Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3 «А».
Тема урока: «Российская империя. Петр I Великий».
Тип урока «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Российская империя. Петр I Великий».
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Словесный (беседа). | Приветствие. -Здравствуйте, меня зовут Мария Алексеевна, и сегодня урок окружающего мира, проведу у вас я. Проверяет готовность к уроку. Как вы понимаете данное высказывание: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо» -Ваше мнение очень важно. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность. Прошлое действительно небезупречно, много разрушений и страданий принесли войны. Упрекать прошлое бессмысленно, это было, и изменить ничего нельзя. А вот изучать необходимо, чтобы не допускать ошибок прошлого. | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию. | |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа). | - Сегодня мы с вами продолжим путешествие в прошлое России. А для начала мы с вами решим не большой тест. (Приложение 1) | Решают тест. | | П: осуществлять анализ. К: владеть диалогической формой речи. | |
3.Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа). Наглядный (демонстрация). | Подведение к теме урока. Показ портрета Петра 1 «Разносторонний человек. Умел он строить, плавать, править. Останется в истории навек, Сумел Россию он прославить.» Определите тему нашего занятия. | - О Петре I | | П: осуществлять анализ. Р: принимать и сохранять учебную задачу. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный (беседа). | – На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? – Эти задачи мы и будем решать на нашем уроке. | Выяснить, как Петр прославил Россию. Выяснить, кто был первым императором. Что сделал первый император для своей страны. | | Р: планировать действия в соответствии с поставленной задачей. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа). Наглядный (демонстрация) Словесный (рассказ). | - В конце XVII века русским царем становится Петр I. -В листах историка отметьте те утверждения, благодаря которым Петр прославил Россию, как вы думаете. У вас есть 5 минут. - А теперь давайте познакомимся с этим великим человеком. Откройте учебник на с. 26 и прочитайте название статьи в учебнике. Прочитаем 1 абзац. - А теперь послушайте рассказ и отметьте в 1 задании листа историка справа те факты, которые вы услышали из жизни Петра. - Какие интересные факты о детских годах Петра І дошли до наших дней? - Объясните значение данных слов: ПРОВОЗГЛАСИТЬ – торжественно объявить; объявить носителем каких – нибудь высоких качеств, званий; ВЕРФЬ – место постройки и ремонта судов; РЕФОРМА – преобразование, изменение, переустройство чего – нибудь; СЕНАТ – высший орган управления государством. | Работают в листах историков. Отвечают на вопросы. Объясняют так, как сами поняли. | | К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять поиск. П: проводить сравнение. П: устанавливать причинно-следственную связь.. П: осуществлять анализ. Р: осуществлять контроль. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (рассказ). Наглядный (демонстрация) Словесный (рассказ). Наглядный (демонстрация) Словесный (рассказ). Словесный (беседа). Практический (упражнение). | – Пётр І был необычным правителем. А вот каким, мы узнаем после нашей работы с источниками. Приложение 2 – Вы разделены на 3 группы. Каждая группа подготовит своё сообщение, связанное с нашей темой. – На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение даётся 10 минут), вы должны будете подготовиться к выступлению. Затем нужно будет озвучить своё выступление всему классу. – Важно помнить о правилах работы в группах. 6. Физкультминутка - Представьте что, вы потешные полки Петра I. ( Дети маршируют под музыку марша Преображенского полка). Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь Петра полки! Флот плывёт к родной земле Флаг на каждом корабле. Мы теперь Петра полки! Раз! Два! Три! Мы ладонь к глазам приставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже И направо, и еще Через левое плечо. Раз! Два! Три! Мы теперь Петра полки! | Правила работы в группе 1. Работать сообща. 2. Уметь выслушать друг друга. 3. Слушать других внимательно, не перебивая. 4. Уметь распределить обязанности между собой. 5. Уметь договариваться, помогать друг другу. | | П: осуществлять анализ. К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять анализ. К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять анализ. Р: осуществлять контроль. К: владеть диалогической формой речи. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение). | Организует выполнение работы по подгруппам Приложение 3 1 группа готовит сообщение на тему - «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник». 2 группа – «Морским судам в России быть». 3 группа – «Преобразования и реформы Петра І». 10 минут – Время работы в группах завершено. – Прошу представителей групп озвучить своё выступление. (Во время выступления каждой группы на экран выводится слайд с вопросами, предложенными для данной группы). – Если какие-то моменты выступления вам были непонятны, вы можете задать вопросы выступающим. – Большое спасибо выступавшим ребятам. -Послушайте, как о себе говорил сам Пётр І: "Я царь, а у меня мозоли на руках". Один иностранец так отозвался о нем: «...Он сам вполне солдат и знает, что требуется от барабанщика, равно как и от генерала. Кроме того, он инженер, пушкарь, делатель потешных огней, кораблестроитель, токарь, оружейный мастер, кузнец...» - И самое главное событие тех лет, определившее развитие России на последующие два столетия, состоялось 22 октября 1721 года. Одна из самых почитаемых святынь Представители Сената и Синода просили Петра принять титул императора, отца Отечества и Великого. С тех пор и повелось — Пётр Великий. Организует работу в парах. Приложение 4 -Теперь будем работать в парах, у каждого на парте есть буклет, который вам нужно будет изучить, подготовить небольшой рассказ по данному буклету и выступить перед вашими одноклассниками, на данную работу у вас есть 7 минут. | Представляют свои ответы. | | П: осуществлять анализ. К: контролировать действия партнёра. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
8.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа). Практический (практическая работа). | Организует просмотр закрепляющего видеофрагмента. Внимательно просмотрите видео фрагмент, а он вам поможет в выполнении следующих упражнений. Организует проверку выполненных заданий. Сейчас мы с вами выполним еще одно задание из листа историка Ваша задача заключается в следующем: ответить вопрос, выбрав один из двух вариантов ответа «да» - «+» , «нет» - «-». Тест. 1.В 1721 году Пётр І принял звание короля, и Россию стали называть королевством. 2. Пётр І – это первый русский император. 3. Пётр І был человеком высокого роста, был физически сильным. 4. Пётр І учился всю жизнь разным наукам и ремёслам. 5. Пётр І был ленивым человеком: долго спал, не любил трудиться. 6. При Петре І была создана новая армия и флот. 7. Корабли русского флота строились за границей. 8. Пётр І указал начинать год 1 сентября, а не 1 января. 9. При Петре І был открыт первый русский музей. 10. В 1703 году в устье реки Невы Пётр І основал город Санкт-Петербург. - Какие пункты в этом задании вызвали у вас затруднение? - Этот пункт вы будете изучать на следующих уроках. Теперь выполняем следующее упражнение | - 10 | | К: владеть диалогической формой речи. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа). | – Справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока? Задачи урока • Выяснить, как Петр прославил Россию. • Выяснить, кто был первым императором. • Что сделал первый император для своей страны. Самой большой гордостью Петра был его флот. Я предлагаю вам отправиться вслед за великим царём, оценив результат своей деятельность на уроке с помощью разноцветных кораблей по следующим критериям: • Активно участвовал в работе на всех этапах урока – зелёный корабль. • Не на всех этапах работах урока был активным – красный корабль. • Был активен редко- жёлтый корабль. У нас получился самый настоящий Петровский флот! – Дома я предлагаю вам перечитать информацию о Петре І в нашем учебнике на с.26-32. - Я надеюсь, что после этого урока вы еще больше будете гордиться своим Отечеством, русскими людьми, сделавшими Россию Великой державой. | | | К: владеть диалогической формой речи. | Способность к самооценке. |
1.Опишите внешность Петра І. Пётр І имел рост 2 м 4 см, был силён – руками ломал подковы, сгибал серебряные тарелки. Пётр ходил так стремительно и столь широким шагами, что спутник едва поспевали за ним бегом. Неутомимый, волевой, он хотел всё узнать и постичь все науки. Пётр І учился всю жизнь. Хорошо знал математику, географию, военное дело, навигацию. Знал немецкий, голландский, отчасти английский и французский языки. |
2.Приведите примеры того, что император был образованным человеком. Ознакомиться с текстом статьи в рубрике «Этот удивительный мир» на с. 27. |
3.На примере описания рабочего дня Петра І докажите, что он был «вечным работником». По воспоминаниям современников, день складывался так: Поднимался Пётр очень рано - в 3-4 утра. Прогуливался по комнате, обдумывая планы на предстоящий день. Затем до завтрака занимался бумагами. В 6 утра, легко позавтракав, выезжал из дома. Обедал обычно в 11-12 часов. До обеда царь выпивал рюмку анисовой водки, а перед каждым новым блюдом - квас, пиво или красное вино. Традиционный обед состоял из густых кислых щей, каши, студня, готового поросенка в сметане, холодного жаркого с солеными огурцами или солеными лимонами, ветчины и лимбугского сыра. После обеда Петр надевал халат и спал два часа. К 16.00 приказывал подавать к докладу срочные бумаги на подпись. Затем занимался любимым делом - столярничал, работал на токарном станке... Спать царь ложился не позднее 22 - 23.00 и без ужина. |
4.Где и чему учился император Пётр І? В 1697 году царь снарядил «Великое посольство» в Европу и сам присоединился к нему, но назвался другим именем - Пётр Михайлов. В Пруссии он обучался артиллерийскому делу и получил аттестат огнестрельного мастера. В Голландии в городе Амстердам Пётр поступает работником на Ост-Индскую верфь, чтобы изучить кораблестроение. Там он получил звание корабельного плотника. Во время пребывания в Европе царь осматривал библиотеки, фабрики, слушал лекции в университетах. Пётр І был членом французской академии. За всю жизнь Пётр І освоил 15 ремесленных специальностей. При участии дворцовых мастеров он освоил столярное, оружейное, часовое, типографское ремёсла. |
1. Что побудило Петра І учиться судовождению? Почему, по мнению Петра І, России нужен сильный флот? Однажды юный Пётр І обнаружил в амбаре своего деда небольшую двухвесельную шлюпку с парусом и рулём на корме. Она была вовсе не похожа на лодки, которые строились в России. Она называлась ботиком и предназначалась для плавания в море. Любопытный царь заставил отремонтировать для него этот ботик и спустил его в реку Яузу. Так стал с тех пор Пётр І учиться судовождению. А ботик назвал «Дедушкой русского флота». Именно дедов ботик заставил Петра І заняться кораблестроением и создать в России свой флот. Ознакомиться со статьёй «Создание русского флота» на с. 27-28. |
2. Где учился сам Пётр І строить корабли? В голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: "Эй, плотник Питер, иди сюда!", он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Пётр Михайлов - на самом деле русский царь Пётр I, отправившийся в заграничное путешествие. За умения, несвойственные знатным людям, Петра I прозвали царём-работником. Строительство первого русского корабля «Орёл» велось под руководством инженера из Голландии Бутлера. Перед спуском корабля инженер обратился с вопросом о цвете флага, который нужно водрузить на корабле. На «Орле» подняли бело-сине-красный флаг с нашитым на нём двуглавым золотым орлом. Под этим флагом Пётр І ходил на ботике. Этот же флаг развевался и на кораблях русского флота. Много лет прошло с тех пор, но сохранилась традиция поднимать флаг на корабле. Царь сам следил за постройкой судов, нередко и сам брался за топор, ведь корабельное дело он знал до тонкостей. 20 октября 1699 года создан Флот России. Пётр I стал отцом российского флота. За короткий срок Россия обзавелась первоклассными военными судами, оснащёнными десятками орудий. Пётр I утвердил флаг для своего флота: белый стяг с голубым крестом Святого Андрея. Он получил название Андреевский. И в настоящее время остаётся знаменем военно-морского флота. Леса для постройки флота были найдены царем в Воронежской губернии. |
3. Где в России строили суда для речного и военно-морского флота? В 1696 году Боярская дума вынесла решение: «Морским судам быть…». Первый речной флот был создан в Воронеже. При строительстве флота Пётр опирался на иностранных специалистов. На Азовском и Балтийском морях строился военно-морской флот. Фрега́т «Штанда́рт» — первый корабль Балтийского флота, был построен по указу Петра I в 1703 году. В 1708 году был спущен на воду первый корабль, а уже через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным в Европе: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 85 галер и множество мелких судов |
4. Какой флаг у флота Петра I? Царь сам следил за постройкой судов, нередко и сам брался за топор, ведь корабельное дело он знал до тонкостей. 20 октября 1699 года создан Флот России. Пётр I стал отцом российского флота. За короткий срок Россия обзавелась первоклассными военными судами, оснащёнными десятками орудий. Пётр I утвердил флаг для своего флота: белый стяг с голубым крестом Святого Андрея. Он получил название Андреевский. И в настоящее время остаётся знаменем военно-морского флота. Леса для постройки флота были найдены царем в Воронежской губернии. Ознакомиться со статьёй «Картинная галерея» на с. 28-29. |
