1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 2.Постановка учебной задачи и е решение. | Включение учащихся в деятельность | Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой. - Я бы хотела начать сегодняшний урок со слов: «Каждый школьный учебный день нам прибавляет мудрости». - Как вы поняли мои слова? Желаю вам успехов! Словарная работа Обед, Россия, фамилия, огород, гражданин, ребята, аннотация, металл, морковь, автомобиль. Проверьте по эталону: Слайд - Кто написал без ошибок? - кто допустил 1? 2? ошибки Оцените себя в оценочных листах. - на следующую строчку из каждого слова выпишите 1-ую букву и прочитайте слово, которое у вас получилось. (Орфограмма) | Определяют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм. Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. | Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке. (Личностные УУД Самоопределение Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
2. Актуализация опорных знаний. Возникновение проблемной ситуации. | Повторение изученных орфограмм, стимулирование эмоционально-ценностного отношения к проблеме, выявление уровня умения делить слова на группы. | - Для выполнения следующего задания объединитесь в группы. Вспомним правила работы в группах. Игра «Здесь ошибки отыщи, в чём причина их, скажи?» - Какие орфограммы вам встретились ? - Ребята, что объединяет эти орфограммы? | Работать будем в группе. Ответить на вопрос: - какие орфограммы встретились? Самостоятельная работа Самоконтроль. Безударная гласная, парная согласная и непроизносимая согласная в корнях слов. В этих словах орфограммы в корне слова. | Познавательные УУД: Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную ранее на уроках. Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать. |
3. Целеполагание. Постановка учебной задачи | | - Кто уже догадался, как звучит тема нашего урока ? Слайд . - Ребята, что мы уже знаем по данной теме? Давайте вместе вслух обговорим знания, которые накопили по данной теме. Они нам пригодятся на уроке. (Учитель выслушивает и фиксирует ответы на доске). - Что такое орфограмма? ( «опасное» место в слове, часть слова, где могу допустить ошибку, слабая позиция гласного/согласного звука в слове). - Что такое корень слова? (общая часть родственных слов) -Вы достаточно хорошо знаете тему, тогда, может, закончим урок? Тогда чему мы будем учиться? - Постарайтесь сформулировать цель нашего урока, пользуясь опорными словами. Слайд 2. Опорные слова для определения цели урока: 1.Уметь находить орфограммы в словах. 2. Учиться определять место орфограммы в слове. 3.Уметь проверять орфограммы в корне. 4.Оценить свои знания. -Ребята, а для чего вы должны знать орфограммы? - Чтобы грамотно писать, орфограммы нужно знать. Слайд 3. Это выражение будет девизом нашего урока. - Вы согласны? -А как вы думаете, пригодится ли знание этих орфограмм нам в жизни? Послушайте письмо, которое написал Саша своей сестре. | -«опасное» место в слове, часть слова, где могу допустить ошибку, слабая позиция гласного/согласного звука в слове). -общая часть родственных слов -вспомнить орфограммы в корне слова, -повторить правила проверки, -закрепить умение применять правила на практике, -оценить свои знания. Высказывают свои предположения. Высказывают своё мнение | Личностные: проявлять интерес к изучению темы. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, составлять план действий. (Коммуникативные УУД). - высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение; - слушать и понимать речь других. Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы. |
4.Применение знаний и умений в новой ситуации. 1)Повторение безударной гласной в корне слова. 5.Физминутка «Весенняя» | Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия и использование имеющихся знаний по правописанию орфограмм в корнях слов Актуализация знания о правописании безударной гласной в корне слова Предупреждение общего утомления учащихся, пере-ключение их с умственной деятельности на физическую. | - З а д а н и е 1. Исправьте ошибки в письме. – Саша жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Саша сестре письмо следующего содержания: «Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будит рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обошёл лиса». – Послушайте, что ответила ему Маша. «Саша, здравствуй! Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его сам внимательно и ответь мне на несколько вопросов. Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки? Еще ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих собственных? И еще сообщи, какого лиса ты обошёл? Разве вы поймали лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться в десятом классе, и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?» – Саша прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял. -Давайте, ребята, поможем Саше разобраться, в чем же его ошибки. -Как вы думаете, Саша знает орфограммы? -Давайте поможем ему исправить его ошибки. РАБОТА В ПАРАХ. - Исправляем ошибки и подбираем проверочные слова. Работаем по алгоритму. - По какому плану будем работать? 1. Находим орфограмму. 2.Определяем, в какой части слова пропущена орфограмма. 3.