СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока русского языка по теме "Орфограммы в корнях слов" 4 класс. Соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока русского языка»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Орфограммы в корнях слов»

(4 КЛАСС, УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА») ФГОС.


Учитель: Зеленина Екатерина Александровна


Класс: 4


Предмет: Русский язык


Тема урока: Орфограммы в корнях слов.


Тип урока: урок применения знаний и умений


Универсальные учебные действия:


Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему урока, сохранять цель и учебные задачи урока. Формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.


Познавательные : Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, выделять главное. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).  Развивать умения строить речевое высказывание в устной речи. Определять тип орфограмм, выбирать способ проверки, подбирать проверочные слова.



Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование: Учебник, тетрадь, карточки, инструкции, ноутбук, презентация Power Point




Цель для учителя

Цель для обучающихся

Планируемый результат

Создание условий для изучения орфограмм в корнях слов.

Задачи для учителя:

  1. 1.Закрепить знания обучающихся о правописании орфограмм в корнях слов.

  2. 2.Учить работать по алгоритму для нахождения проверочных слов.

  3. 3.Развивать орфографическую зоркость.

  4. 4. Развивать умение строить речевые высказывания.

5.Организовать деятельность детей по принятию и удержанию цели.

  1. 6.Обучать планированию.

  2. 7.Учить оценивать свою деятельность.

  3. 8.Развивать монологическую речь.

Научиться писать орфограммы в корнях слов.

Задачи для обучающихся:

1.Закрепить правописание орфограмм в корнях слов.

2.Освоить алгоритм правописания орфограмм в корнях слов.

3. Учиться правильно подбирать проверочные слова, в зависимости от орфограммы.

4. Учиться планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

5.Учиться оценивать свою деятельность.




Умение распознавать орфограммы в корнях слов и способы их проверки.



Содержание и технология урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)


Включение учащихся в деятельность

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой.

Учитель: Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости».

Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.


С добрым утром начат день,

  Первым делом гоним лень.

  На уроке не зевать,

  А работать и писать.

  Начинаем урок!



Определяют готовность к уроку.

Включаются в деловой ритм.


Приветствуют учителя.


Организуют рабочее место.


Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке. (Личностные УУД

Самоопределение

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.


Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать.


2. Актуализация опорных знаний

Возникновение проблемной ситуации


Повторение изученных орфограмм,

стимулирование эмоционально-ценностное отно­шение к проблеме,

выявление уровня умения делить слова на группы.






Наш урок я бы хотела начать с выполнения вами интерактивного теста.

Выполните тест (15 слов)

Результат выполнения каждого задания будет известен сразу.

И ответьте на вопрос

-На какие правила вам встретились слова?

-Как будем работать?

Показываю карточку ВМЕСТЕ

-Какая ваша задача?

Контролирует выполнение теста.





-На какие правила вам встретились слова в тексте?


- Ребята, что общего в этих трех правилах?














Работать будем в группе.

Ответить на вопрос:

- на какие правила встретились слова?

Самостоятельная работа

Самоконтроль.

Безударная гласная, парная согласная и непроизносимая согласная в корнях слов.


В этих словах орфограмма в корне слова.




Познавательные УУД:

Находить ответы на вопросы, используя

свой жизненный опыт и информацию, полученную ранее на уроках.


Коммуникативные УУД:

формирование умения слушать и слышать.







3. Целеполагание.

Постановка учебной задачи
























































- Как вы думаете, кто уже догадался, какова тема нашего урока?



- Ребята, что мы уже знаем по данной теме?

Давайте вместе достанем из своих сундучков знания, которые накопили по данной теме. Они нам пригодятся на уроке. (Учитель выслушивает и фиксирует ответы на доске).

- что такое орфограмма? ( «опасное» место в слове, часть слова, где могу допустить ошибку, слабая позиция гласного/согласного звука в слове).

- что такое корень слова? (общая часть родственных слов)

- как проверить орфограммы? (алгоритм проверки прочитайте по карточке)

-Вы так много знаете, тогда может и закончим урок?

Тогда чему мы будем учиться?

- Постарайтесь сформулировать цели нашего урока, пользуясь опорными словами.

Опорные слова для определения цели урока:

- вспомнить

- повторить

- закрепить

- оценить







-Ребята, а для чего вы должны знать орфограммы?


- Чтобы грамотно писать, орфограммы нужно знать.

Это выражение будет девизом нашего урока.

- Вы согласны?

-А по какому плану будем работать с орфограммами?

1.Безударная гласная в корне слова.

2. Непроизносимая согласная в корне слова.

3.Парная согласная в корне слова.



