СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики в 5 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Решение задач на проценты.

 

Цели деятельности учителя

- Создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты»;

- Способствовать развитию творческой активности учащихся;

- Повысить познавательный интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики в 5 классе»



Технологическая карта урока математики в 5 классе


Тема урока: Решение задач на проценты.


Цели
деятельности
учителя

- Создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты»;

- Способствовать развитию творческой активности учащихся;

- Повысить познавательный интерес к предмету.

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты, применять проценты в нестандартных ситуациях.

Метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

методы и формы
обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

Мерзляк А.Г, Полонский В.Б, Якир М.С. Математика 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф» 2018г

Оборудование

Доска, карточки с заданиями, карточки для рефлексии и самооценивания.
















Структура урока


Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации
взаимодействия на уроке

Формируемые умения (универсальные
учебные действия)

Промежу- точный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Орг. этап

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся на работу


Организация внимания детей.  

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть для себя что-то новое.

У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их.

В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

«+» - справился с задачей без затруднений,

«+» - справился с задачей, но возникали сложности,

«-» не справился с задачей.

Включаются в деловой ритм урока, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету,

понимают его важность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.










1

2

3

4

5

6

7

II. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится,

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога тачто сам искал,

Вовек не позабудется.

Николай Рыленков.


Устный счет:

0,17 1,05 0,7 0,25 0,003


41% 38% 40% 79% 132%

Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями.

Давайте вспомним основные задачи на проценты.

а) как найти процент от числа;

Найдите: 48% от 250

Решение: 48% = 0,48

250 0,48 =120

б) как найти по проценту целую величину;

Найдите: число, 8% которого равны 12.

Решение: 8% = 0,08

12 : 0,08 =150.

в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.

Сколько процентов составляет 150 от 600?

Решение: 150 : 600 100% = 25%.

Повторим эти правила в общем виде:

А % от В А % это С В от С в %

В ∙ 0,01А С : 0,01А (В : С) ∙ 100%


Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы

Фронтальная.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, Познавательные: упорядочение собственных знаний.

Регулятивные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Устные ответы



















1

2

3

4

5

6

7

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Рассмотрим следующую задачу:

Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а классе 9 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б -11, но в 5а- 15 учеников, а в 5б -20 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится?

- Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.

- Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?

Отвечают на поставленный вопрос (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе)

Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ОГЭ

Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли учителя; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику.

Тема нашего урока: Решение задач на проценты.

Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

Учащиеся предлагают свои решения, формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока

Фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.










.

1

2

3

4

5

6

7

IV.Применение знаний и умений в новой ситуации

Показать разнообразие задач на проценты, решаемые в реальной жизни

Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

1. Учитель. 1 ряд

1) В классе 28 учеников, 15 из них учатся на “4” и “5”.

Какой % учащихся закончили четверть на“4” и “5”?

2) 12 учеников посещают спортивные секции,

16 учеников посещают различные кружки.

Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки? Ответ округлите до десятых.

2. Продавец - покупатель. 2 ряд

Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.

Товар: скидка на данный товар:

Шуба - 38 500 рублей 14 %

Сапоги – 7 800 рублей 10%

Шапка - 2 200 рублей 8 %

Спортивный костюм - 3 200 рублей 11 %

Кроссовки – 1 850 рублей. 5 %

3. Бухгалтер – сотрудник фирмы. 3 ряд

Ставка сотрудника – 13 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 60 %

Доплата на транспорт 10%

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?




Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, защищают решение и оценивают результат своей деятельности на листах оценивания

Парная

Познавательные: формирование интереса к данной теме

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.















Письменная работа

V. Контроль усвоения знаний

Организует самостоятельную работу

Сейчас Вам предстоит решить предложенную задачу самостоятельно.

Вариант 1: В июне завод выпустил 800 приборов. В августе производительность снизилась на 15%, а в сентябре – ещё на 10%. Сколько приборов завод выпустил в сентябре?

Вариант 2: В июне 1 килограмм абрикосов стоил 160 рублей. В июле цена снизилась на 30%, а в августе ещё на 15%. Сколько рублей стоил 1 килограмм абрикосов после снижения цены в августе?

Выполняют самостоятельную работу в тетрадях, сверяют решения с доской и оценивают свою работу

Индивидуальная

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Письменная работа

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа

– Вот и подошёл к концу наш урок.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:


сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

меня удивило…

урок дал мне для жизни…


Собираются карточки самооценивания.





Отвечают

на вопросы, обосновывают своё мнение, сдают карточки самооценивания

Фронтальная

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке

Устные ответы

VII. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания домашнего задания

Решите следующую задачу:

Выясните у своих родителей совокупный доход семьи и рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расходов.

Статья расхода

Процент

от заработанной суммы

Оплата расходов на содержание квартиры

8

Плата за детский сад за 1 ребенка

6

Покупка продуктов

23

Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.)

23


В копилку

40

Ответьте на вопрос:

Сможет ли ваша семья съездить по путевке на юг и через сколько месяцев, потратив на это деньги из копилки, если зарплату родителям поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу - 60 000 рублей.


Учащиеся получают карточки с заданием