СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок. Технологическая карта урока. «Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Конспект

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Технологическая карта урока. «Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ».»


Технологическая карта урока

Предмет, класс, УМК

Русский язык, 2 А класс, программа «Школа России»

Тема

«Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ».

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель

формулирует правило правописания слов с сочетаниями чк, чн, чт, щн, нч; находит орфограмму в слове.

Задачи

Называет новую орфограмму в слове.

Обосновывает написание слов с орфограммой.

Находит в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Оценивает свою работу.

Оборудование

Проектор, экран.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ученик научится

Проявлять:

Эмоционально-ценностное отношение к проблеме;

осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Познавательные умения:

- выбирает информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике;

- называет орфограмму в слове.

Регулятивные умения:

- корректирует свои действия по образцу;

- самостоятельно оценивает выполнение заданий в соответствии с эталоном.

Коммуникативные умения:

- высказывает свою точку зрения;

- согласовывает позиции;

- находит общее решение;

- адекватно использует речевые средства для представления результата.

Называет непарные мягкие шипящие звуки; находит и обозначает в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч; называет при­меры слов с такими сочетаниями.


Тип урока

Урок «открытия» нового знания


Формы работы

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа


Используемые технологии

Элементы: здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза); информационно-коммуникативной технологии (компьютерная презентация); системно-деятельностный подход; технологии проблемного обучения, формирующего оценивания.


Информационно- технологические ресурсы

Презентация Power Point “ Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ ”, компьютер, проектор, раздаточные листы для обучающихся, учебник русского языка 2 класс, листы.






Этапы

Время

Деятельность учителя, содержание урока


Деятельность учащихся


Планируемый результат

1.Самоопределение. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).


3 мин

Приветствие учителя.

- Сейчас у нас урок русского языка. Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет всем нам радость общения и новые открытия.

- На протяжении всего урока вы будете оценивать свою деятельность в листе самооценки.

Объяснение порядка работы с листом самооценки.

- Оцените свое настроение на начало урока.


Лист самооценки

ФИ


Начало урока

(смайлик, настроение)

Этапы урока

+

(все понятно)

-

(ничего не понятно)

? (понятно, но остались вопросы)

Чистописание




Работа в паре




Работа в группе




Физминутка




Самостоятельная работа




Конец урока


Лист самооценки (смайлик рисуют)

Сигнал готовности к дальнейшей работе (поднятая ручка в руке)

Настраиваются на рабочий лад, сигнализируют о своей готовности к работе.





Подписывают листы самооценки, отмечают свое настроение в начале урока.

Положительный эмоциональный настрой








Принятие порядка работы с листом самооценки.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Цель:

• стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме

• Выявить уровень умения делить слова на группы.



















3.Постановка учебной задачи.

актуализировать знания о

классификации слов;

научить определять сочетания чк, чн, нч, щн,чт.

















































4.Физкультминутка.








5.Первичное закрепление материала.














































6. Обобщение и систематизация знаний.

2 мин.







3 мин.



















2 мин.













8 мин.
























3 мин.


















3мин.















7мин.

























2 мин.















  1. Работа в тетрадях:

13 января.

Классная работа.

- К нам сегодня в гости пришли … (Смешарики)

- Они для вас приготовили задания.

  1. Минутка чистописания.

- Начнем наш урок по традиции с минутки чистописания.

- Нюша просит вас для минутки чистописания выбрать букву.

- А какую, вы определите, прослушав скороговорку.

Червяк чинил свой чемодан,

Потом, бурча, чинил диван.

- Какой звук больше всего выделяется? (Звук [ч’])

- Дайте ему характеристику (согласный, непарный мягкий, глухой).

- Какой буквой его обозначают? (буквой – ч)

- Пропишите красиво аккуратно строчную букву ч – 6 раз.

