СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Решение задач на проценты"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Решение задач на проценты", математика 6 класс. Цель урока: Создание условий для повторения, обобщения и систематизации знаний по теме «Задачи на проценты» и формирования УУД при решения задач на проценты

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Решение задач на проценты"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


по теме Решение задач на проценты

учитель Ситдикова Елена Владимировна

место работы МБОУ СОШ № 5 имени атамана М.И. Платова

должность учитель математики

предмет математика

класс 6

тема и номер урока в теме Отношения и проценты, урок № 12

базовый учебник Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.]; под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2019;


Цель урока: Создание условий для повторения, обобщения и систематизации знаний по теме «Задачи на проценты» и формирования УУД при решения задач на проценты

Планируемые результаты:

метапредметные: умение выпoлнять действия в соответствии с имеющимся алгоритмом; применять приёмы самоконтроля и взаимоконтроля, соотносить условия задачи с имеющимися моделями и выбирать нужную модель для решения поставленной задачи;

предметные: умение выражать проценты десятичной дробью, заменять десятичную дробь процентами, решать задачи на нахождение процента от величины и величины по ее проценту, выражать отношение двух величин в процентах;

личностные: умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли, контролировать процесс и результат своей деятельности, адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности и деятельности других учеников.

Формируемые УУД:

личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование готовности к сотрудничеству, взаимопомощи, формирование адекватной позитивной самооценки;

регулятивные: способность к самоорганизации и постановке цели, умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений), умение адекватно воспринимать оценку своей деятельности (сравнение результатов самооценки с отметкой учителя), готовность к преодолению трудностей в обучении;

познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, выбор наиболее эффективных способов решения.

Тип урока: урок обобщения и построения системы знаний

Технологии обучения: технология сотрудничества, технология критического мышления, здоровье сберегающая технология

Формы работы: обучающихся фронтальная, групповая работа с гексами, работа в парах, индивидуальная самостоятельная работа.

Техническое оборудование и наглядные средства обучения: учебник, мел, доска, раздаточный материал (гексы), карточки самооценивания, карточки с заданием для самостоятельной работы.


Структура урока


Этап урока

Учебная задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создание благоприятного психологического настроя на работу

Приветствует, осуществляетпроверку готовности к учебному занятию, организует внимания детей.


Включаются в деловой ритм урока.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация к учению

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Организует повторение основных типов задач на проценты и приемов устного счета.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные: структурирование собственных знаний

Коммуникативные: организация и планирование учебное сотрудничества с одноклассниками

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: оценка усвоения материала

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей и задач урока

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимости темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

Регулятивные: целеполагание

Личностные: самоопределение

4. Физпауза

Смена деятельности

Обеспечивает смену деятельности, эмоциональную разгрузку учащихся.

Выполняют упражнения и готовятся продолжить работу.


5. Этап осмысления и закрепления знаний

Создание условий для осознания разнообразия задач на проценты, и практического применения алгоритмов при решении реальных жизненных задач

Организует и контролирует процесс решения задач.

Работают над поставленными задачами, записывают решения в тетрадь.

Познавательные: формирование интереса к данной теме

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Личностные: формирование готовности к самообразованию

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Качественная оценка работы класса и отдельных обучаемых

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Анализируют свою работу, устно формулируют свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. Выполняют индивидуальные задания. на карточках и сдают учителю.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

Личностные: формирование позитивной самооценки

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Количественная оценка работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Сдают карточки самооценивания.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Записывают в дневники задание.




Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап


Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания (Приложение2) и« Что я умею» (Приложение3). Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

2. Актуализация знаний

Давайте вспомним основные задачи на проценты:


Работа с гексами (Приложение1)

Задание группе 1:

Задание: Составить гексы из шестиугольников поставив в соответствие десятичным дробям проценты, заполнив пустые шестиугольники.



Задание группе 2:

Задание: Найдите 20% от 250. Составьте гекс, сгруппировав хаотично расположенные шестиугольники в алгоритм решения задачи, отложив лишние.

Задание группе3:

Задание: Найдите 5% от 125. Составьте гекс, сгруппировав хаотично расположенные шестиугольники в алгоритм решения задачи, заполнив и отложив лишние.

Задание группе 4:

Задание: Найдите сколько процентов составляет 150 от 600? Составьте гекс, сгруппировав хаотично расположенные шестиугольники в алгоритм решения задачи, заполнив пропуски в шестиугольниках.

Задание группе5:

Задание: Составить гексы из шестиугольников поставив в соответствие десятичные дроби процентами, заполнив пустые шестиугольники.

Работа ведется в группах. Каждая группа распределяет обязанности и заполняет свой гекс. По окончании защищают свою работу. Затем группы обмениваются ими и стараются собрать гекс другой группы.

Учащиеся оценивают свою работу

(результаты фиксируют в листе самооценки).

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Загадка:

«Одной я сотою зовусь,

В расчетах вам всем пригожусь.

Но лишь три буковки убрать,

Могу я денежкою стать».


Рассмотрим следующую задачу:

На педсовете подводят итоги рубежных контрольных работ. В 5а 18 учеников, из них 9 получили за контрольную работу пятерки и четверки, а в 5б -20 учеников, из них 8 получили за контрольную работу пятерки и четверки. Как выяснить какой класс лучше написал работу?

Можем ли мы сразу дать ответ?

Что нужно знать, ответить на вопрос задачи?

- Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.


Как вы думаете: какова тема нашего урока?

В жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Приведите примеры, где мы встречаемся с этим понятием?