- С какой первой орфограммой будем работать?

-А как вы думаете, пригодится ли знание этих орфгорамм нам в жизни?

Послушайте письмо, которое написал Миша своей сестре.


Орфограммы в корнях слов





-«опасное» место в слове, часть слова, где могу допустить ошибку, слабая позиция гласного/согласного звука в слове).

-общая часть родственных слов

-алгоритм проверки зачитывают по карточке






-вспомнить орфограммы в корне слова,

-повторить правила проверки,

-закрепить умение применять правила на практике,

-оценить свои знания.


Высказывают свои предположения








Составляют план












Высказывают своё мнение




Личностные:

проявлять интерес к изучению темы.













Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,

составлять план действий.




(Коммуникативные УУД).

- высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение;

- слушать и понимать речь других.

Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы

4.Применение знаний и умений в новой ситуации.


1)Повторение безударной гласной в корне слова.















































































5.Физминутка

Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия и

использование имеющихся знания по правописанию орфограмм в корнях слов


Актуализировать знания о правописании безударной гласной в корне слова



























































Предупреждение общего утомления учащихся, пере-ключение их с умственной деятельности на физическую

- З а д а н и е 1. Исправьте ошибки в письме.



– Миша жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Миша сестре письмо следующего содержания:

«Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будит рыбу ловить рано утром.

Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обошёл лиса».

– Послушайте, что ответила ему Маша.

«Миша, здравствуй!

Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов.

Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?

Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?

И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки?

Еще ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих черных?

И еще сообщи, какого лиса ты обошёл? Разве вы поймали лиса?

Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться в десятом классе, и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»

– Миша прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

-Давайте, ребята, поможем Мише разобраться, в чем же его ошибки.

-Как вы думаете Миша знает орфограммы?

-Давайте поможем Мише исправить его ошибки.

Учащиеся выписывают слова, в которых допущены ошибки, и подбирают проверочные слова.

Пользуйтесь алгоритмом.

Учитель показывает карточку с надписью « ВМЕСТЕ», значит «работа в группе».

Работаем в группе. Исправлем ошибки и подбираем проверочные слова. Работаем по алгоритму

Контролирует.

З а п и с ь:

Развиваться-развитие

Закалюсь-закалка

Бочок-бок

Посидеть-сидя

Леса-лес

Проверка по эталону


- Какая орфограмма встретилась в словах каждого предложения? (проверяемая безударная гласная в корне )



-В какой части слова находится проверяемая безударная гласная? (в корне)



- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне? (подобрать проверочные слова)



-Какие способы проверки безударных гласных вы использовали? (изменили форму слова или подобрали родственное слово)



Оцените каждый себя по критерию

«теоретик», «практик», «ученик»

-Выполнили поставленную задачу?

-Можем переходить к следующей орфограмме?










К нам на наш урок письма

Вдруг усталость заползла.

Чтобы нам ее прогнать

Нужно всем нам дружно встать.

Звучит музыка. Дети танцуют ( Слайд 22)






Слушают учителя















































Выписывают слова, в которых допущены ошибки, и подбирают проверочные слова



Работают в группе


















-проверяемая безударная гласная в корне


- в корне


-подобрать проверочные слова

-изменили форму слова или подобрали родственное слово


Самооценка







Отвечают









Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения глаз






































Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания.






Познавательные УУД.

Находить и исправлять ошибки,

Работать по алгоритму






Регулятивные УУД)


Искать пути решения проблемы


ПознавательныеУУД и Регултивные УУД.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Самоконтроль



Коммуникативные УУД.

- высказывать, доказывать и

аргументировать своё мнение;

- слушать и понимать речь других.














2)Повторение непроизносимой согласной в корне слова.



Работа по учебнику

Самостоятельная работа



























3)Повторение парной согласной в корне слова.



Самостоятельная творческаяработа





















































6.Домашнее задание


Актуализировать знания о правописании непроизносимой согласной в корне слова




































Актуализировать знания о правописании парной согласной в корне слова









Рифмовка: читает учитель

Солнце, чувство, праздник,

Сердце и проказник,

Лестница и звездный,

Здравствуйте и поздний,

Злостный, неизвестный

Местный, устный, честный.

Грустный и ненастный,

Радостный, несчастный.

-Что общего в этих словах?

( в словах непроизносимые согласные)



С орфограммой непроизносимый согласный в корне слова поработаем по учебнику.

- Как проверить?

Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово,
в котором этот согласный звук произносится четко

УПР.68. стр.73

Откройте учебники и прочитайте задание.



-Какая наша задача?

-Как будем работать?