- Какие еще вы знаете буквы, которые обозначают непарный мягкий, глухой согласный звук? (Звук [щ’])

- Какой буквой его обозначают? (буквой – щ)

- Пропишите красиво аккуратно строчную букву щ до конца на этой же строке.

- Помните, что при письме необходимо соблюдать верное написание букв.

- Оцените свою работу, подчеркните простым карандашом самые удачно написанные буквы.

- Вы все молодцы, справились с заданием Нюши.

Лист самооценки

(оценивают своё участие в минутке чистописания)


- Ёжик и Крош написали слова. Посмотрите, что у них получилось. Кто прав? Почему?

птички            птичьки

сказочный     сказочьный

сочный           сочьный


- На какую орфограмму допущены ошибки?


Определение темы урока, постановка цели.

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока?


«ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БУКВОСОЧЕТАНИЯМИ ЧК, ЧН, …»


- Тогда цель нашего сегодняшнего урока? (Цель: правильно писать слова с сочетаниями чк, чн, чт, щн, нч; находит орфограмму в слове).


Работа в паре:

На доске даны слова, Лосяш просит разделить их по группам в зависимости от буквосочетаний.

Ласточка, пончик, песочница, молочный, мечта, хищник, овощной, мачта, спичка, птенчик.


Сигнал готовности к дальнейшей работе (поднятые соединенные «домиком» руки в паре).


- На какие группы вы разбили? (На буквосочетания чк, чн, чт, нч, щн).

- Почему у вас в этом столбике такие слова?

- Сверьте с эталоном.

- Какая группа выполнила без ошибок?

- Кто допустил ошибки?

- Кто не справился с заданием?

- Как надо писать буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч? (без ь).

- Почему? (Это орфограмма, нужно запомнить).

- Лосяш благодарит вас, вы справились с его заданием.


Лист самооценки

(оценивают своё участие работы в паре)


- Ребята в русском языке слова могут делиться с другими предшествующими звуками мягкостью. В сочетаниях нч, например, как в словах пончик, птенчик. Этот процесс называется ассимиляцией. Мы никак не можем проверить эту орфограмму, поэтому нужно запомнить.

- А теперь давайте проверим, все ли буквосочетания есть на доске в теме урока и цели? (Нет).

- Какие сочетания мы должны дописать в теме урока и в цели? (Чт, щн, нч).

- Сформулируйте сами правило о том, как надо писать сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. (ЗАПОМНИ: ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, ЧТ ПИШИ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА)

- Открываем с. 5 в учебнике и читаем правило.

- Давайте проверим, подтвердилась ли наше предположение? (Да)

- Зачитайте правило вслух.


Работа в группе:

- Бараш предлагает смоделировать это правило.

- Разбиваемся на группы: в конвертах буквы.

Правила работы в группе.



- Он просит смоделировать это правило.


ЧК _ Ь

ЧН

(приклеивают на лист бумаги).

Сигнал готовности к дальнейшей работе (поднятые соединенные «домиком» руки в группе).

Лист самооценки

(оценивают своё участие в работе группы)


Модели вывешивают на доску.

- Вы молодцы справились с заданием Бараша.


Физкультминутка.

- Ну а сейчас давайте встанем и немного отдохнём. Но будем отдыхать с пользой. Я буду называть слова, а вы топаете, если нужно писать ь знак и хлопаете, если не нужно его писать.

Соль, тетрадь, письмо, пальто, кочка, дочка, ручка, мальки, моль, овощной, почтальон.

Лист самооценки

(оценивают своё участие в физминутке)


-Великий французский философ говорил: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять».

-Что же хотел для нас сказать учёный? (Уметь применять правило на практике.)


Самостоятельная работа учащихся:


Дифференцированная работа.

- Это задание для вас приготовил Копатыч.

Он вам предлагает выбрать карточку. Карточки разного цвета и задания на них разные по степени трудности.

Карточка № 1

Спиши, выделяя орфограммы: Девочка, птенчик, речной, тучка, овощной, мечта.

Карточка № 2

Спиши, вставляя орфограммы ЧК, ЧН, НЧ, ЩН: Ру…ной, пе…ка, вну..ка, ме..та, бли…чик, хи…ный.

Карточка № 3.

Спиши исправляя ошибки: овщьной, удочька, молочьный, чьтение, поньчик, скучьно.


Карточку выполняют в тетради.

Проверка.

- Вы все молодцы, справились с заданием Копатыча!


Лист самооценки

(оценивают своё участие в самостоятельной работе)


Работа над правильным произношением слов.

- Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк, а теперь поучимся говорить правильно.

-Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о.

Это задание нам приготовил самый уважаемый из смешариков Кар Карыч

- Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений, оно у вас записано на карточке.   

  • Я, конечно, не нарочно

  • Затолкал кота в буфет.

  • И, конечно, не нарочно

  • Съел я килограмм конфет.

  • И, конечно, не нарочно

  • Вазу мамину разбил.

  • И уж вовсе, не нарочно

  • На ковёр кисель пролил…

  • Просто было очень скучно…

  • Но теперь-то я послушный!

- Какой звук нужно произносить? (Звук [ш]).

- Вы все молодцы!



Лист самооценки

(оценивают своё участие в работе над произношением слова)


Совершенствуют навыки каллиграфии.

Записывают, аргументируют свой выбор. Называют буквы, которые нужно составить. Самостоятельная работа по образцу, данному учителем.






Формулируют тему урока, определяют цель урока.

Решают проблему, с помощью наводящих вопросов приходят к выводу.








Дети сравнивают слова в столбиках, анализируют, высказывают свои предположения, согласовывают высказывания, приходят к выводу, формулируют правило, читают правило, находят сходство и различие со своим вариантом. Читают правило вслух.














Дети разбиваются на группы, повторяют правила работы в ней.


Распределяют роли в группе.

Составляют модель правила.










Выполняют физические упражнения.
















Выбирают карточки по степени трудности. Работают самостоятельно с использованием нового правила.















Читают стихотворение, отрабатывая правильное произношение.



















Предметные умения:

- определяют мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак.


Регулятивные умения:

- выполняют учебное задание;

Коммуникативные умения:

- высказывают своё мнение.























Познавательные:

- формулируют проблему;

- самостоятельно формулируют познавательную цель.

Регулятивные:

Выполняют учебное задание.

Коммуникативные:

- высказывают свое мнение;

- дают рекомендации сверстникам.







Познавательные:

- выбирают наиболее эффективные способы решения задания.

- классифицируют слова;



















Регулятивные:

- разрабатывают модель.

Коммуникативные:

- высказывают свое мнение;

- дают рекомендации сверстникам.

















Предметные:

- узнают орфограмму на слух.
















Предметные:

- определяют орфограммы,

- исправляют ошибки в словах.


Регулятивные:

- работают самостоятельно.














Познавательные:

- узнают правильное произношение сочетаний чн.

















7. Подведение итогов урока. Цели: - фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.






2 мин.


- Давайте вспомним тему нашего урока. (….).

- Достигли ли мы цели нашего урока?

- Нужно, ли писать ь в буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.








Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.







Познавательные: - применяют правило на практике.

Регулятивные

- сравнивает по аналогии полученный результат с образцом.

8. Рефлексия эмоционального состояния


1 мин.

- С каким настроением заканчиваем наш урок?

Лист самооценки (смайлик рисуют)


-Смешарики прощаются с вами и желают вам удачи в учебе.

- Все спасибо за урок! Вы – молодцы!



Регулятивные

- оценивают свою деятельность на данном уроке, используя лист самооценки Личностные:

- проявляют интерес к познанию, способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности;

Коммуникативные:

- грамотно выражает свои мысли.

9. Домашнее задание.

1 мин.


Выучить правило с.5, выполнить упр.6.

Задают уточняющие вопросы.