СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: Проценты.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен с  использованием элементов технологии критического мышления. Технология развития критического мышления является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: Проценты.»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

МОУ КАЛЕНОВСКАЯ СОШ










Методическая разработка урока по математике




Преподаватель: Перевалова Т.И.
















Преподаватель

Перевалова Татьяна Ивановна

Дата проведения


Предмет

Математика

Класс

5

Тема урока

Проценты

Номер учебного занятия по КТП


Вид занятия

Урок

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель урока:



Образовательная

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности по теме: «Проценты»

Развивающая

Создать условия для развития практических умений и навыков, умений анализировать, делать выводы, обобщать, выделять главное, сравнивать, формирования у обучающихся способностей к рефлексии, фиксирования собственных затруднений в деятельности, выявление их причин.

Воспитательная

Создать условия для воспитание культуры общения, ответственности, требовательности к себе и другим, познавательных интересов, умений наблюдать и мыслить, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, мотивов труда.




Планируемые результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные



- умение строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики (устные и письменные), понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, выполнять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

- стремление к критичности мышления, распознаванию логически некорректного высказывания, различению гипотезы и факта;

-стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;

-способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем; -овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.


-умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

-овладения практически значимыми математическими умениями и навыками, их применением к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:

-выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления;

- усвоение понятия проценты, их обозначение;


- сформированность первоначальных представлений о математике как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

-способности наблюдать, сопоставлять факты, выполнять аналитико-синтетическую

деятельность, умение выдвигать гипотезы при решении учебно-познавательных задач, понимать необходимость их проверки, обоснования;

- умения выстраивать цепочку несложных доказательных рассуждений, опираясь на

изученные понятия и их свойства;

-способности разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

- понимания необходимости применять приемы самоконтроля при решении математических задач;

-стремления продуктивно организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- сформированность основы учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

- способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей

жизни (простейшие ситуации);


Педагогичес

кие технологии

Методы обучения

Образовательные ресурсы

Формы организации работы

Технология критического мышления

.

Словесный, практический, репродуктивный, демонстрационный, проблемный, рефлексии,

взаимодействие, контроля, самоконтроля, метод контрольных вопросов.

Литература

1.Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2018.

2.Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2017.

3.Математика. 5-6 классы: методическое пособие для учителя / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015.

4. Образовательные ресурсы Интернета - Математика. http://www.alleng.ru/edu/math.htm

Фронтальная, индивидуальная, групповая,


Структурная часть урока

Цель

Методы

Формы

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Орг. момент

Целевая установка урока.

Словесные методы.

Фронтальная.

1.Приветствует.

2.Проверяет присутствующих.

3.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

4.Организует внимательность.

5. Проверят домашнее задание.


1.Приветствуют.

2.Доклад дежурного.

3.Готовятся к уроку.

4.Слушают.

5. Отвечают на вопросы.



Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Коммуникативные: планирование учебного доброжелательного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Этап всесторонней проверки знаний опорных знаний и умений.


(стадия вызова)


Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Репродуктивный.

  Методы формирования познавательного интереса.

Ситуационный метод.

Устный опрос.





Метод демонстраций, иллюстраций.



Групповая, индивидуальная.

1.Активизирует познавательную деятельность учащихся через построение словесной и символьной математической модели.

2. Устный счет.

Как называется 1/100 часть рубля? А 1/100 часть метра?

Решение задач

  1. Мама дала Пете 100 рублей для оплаты счета сотового телефона, сказав, что 10% от суммы он может забрать себе. Сколько рублей Петя может забрать себе?

  1. Стадия вызова.

Исторические сведения о процентах и их обозначении. (Приложение 1)

3. Задание Верите ли ВЫ? (Приложение 2)

Легкий вопрос.

1.

А где вы встречали символ %?

2.Как вы считаете, какая будет тема урока, и что мы будем делать на уроке?


3.Совместно с обучающимися формулирует тему урока, определяет цели урока и план.








1.Считают, отвечают, корректируют ответы других учащихся.

2.Обсуждают, анализируют, делают выводы.




















3. Отвечают на вопросы.






4.Формулируют тему и задачи урока.

4.Планируют свою деятельность в соответствии с целями и содержанием урока.


Закрепляют знания о сотых частях.

Вспоминают название дробей ½, 1/3, ¼.

Высказывают гипотезу о том, что 1/100 – это процент.


Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Регулятивные:

Оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено)

III. Этап изучения нового материала(стадия осмысления)

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Метод контрольных вопросов. Взаимодействие: обучающийся – педагог - обучающийся.


Групповая, индивидуальная.

1.Задает вопросы.

Проводит инструктаж по использованию приема (INSERT). (Приложение 3).

2.Работа по цепочке. (Приложение 3)

3.Контролирует выполнение заданий.

4. Уточняющие вопросы:

№ 864, 865, 866.

1.Отвечают на вопросы. Вспоминают, слушают.

2.Анализируют. Составляют план достижения цели и определяют средства.

3.Индивидуально заполняют таблицу.

4. Делают выводы.

5.Самоконтроль выполнения задания.

6. Обсуждают в парах и сверяют предположения с новыми, полученными знаниями. 7.Взаимопроверка задания.

Правило нахождения процентов





Коммуникативные:

Индивидуальное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные:

- читать и извлекать нужную информацию;

- умение работать с текстом;

- представлять информацию в виде таблиц;

- анализировать, сравнивать новые знания с полученными ранее;

- систематизировать информацию;

- умение точно и полно излагать свои мысли.


IV. Этап закрепле

ния

пройденно

го материала.


Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Методы контроля, самоконтроля. Практический метод

Фронта

льная.


1.Организует физкультминутку (Приложение 4).

2. Контролирует соблюдение правил санитарии, гигиены.

3.Организует выполнение заданий № № 867 по изученному алгоритму.

4.Организует индивидуальную проверку знаний учащихся.

5.Консультирует по устранению возможных ошибок, оказывает помощь при затруднениях при выполнении задания.

6. Устный опрос. (Приложение 5)







1. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

2.Слушают.

3.Записывают.

4.Выполняют задание, используя полученные знания на уроке.

5. Анализируют, обобщают, оценивают.

6. Самоконтроль выполнения задания.

7. Проверяют выполненное задание с шаблоном.






Закрепляют правило нахождения процентов.


Познавательные: умение сконструировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения уравнений, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные:

Управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Умение оформлять свою мысль в учебной речи, грамотно формулировать высказывания.

Регулятивные:

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

V. Этап подведения итогов.

Анализ и оценка достижения целей.

Методы рефлексии.

Взаимодействие обучающийся –обучающийся.

Индивидуальная, групповая

1.Подводит итоги урока.

2.Анализирует работу учащихся. Рейтинговая таблица. (Приложение 6).

3.Д/З. Творческое задание:

сочинить сказку,

придумать задачу,

нарисовать плакат или

рисунок по теме

сегодняшнего урока

«Проценты». № 869, 870


4. Организует рефлексию:

Незаконченное предложение.

. (Приложение 7).

Выполняют рефлексию «Незаконченное предложение»

Анализ учебной деятельности на уроке

Познавательные: Анализировать и обобщать, строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне, применять алгоритм, полученный на уроке к решению уравнений.

Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.

Регулятивные:

самооценка результатов деятельности, анализ своего уровня знаний по теме.


Приложение 1



Проценты

Происходит от лат. per cent — на сотню— одна сотая доля. сеntо «за сто, на сотню» — выражение коммерческого языка. В популярной литературе возникновение этого термина связывается с внедрением в Европе десятичной системы счисления в XV в. Но идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же величинах, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян. Ряд задач клинописных табличек посвящен исчислению процентов, однако вавилонские ростовщики считали не «со ста», а «с шестидесяти». Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню.

