1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Включение учащихся в деятельность | Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой. Учитель: Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости». Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать. Начинаем урок! | Определяют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм. Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. | Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке. (Личностные УУД Самоопределение Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
2. Актуализация опорных знаний Возникновение проблемной ситуации | Повторение изученных орфограмм, стимулирование эмоционально-ценностное отношение к проблеме, выявление уровня умения делить слова на группы. | Наш урок я бы хотела начать с выполнения вами интерактивного теста. Выполните тест (15 слов) Результат выполнения каждого задания будет известен сразу. И ответьте на вопрос -На какие правила вам встретились слова? -Как будем работать? Показываю карточку ВМЕСТЕ -Какая ваша задача? Контролирует выполнение теста.
-На какие правила вам встретились слова в тексте? - Ребята, что общего в этих трех правилах? | Работать будем в группе. Ответить на вопрос: - на какие правила встретились слова? Самостоятельная работа Самоконтроль. Безударная гласная, парная согласная и непроизносимая согласная в корнях слов. В этих словах орфограмма в корне слова. | Познавательные УУД: Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную ранее на уроках. Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать. |
3. Целеполагание. Постановка учебной задачи | | - Как вы думаете, кто уже догадался, какова тема нашего урока?
- Ребята, что мы уже знаем по данной теме? Давайте вместе достанем из своих сундучков знания, которые накопили по данной теме. Они нам пригодятся на уроке. (Учитель выслушивает и фиксирует ответы на доске). - что такое орфограмма? ( «опасное» место в слове, часть слова, где могу допустить ошибку, слабая позиция гласного/согласного звука в слове). - что такое корень слова? (общая часть родственных слов) - как проверить орфограммы? (алгоритм проверки прочитайте по карточке) -Вы так много знаете, тогда может и закончим урок? Тогда чему мы будем учиться? - Постарайтесь сформулировать цели нашего урока, пользуясь опорными словами. Опорные слова для определения цели урока: - вспомнить - повторить - закрепить - оценить
-Ребята, а для чего вы должны знать орфограммы? - Чтобы грамотно писать, орфограммы нужно знать. Это выражение будет девизом нашего урока. - Вы согласны? -А по какому плану будем работать с орфограммами? 1.Безударная гласная в корне слова. 2. Непроизносимая согласная в корне слова. 3.Парная согласная в корне слова.
- С какой первой орфограммой будем работать? -А как вы думаете, пригодится ли знание этих орфгорамм нам в жизни? Послушайте письмо, которое написал Миша своей сестре. | Орфограммы в корнях слов -«опасное» место в слове, часть слова, где могу допустить ошибку, слабая позиция гласного/согласного звука в слове). -общая часть родственных слов -алгоритм проверки зачитывают по карточке -вспомнить орфограммы в корне слова, -повторить правила проверки, -закрепить умение применять правила на практике, -оценить свои знания. Высказывают свои предположения Составляют план Высказывают своё мнение | Личностные: проявлять интерес к изучению темы. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, составлять план действий. (Коммуникативные УУД). - высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение; - слушать и понимать речь других. Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы |
4.Применение знаний и умений в новой ситуации. 1)Повторение безударной гласной в корне слова.
5.Физминутка | Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия и использование имеющихся знания по правописанию орфограмм в корнях слов Актуализировать знания о правописании безударной гласной в корне слова Предупреждение общего утомления учащихся, пере-ключение их с умственной деятельности на физическую | - З а д а н и е 1. Исправьте ошибки в письме.
– Миша жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Миша сестре письмо следующего содержания: «Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будит рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обошёл лиса». – Послушайте, что ответила ему Маша. «Миша, здравствуй! Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки? Еще ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих черных? И еще сообщи, какого лиса ты обошёл? Разве вы поймали лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться в десятом классе, и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?» – Миша прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял. -Давайте, ребята, поможем Мише разобраться, в чем же его ошибки. -Как вы думаете Миша знает орфограммы? -Давайте поможем Мише исправить его ошибки. Учащиеся выписывают слова, в которых допущены ошибки, и подбирают проверочные слова. Пользуйтесь алгоритмом. Учитель показывает карточку с надписью « ВМЕСТЕ», значит «работа в группе». Работаем в группе. Исправлем ошибки и подбираем проверочные слова. Работаем по алгоритму Контролирует. З а п и с ь: Развиваться-развитие Закалюсь-закалка Бочок-бок Посидеть-сидя Леса-лес Проверка по эталону - Какая орфограмма встретилась в словах каждого предложения? (проверяемая безударная гласная в корне )
-В какой части слова находится проверяемая безударная гласная? (в корне)
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне? (подобрать проверочные слова)
-Какие способы проверки безударных гласных вы использовали? (изменили форму слова или подобрали родственное слово)
Оцените каждый себя по критерию «теоретик», «практик», «ученик» -Выполнили поставленную задачу? -Можем переходить к следующей орфограмме? К нам на наш урок письма Вдруг усталость заползла. Чтобы нам ее прогнать Нужно всем нам дружно встать. Звучит музыка. Дети танцуют ( Слайд 22)
| Слушают учителя Выписывают слова, в которых допущены ошибки, и подбирают проверочные слова Работают в группе -проверяемая безударная гласная в корне - в корне -подобрать проверочные слова -изменили форму слова или подобрали родственное слово Самооценка Отвечают Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения глаз | Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания. Познавательные УУД. Находить и исправлять ошибки, Работать по алгоритму Регулятивные УУД) Искать пути решения проблемы ПознавательныеУУД и Регултивные УУД. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Самоконтроль Коммуникативные УУД. - высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение; - слушать и понимать речь других. |
2)Повторение непроизносимой согласной в корне слова.
