ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по теме Решение задач на проценты
учитель Ситдикова Елена Владимировна
место работы МБОУ СОШ № 5 имени атамана М.И. Платова
должность учитель математики
предмет математика
класс 6
тема и номер урока в теме Отношения и проценты, урок № 12
базовый учебник Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.]; под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2019;
Цель урока: Создание условий для повторения, обобщения и систематизации знаний по теме «Задачи на проценты» и формирования УУД при решения задач на проценты
Планируемые результаты:
− метапредметные: умение выпoлнять действия в соответствии с имеющимся алгоритмом; применять приёмы самоконтроля и взаимоконтроля, соотносить условия задачи с имеющимися моделями и выбирать нужную модель для решения поставленной задачи;
− предметные: умение выражать проценты десятичной дробью, заменять десятичную дробь процентами, решать задачи на нахождение процента от величины и величины по ее проценту, выражать отношение двух величин в процентах;
− личностные: умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли, контролировать процесс и результат своей деятельности, адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности и деятельности других учеников.
Формируемые УУД:
− личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование готовности к сотрудничеству, взаимопомощи, формирование адекватной позитивной самооценки;
− регулятивные: способность к самоорганизации и постановке цели, умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений), умение адекватно воспринимать оценку своей деятельности (сравнение результатов самооценки с отметкой учителя), готовность к преодолению трудностей в обучении;
− познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, выбор наиболее эффективных способов решения.
Тип урока: урок обобщения и построения системы знаний
Технологии обучения: технология сотрудничества, технология критического мышления, здоровье сберегающая технология
Формы работы: обучающихся фронтальная, групповая работа с гексами, работа в парах, индивидуальная самостоятельная работа.
Техническое оборудование и наглядные средства обучения: учебник, мел, доска, раздаточный материал (гексы), карточки самооценивания, карточки с заданием для самостоятельной работы.
Структура урока
Этап урока | Учебная задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создание благоприятного психологического настроя на работу | Приветствует, осуществляетпроверку готовности к учебному занятию, организует внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация к учению |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий | Организует повторение основных типов задач на проценты и приемов устного счета. | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные: структурирование собственных знаний Коммуникативные: организация и планирование учебное сотрудничества с одноклассниками Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: оценка усвоения материала |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей и задач урока | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимости темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса Регулятивные: целеполагание Личностные: самоопределение |
4. Физпауза | Смена деятельности | Обеспечивает смену деятельности, эмоциональную разгрузку учащихся. | Выполняют упражнения и готовятся продолжить работу. | |
5. Этап осмысления и закрепления знаний | Создание условий для осознания разнообразия задач на проценты, и практического применения алгоритмов при решении реальных жизненных задач | Организует и контролирует процесс решения задач. | Работают над поставленными задачами, записывают решения в тетрадь. | Познавательные: формирование интереса к данной теме Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата Личностные: формирование готовности к самообразованию |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Качественная оценка работы класса и отдельных обучаемых | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Анализируют свою работу, устно формулируют свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. Выполняют индивидуальные задания. на карточках и сдают учителю. | Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Личностные: формирование позитивной самооценки |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Количественная оценка работы учащихся | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Сдают карточки самооценивания. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Записывают в дневники задание. | |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания (Приложение2) и« Что я умею» (Приложение3). Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. | Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания |
2. Актуализация знаний | Давайте вспомним основные задачи на проценты: Работа с гексами (Приложение1) Задание группе 1: Задание: Составить гексы из шестиугольников поставив в соответствие десятичным дробям проценты, заполнив пустые шестиугольники. Задание группе 2: Задание: Найдите 20% от 250. Составьте гекс, сгруппировав хаотично расположенные шестиугольники в алгоритм решения задачи, отложив лишние. Задание группе3: Задание: Найдите 5% от 125. Составьте гекс, сгруппировав хаотично расположенные шестиугольники в алгоритм решения задачи, заполнив и отложив лишние. Задание группе 4: Задание: Найдите сколько процентов составляет 150 от 600? Составьте гекс, сгруппировав хаотично расположенные шестиугольники в алгоритм решения задачи, заполнив пропуски в шестиугольниках. Задание группе5: Задание: Составить гексы из шестиугольников поставив в соответствие десятичные дроби процентами, заполнив пустые шестиугольники. | Работа ведется в группах. Каждая группа распределяет обязанности и заполняет свой гекс. По окончании защищают свою работу. Затем группы обмениваются ими и стараются собрать гекс другой группы. Учащиеся оценивают свою работу (результаты фиксируют в листе самооценки). |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Загадка: «Одной я сотою зовусь, В расчетах вам всем пригожусь. Но лишь три буковки убрать, Могу я денежкою стать». Рассмотрим следующую задачу: На педсовете подводят итоги рубежных контрольных работ. В 5а 18 учеников, из них 9 получили за контрольную работу пятерки и четверки, а в 5б -20 учеников, из них 8 получили за контрольную работу пятерки и четверки. Как выяснить какой класс лучше написал работу? Можем ли мы сразу дать ответ? Что нужно знать, ответить на вопрос задачи? - Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен. Как вы думаете: какова тема нашего урока? В жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Приведите примеры, где мы встречаемся с этим понятием? Трудно назвать область, где бы ни использовались проценты: строительстве, торговле, пищевой промышленности, в бухгалтерии,в банковской сфереи т.д. Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии, физике, биологии. А также при сдаче экзамена ЕГЭ. - Какова цель нашего урока? | Учащиеся отгадывают загадку (Процент); Отвечают на вопросы; Формулируют тему (Решение задач на проценты) и цель урока:- (Обобщить знания по теме «Проценты» и суметь применить их при решении реальных жизненных задач). Записывают дату, тему в тетрадь |
4. Физпауза | 5. Физкультминутка Давайте немного отдохнем. Встанте около своих парт. Если ответ да: руки вверх, если нет – вниз. Дважды два четыре; Семью восемь сорок восемь; Трижды девять двадцать семь; Пятью девять сорок девять; Пятью пять двадцать пять И садимся мы опять | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. |
5. Этап осмысление и закрепление знаний | Сегодня мы будем решать задачи, которые очень часто нам приходится решать в жизни. Например: 1. Для продавца или покупателя. Ученики в парах вычисляют скидку на заранее определенный товар, и стоимость покупки. Товар:скидка на данный товар: Шуба - 38 500 рублей 14 % Сапоги – 7 800 рублей 10% Шапка - 2 200 рублей 8 % Сп. костюм - 3 200 руб.,11 % Кроссовки – 1 850 руб. 5 % 2. Для агронома. В яблоневом саду собрали 180кг яблок антоновки, что составило 45 % всего урожая. Сколько всего килограммов яблок собрали в саду? 3. Задача для классного руководителя В классе 28 учеников. 12 учеников посещают спортивные секции, 9 учеников посещают различные кружки. Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки? 4. Для бухгалтера. Ставка сотрудника – 13 500 рублей. Доплата за совмещение обязанностей – 60 % Доплата на транспорт 10% Какова заработная плата сотрудника? Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник? | Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач в тетрадях. По окончании работы объясняют решение и оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. Ответ к задаче 1) Скидка на Сумма к товар оплате (руб.) (руб.) Шуба 5390; 33110 Сапоги 780; 7020 Шапка 176 2024 Сп.костюм 352; 2848 Кроссовки 92,5; 1757,5 Следующие задачи учащиеся оформляют решение в тетрадях. Один ученик решает у доски. По окончании работы оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. Ответ к задаче 2) 400 кг яблок Ответ к задаче 3) 12+9=21 ученик посещает секции и кружки 21: 28=0,75 0,75=75% учеников посещает секции и кружки Ответ к задаче 4) Заработная плата сотрудника 22 950 р, Премия 10 327,5 рублей, Общая сумма 33 277,5 рублей, Налог 326,08 рублей, Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля. |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? А теперь небольшая самостоятельная работа. У каждого из вас на столе лежит карточка с заданием, которое вы после выполнения сдадите мне. | Учащиеся сравнивают полученные результаты с правильными ответами и анализируют свою работу, формулируют свои затруднения. Учащиеся выполняют задания. Решение записывают на карточках и сдают учителю. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Давайте определим чему же каждый из вас научился. Заполните карточки «Что я умею?», посчитайте баллы на карточках самооценивания и сдайте мне. Выставляются оценки за работу на уроке. | Учащиеся сдают карточки самооценивания и рефлексии. |
8. Информация о домашнем задании | Домашнее задание: Стр. 143, № 7, № 8, № 9 | Учащиеся записывают домашние задание, знакомятся с ним, задают вопросы. |
Приложение 1
Гексы
Задание группе 1:
Задание: Составить гексы из шестиугольников поставив в соответствие десятичным дробям проценты, заполнив пустые шестиугольники.
З адание группе 2:
Задание: Найдите 20% от 250. Составьте гекс, сгруппировав хаотично расположенные шестиугольники в алгоритм решения задачи, отложив лишние.
Задание группе3:
Задание: Найдите 5% от 125. Составьте гекс, сгруппировав хаотично расположенные шестиугольники в алгоритм решения задачи, заполнив и отложив лишние.
З адание группе 4:
Задание: Найдите сколько процентов составляет 150 от 600? Составьте гекс, сгруппировав хаотично расположенные шестиугольники в алгоритм решения задачи, заполнив пропуски в шестиугольниках.
З адание группе5:
Задание: Составить гексы из шестиугольников поставив в соответствие десятичные дроби процентами, заполнив пустые шестиугольники.
Приложение 2
Карточка самооценивания.
Ф. И. _______________________________________________
Система оценивания:
"+" - справился с задачей без затруднений,
"±" - справился с задачей, но возникали сложности,
"-" - не справился с задачей.
№ зад. | Задание | Оценка |
1 | Гексы | |
2 | Продавец – покупатель | |
3 | Агроном | |
4 | Классный руководитель | |
5 | Бухгалтер | |
Итого | Ваша оценка за урок | |
Если у вас:
5- 4,5 «+» - ставим оценку «5»;
4- 3,5 «+» - «4»;
3- 2,5 «+» - «3».
Приложение 3
Карточка «Что я умею?» (Рефлексия)
Ф. И. _______________________________________________
Ф.И. | Утверждение | да | нет | не уверен |
№ п/п | В начале урока | В конце урока | В начале урока | В конце урока |
1 | Я умею заменять процент десятичной дробью | | | | | |
2 | Я умею заменять десятичную дробь процентом | | | | | |
3 | Я знаю алгоритм нахождения процента от числа | | | | | |
4 | Я знаю алгоритм нахождения числа по значению его процентов | | | | | |
5 | Я умею находить сколько процентов одно число составляет от другого | | | | | |
Приложение 4
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
2.
Вариант 4
2.