1. Какие крупные реформы провёл Пётр І за время своего правления? Расскажите о реформах Петра І в области культуры и образования. «За время своего царствования Пётр І провёл крупные реформы. В результате административной реформы страна была разделена на 8 губерний, которыми руководили губернаторы. Провёл реформу налоговой системы: ввёл подушную подать, что усилило крепостную зависимость крестьян от помещиков. Пётр І создал регулярную армию, поэтому была введена обязательная военная служба дворян. Пётр І провёл реформы в области культуры и образования. Издавались буквари, учебные карты и пособия. Стала выходить первая русская печатная газета – «Ведомости». В 1724 году была основана Петербургская Академия наук с гимназией и университетом при ней. Были открыты медико-хирургическая, инженерные и артиллерийские школы, Морская академия. Для учёбы и освоения наук талантливые молодые юноши отправлялись на учёбу за границу.» |
2. Какие перемены внёс Пётр І в жизнь русских людей после возвращения из-за границы? После возвращения из-за границы Пётр І русских людей ждали большие перемены. Пётр І велел всем мужчинам стричь бороды. Только после получения образования дворянин мог жениться. Пётр І повелел дворянам по утрам пить кофе. Нормой стало ношение коротких кафтанов без длинных рукавов. |
3. Каким изменением в календарь, внесённым Петром І, мы пользуемся и сейчас? В 1700 году в России был введён новый календарь: началом года стали считать 1 января, а не 1 сентября, как раньше. Летоисчисление стали вести от Рождества Христова. Именно Пётр І велел устанавливать ёлки. Но в то время их устанавливали не в домах, а на улицах, заборах и крышах. |
4. Как возник первый русский музей? Путешествуя по Англии и Голландии Пётр І увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!», что означает «удивительно». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и первого российского естественно-научного музея – Кунсткамеры. В 1718 г. началось строительство здания Кунсткамеры, предназначенного для хранения и показа редкостей. Более ста лет они служили исследователям в области археологии, анатомии и медицины. В первые годы в коллекции были живые экспонаты – монстры, карлики, великаны, которые жили при музее. Посетители всегда охотно осматривали коллекцию. И в настоящее время интерес к ней велик. |
После Смутного времени царский трон занял Алексей Михайлович Романов. Появление на свет Петра І было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звёздам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Пётр, что он из всех детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. В ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на тёмном небе ярко засияла большая звезда. В этот момент вторая жена Алексея Михайловича – Наталья Кирилловна, родила ему сына. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо сам Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром. Петр – имя древнее, греческое по происхождению, в переводе на русский язык означает «камень». Царь и царица очень радовались рождению сына. Он был крепкого здоровья, рос быстро не по годам. В 6 месяцев уже начал ходить. Когда царевичу исполнилось 4 года, умер отец- царь Алексей Михайлович. Началась борьба за царский престол. В 1682 году Петр стал русским царем. Ему в это время было 10 лет .А управляла Россией его старшая сестра- Софья.
По заведенному обычаю до 7 лет Петр воспитывался среди женщин. Одни его кормили, другие – одевали, третьи с ним гуляли. Покои царевича заполнялись игрушками. Среди них были лук и стрелы, пушки и барабаны, музыкальные инструменты. Для игр к Петру приставляли сверстников из детей бояр.
К 5 годам в детской маленького царевича не было других игрушек, кроме военных. И теперь в мастерскую Оружейной палаты то и дело приносили на починку прорванные барабаны, сломанные луки и потешные пистолеты.
У его хором была устроена площадка, на которой стояли потешный шатер и изба, окруженные рогатками. Здесь из потешных пушек царевич стрелял пареной репой.
Когда царевичу исполнилось 7 лет, по русской традиции дальше его воспитанием занимались мужчины. Первым учителем был скромный и знающий Никита Зотов. Обучался Петр по персональному букварю, который заказал его отец лучшему писцу.
Пётр был честный и искренний человек, строгий к себе, справедливый и доброжелательный к другим. Быт Петра отличался простотой, он часто не обращал внимания на свою одежду, мог ходить в стоптанных башмаках или залатанном кафтане. В Петербурге он строил себе небольшие дворцы западноевропейского типа. Не было у царя и многочисленной прислуги. Он ограничивался 10 -12 молодыми дворянами.
Тема: «Российская империя. Петр I Великий»