Учитель показывает карточку «Я»



-Откройте тетради, запишите число и классная работа.

-Поставьте себе прогнозируемую оценку

Контролирует



Взаимопроверка



-Выполнили поставленную задачу?

-Можем переходить к следующей орфограмме?









-Какая орфограмма у нас ещё осталась?







-Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании парных согласных в корне (подобрать проверочные слова)


Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный согласный.)

- Сейчас вы должны доказать умение обозначать на письме буквами парные согласные звуки в «ошибкоопасных» местах в слове. Перед вами на листочках начало сказки. Давайте прочитаем.


Погожим днём выле… на бере… грус…ный кра… . Он увидел у камня свою сосе…ку ули…ку.

- Куда же исче… ёр…?-спросил кра… .


- Кто вылез на берег?

- Кого увидел краб?

- Что спросил краб у улитки?

- Как вы думаете, что могла ответить крабу улитка?


- Запишите начало сказки в тетрадь, проверяя все встречающиеся в тексте орфограммы. Потом устно придумайте продолжение сказки.

-Какая вша задача?


-Как будем работать?

- Попробуйте! Показываю карточку со словом «Я», что означает «индивидуальную работу»

-А кто на это же правило хочет поработать на ноутбуке, выполнив интерактивный тест?

Один ученик работает на ноутбуке, остальные в тетради.

Контролирует

Проверка по эталону

-Оцените свою работу по критерию «теоретик», «практик», «ученик»


- Как же мы проверяли парные согласные в корнях слов?



-А кто нам может рассказать свое продолжение сказки?


-А с этой задачей мы справились?




Для домашнего задания я вам приготовила карточки разного цвета и с разными заданиями

Карточки выберите себе сами

Исправь ошибки в тексте.

На дваре морос. Выпал пушистый снек. Саша надел теплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много ребяд. Зина и Яша играют в снижки. Весило и радосно зимой.



Подчеркни букву, которую нужно вставить в слове, напиши проверочное слово.

обу(в, ф)ка ___________ прин(е, и)сти ____________

пя(д, т)кА ____________ остро(в, ф)ки ______________

п(е, и)чурка __________ гиган(?)ский _____________

ненас(?)ный ___________ грус(?)ный _____________

выг(а, о)нять ______________ сн(и, е)жинка ______________

Образовать от имен существительных однокоренные слова прилагательные и глаголы. Выделить корень.

существительные прилагательные глаголы


грусть _____________ ____________

зелень _____________ ____________

синева _____________ ____________

веселье _____________ ____________

мороз _____________ ____________

звонок _____________ ___________







Слушают









- в словах непроизносимые согласные


Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово,
в котором этот согласный звук произносится четко

Открывают учебники.

Читают задание

-Выписать 10 слов, рядом написать проверочные слова.




Индивидуально

Самостоятельно выполняют работу в тетради.

Взаимопроверка

Оценивание прогнозируемой оценки

Отвечают




-Парная согласная в корне слова




-Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный








Слушают учителя






Отвечают на вопросы по тексту









Записать правильно текст, придумать продолжение сказки


Индивидуально


Работают в тетрадях самостоятельно

Один ученик на ноутбуке

Проверяют

Оценивают по критерию

«теоретик», «практик», «ученик»

-Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный

Рассказывают продолжение сказки







Выбирают карточки

Коммуникативные УУД.

- высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение;

- слушать и понимать речь других.

Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы Познавательные УУД.

Работать по алгоритму Регулятивные УУД

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

проверять результат выполненного задания.

Коммуникативные:

формулировать монологическое высказывание.

(ПознавательныеУУД и Регултивные УУД).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД.

- высказывать, доказывать и

аргументировать своё мнение;

- слушать и понимать речь других.






Познавательные УУД:

Умение находить (видеть) в словах орфограмму, устно объяснять и графически обозначать условия выбора написаний,


Личностные УУД: соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Регулятивные

УУД:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

6. Рефлексия учебной деятельности  на уроке

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке

формулировать монологическое высказывание

Вернёмся к девизу нашего урока.

- Чтобы грамотно писать, орфограммы нужно знать.

-Соответствовал он теме нашего урока?

-Назовите ещё раз тему урока.

- Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Посмотрите на ключевые слова

-Достигли мы поставленных целей?

-У кого возникали трудности?

- Как их преодолеть?

-Где нам пригодятся эти знания?


- Оцените свою работу на уроке.

Практик, теоретик, ученик

по критерию … написание орфограмм в корне слова: Практик, теоретик, ученик


Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!






Отвечают на вопросы,

подводят итог работы




Самооценка



Регулятивные УУД:


Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы


Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.