Орг.урока | -Вы проверьте-ка, ребятки, На места все тихо сядем, На столе-то, всё ль в порядке? Не нарушив тишину, Книжки, ручки и тетрадки? Ну а я, совместно с вами, Ну, тогда начнём урок, Урок открытия тайн природы начну. Не теряя время, – в срок! -Ребята, посмотрите видеосюжет (Видеосюжет «Воздух и его охрана» https://www.youtube.com/watch?v=w8q_J_Zbr2Y) -Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия? -Верно -Что вы знаете о воздухе? -Что вы хотите узнать? | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку Смотрят и анализируют видеосюжет -воздух и его охрана Отвечают на вопросы учителя |
Изучение нового материала | -Вы, наверное, обратили внимание на ответ мальчика из видео, что иногда на вопрос о том, что же такое воздух, можно услышать ответ, что воздух – «ничего», пустое место. Это неверный ответ. В реальности существования воздуха легко убедиться, проделав простые опыты: а) Наполните воздушный шарик воздухом, завяжите и попробуйте осторожно его смять. Легко ли он сжимается? -Сделайте вывод. б) Выпустите воздух из шарика себе на лицо. -Что вы ощущаете? в) Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите на щёки пальцами. -Что заметили? -Может ли человек прожить без воздуха? -Действительно, человек без воздуха может прожить самое большее 5 минут. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Воздух, окружающий нашу Землю, – это ее удивительная «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнца. Воздух, окружающий нашу Землю, выполняет очень важную работу – следит за климатом на нашей планете. Чтобы за осенью наступала зима, а за зимой – весна и лето. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца. Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. -Так что же такое воздух? -Это газ, а вернее, смесь газов. Всего лишь два века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78 %, кислорода – 21 % и углекислого газа – 1 %. «Газ» в переводе с греческого означает «хаос». Воздух – смесь газов. -А история простая. Обнаружил странный газ. Джозеф Пристли как-то раз, Газ без цвета, без названья, Окись ртути нагревая, Ярче в нем горит свеча. Новый газ из колбы вышел, под стеклянным колпаком. Никому он не знаком. Человек им тоже дышит? -Опыт Джозефа Пристли. С целью проверки своего предположения о роли углекислого газа в дыхании растений Пристли посадил под стеклянный колпак мышь – довольно быстро животное погибло, тогда он под такой же колпак посадил другую мышь, но уже вместе с веткой мяты – мышь прекрасно могла жить в сосуде вместе с веткой мяты, потому что воздух «освежался» зелеными веточками. – О каком газе идет речь? – Почему воздух полей и лесов чище городского? – Для чего человеку и другим животным нужен кислород? Кислород. Великий французский химик Антуан Лавуазье нашел газ, поддерживающий дыхание и горение в воздухе. В свободном виде это газ без запаха, цвета и вкуса. В воздухе содержится 21 % кислорода. Газ кислород поддерживает горение. Всё живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают растения в воздух кислород, так важный для дыхания людям, животным. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. -Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух. Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы. -Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета? -Какого цвета школьная парта? -А какого цвета воздух? -Верно, это еще одно физическое свойство воздуха. -Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? -В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? Воздух не имеет запаха. -Сейчас мы проделаем опыт, чтобы узнать ещё о свойствах воздуха. Опыт 1. Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку – ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу. Что происходит? – Из трубки стали выходить пузырьки воздуха. Почему это стало возможным? – Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется. – Как же это объяснить? Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется. Опыт 2. Положим на колбу холодную влажную салфетку. Для чего я это делаю? Что же мы видим? – Мы видим, как вода поднимается по трубке. Воздух как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается. -Какой вывод? | вывод: в шарике есть воздух. вывод: движение воздуха из шарика. -человек без воздуха прожить не сможет -смесь газов -О кислороде. При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выдыхают углекислый газ. -зеленые -коричневая -он бесцветен -чистый воздух не пахнет -При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. |
Закрепление изученного материала. | -Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым!»? -В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека. А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. -Послушайте телеграмму, которая к нам пришла: «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти». Жители города». -Вы можете объяснить, с чем или с кем это связано? Источники загрязнения: фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль; автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ; пожары, извержения вулканов; загрязнение земли не переработанным мусором. Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле! работа по учебнику. -Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым? Используя текст учебника (с. 48), найдите пути решения этой проблемы. -Перечислите основные источники загрязнения воздуха. | -Чтобы очистить воздух, сажают в городе деревья, кустарники -Выхлопные газы автомобилей, пыль, ядовитые газы из заводских труб |