В Древнем Риме, задолго до существования десятичной системы счисления, вычисления производились с помощью дробей, знаменатели которых не были кратны 10 или 100. Чтобы не избавляться от остатка при делении на 10 римляне стали использовать проценты. Например, Октавиан Август взимал налог в размере 1/100 на товары, реализуемые на аукционе, это было известно как Centesima Rerum Venalium (Латынь. Процент с продажи). Вычисление с помощью множителей было похоже на вычисление процентов. При деноминации валюты в средние века, вычисления с знаменателем 100 стали более привычными, а с конца 15-го века до начала 16-го века, данный метод расчета стал повсеместно использоваться, судя по содержанию изученных материалов, содержащих арифметические вычисления. Во многих из этих материалов, данный метод применялся для расчета прибыли и убытка, процентных ставок, а также в правиле трех. В 17 веке данная форма вычислений стала стандартом для представления процентных ставок в сотых долях.

По-видимому, процент возник в Европе вместе с ростовщичеством. Есть мнение, что понятие процент ввел бельгийский ученый Симон Стевин. В 1584 г. он опубликовал таблицы процентов. Употребление термина «процент» в России начинается в конце XVIII в. Долгое время под процентами понималось исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике.

В России понятие процент впервые ввел Петр I. Но считается, что подобные вычисления начали применяться в Смутное время, как результат первой в мировой истории привязки чеканных монет 1 к 100, когда рубль сначала состоял из 10 гривенников, а позже из 100 копеек.

Интересно происхождение обозначения процента. В 1685 году в Париже была издана книга «Руководство по коммерческой арифметике» Матье де ла Порта. В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначали «cto» (сокращённо от cento). Однако наборщик принял это «cto» за дробь и напечатал «%». Так из-за опечатки этот знак вошёл в обиход.

По материалам свободной энциклопедии Википедии.

Приложение 2




Верите ли вы, что…

До

После

1.

В Древнем Риме, задолго до существования десятичной системы счисления, вычисления производились с помощью дробей, знаменатели которых не были кратны 10 или 100. Чтобы не избавляться от остатка при делении на 10 римляне стали использовать проценты.



2.

Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. При этом они говорили: «на каждые 100 сестринцев долга заплатишь 16 сестринцев лихвы»



3.

В России подобные вычисления начали применяться в Смутное время, как результат первой в мировой истории привязки чеканных монет 1 к 100, когда рубль сначала состоял из 10 гривенников, а позже из 100 копеек.



4.

В России понятие процент впервые ввел Петр I.



5.

Долгое время под процентами понималось исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей.



6.

Обозначение процента возникло в результате типографской опечатки.



7.

Товар на 10% вздорожал, потом на 10% подешевел. Верно ли что цена товара не изменилась?





Приложение 2


Читают п.№47 учебника и делают пометки на полях.

«v» - известная информация.

«+» - новая информация.

«?» - непонятная информация.

« -» - информация, идущая в разрез с имеющимися представлениями и знаниями.

2.Обсуждение текста в парах и заполнение таблицы.



V

«галочка»

_

Знак «минус»

+

Знак «плюс»

?

«вопр.

Знак»










Приложение 3

Работая "по цепочке", учащиеся заполняют свободные ячейки в таблице.

Дробь

½




2/5




1/50

Десятичная дробь


0,25


0,2



0,1



Проценты



75%



60%


5%



Дробь

½

¼

¾

1/5

2/5

3/5

1/10

1/20

1/50

Десятичная дробь

0,5

0,25

0,75

0,2

0,4

0,6

0,1

0,05

0,02

Проценты

50%

25%

75%

20%

40%

60%

10%

5%

2%




Приложение 4

Гимнастика для глаз


 1.Вверх-вниз, влево - вправо.   Двигать глазами  вверх-вниз, влево - вправо.  Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.

 2.Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

 3.Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого  верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

 4.Покорчим «рожи». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Пальчиковая гимнастика

 1.Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладони дети имитируют движение волн.

Приложение 5



Устный опрос


1. Простой вопрос:

- Как найти процент?

2.Практический вопрос

Вычислите устно. № 271

3.Объясняющий вопрос.

Для чего нужно знать проценты?

4.Уточняющий вопрос.

Как нужно находить процент от числа?

Как нужно находить число по его проценту.




Приложение 6




РЕЙТИНГОВАЯ ТАБЛИЦА


Ф И О

Устно

Тест

Решение уравнений

Практическая работа













Приложение 7



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!