Этап урока | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Приветствие, проверка подготовленности к уроку, Заранее на столе раскладываются листы самооценки и раздаточный материал. | – Здравствуйте, ребята! У вас на столах лежат листы самооценки. В ходе урока вы будете оценивать себя, выставляя баллы. Вывешивается ребус. (слайд 1) (Проценты) Итак, тема нашего урока «Проценты».( слайд 2) | Знакомятся с листами самооценки и критериями, настраиваются на работу Разгадав ребус, определяют тему . Записывают в тетради число, классная работа и тему урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | На экране: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» (Д. Пойа) (Слайд3) Вы обязательно захотите решать задачи на проценты после того, как ответите мне на вопрос: – Где в повседневной жизни вы встречали проценты? | Учащиеся размышляют над высказыванием, приводят примеры из жизни, где сталкивались с процентами. Ставят цель урока. Записывают дату в тетрадь. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
3. Актуализация знаний | Организует повторение правил перевода процентов в десятичную дробь, повторение основных типов задач на проценты, устный счет. | Опрос: – Дайте математическое определение процента. (Процентом – называется 1/100 часть. 1% = 1/100) – Чему равна вся величина? (т.к. 1% = 1/100, то вся величина равна 100%) –Как перевести десятичную дробь в проценты? – Как перевести проценты в десятичную дробь? ( Слайд4) Устный счет (Слайд5): Найти 1% от 200 Найти 10% от 56000 Найти 5% от 300 Число 5000 увеличили на 100%. Сколько стало? Число 26000 уменьшили на 50%. Сколько стало? Сколько было, если после увеличения на 100% стало 240 ? Сколько было, если после увеличения на 50% стало 150? Лови ошибку(Слайд6): 5%=0,5 0,02=2% 33%=0,33 275=0,275% 100=0,1% 1%=100 0,1%=10 По 1 баллу за каждый правильный ответ. | Формулируют правила, отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
4. Применение, знаний и умений в на практике, их закрепление | Организация и контроль за процессом решения задач. | – Ребята, вспомните, какие типы задач на проценты мы знаем? (слайд 7) Задача № 763 из учебника у доски. Карточка№1(задание из ОГЭ): Плата за телефон составляет 220 рублей в месяц. В следующем году она увеличится на 10%. Сколько рублей придётся платить ежемесячно за телефон в следующем году? Карточка№2(задание из ОГЭ): Спортивный магазин проводит акцию. Любая футболка стоит 400рублей. при покупке двух футболок скидка на вторую футболку 40%. Сколько рублей придется заплатить за покупку двкх футболок в период действия акции? Карточка№3(задание из ОГЭ): Банк начисляет на счет 12 % годовых. Вкладчик положил на счет 1200 рублей. Сколько рублей будет на этом счёте через год, если никаких операций, кроме начисления процентов, со счётом проводиться не будет? Сейчас мы разделимся на 3 группы по рядам. Выберите капитана своей группы. Билет1(задание из ОГЭ): Стоимость проезда в электричке составляет 132 рубля. Школьникам представляется скидка 50%. Сколько рублей будет стоить проезд для 2 взрослых и 16 школьников? (2балла) Билет2(задание из ОГЭ): Товар на распродаже уценили на 15% при этом он стал стоить 680 руб. сколько рублей стоил товар до распродажи? (2балла) Билет3(задание из ОГЭ) : В начале учебного года в школе было 1250 учащихся, а к концу года их стало 950. На сколько процентов уменьшилось за год число учащихся? (2балла) | К доске выходит ученик и решает с объяснением задачу, класс работает в тетрадях, 3 ученика получают задания на индивидуальных карточках Капитаны подходят к учительскому столу и тянут билет с задачей на один из видов задач на проценты. Капитан проверяет правильность решения в своей группе, затем назначает учащегося, который записывает решение на доске. Две другие группы проверяют правильность решения. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Из - за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно, Встали прямо, ноги вместе, Поворот кругом, на месте. Хлопнем пару раз в ладошки. И потопаем немножко. | Ученики за учителем повторяют движения. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | Регулятивные: - умение соотносить свои действия с действиями учителя; Личностные: - умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал |
6. Закрепление полученных знаний | Организует проверку знаний с помощью теста | (Слайд 8) Закончите предложение: «Один процент – это…» (« Процентом называется…»). Запишите в виде десятичной дроби 32% (25%). Запишите в процентах десятичную дробь 0,25 (0,32). Сколько процентов число 1 составляет от числа 5 ( 5 от 20)? Как называется один процент центнера ( 1% от тонны)? Найдите 25% от 8 км ( 20% от 15 км). Найдите 15% от 25 руб. (30% от 50руб.) В коробке 13 красных и 37 синих карандашей. Сколько % от всех карандашей составляют синие (красные) карандаши? На экран выводятся ответы, по которым происходит взаимопроверка. Ответы( Слайд9): 1. « …. сотая часть числа. » 2. 0,32 ( 0,25 ) 3. 25% (32%) 4. 20% ( 25%) 5. килограмм (10 килограммов ) 6. 2 км ( 3 км ) 7. 3,75 руб. ( 15 руб.) 8. 26% ( 74% ) за каждый верный ответ -1 балл | Ученики выполняют тест, меняются работами с соседом по парте проверяют и выставляют баллы | Регулятивные Личностные Коммуникативные |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Подводит итоги работы групп и класса в целом. Выставляет оценки. | Учащиеся сдают карточки самооценки, предварительно высчитав процент верных ответов, выставив оценку. Ребята, понравился ли вам урок? Было ли вам на нем интересно? Достигнута ли цель, которую мы поставили в начале урока? Возьмите свои магнитики и прикрепите на мишень в выбранную вами область (висит на доске). | Учащиеся сдают карточки самооценивания. Крепят свои магнитики на мишень. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
8. Домашнее задание | Дает домашнее задание по уровню сложности. (комментарии по определению вида задач) | Базовый уровень: № 719, 729 Продвинутый уровень: № 731, 736 | Учащиеся записывают в дневники задание. | |