Тип урока: | Изучение нового материала |
Авторы УМК: | Е.А. Бунимович |
Цель урока: | Формировать навык сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями |
Задачи урока: | образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение действий сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями; закрепить навыки и умения приводить дроби к общему знаменателю; создание условий для расширения знаний учащихся по теме «Дроби». воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления; развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
|
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Личностные: осваивать позитивный стиль общения со сверстниками, проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных задач. Метапредметные: принимать план действий для решения учебных задач и следовать ему, выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения, излагать и аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника и вести диалог, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности. Предметные: выполнять действия сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями. |
Оборудование: | Доска, экран, проектор, компьютер, карточки самооценивания. |
Образовательные ресурсы: | Задачник «Математика арифметика геометрия» для 5 класса под редакцией Е.А. Бунимович. Тетрадь - тренажер «Математика арифметика геометрия» для 5 класса под редакцией Е.А. Бунимович. Учебник «Математика арифметика геометрия» для 5 класса под редакцией Е.А. Бунимович. |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (мин) | Формируемые УУД |
1 этап: организационный. Задача: создать благоприятный психологический настрой на работу. |
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания и маршрутные листы. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания указанные в маршрутных листах. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу в карточке самооценивания: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. | Учащиеся слушают учителя | 1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. |
2 этап: актуализация знаний. Задача: актуализация опорных знаний и способов действий. |
Начинаем наш урок с гимнастики ума. Считаем устно! Устный счет: 1. Сократи дроби: 3/12, 5/50, 22/33, 50/60. 2. Приведи дробь к новому знаменателю: 1/15= */30, 3/5=*/40, 7/12= */24, 4/7=*/28 3. Приведи дроби к общему знаменателю: 2/3 и 1/7, 1/6 и 1/12, 5/16 и 5/8, 3/8и 5/6. 4.Сравнить дроби: 6/7 и 3/7, 4/15 и 7/15, 5/6 и 7/12, 3/8 и 17/40, 1/5 и 1/4 3/10 и3/7, 1/5 и 3/2, 7/5 и 8/9. 5. Вычислить: 1/8+5/8, 7/15-4/15, 4/18+5/18, 15/16-7/16, 2/3+4/5. - Какие правила вы использовали для выполнения заданий? А теперь оцените свою работу | Учащиеся устно выполняют предложенные задания. Учащиеся рассказывают правила сокращения дробей, приведения дробей к новому знаменателю и др. Учащиеся работают в карточках самооценивания | 7 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
3этап: постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся. Задача: обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока |
А теперь – внимание на экран! Здесь записаны предложения. Прочитайте их. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сравнение дробей с разными знаменателями. Что они означают? ( Действия с дробями) А вы можете их выполнять? Как вы думаете, какое предложение соответствует примеру: 2/3+4/5? Почему? А это действие вы сегодня можете выполнять? Кто уже догадался, и сможет сформулировать тему нашего урока? Тема нашего урока: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. А кто попробует определить цель урока? Наша цель на уроке – научиться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями и суметь применить их при решении реальных жизненных задач. | Учащиеся читают. Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока. | 2 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4 этап: организация познавательной деятельности. Задача: побуждение учащихся к активной самостоятельной деятельности по выработке алгоритма сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и решения примеров. |
1.Фронтальная работа с образовательным ресурсом: - Выполните сложение дробей 2/3 и 4/5. Объясните решение. Учебник «Математика арифметика геометрия» для 5 класса под редакцией Е.А. Бунимович. С. 157-цепочка вычислений. 2.Работа в парах с образовательным ресурсом: а) 1/2+1/8; б) 2/3+4/9; в) 3/10-2/15 3.А теперь разрабатываем алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями в группах (по 4-5 учащихся). Чтение алгоритмов всеми группами. Выбор наиболее удачного алгоритма. Запись алгоритма в тетради. На доске запись: Чтобы сложить или вычесть дроби с разными знаменателями , надо: - найти общий знаменатель дробей, - привести их к общему знаменателю, - ……………………………………….., ( заполнить пропуск) Решение примеров с подробным объяснением:№546(а,в), №548(а,в), №547(а,в) | Учащиеся , опираясь на ресурс, объясняют ход решения. Учащиеся в парах обсуждают решение предложенных примеров. Обращают внимание на запись хода решения. Разрабатывают алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. Оформляют записи в тетради. Учащиеся по очереди работают у доски, объясняют ход решения примеров. Оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. | 15 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной формах; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5 этап : физкультминутка. Задача: снятие усталости и напряжения, внесении эмоционального заряда . |
Раз – подняться-потянуться, Два - согнуться- разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка, На четыре руки шире Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия . | 1 | |
6 этап: организация самостоятельной работы. Задача: побуждение учащихся к самостоятельной деятельности |
Решить задачи самостоятельно: Организуем взаимопроверку: меняемся тетрадями, проверяем решения. Ответы записаны на доске. | Учащиеся работают самостоятельно. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. | 8 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной формах; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
7 этап: контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Задача: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. |
Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие примеры и задачи вызвали у вас затруднения и почему? | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | 3 | Личностные: формирование позитивной самооценки. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
8 этап: рефлексия (подведение итогов урока). Задача: дать количественную оценку работы учащихся. |
Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | 2 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
9 этап: информация о домашнем задании. Задача: обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Я вам предлагаю решить дома примеры: №546(б), №548(б), №547(б), подобные примеры вы решили в классе. | Учащиеся записывают задание в дневники. | 1 | |