Подбираем проверочное слово. Проверка по эталону СЛАЙД Развиваться-развитие Закалюсь-закалка Бочок-бок Посидеть-сидя Леса-лес - Какая орфограмма встретилась в словах каждого предложения? (проверяемая безударная гласная в корне ) -В какой части слова находится проверяемая безударная гласная? (в корне) - Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне? (подобрать проверочные слова) -Какие способы проверки безударных гласных вы использовали? (изменили форму слова или подобрали родственное слово) Оцените каждый себя -Выполнили поставленную задачу? -Можем переходить к следующей орфограмме? Слайд 7. Приветствие смайлика. - Предупредим усталость. Впереди много работы! Звучит музыка. Дети танцуют. | Слушают учителя Выписывают слова, в которых допущены ошибки, и подбирают проверочные слова Работают в парах. -проверяемая безударная гласная в корне - в корне -подобрать проверочные слова -изменили форму слова или подобрали родственное слово Самооценка Отвечают Вместе с учителем выполняют танцевальные движения и упражнения для снятия напряжения глаз. | Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания. Познавательные УУД. Находить и исправлять ошибки, Работать по алгоритму Регулятивные УУД) Искать пути решения проблемы ПознавательныеУУД и Регултивные УУД. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Самоконтроль Коммуникативные УУД. - высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение; - слушать и понимать речь других. |
2)Повторение непроизносимой согласной в корне слова. Работа по учебнику Самостоятельная работа 3)Повторение парной согласной в корне слова. Самостоятельная творческаяработа 6.Домашнее задание 7. Обобщающий контроль. | Актуализировать знания о правописании непроизносимой согласной в корне слова Актуализировать знания о правописании парной согласной в корне слова | У доски (2уч ) Солнце, сердце, звездный, злостный, Местный *********************** устный, честный, грустный, радостный, гигантский. -Что общего в этих словах? ( в словах непроизносимые согласные) С орфограммой непроизносимый согласный в корне слова поработаем по учебнику. УПР.68. стр.73 - Откройте учебники и прочитайте задание. - Как проверить? Слайд 8. Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный звук произносится (либо не произносится, нулевой звук) четко. -Какая наша задача? (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА) -оцените себя -Выполнили поставленную задачу? -Можем переходить к следующей орфограмме? -Какая орфограмма у нас ещё осталась? -Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании парных согласных в корне (подобрать проверочные слова) . Слайд 9. Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный согласный.) -Для чего нужно орфограммы знать? (ЧТОБЫ ГРАМОТНО ПИСАТЬ) - Сейчас мы проверим, как грамотно вы можете писать. Пишем под диктовку. -Какая ваша задача? (писать правильно) Снег укутал деревья. Дуб в мохнатой шапке. На ветках берёз белый шарф. Не страшен деревьям холод и мороз. - Какие орфограммы встретились в тексте? -А с этой задачей мы справились? -Кто написал без ошибок? -Оцените себя. Для домашнего задания я вам приготовила карточки с разными заданиями Карточки выберите себе сами. Слайд 11. Исправь ошибки в тексте. На дваре морос. Выпал пушистый снек. Саша надел теплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много ребяд. Зина и Яша играют в снижки. Весило и радосно зимой. Подчеркни букву, которую нужно вставить в слове, напиши проверочное слово. обу(в, ф)ка ___________ прин(е, и)сти ____________ пя(д, т)кА ____________ остро(в, ф)ки ______________ п(е, и)чурка __________ гиган(?)ский _____________ ненас(?)ный ___________ грус(?)ный _____________ выг(а, о)нять ______________ сн(и, е)жинка ______________ Образовать от имен существительных однокоренные слова прилагательные и глаголы. Выделить корень. существительные прилагательные глаголы грусть _____________ ____________ зелень _____________ ____________ синева _____________ ____________ веселье _____________ ____________ мороз _____________ ____________ звонок _____________ ___________ - Заполните таблицу. Горячее солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя всюду появилась зелёная травка. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев. С раннего утра до позднего вечера поют свои песни птицы. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением | Парная согласная | Непроизносимая согласная | | | | | | | | | | | Пишут под диктовку. Находят слова с орфограммой Заполняют таблицы. Индивидуальная работа. Проверяет учитель. Результаты проговаривает. | Коммуникативные УУД. - высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение; - слушать и понимать речь других. Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы Познавательные УУД. Работать по алгоритму Регулятивные УУД планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проверять результат выполненного задания. Коммуникативные: формулировать монологическое высказывание. (ПознавательныеУУД и Регултивные УУД). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД. - высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение; - слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: Умение находить (видеть) в словах орфограмму, устно объяснять и графически обозначать условия выбора написаний, Личностные УУД: соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке формулировать монологическое высказывание | Вернёмся к девизу нашего урока. - Чтобы грамотно писать, орфограммы нужно знать. -Соответствовал он теме нашего урока? -Назовите ещё раз тему урока. - Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Посмотрите на ключевые слова -Достигли мы поставленных целей? Слайд 12. «Рефлексия» - Оцените свою работу на уроке в оценочных листах. Поставьте себе оценку за урок. | Отвечают на вопросы, подводят итог работы Самооценка. | Регулятивные УУД: Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |