СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "Петр I"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект учебного занятия по теме: "Петр I"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Петр I"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3 «А».

Тема урока: «Российская империя. Петр I Великий».

Тип урока «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Российская империя. Петр I Великий».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление о деятельности царя-реформатора Петра 1 и становления России Империей.

  2. Формировать умение называть отличительные черты реформ Петра I.

Предметные:

  1. У учащихся будет сформировано представление о деятельности царя-реформатора Петра 1 и становления России Империей .

  2. Формировать умение называть отличительные черты реформ Петра I.


Развивающие:

  1. Формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самооценку деятельности.





  1. Формировать умение выделять существенную информацию, осуществлять анализ, проводить сравнение и устанавливать причинно-следственные связи.




3.Формировать умение владеть диалогической формой речи, и контролировать действия партнёра.

Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научаться:

  • осуществлять волевую саморегуляцию;

  • принимать и сохранять учебную задачу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

  • осуществлять самооценку деятельности.

Познавательные:

Учащиеся научаться:

  • осуществлять поиск необходимой информации;

  • осуществлять анализ;

  • проводить сравнение.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные:

Учащиеся научаться:

  • владеть диалогической речью;

  • слушать и понимать речь других.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • контролировать действия партнёра.

Воспитательная:

1.Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2. Формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.







































ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя


Деятельность

обучающихся


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные


Личностные


  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Словесный

(беседа).


Приветствие.

-Здравствуйте, меня зовут Мария Алексеевна, и сегодня урок окружающего мира, проведу у вас я.

Проверяет готовность к уроку.

Как вы понимаете данное высказывание:

«Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо»







-Ваше мнение очень важно.

Приветствуют учителя.





Проверяют готовность.




Прошлое действительно небезупречно, много разрушений и страданий принесли войны. Упрекать прошлое бессмысленно, это было, и изменить ничего нельзя. А вот изучать необходимо, чтобы не допускать ошибок прошлого.


Р: осуществлять волевую саморегуляцию.





2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный (беседа).


- Сегодня мы с вами продолжим путешествие в прошлое России.

А для начала мы с вами решим не большой тест. (Приложение 1)




Решают тест.



П: осуществлять анализ.

К: владеть диалогической формой речи.


3.Выявление места и причины затруднения.

Словесный

(беседа).


Наглядный (демонстрация).


Подведение к теме урока.

Показ портрета Петра 1

«Разносторонний человек.

Умел он строить, плавать, править.

Останется в истории навек,

Сумел Россию он прославить.»


Определите тему нашего занятия.






- О Петре I



П: осуществлять анализ.


Р: принимать и сохранять учебную задачу.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Словесный

(беседа).


– На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

– Эти задачи мы и будем решать на нашем уроке.

Выяснить, как Петр прославил Россию.

Выяснить, кто был первым императором.

Что сделал первый император для своей страны.


Р: планировать действия в соответствии с поставленной задачей.


5. Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа).


Наглядный (демонстрация)


Словесный (рассказ).



- В конце XVII века русским царем становится Петр I.


-В листах историка отметьте те утверждения, благодаря которым Петр прославил Россию, как вы думаете. У вас есть 5 минут.


- А теперь давайте познакомимся с этим великим человеком. Откройте учебник на с. 26 и прочитайте название статьи в учебнике.


Прочитаем 1 абзац.

- А теперь послушайте рассказ и отметьте в 1 задании листа историка справа те факты, которые вы услышали из жизни Петра.


- Какие интересные факты о детских годах Петра І дошли до наших дней?

- Объясните значение данных слов:

ПРОВОЗГЛАСИТЬ – торжественно объявить; объявить носителем каких – нибудь высоких качеств, званий;

ВЕРФЬ – место постройки и ремонта судов;

РЕФОРМА – преобразование, изменение, переустройство чего – нибудь;

СЕНАТ – высший орган управления государством.

















Работают в листах историков.




Отвечают на вопросы.


Объясняют так, как сами поняли.











К: владеть диалогической формой речи.



П: осуществлять поиск.


П: проводить сравнение.



П: устанавливать причинно-следственную связь..



П: осуществлять анализ.

Р: осуществлять контроль.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Словесный (рассказ).


Наглядный (демонстрация)


Словесный (рассказ).


Наглядный (демонстрация)

Словесный (рассказ).


Словесный (беседа).


Практический (упражнение).


– Пётр І был необычным правителем. А вот каким, мы узнаем после нашей работы с источниками.

Приложение 2

– Вы разделены на 3 группы. Каждая группа подготовит своё сообщение, связанное с нашей темой.

– На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение даётся 10 минут), вы должны будете подготовиться к выступлению. Затем нужно будет озвучить своё выступление всему классу.

– Важно помнить о правилах работы в группах.

6. Физкультминутка

- Представьте что, вы потешные полки Петра I. ( Дети маршируют под музыку марша Преображенского полка).

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

Флот плывёт к родной земле

Флаг на каждом корабле.

Мы теперь Петра полки!

Раз! Два! Три!

Мы ладонь к глазам приставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

И направо, и еще

Через левое плечо.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

Правила работы в группе

1. Работать сообща.

2. Уметь выслушать друг друга.

3. Слушать других внимательно, не перебивая.

4. Уметь распределить обязанности между собой.

5. Уметь договариваться, помогать друг другу.





П: осуществлять анализ.


К: владеть диалогической формой речи.


П: осуществлять анализ.


К: владеть диалогической формой речи.


П: осуществлять анализ.


Р: осуществлять контроль.

К: владеть диалогической формой речи.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический (упражнение).

Организует выполнение работы по подгруппам

Приложение 3

1 группа готовит сообщение на тему - «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник».

2 группа – «Морским судам в России быть».

3 группа – «Преобразования и реформы Петра І».

10 минут

– Время работы в группах завершено.

– Прошу представителей групп озвучить своё выступление.

(Во время выступления каждой группы на экран выводится слайд с вопросами, предложенными для данной группы).

– Если какие-то моменты выступления вам были непонятны, вы можете задать вопросы выступающим.

– Большое спасибо выступавшим ребятам.

-Послушайте, как о себе говорил сам Пётр І: "Я царь, а у меня мозоли на руках".

Один иностранец так отозвался о нем: «...Он сам вполне солдат и знает, что требуется от барабанщика, равно как и от генерала. Кроме того, он инженер, пушкарь, делатель потешных огней, кораблестроитель, токарь, оружейный мастер, кузнец...»

- И самое главное событие тех лет, определившее развитие России на последующие два столетия, состоялось 22 октября 1721 года. Одна из самых почитаемых святынь Представители Сената и Синода просили Петра принять титул императора, отца Отечества и Великого. С тех пор и повелось — Пётр Великий.

Организует работу в парах.

Приложение 4

-Теперь будем работать в парах, у каждого на парте есть буклет, который вам нужно будет изучить, подготовить небольшой рассказ по данному буклету и выступить перед вашими одноклассниками, на данную работу у вас есть 7 минут.

Представляют свои ответы.



П: осуществлять анализ.

К: контролировать действия партнёра.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

8.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Наглядный

(демонстрация)

Словесный (беседа).


Практический (практическая работа).

Организует просмотр закрепляющего видеофрагмента.

Внимательно просмотрите видео фрагмент, а он вам поможет в выполнении следующих упражнений.

Организует проверку выполненных заданий.

Сейчас мы с вами выполним еще одно задание из листа историка

Ваша задача заключается в следующем: ответить вопрос, выбрав один из двух вариантов ответа «да» - «+» , «нет» - «-».

Тест.

1.В 1721 году Пётр І принял звание короля, и Россию стали называть королевством.

2. Пётр І – это первый русский император.

3. Пётр І был человеком высокого роста, был физически сильным.

4. Пётр І учился всю жизнь разным наукам и ремёслам.

5. Пётр І был ленивым человеком: долго спал, не любил трудиться.

6. При Петре І была создана новая армия и флот.

7. Корабли русского флота строились за границей.

8. Пётр І указал начинать год 1 сентября, а не 1 января.

9. При Петре І был открыт первый русский музей.

10. В 1703 году в устье реки Невы Пётр І основал город Санкт-Петербург.

- Какие пункты в этом задании вызвали у вас затруднение?

- Этот пункт вы будете изучать на следующих уроках.

Теперь выполняем следующее упражнение







































- 10


К: владеть диалогической формой речи.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа).

– Справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока?

Задачи урока

• Выяснить, как Петр прославил Россию.

• Выяснить, кто был первым императором.

• Что сделал первый император для своей страны.


Самой большой гордостью Петра был его флот. Я предлагаю вам отправиться вслед за великим царём, оценив результат своей деятельность на уроке с помощью разноцветных кораблей по следующим критериям:

• Активно участвовал в работе на всех этапах урока – зелёный корабль.

• Не на всех этапах работах урока был активным – красный корабль.

• Был активен редко- жёлтый корабль.

У нас получился самый настоящий Петровский флот!

– Дома я предлагаю вам перечитать информацию о Петре І в нашем учебнике на с.26-32.

- Я надеюсь, что после этого урока вы еще больше будете гордиться своим Отечеством, русскими людьми, сделавшими Россию Великой державой.





К: владеть диалогической формой речи.

Способность к самооценке.








Приложение 1

1) В каком веке возникло Древнерусское государство?

  • В IX (9)

  • В X(10)

  • В XI (11)

2) Назовите имя первого князя Древнерусского государства.

  • Олег

  • Рюрик

  • Игорь

3) Как прозвали князя Олега?

  • Мудрый

  • Вещий

  • Мономах

4) За что древляне убили князя Игоря?

  • За жестокость

  • За глупость

  • За жадность

5) Кто стал управлять Древнерусским государством после смерти Игоря?

  • Его жена княгиня Ольга

  • Сын Игоря Святослав

  • Ярослав Мудрый

6) В чём заслуга князя Святослава?

  • Строил храмы

  • Расширил границы государства

  • Принял христианство

7) Какое важное событие произошло в 988 году во времена правления князя Владимира?

  • Война с кочевниками

  • Принятие Христианства

8) Какой город стал центром русских земель в XIV (14) веке?

  • Киев

  • Москва

  • Новгород

9) Кто был первым русским царём?

  • Ярослав Мудрый

  • Владимир Мономах

  • Иван IV Грозный


1) В каком веке возникло Древнерусское государство?

  • В IX (9)

  • В X(10)

  • В XI (11)

2) Назовите имя первого князя Древнерусского государства.

  • Олег

  • Рюрик

  • Игорь

3) Как прозвали князя Олега?

  • Мудрый

  • Вещий

  • Мономах

4) За что древляне убили князя Игоря?

  • За жестокость

  • За глупость

  • За жадность

5) Кто стал управлять Древнерусским государством после смерти Игоря?

  • Его жена княгиня Ольга

  • Сын Игоря Святослав

  • Ярослав Мудрый

6) В чём заслуга князя Святослава?

  • Строил храмы

  • Расширил границы государства

  • Принял христианство

7) Какое важное событие произошло в 988 году во времена правления князя Владимира?

  • Война с кочевниками

  • Принятие Христианства

8) Какой город стал центром русских земель в XIV (14) веке?

  • Киев

  • Москва

  • Новгород

9) Кто был первым русским царём?

  • Ярослав Мудрый

  • Владимир Мономах

  • Иван IV Грозный


1) В каком веке возникло Древнерусское государство?

  • В IX (9)

  • В X(10)

  • В XI (11)

2) Назовите имя первого князя Древнерусского государства.

  • Олег

  • Рюрик

  • Игорь

3) Как прозвали князя Олега?

  • Мудрый

  • Вещий

  • Мономах

4) За что древляне убили князя Игоря?

  • За жестокость

  • За глупость

  • За жадность

5) Кто стал управлять Древнерусским государством после смерти Игоря?

  • Его жена княгиня Ольга

  • Сын Игоря Святослав

  • Ярослав Мудрый

6) В чём заслуга князя Святослава?

  • Строил храмы

  • Расширил границы государства

  • Принял христианство

7) Какое важное событие произошло в 988 году во времена правления князя Владимира?

  • Война с кочевниками

  • Принятие Христианства

8) Какой город стал центром русских земель в XIV (14) веке?

  • Киев

  • Москва

  • Новгород

9) Кто был первым русским царём?

  • Ярослав Мудрый

  • Владимир Мономах

  • Иван IV Грозный



Приложение 2


Фамилия, имя

______________________

1 вариант

1. В каком возрасте Пётр был провозглашён царём?

  • в 4 года

  • в 8 лет

  • в 10 лет

2. Какой особый титул принял Пётр I?

  • князь

  • император

  • король

  • царь

3. В каком году Россия стала империей?

  • 1721 г.

  • 1725 г.

  • 1723 г.

4. Преобразования Петра касались:

  • военных реформ и создания флота

  • военных реформ, изменения в быту, достижений в культуре, науке, в деятельности государственных учреждений

  • работы государственных учреждений

5. Петр ездил в Голландию и Англию, чтобы…

  • путешествовать

  • познакомиться с королями этих стран

  • учиться мореходному делу

  • воевать с этими странами

Фамилия, имя

______________________

2 вариант

1. В каком возрасте Пётр был провозглашён царём?

  • в 34 года

  • в 10 лет

  • в 20 лет

2. Кто был первым императором России?

  • Рюрик

  • Владимир Мономах

  • Иван IV Грозный

  • Петр I

3. В какой стране учился плотницкому делу Пётр I?

  • Германия

  • Австрия

  • Голландия

4. Преобразования Петра касались:

  • военных реформ и создания флота

  • работы государственных учреждений

  • военных реформ, изменения в быту, достижений в культуре, науке, в деятельности государственных учреждений

5. Что создал Пётр I в России?

  • морской флот

  • первый паровоз

  • первый корабль






















Приложение 3

1 группа.

1.Опишите внешность Петра І.

Пётр І имел рост 2 м 4 см, был силён – руками ломал подковы, сгибал серебряные тарелки. Пётр ходил так стремительно и столь широким шагами, что спутник едва поспевали за ним бегом. Неутомимый, волевой, он хотел всё узнать и постичь все науки. Пётр І учился всю жизнь. Хорошо знал математику, географию, военное дело, навигацию. Знал немецкий, голландский, отчасти английский и французский языки.

2.Приведите примеры того, что император был образованным человеком.

Ознакомиться с текстом статьи в рубрике «Этот удивительный мир» на с. 27.

3.На примере описания рабочего дня Петра І докажите, что он был «вечным работником».

По воспоминаниям современников, день складывался так:

Поднимался Пётр очень рано - в 3-4 утра. Прогуливался по комнате, обдумывая планы на предстоящий день. Затем до завтрака занимался бумагами. В 6 утра, легко позавтракав, выезжал из дома. Обедал обычно в 11-12 часов. До обеда царь выпивал рюмку анисовой водки, а перед каждым новым блюдом - квас, пиво или красное вино. Традиционный обед состоял из густых кислых щей, каши, студня, готового поросенка в сметане, холодного жаркого с солеными огурцами или солеными лимонами, ветчины и лимбугского сыра. После обеда Петр надевал халат и спал два часа. К 16.00 приказывал подавать к докладу срочные бумаги на подпись. Затем занимался любимым делом - столярничал, работал на токарном станке... Спать царь ложился не позднее 22 - 23.00 и без ужина.

4.Где и чему учился император Пётр І?

В 1697 году царь снарядил «Великое посольство» в Европу и сам присоединился к нему, но назвался другим именем - Пётр Михайлов.

В Пруссии он обучался артиллерийскому делу и получил аттестат огнестрельного мастера.

В Голландии в городе Амстердам Пётр поступает работником на Ост-Индскую верфь, чтобы изучить кораблестроение. Там он получил звание корабельного плотника.

Во время пребывания в Европе царь осматривал библиотеки, фабрики, слушал лекции в университетах.

Пётр І был членом французской академии. За всю жизнь Пётр І освоил 15 ремесленных специальностей. При участии дворцовых мастеров он освоил столярное, оружейное, часовое, типографское ремёсла.























Группа 2


1. Что побудило Петра І учиться судовождению? Почему, по мнению Петра І, России нужен сильный флот?

Однажды юный Пётр І обнаружил в амбаре своего деда небольшую двухвесельную шлюпку с парусом и рулём на корме. Она была вовсе не похожа на лодки, которые строились в России. Она называлась ботиком и предназначалась для плавания в море. Любопытный царь заставил отремонтировать для него этот ботик и спустил его в реку Яузу. Так стал с тех пор Пётр І учиться судовождению. А ботик назвал «Дедушкой русского флота». Именно дедов ботик заставил Петра І заняться кораблестроением и создать в России свой флот.

Ознакомиться со статьёй «Создание русского флота» на с. 27-28.

2. Где учился сам Пётр І строить корабли?

В голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: "Эй, плотник Питер, иди сюда!", он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Пётр Михайлов - на самом деле русский царь Пётр I, отправившийся в заграничное путешествие. За умения, несвойственные знатным людям, Петра I прозвали царём-работником.

Строительство первого русского корабля «Орёл» велось под руководством инженера из Голландии Бутлера. Перед спуском корабля инженер обратился с вопросом о цвете флага, который нужно водрузить на корабле. На «Орле» подняли бело-сине-красный флаг с нашитым на нём двуглавым золотым орлом. Под этим флагом Пётр І ходил на ботике. Этот же флаг развевался и на кораблях русского флота. Много лет прошло с тех пор, но сохранилась традиция поднимать флаг на корабле.

Царь сам следил за постройкой судов, нередко и сам брался за топор, ведь корабельное дело он знал до тонкостей. 20 октября 1699 года создан Флот России. Пётр I стал отцом российского флота. За короткий срок Россия обзавелась первоклассными военными судами, оснащёнными десятками орудий. Пётр I утвердил флаг для своего флота: белый стяг с голубым крестом Святого Андрея. Он получил название Андреевский. И в настоящее время остаётся знаменем военно-морского флота. Леса для постройки флота были найдены царем в Воронежской губернии.

3. Где в России строили суда для речного и военно-морского флота?

В 1696 году Боярская дума вынесла решение: «Морским судам быть…». Первый речной флот был создан в Воронеже. При строительстве флота Пётр опирался на иностранных специалистов. На Азовском и Балтийском морях строился военно-морской флот.

Фрега́т «Штанда́рт» — первый корабль Балтийского флота, был построен по указу Петра I в 1703 году. В 1708 году был спущен на воду первый корабль, а уже через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным в Европе: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 85 галер и множество мелких судов

4. Какой флаг у флота Петра I?

Царь сам следил за постройкой судов, нередко и сам брался за топор, ведь корабельное дело он знал до тонкостей. 20 октября 1699 года создан Флот России. Пётр I стал отцом российского флота. За короткий срок Россия обзавелась первоклассными военными судами, оснащёнными десятками орудий. Пётр I утвердил флаг для своего флота: белый стяг с голубым крестом Святого Андрея. Он получил название Андреевский. И в настоящее время остаётся знаменем военно-морского флота. Леса для постройки флота были найдены царем в Воронежской губернии.

Ознакомиться со статьёй «Картинная галерея» на с. 28-29.



Группа 3


1. Какие крупные реформы провёл Пётр І за время своего правления?

Расскажите о реформах Петра І в области культуры и образования.

«За время своего царствования Пётр І провёл крупные реформы.

В результате административной реформы страна была разделена на 8 губерний, которыми руководили губернаторы.

Провёл реформу налоговой системы: ввёл подушную подать, что усилило крепостную зависимость крестьян от помещиков.

Пётр І создал регулярную армию, поэтому была введена обязательная военная служба дворян.

Пётр І провёл реформы в области культуры и образования.

Издавались буквари, учебные карты и пособия.

Стала выходить первая русская печатная газета – «Ведомости».

В 1724 году была основана Петербургская Академия наук с гимназией и университетом при ней.

Были открыты медико-хирургическая, инженерные и артиллерийские школы, Морская академия.

Для учёбы и освоения наук талантливые молодые юноши отправлялись на учёбу за границу.»

2. Какие перемены внёс Пётр І в жизнь русских людей после возвращения из-за границы?

После возвращения из-за границы Пётр І русских людей ждали большие перемены.

Пётр І велел всем мужчинам стричь бороды.

Только после получения образования дворянин мог жениться.

Пётр І повелел дворянам по утрам пить кофе.

Нормой стало ношение коротких кафтанов без длинных рукавов.

3. Каким изменением в календарь, внесённым Петром І, мы пользуемся и сейчас?

В 1700 году в России был введён новый календарь: началом года стали считать 1 января, а не 1 сентября, как раньше. Летоисчисление стали вести от Рождества Христова.

Именно Пётр І велел устанавливать ёлки. Но в то время их устанавливали не в домах, а на улицах, заборах и крышах.