Трудно назвать область, где бы ни использовались проценты: строительстве, торговле, пищевой промышленности, в бухгалтерии,в банковской сфереи т.д.


Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии, физике, биологии. А также при сдаче экзамена ЕГЭ.

- Какова цель нашего урока?

Учащиеся отгадывают загадку (Процент);

Отвечают на вопросы;


Формулируют тему (Решение задач на проценты) и цель урока:- (Обобщить знания по теме «Проценты» и суметь применить их при решении реальных жизненных задач).


Записывают дату, тему в тетрадь

4. Физпауза

5. Физкультминутка

Давайте немного отдохнем. Встанте около своих парт.

Если ответ да: руки вверх, если нет – вниз.

Дважды два четыре;

Семью восемь сорок восемь;

Трижды девять двадцать семь;

Пятью девять сорок девять;

Пятью пять двадцать пять

И садимся мы опять

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

5. Этап осмысление и закрепление знаний

Сегодня мы будем решать задачи, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

Например:

1. Для продавца или покупателя.

Ученики в парах вычисляют скидку на заранее определенный товар, и стоимость покупки.

Товар:скидка на данный товар:

Шуба - 38 500 рублей 14 %

Сапоги – 7 800 рублей 10%

Шапка - 2 200 рублей 8 %

Сп. костюм - 3 200 руб.,11 %

Кроссовки – 1 850 руб. 5 %









2. Для агронома.

В яблоневом саду собрали 180кг яблок антоновки, что составило 45 % всего урожая. Сколько всего килограммов яблок собрали в саду?


3. Задача для классного руководителя

В классе 28 учеников. 12 учеников посещают спортивные секции, 9 учеников посещают различные кружки.

Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?


4. Для бухгалтера.

Ставка сотрудника – 13 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 60 %

Доплата на транспорт 10%

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?

Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач в тетрадях. По окончании работы объясняют решение и оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

Ответ к задаче 1)


Скидка на Сумма к

товар оплате

(руб.) (руб.)

Шуба 5390; 33110

Сапоги 780; 7020

Шапка 176 2024

Сп.костюм 352; 2848

Кроссовки 92,5; 1757,5


Следующие задачи учащиеся оформляют решение в тетрадях. Один ученик решает у доски. По окончании работы оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.



Ответ к задаче 2)

400 кг яблок





Ответ к задаче 3)

12+9=21 ученик посещает секции и кружки

21: 28=0,75

0,75=75% учеников посещает секции и кружки




Ответ к задаче 4)

Заработная плата сотрудника 22 950 р,

Премия 10 327,5 рублей,

Общая сумма 33 277,5 рублей,

Налог 326,08 рублей,

Сумма, которую получит сотрудник

28 951,42 рубля.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Наш урок подходит к концу.

Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?




А теперь небольшая самостоятельная работа. У каждого из вас на столе лежит карточка с заданием, которое вы после выполнения сдадите мне.

Учащиеся сравнивают полученные результаты с правильными ответами и анализируют свою работу, формулируют свои затруднения.


Учащиеся выполняют задания. Решение записывают на карточках и сдают учителю.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни.

Давайте определим чему же каждый из вас научился.


Заполните карточки «Что я умею?», посчитайте баллы на карточках самооценивания и сдайте мне.

Выставляются оценки за работу на уроке.

Учащиеся сдают карточки самооценивания и рефлексии.


8. Информация о домашнем задании

Домашнее задание:

Стр. 143, № 7, № 8, № 9


Учащиеся записывают домашние задание, знакомятся с ним, задают вопросы.



Приложение 1

Гексы

Задание группе 1:












Задание: Составить гексы из шестиугольников поставив в соответствие десятичным дробям проценты, заполнив пустые шестиугольники.


З адание группе 2:










Задание: Найдите 20% от 250. Составьте гекс, сгруппировав хаотично расположенные шестиугольники в алгоритм решения задачи, отложив лишние.


Задание группе3:









Задание: Найдите 5% от 125. Составьте гекс, сгруппировав хаотично расположенные шестиугольники в алгоритм решения задачи, заполнив и отложив лишние.


З адание группе 4:








Задание: Найдите сколько процентов составляет 150 от 600? Составьте гекс, сгруппировав хаотично расположенные шестиугольники в алгоритм решения задачи, заполнив пропуски в шестиугольниках.


З адание группе5:












Задание: Составить гексы из шестиугольников поставив в соответствие десятичные дроби процентами, заполнив пустые шестиугольники.

Приложение 2

Карточка самооценивания.

Ф. И. _______________________________________________

Система оценивания:


"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.


зад.

Задание

Оценка

1

Гексы


2

Продавец – покупатель


3

Агроном


4

Классный руководитель


5

Бухгалтер


Итого

Ваша оценка за урок



Если у вас:

5- 4,5 «+» - ставим оценку «5»;

4- 3,5 «+» - «4»;

3- 2,5 «+» - «3».

Приложение 3


Карточка «Что я умею?» (Рефлексия)


Ф. И. _______________________________________________

Ф.И.

 

Утверждение

да

нет

не уверен

п/п

В начале урока

В конце урока

В начале урока

В конце урока

1

Я умею заменять процент десятичной дробью

 

 

 

 

 

2

Я умею заменять десятичную дробь процентом

 

 

 

 

 

3

Я знаю алгоритм нахождения процента от числа

 

 

 

 

 

4

Я знаю алгоритм нахождения числа по значению его процентов

 

 

 

 

 

5

Я умею находить сколько процентов одно число составляет от другого






Приложение 4

Вариант 1







Вариант 2







Вариант 3

2.







Вариант 4

2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!