СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "Трудные времена на русской земле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме: "Трудные времена на русской земле"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Трудные времена на русской земле"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 4 «А».

Тема урока: «Трудные времена на русской земле».

Тип урока «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Трудные времена на русской земле».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление о разделении русской земли в трудные времена; представление о трудных временах в Древней Руси;

  2. Формировать умения называть основные моменты в нашествии монголо-татар, Невском и Ледовом побоище, о роле в истории Руси Александра.

Предметные:

  1. У учащихся будет сформировано представление о разделении русской земли в трудные времена; представление о трудных временах в Древней Руси;

  2. У учащихся будет сформировано умение называть основные моменты в нашествии монголо-татар, Невском и Ледовом побоище, о роле в истории Руси Александра.

Развивающие:

  1. Формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самооценку деятельности.





  1. Формировать умение выделять существенную информацию, осуществлять анализ, проводить сравнение и устанавливать причинно-следственные связи.




3.Формировать умение владеть диалогической формой речи, и контролировать действия партнёра.

Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научаться:

  • осуществлять волевую саморегуляцию;

  • принимать и сохранять учебную задачу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

  • осуществлять самооценку деятельности.

Познавательные:

Учащиеся научаться:

  • осуществлять поиск необходимой информации;

  • осуществлять анализ;

  • проводить сравнение.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные:

Учащиеся научаться:

  • владеть диалогической речью;

  • слушать и понимать речь других.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • контролировать действия партнёра.

Воспитательная:

1.Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2. Формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.







































ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя


Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Словесный

(беседа).


Приветствие.

-Здравствуйте, меня зовут Мария Алексеевна, и сегодня урок окружающего мира, проведу у вас я.

Проверяет готовность к уроку.

Мне хотелось бы начать наш урок с крылатого выражения «Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее». Помня об этих словах, давайте проверим, как мы изучили страницы истории Древней Руси.

Приветствуют учителя.





Проверяют готовность.

Выражают свое мнение





Р: осуществлять волевую саморегуляцию.





2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный (беседа).


- Сегодня мы с вами продолжим путешествие в прошлое России.

-Вспомните, какова была тема нашего прошлого урока?

-Давайте узнаем, как же вы помните эту тему, для этого выполним тест:

А для начала мы с вами решим не большой тест. (Приложение 1)

У вас на столах у каждого лежат тесты, в них 6 вопросов. На каждый вопрос есть только один правильный ответ. На выполнение теста у вас 2-3 минуты. Начинаем работать.

- А теперь проверим, как вы усвоили прошлую тему.

Обменяйтесь тестами с соседом по парте.

Критерии отметки:

6 – «5»

5-4 – «4»

3 – «3»






--«Из книжной сокровищницы Древней Руси»


Решают тест.









Работают индивидуально



Взаимопроверка


П: осуществлять анализ.

К: владеть диалогической формой речи.


3.Выявление места и причины затруднения.

Словесный

(беседа).


Наглядный (демонстрация).


Подведение к теме урока.

Для начала прослушайте стихотворение:

«Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!»


Это стихотворение “Русь” написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин.


Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям?


А когда враг нападал, то для людей и земли русской какие наступали времена?

Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? Озвучьте тему нашего урока.





























Высказывают мнение.






-Трудные, тяжелые времена.

-Да, тема урока «Трудные времена на русской земле»




П: осуществлять анализ.


Р: принимать и сохранять учебную задачу.




П: построение речевого высказывания


Р: целеполагание





П: построение речевого высказывания


















Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Словесный

(беседа).


Итак, ребята, сформулируйте цели нашего урока:

-узнать…

-познакомиться…

-научиться…

Желаю вам достичь сегодня успехов в достижении целей!

(ставят цели на урок)



Р: планировать действия в соответствии с поставленной задачей.


Р: целеполагание


5. Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа).


Наглядный (демонстрация)


Словесный (рассказ).



На предыдущих уроках вы познакомились с историей Древней Руси, с крещением Руси, с такими крупными городами как Киев, Новгород. Расширялись территории, строились новые города. Русь расцветала.


Но не все было так гладко. Наше путешествие по истории России продолжается, и сегодня мы окажемся в 13 веке, в котором наступили трудные времена для русского народа. В 13 веке наша Русь-Матушка подверглась множеством нападений со стороны врагов. Территории были разграблены, постройки разрушены, сожжены. Тем более, в это время была феодальная раздробленность, и Русь разбилась на самостоятельные княжества, независимые друг от друга.