Работа по учебнику Самостоятельная работа 3)Повторение парной согласной в корне слова.
Самостоятельная творческаяработа
6.Домашнее задание | Актуализировать знания о правописании непроизносимой согласной в корне слова Актуализировать знания о правописании парной согласной в корне слова | Рифмовка: читает учитель Солнце, чувство, праздник, Сердце и проказник, Лестница и звездный, Здравствуйте и поздний, Злостный, неизвестный Местный, устный, честный. Грустный и ненастный, Радостный, несчастный. -Что общего в этих словах? ( в словах непроизносимые согласные)
С орфограммой непроизносимый согласный в корне слова поработаем по учебнику. - Как проверить? Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный звук произносится четко УПР.68. стр.73 Откройте учебники и прочитайте задание.
-Какая наша задача? -Как будем работать? Учитель показывает карточку «Я»
-Откройте тетради, запишите число и классная работа. -Поставьте себе прогнозируемую оценку Контролирует
Взаимопроверка
-Выполнили поставленную задачу? -Можем переходить к следующей орфограмме?
-Какая орфограмма у нас ещё осталась?
-Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании парных согласных в корне (подобрать проверочные слова) Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный согласный.) - Сейчас вы должны доказать умение обозначать на письме буквами парные согласные звуки в «ошибкоопасных» местах в слове. Перед вами на листочках начало сказки. Давайте прочитаем. Погожим днём выле… на бере… грус…ный кра… . Он увидел у камня свою сосе…ку ули…ку. - Куда же исче… ёр…?-спросил кра… . - Кто вылез на берег? - Кого увидел краб? - Что спросил краб у улитки? - Как вы думаете, что могла ответить крабу улитка? - Запишите начало сказки в тетрадь, проверяя все встречающиеся в тексте орфограммы. Потом устно придумайте продолжение сказки. -Какая вша задача? -Как будем работать? - Попробуйте! Показываю карточку со словом «Я», что означает «индивидуальную работу» -А кто на это же правило хочет поработать на ноутбуке, выполнив интерактивный тест? Один ученик работает на ноутбуке, остальные в тетради. Контролирует Проверка по эталону -Оцените свою работу по критерию «теоретик», «практик», «ученик» - Как же мы проверяли парные согласные в корнях слов? -А кто нам может рассказать свое продолжение сказки? -А с этой задачей мы справились?
Для домашнего задания я вам приготовила карточки разного цвета и с разными заданиями Карточки выберите себе сами Исправь ошибки в тексте. На дваре морос. Выпал пушистый снек. Саша надел теплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много ребяд. Зина и Яша играют в снижки. Весило и радосно зимой. Подчеркни букву, которую нужно вставить в слове, напиши проверочное слово. обу(в, ф)ка ___________ прин(е, и)сти ____________ пя(д, т)кА ____________ остро(в, ф)ки ______________ п(е, и)чурка __________ гиган(?)ский _____________ ненас(?)ный ___________ грус(?)ный _____________ выг(а, о)нять ______________ сн(и, е)жинка ______________ Образовать от имен существительных однокоренные слова прилагательные и глаголы. Выделить корень. существительные прилагательные глаголы грусть _____________ ____________ зелень _____________ ____________ синева _____________ ____________ веселье _____________ ____________ мороз _____________ ____________ звонок _____________ ___________
| Слушают - в словах непроизносимые согласные Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный звук произносится четко Открывают учебники. Читают задание -Выписать 10 слов, рядом написать проверочные слова. Индивидуально Самостоятельно выполняют работу в тетради. Взаимопроверка Оценивание прогнозируемой оценки Отвечают -Парная согласная в корне слова -Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный Слушают учителя Отвечают на вопросы по тексту Записать правильно текст, придумать продолжение сказки Индивидуально Работают в тетрадях самостоятельно Один ученик на ноутбуке Проверяют Оценивают по критерию «теоретик», «практик», «ученик» -Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный Рассказывают продолжение сказки Выбирают карточки | Коммуникативные УУД. - высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение; - слушать и понимать речь других. Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы Познавательные УУД. Работать по алгоритму Регулятивные УУД планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проверять результат выполненного задания. Коммуникативные: формулировать монологическое высказывание. (ПознавательныеУУД и Регултивные УУД). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД. - высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение; - слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: Умение находить (видеть) в словах орфограмму, устно объяснять и графически обозначать условия выбора написаний, Личностные УУД: соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке формулировать монологическое высказывание | Вернёмся к девизу нашего урока. - Чтобы грамотно писать, орфограммы нужно знать. -Соответствовал он теме нашего урока? -Назовите ещё раз тему урока. - Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Посмотрите на ключевые слова -Достигли мы поставленных целей? -У кого возникали трудности? - Как их преодолеть? -Где нам пригодятся эти знания? - Оцените свою работу на уроке. Практик, теоретик, ученик по критерию … написание орфограмм в корне слова: Практик, теоретик, ученик Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! | Отвечают на вопросы, подводят итог работы Самооценка | Регулятивные УУД: Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |