СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме «Воздух и его охрана»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме «Воздух и его охрана»»

Технологическая карта урока по теме «Воздух и его охрана»

Тема: «воздух и его охрана»

Тип: изучение нового материала

Цель: Получение обучающимися знаний в ходе проведения и наблюдения опытов.

Планируемые результаты:

  • Предметные: провести вместе с учащимися опыты; закрепить знания учащихся о воздухе, о его свойствах;

  • Личностные: проявляют бережное отношение к окружающей природе;

  • Метапредметные:

Образовательныеформирование умений проводить опыты, обсуждать полученные результаты и формулировать выводы;

Воспитательныевоспитание трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, настойчивости при выполнении опыта;

Развивающиеразвитие творческих навыков, умение мыслить и рассуждать; способствовать развитию наблюдательности и познавательного интереса, умения работать в группах.

Образовательные ресурсы: Учебник “Окружающий мир” 3 класс, А.А.Плешаков, мультимедийный проектор и презентация, колба с трубкой, стакан с водой, горелка, тряпка.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг.урока

-Вы проверьте-ка, ребятки,

На места все тихо сядем,

На столе-то, всё ль в порядке?

Не нарушив тишину,

Книжки, ручки и тетрадки? Ну а я, совместно с вами,

Ну, тогда начнём урок, Урок открытия тайн природы начну.

Не теряя время, – в срок!

-Ребята, посмотрите видеосюжет

(Видеосюжет «Воздух и его охрана» https://www.youtube.com/watch?v=w8q_J_Zbr2Y)

-Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия?

-Верно

-Что вы знаете о воздухе?

-Что вы хотите узнать?

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку







Смотрят и анализируют видеосюжет


-воздух и его охрана

Отвечают на вопросы учителя

Изучение нового материала

-Вы, наверное, обратили внимание на ответ мальчика из видео, что иногда на вопрос о том, что же такое воздух, можно услышать ответ, что воздух – «ничего», пустое место. Это неверный ответ. В реальности существования воздуха легко убедиться, проделав простые опыты:

а) Наполните воздушный шарик воздухом, завяжите и попробуйте осторожно его смять. Легко ли он сжимается?

-Сделайте вывод.


б) Выпустите воздух из шарика себе на лицо.

-Что вы ощущаете?

в) Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите на щёки пальцами.

-Что заметили?

-Может ли человек прожить без воздуха? 

-Действительно, человек без воздуха может прожить самое большее 5 минут. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Воздух, окружающий нашу Землю, – это ее удивительная «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнца. Воздух, окружающий нашу Землю, выполняет очень важную работу – следит за климатом на нашей планете. Чтобы за осенью наступала зима, а за зимой – весна и лето. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца. Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

-Так что же такое воздух?

-Это газ, а вернее, смесь газов. Всего лишь два века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78 %, кислорода – 21 % и углекислого газа – 1 %.

«Газ» в переводе с греческого означает «хаос». Воздух – смесь газов.

-А история простая. Обнаружил странный газ.

Джозеф Пристли как-то раз, Газ без цвета, без названья, Окись ртути нагревая, Ярче в нем горит свеча. Новый газ из колбы вышел, под стеклянным колпаком. Никому он не знаком. Человек им тоже дышит?

-Опыт Джозефа Пристли. 

С целью проверки своего предположения о роли углекислого газа в дыхании растений Пристли посадил под стеклянный колпак мышь – довольно быстро животное погибло, тогда он под такой же колпак посадил другую мышь, но уже вместе с веткой мяты – мышь прекрасно могла жить в сосуде вместе с веткой мяты, потому что воздух «освежался» зелеными веточками.

– О каком газе идет речь? 






– Почему воздух полей и лесов чище городского?

– Для чего человеку и другим животным нужен кислород?

Кислород.

Великий французский химик Антуан Лавуазье нашел газ, поддерживающий дыхание и горение в воздухе. В свободном виде это газ без запаха, цвета и вкуса. В воздухе содержится 21 % кислорода. Газ кислород поддерживает горение.

Всё живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают растения в воздух кислород, так важный для дыхания людям, животным. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород.

-Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.

Воздух прозрачен. 

Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

-Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?

-Какого цвета школьная парта?

-А какого цвета воздух?

-Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.


-Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?

-В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?

Воздух не имеет запаха.


-Сейчас мы проделаем опыт, чтобы узнать ещё о свойствах воздуха.

Опыт 1. Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку – ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу. Что происходит?

– Из трубки стали выходить пузырьки воздуха. Почему это стало возможным?

– Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.

– Как же это объяснить? Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется.

Опыт 2. Положим на колбу холодную влажную салфетку. Для чего я это делаю? Что же мы видим?

– Мы видим, как вода поднимается по трубке. Воздух как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.

-Какой вывод?











вывод: в шарике есть воздух.


вывод: движение воздуха из шарика.

-человек без воздуха прожить не сможет














-смесь газов




















-О кислороде. При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выдыхают углекислый газ.






















-зеленые

-коричневая

-он бесцветен







-чистый воздух не пахнет
























-При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Физкультминутка



Закрепление изученного материала.

-Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым!»?

-В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.

А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный.

-Послушайте телеграмму, которая к нам пришла: «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти». Жители города».

-Вы можете объяснить, с чем или с кем это связано?

Источники загрязнения:

  • фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль;

  • автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ;

  • пожары, извержения вулканов;

  • загрязнение земли не переработанным мусором.

Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

работа по учебнику.

-Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым? Используя текст учебника (с. 48), найдите пути решения этой проблемы.

-Перечислите основные источники загрязнения воздуха. 

































-Чтобы очистить воздух, сажают в городе деревья, кустарники

-Выхлопные газы автомобилей, пыль, ядовитые газы из заводских труб

Решение экологических задач

(работа в группах)

-Выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.

Карточка № 1

Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн.)

-Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи? 

Карточка № 2

Клён выделяет в год 2 килограмма кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён.

-Какой способ охраны воздуха указан в задачах? 

Вывод: воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

– Для здоровья людей, всего живого на Земле нам нужен чистый воздух. Ведь только чистый воздух дает ЖИЗНЬ!








-Установка очистных сооружений




-Озеленение окружающей среды

Итог урока

-Над какой темой работали? Что нового узнали?

-Какие задания вызвали затруднения? почему?

-Как вы думаете, сегодня на уроке мы все узнали про воздух?


Рефлексия

Открывается слайд, на котором:

1. сегодня я узнал…

2. было трудно…

3. меня удивило…

4. мне хотелось бы знать еще…















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!