4. Как возник первый русский музей?

Путешествуя по Англии и Голландии Пётр І увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!», что означает «удивительно». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и первого российского естественно-научного музея – Кунсткамеры. В 1718 г. началось строительство здания Кунсткамеры, предназначенного для хранения и показа редкостей. Более ста лет они служили исследователям в области археологии, анатомии и медицины. В первые годы в коллекции были живые экспонаты – монстры, карлики, великаны, которые жили при музее. Посетители всегда охотно осматривали коллекцию. И в настоящее время интерес к ней велик.












Рассказ о Петре I


После Смутного времени царский трон занял Алексей Михайлович Романов. Появление на свет Петра І было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звёздам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Пётр, что он из всех детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. В ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на тёмном небе ярко засияла большая звезда. В этот момент вторая жена Алексея Михайловича – Наталья Кирилловна, родила ему сына. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо сам Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром. Петр – имя древнее, греческое по происхождению, в переводе на русский язык означает «камень». Царь и царица очень радовались рождению сына. Он был крепкого здоровья, рос быстро не по годам. В 6 месяцев уже начал ходить. Когда царевичу исполнилось 4 года, умер отец- царь Алексей Михайлович. Началась борьба за царский престол. В 1682 году Петр стал русским царем. Ему в это время было 10 лет .А управляла Россией его старшая сестра- Софья.

  По заведенному обычаю до 7 лет Петр воспитывался среди женщин. Одни его кормили, другие – одевали, третьи с ним гуляли. Покои царевича заполнялись игрушками. Среди них были лук и стрелы, пушки и барабаны, музыкальные инструменты. Для игр к Петру приставляли сверстников из детей бояр.

К 5 годам в детской маленького царевича не было других игрушек, кроме военных. И теперь в мастерскую Оружейной палаты то и дело приносили на починку прорванные барабаны, сломанные луки и потешные пистолеты.

У его хором была устроена площадка, на которой стояли потешный шатер и изба, окруженные рогатками. Здесь из потешных пушек царевич стрелял пареной репой.

Когда царевичу исполнилось 7 лет, по русской традиции дальше его воспитанием занимались мужчины. Первым учителем был скромный и знающий Никита Зотов. Обучался Петр по персональному букварю, который заказал его отец лучшему писцу.

Петру исполнилось 10 лет. В Преображенском на берегу реки Яузы царевич построил потешный городок. Это была крепость с башнями, окопами, бастионами, которую он назвал Пресбург. В крепости были жилые помещения для Петра и потешных солдат, амбары для хранения пушек и оружия. В сарае своего деда Петр однажды нашел небольшой ботик-(двухвесельную шлюпку.) Петра шлюпка заинтересовала и на Переяславском озере была сооружена целая флотилия для игры. С этой флотилии началась история русского флота. Очень увлекало Петра военное дело. Детские забавы со временем переросли в серьезное увлечение. Из-за смерти отца Петр в годы обучения не получил тех знаний, которые обычно имели царевичи. Его образование было скромным.

  Пётр был царём России. К этому времени Петр возмужал. Высокого роста, огромной физической силы. От своей матери Натальи Кирилловны, он перенял живой характер, неукротимую энергию. Физической силой выделялся из своего окружения. Он мог свернуть в трубку серебряную тарелку, на лету разрезать ножом кусок сукна. Не получив хорошего образования, Пётр постоянно учился. Учился у всех, кто мог его заинтересовать. За свою жизнь он освоил 15 специальностей. Современники поражались подвижности царя. Он никогда не сидел на месте, постоянно находился в движении. За свою жизнь он объехал всю страну, часто бывал за рубежом.

Пётр был честный и искренний человек, строгий к себе, справедливый и доброжелательный к другим. Быт Петра отличался простотой, он часто не обращал внимания на свою одежду, мог ходить в стоптанных башмаках или залатанном кафтане. В Петербурге он строил себе небольшие дворцы западноевропейского типа. Не было у царя и многочисленной прислуги. Он ограничивался 10 -12 молодыми дворянами.



Конспект учебного занятия

по окружающему миру

в 3 «А» классе

Тема: «Российская империя. Петр I Великий»

Студентки 403 группы

Ковтун Марии













Школа: школа № 218





Новосибирск, 2021



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!