СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Проценты", 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Проценты", 5 класс»

Составитель: М.В. Зоренко – учитель математики МБОУ -СОШ №15 им. М.В. Гордеева г.Орла.

Технологическая карта урока

Оценивание технологической карты:



Предмет-математика


Класс-5


Авторы УМК: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.


Тема урока: Решение задач на проценты


Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная







Цель: совершенствование практических навыков решения задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач.









Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

Ресурсы: компьютер, проектор, учебник, дополнительная информация по теме урока, раздаточный материал, наглядные пособия.



Планируемые результаты:

предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты

личностные: умение работать в парах, вести диалог, аргументировать свою точку зрения, осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности



Этап урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности к уроку,

Заранее на столе раскладываются листы самооценки и раздаточный материал.


 Здравствуйте, ребята! У вас на столах лежат листы самооценки. В ходе урока вы будете оценивать себя, выставляя баллы.

Вывешивается ребус.

(слайд 1)


(Проценты)

Итак, тема нашего урока «Проценты».( слайд 2)


Знакомятся с листами самооценки и критериями, настраиваются на работу

Разгадав ребус, определяют тему .


Записывают в тетради число, классная работа и тему урока.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

На экране: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» (Д. Пойа)

(Слайд3)

Вы обязательно захотите решать задачи на проценты после того, как ответите мне на вопрос:

– Где в повседневной жизни вы встречали проценты?


Учащиеся размышляют над высказыванием, приводят примеры из жизни, где сталкивались с процентами.

Ставят цель урока.

Записывают дату в тетрадь.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.


3. Актуализация знаний

Организует повторение правил перевода процентов в десятичную дробь, повторение основных типов задач на проценты, устный счет.

Опрос:

– Дайте математическое определение процента. (Процентом – называется 1/100 часть. 1% = 1/100)   

– Чему равна вся величина?    (т.к. 1% = 1/100, то вся величина равна 100%)  

–Как перевести десятичную дробь в проценты?

– Как перевести проценты в десятичную дробь?

( Слайд4)

Устный счет (Слайд5):

  • Найти 1% от 200

  • Найти 10% от 56000

  • Найти 5% от 300

  • Число 5000 увеличили на 100%. Сколько стало?

  • Число 26000 уменьшили на 50%. Сколько стало?

  • Сколько было, если после увеличения на 100% стало 240 ?

  • Сколько было, если после увеличения на 50% стало 150?

Лови ошибку(Слайд6):

5%=0,5 0,02=2% 33%=0,33 275=0,275% 100=0,1% 1%=100 0,1%=10

По 1 баллу за каждый правильный ответ.


Формулируют правила, отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала.

4. Применение, знаний и умений в на практике, их закрепление















Организация и контроль за процессом решения задач.



– Ребята, вспомните, какие типы задач на проценты мы знаем? (слайд 7)


Задача № 763 из учебника у доски.


Карточка№1(задание из ОГЭ): Плата за телефон составляет 220 рублей в месяц. В следующем году она увеличится на 10%. Сколько рублей придётся платить ежемесячно за телефон в следующем
году?

Карточка№2(задание из ОГЭ): Спортивный магазин проводит акцию. Любая футболка стоит 400рублей. при покупке двух футболок скидка на вторую футболку 40%. Сколько рублей придется заплатить за покупку двкх футболок в период действия акции?

Карточка№3(задание из ОГЭ): Банк начисляет на счет 12 % годовых. Вкладчик положил на счет 1200 рублей. Сколько рублей будет на этом счёте через год, если никаких операций, кроме начисления процентов, со счётом проводиться не будет?


Сейчас мы разделимся на 3 группы по рядам. Выберите капитана своей группы.

Билет1(задание из ОГЭ): Стоимость проезда в электричке составляет 132 рубля. Школьникам представляется скидка 50%. Сколько рублей будет стоить проезд для 2 взрослых и 16 школьников? (2балла)

Билет2(задание из ОГЭ): Товар на распродаже уценили на 15% при этом он стал стоить 680 руб. сколько рублей стоил товар до распродажи? (2балла)

Билет3(задание из ОГЭ) : В начале учебного года в школе было 1250 учащихся, а к концу года их стало 950. На сколько процентов уменьшилось за год число учащихся? (2балла)


К доске выходит ученик и решает с объяснением задачу, класс работает в тетрадях, 3 ученика получают задания на индивидуальных карточках

































Капитаны подходят к учительскому столу и тянут билет с задачей на один из видов задач на проценты.


Капитан проверяет правильность решения в своей группе, затем назначает учащегося, который записывает решение на доске. Две другие группы проверяют правильность решения.


Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.


Ученики за учителем повторяют движения.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Регулятивные:

- умение соотносить свои действия с действиями учителя;


Личностные:

- умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал


6. Закрепление полученных знаний

Организует проверку знаний с помощью теста

(Слайд 8)

  1. Закончите предложение: «Один процент – это…» (« Процентом называется…»).

  2. Запишите в виде десятичной дроби 32% (25%).

  3. Запишите в процентах десятичную дробь 0,25 (0,32).

  4. Сколько процентов число 1 составляет от числа 5 ( 5 от 20)?

  5. Как называется один процент центнера ( 1% от тонны)?

  6. Найдите 25% от 8 км ( 20% от 15 км).

  7. Найдите 15% от 25 руб. (30% от 50руб.)

  8. В коробке 13 красных и 37 синих карандашей. Сколько % от всех карандашей составляют синие (красные) карандаши?



На экран выводятся ответы, по которым происходит взаимопроверка.

Ответы( Слайд9): 

1. « …. сотая часть числа. »

2. 0,32 ( 0,25 )

3. 25% (32%)

4. 20% ( 25%)

5. килограмм (10 килограммов )

6. 2 км ( 3 км )

7. 3,75 руб. ( 15 руб.)

8. 26% ( 74% )

за каждый верный ответ -1 балл




Ученики выполняют тест, меняются работами с соседом по парте проверяют и выставляют баллы


Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Выставляет оценки.

Учащиеся сдают карточки самооценки, предварительно высчитав процент верных ответов, выставив оценку.

Ребята, понравился ли вам урок? Было ли вам на нем интересно? Достигнута ли цель, которую мы поставили в начале урока? Возьмите свои магнитики и прикрепите на мишень в выбранную вами область (висит на доске).


Учащиеся сдают карточки самооценивания.

Крепят свои магнитики на мишень.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке


8. Домашнее задание

Дает домашнее задание по уровню сложности.

(комментарии по определению вида задач)


Базовый уровень: № 719, 729

Продвинутый уровень: № 731, 736


Учащиеся записывают в дневники задание.