь других.






Познавательные УУД:

Умение находить (видеть) в словах орфограмму, устно объяснять и графически обозначать условия выбора написаний,


Личностные УУД: соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Регулятивные

УУД:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

6. Рефлексия учебной деятельности  на уроке

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке

формулировать монологическое высказывание

Вернёмся к девизу нашего урока.

- Чтобы грамотно писать, орфограммы нужно знать.

-Соответствовал он теме нашего урока?

-Назовите ещё раз тему урока.

- Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Посмотрите на ключевые слова

-Достигли мы поставленных целей?

Слайд 12. «Рефлексия»

- Оцените свою работу на уроке в оценочных листах. Поставьте себе оценку за урок.








Отвечают на вопросы,

подводят итог работы




Самооценка.



Регулятивные УУД:


Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы


Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.