Первое нападение было со стороны монголо-татар. Это были степные кочевники, у которых не было постоянного места, где бы они жили. Проживали и кормили свои семьи они за счет того, что, грабили, охотились, но для этого нужно было прилагать усилия. Тогда решили они нападать на большие и богатые территории, чтобы запугать народ и собирать дань.


Как вы думаете, а что такое дань?


Верно. Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.


Дань платили князья и весь народ для того, чтобы монголо-татары оставили в покое их княжество. В 1237 году на Русь нападают монголо-татары, во главе которых стоит Хан Батый.


Слушание и анализ теста.















































-Это сбор налогов с захваченных народов











К: владеть диалогической формой речи.



П: осуществлять поиск.


П: проводить сравнение.



П: устанавливать причинно-следственную связь..



П: осуществлять анализ.

Р: осуществлять контроль.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Словесный (рассказ).


Наглядный (демонстрация)


Словесный (рассказ).


Наглядный (демонстрация)

Словесный (рассказ).


Словесный (беседа).


Практический (упражнение).


Открываем учебник на странице 59 и читаем по цепочке. По ходу текста рассмотрите карту на странице 6 и установите путь, по которому двигались монголо-татары и очередность взятых городов.


Теперь, давайте ответим на вопросы.

1)В каком году на Русь обрушились тяжелые испытания?

2)Какой город первый потерпел поражение?

3)Какой второй город был захвачен? В каком году?


4)Почему захватчики вели себя так жестоко?

5)Какой следующий город попал под осаду? Удалось ли им захватить город?




6) Какой город еще пострадал? В каком году?


Скажите, а почему Хан Батый пошел именно таким путем? Почему он не пошел, например, в Тверь?


А в какой город не пошел Хан Батый?

Почему?


Оказывается, на дворе была весна, и все дороги были размыты, а сил у монгольской армии уже и так не было, и они решили сократить путь.


Что же в итоге добились монголо-татары своим многолетним походом?




-Все верно, с этого момента Русь попала в зависимость от монголо-татар до 1480 года.

Последствия монголо-татарского нашествия на Русь

Итоги нашествия были очень тяжелыми. Это описано даже в древнерусской литературе. Прежде всего нашествие татаро-монголов привело к почти полному уничтожению городов – из 75 существовавших на тот момент полностью разрушено было 45, то есть, больше половины. Население сильно сократилось, особенно прослойка ремесленников, что замедлило развитие Руси. Следствием этого стала экономическая отсталость.

Южная и юго-западная части Руси были отчуждены, а деление оставшейся территории продолжилось – борьба за власть поддерживалась монголами, которые были заинтересованы в разобщении княжеств.


Хорошо, но это еще не все беды, которые обрушились на русские земли. В 1240 году на Русь обрушились Шведы, чтобы завоевать русские территории, считая, что после нашествия Хана Батыя княжества не смогут дать достойный отпор. Как мы помним, полчище Хана Батыя не пошло в какой город?

Физминутка.

Верно, а шведы, не учли этого и напали именно на Новгород, где успешный отпор дал им новгородский князь Александр. Битва проходила на реке Неве, поэтому князя так и прозвали - Александр Невский. Шведы были застигнуты врасплох и разбиты наголову в 15 июля 1240 года. Спустя 2 года, т.е в 1242 году на нас нападают немецкие рыцари-крестоносцы.

(Крестоносцы - участники крестовых походов, для борьбы против «неверных». Под «неверными» обычно понимались мусульмане, захватившие ещё в VII веке «святую землю» — Палестину со священным городом трёх религий (христианство, ислам, иудаизм) Иерусалимом, нашивавшие на плащ или доспехи крест, откуда и название. Это не только рыцари - в крестовых походах участвовали и горожане и крестьяне и даже дети. Но главной ударной силой были именно представители военно-служилого сословия. Помимо религиозного фанатизма были у рыцарей-крестоносцев и другие мотивы. Во-первых, густонаселенная Европа уже была поделена, поэтому многие шли в поход за новыми владениями. На завоеванных территориях основывались новые королевства. Во-вторых, далеко не все рыцари были богачами, у многих кроме коня, меча и доспехов не было ничего. Участие в крестовом походе давало возможность заработать на грабеже и трофеях. В-третьих для знатных и богатых сеньоров участие в этом мероприятии - способ повышения авторитета и влияния среди равных им. Другая причина - заручиться поддержкой церкви, которая значила в те времена очень много. Наконец, крестовые походы - отличная возможность избавиться от дробления владений, а именно - если у феодала несколько сыновей, после его смерти феод должен быть разделен между ними. А так - младшие сыновья отправляются в крестовый поход, где либо гибнут, либо добывают свой надел.) В истории нашего Отечества эта битва называлась Ледовым побоищем.


У немецких рыцарей была своя стратегия ведения боя, они вставали клином. И внедрялись в ряды противника. Битва началась 5 апреля 1242 года. О том, как это происходило, мы узнаем, прочитав текст на странице 63. Читаем по цепочке.


Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1) Как Александр расположил Русскую армию?



2) О чем не подумали немецкие рыцари, нападая на нас?



3) Чем закончилась битва?


Верно, русская армия загнала противников на озеро, где из-за климатических условий был уже не такой прочный лед, противники потонули под тяжестью своих доспехов. Нам удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины.

Описание Александра как военного деятеля

Военная деятельность

Биография Александра Невского знаменательна большим количеством побед. Так, в июле 1240 года состоялась знаменитая Невская битва, когда Александр напал на шведов на Неве и победил. Именно после этой битвы князь получил почетное прозвище «Невский».

Когда же ливонцы взяли Псков, Тёсов, подобрались к Новгороду, Александр снова разбил врагов. После этого напал на ливонцев (немецких рыцарей) 5 апреля 1242 года и тоже одержал победу (знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере).

После смерти отца в 1247 году Александру в правление достался Киев и «Вся земля Русская». Киев на то время был разорен татарами, и Невский решил остаться жить в Новгороде.

Князь на протяжении 6 лет отражал нападения врагов. Затем он уехал из Новгорода во Владимир и стал княжить там. В то же время войны с западными соседями продолжились. В военных походах князю помогали его сыновья – Василий и Дмитрий.

(Просмотр видео)

(читают по цепочке, работают с учебником)











-В конце 1237 года.



-Рязань.


-Владимир, его осадили и сожгли в феврале 1238 года.

-Потому что хотели подчинить себе русский народ.

-Козельск, но монголам не удалось его захватить, потому что жители города упорно защищали свою землю.

-В 1240 году пострадал и город Киев.




-Потому что эти города были наиболее развитыми и богатыми на ресурсы.

-В Новгород.

(высказывают мнение)










-Они добились разорения всех городов, в которых побывали, а также добились зависимости русских городов, которые захватили.

















































-Новгород.


(слушают учителя









Ответы учеников










(работают с учебником, читают по цепочке)











































































-Клином, как и враги, но расположил в центре бойцов, а по краям – конницу.


-Они носили тяжелые доспехи и не подумали, что на реке, где будет сражение, будет тонкий лед.

-Победой русского войска.


П: осуществлять анализ.


К: владеть диалогической формой речи.


П: осуществлять анализ.


К: владеть диалогической формой речи.


П: осуществлять анализ.


Р: осуществлять контроль.

К: владеть диалогической формой речи.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический (упражнение).

Подпишите свои листы. Читаете задания и выбираете правильную букву, обводите ее в кружок.


1.Кем был Александр Невский?

а) Царем

б) Великим князем

в) Императором

2.Что сделала русская православная церковь с Александром Невским после его смерти?

а) Предала анафеме

б) Причислила к лику святых

в) Ничего

3.Где состоялось Ледовое побоище?

а) На Ладожском озере

б) На Чудском озере

в) На озере Ильмень

4.Перед какой битвой Александр Невский приказал своим воинам снять железные доспехи?

а) Перед битвой в устье Ижоры (на Неве)

б) Перед ледовым побоищем

в) Перед битвой с монголо-татарами


Теперь поменяйтесь своими работами с соседом по парте. Проверяем, если ответ верный, то ставите +, если нет -.

(выполняют тестовую работу)




П: осуществлять анализ.

К: контролировать действия партнёра.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

8.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Наглядный

(демонстрация)

Словесный (беседа).


Практический (практическая работа).

Так скажите, почему 13 век считается трудным временем для Руси?




Скажите, что было сложного в нашей теме? А что было легкого?

Ответы обучающихся


К: владеть диалогической формой речи.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа).

Ребята, вспомните, какая тема урока у нас сегодня была?




Вспомните, какие цели вы сегодня ставили себе на урок. Добились ли вы их, как вы считаете?


Посмотрите, у вас в верхнем правом углу на листе историка есть лестница. Поставьте себя на верхнюю ступеньку, если вы достигли всех учебных целей на уроке, вам все было понятно и вам было легко работать. Поднимите руку.

Поставьте себя на среднюю ступень, если вы считаете, что достигли не всех целей или вам было не совсем комфортно работать сегодня. Поднимите руку.

Поставьте себя на нижнюю ступень, если считаете, что сегодня не достигли ни одной цели и вам было очень некомфортно работать.


Откройте дневники и запишите домашнее задание:

Учебник, страница 59-61, Рубрика «Проверь себя»

РТ, задания № 2,3

Спасибо за урок, до свидания!

Тема нашего урока: «Трудные времена на Русской земле»









(делятся мнениями)

(выполняют самооценку деятельности)





(записывают домашнее задание)


-До свидания!





К: владеть диалогической формой речи.

Способность к самооценке.













Ф.И._____________________________

Л и с т и с т о р и к а

«Трудные времена на русской земле»

1. Дополни фразу:

- узнать___________________________________________________________

- познакомиться____________________________________________________

- научиться________________________________________________________

2. Выбери правильное определение.

  • Дань – это …

А) натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.

Б) одна из рек Древней Руси.

В) часть захваченного народа.

  • Крестоносцы – это …

А) люди, часто посещающие церкви.

Б) участники крестовых походов, для борьбы против «неверных», нашивавшие на плащ или доспехи крест, откуда и название.

В) люди, носящие кресты.

3. Ответьте на вопросы.

1.Кем был Александр Невский?

а) Царем

б) Великим князем

в) Императором

2.Что сделала русская православная церковь с Александром Невским после его смерти?

а) Предала анафеме

б) Причислила к лику святых

в) Ничего

3.Где состоялось Ледовое побоище?

а) На Ладожском озере

б) На Чудском озере

в) На озере Ильмень

4.Перед какой битвой Александр Невский приказал своим воинам снять железные доспехи?

а) Перед битвой в устье Ижоры (на Неве)

б) Перед ледовым побоищем

в) Перед битвой с монголо-татарами

1237 г

Невская битва

1242 год

Рождение Александра Невского

15 июля

1240 год

Нападение монголо-татар на Русь

13 мая

1221 год

Ледовое побоище

4. Сопоставьте даты.


Ф.И.__________________________

Тест

«Из книжной сокровищницы Древней Руси»:

1. На Руси Кремлем называли:

А) сельский терем барина

Б) укрепленный центр древнерусского города

В) княжеский дворец.


2. Год Крещения Руси:

А)987

Б)988

В)1988


3. Вече - это

А) собрание всех горожан

Б) город на Руси

В) посадник


4. Летопись – это

А) запись важнейших событий

Б) первая рукописная книга

В) славянская Азбука


5. На Руси первые книги писали на:

А) папирусе

Б) бересте

В) пергаменте


6. Славянскую Азбуку создал:

А) Ярослав Мудрый

Б) Кирилл и Мефодий

В) Юрий Долгорукий



Ф.И.__________________________

Тест

«Из книжной сокровищницы Древней Руси»:

1. На Руси Кремлем называли:

А) сельский терем барина

Б) укрепленный центр древнерусского города

В) княжеский дворец.


2. Год Крещения Руси:

А)987

Б)988

В)1988


3. Вече - это

А) собрание всех горожан

Б) город на Руси

В) посадник


4. Летопись – это

А) запись важнейших событий

Б) первая рукописная книга

В) славянская Азбука


5. На Руси первые книги писали на:

А) папирусе

Б) бересте

В) пергаменте


6. Славянскую Азбуку создал:

А) Ярослав Мудрый

Б) Кирилл и Мефодий

В) Юрий Долгорукий







Конспект учебного занятия

по окружающему миру

в 4 «А» классе

Тема: ««Трудные времена на русской земле»

Студентки 403 группы

Ковтун Марии Алексеевны













Школа: школа № 218



Новосибирск, 2021