2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности. Цель: • стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме • Выявить уровень умения делить слова на группы. 3.Постановка учебной задачи. актуализировать знания о классификации слов; научить определять сочетания чк, чн, нч, щн,чт. 4.Физкультминутка. 5.Первичное закрепление материала. 6. Обобщение и систематизация знаний. | 2 мин. 3 мин. 2 мин. 8 мин. 3 мин. 3мин. 7мин. 2 мин. | Работа в тетрадях: 13 января. Классная работа. - К нам сегодня в гости пришли … (Смешарики) - Они для вас приготовили задания. Минутка чистописания. - Начнем наш урок по традиции с минутки чистописания. - Нюша просит вас для минутки чистописания выбрать букву. - А какую, вы определите, прослушав скороговорку. Червяк чинил свой чемодан, Потом, бурча, чинил диван. - Какой звук больше всего выделяется? (Звук [ч’]) - Дайте ему характеристику (согласный, непарный мягкий, глухой). - Какой буквой его обозначают? (буквой – ч) - Пропишите красиво аккуратно строчную букву ч – 6 раз. - Какие еще вы знаете буквы, которые обозначают непарный мягкий, глухой согласный звук? (Звук [щ’]) - Какой буквой его обозначают? (буквой – щ) - Пропишите красиво аккуратно строчную букву щ до конца на этой же строке. - Помните, что при письме необходимо соблюдать верное написание букв. - Оцените свою работу, подчеркните простым карандашом самые удачно написанные буквы. - Вы все молодцы, справились с заданием Нюши. Лист самооценки (оценивают своё участие в минутке чистописания) - Ёжик и Крош написали слова. Посмотрите, что у них получилось. Кто прав? Почему? птички птичьки сказочный сказочьный сочный сочьный - На какую орфограмму допущены ошибки? Определение темы урока, постановка цели. - Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока? «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БУКВОСОЧЕТАНИЯМИ ЧК, ЧН, …» - Тогда цель нашего сегодняшнего урока? (Цель: правильно писать слова с сочетаниями чк, чн, чт, щн, нч; находит орфограмму в слове). Работа в паре: На доске даны слова, Лосяш просит разделить их по группам в зависимости от буквосочетаний. Ласточка, пончик, песочница, молочный, мечта, хищник, овощной, мачта, спичка, птенчик. Сигнал готовности к дальнейшей работе (поднятые соединенные «домиком» руки в паре). - На какие группы вы разбили? (На буквосочетания чк, чн, чт, нч, щн). - Почему у вас в этом столбике такие слова? - Сверьте с эталоном. - Какая группа выполнила без ошибок? - Кто допустил ошибки? - Кто не справился с заданием? - Как надо писать буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч? (без ь). - Почему? (Это орфограмма, нужно запомнить). - Лосяш благодарит вас, вы справились с его заданием. Лист самооценки (оценивают своё участие работы в паре) - Ребята в русском языке слова могут делиться с другими предшествующими звуками мягкостью. В сочетаниях нч, например, как в словах пончик, птенчик. Этот процесс называется ассимиляцией. Мы никак не можем проверить эту орфограмму, поэтому нужно запомнить. - А теперь давайте проверим, все ли буквосочетания есть на доске в теме урока и цели? (Нет). - Какие сочетания мы должны дописать в теме урока и в цели? (Чт, щн, нч). - Сформулируйте сами правило о том, как надо писать сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. (ЗАПОМНИ: ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, ЧТ ПИШИ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА) - Открываем с. 5 в учебнике и читаем правило. - Давайте проверим, подтвердилась ли наше предположение? (Да) - Зачитайте правило вслух. Работа в группе: - Бараш предлагает смоделировать это правило. - Разбиваемся на группы: в конвертах буквы. Правила работы в группе. - Он просит смоделировать это правило. ЧК _ Ь ЧН (приклеивают на лист бумаги). Сигнал готовности к дальнейшей работе (поднятые соединенные «домиком» руки в группе). Лист самооценки (оценивают своё участие в работе группы) Модели вывешивают на доску. - Вы молодцы справились с заданием Бараша. Физкультминутка. - Ну а сейчас давайте встанем и немного отдохнём. Но будем отдыхать с пользой. Я буду называть слова, а вы топаете, если нужно писать ь знак и хлопаете, если не нужно его писать. Соль, тетрадь, письмо, пальто, кочка, дочка, ручка, мальки, моль, овощной, почтальон. Лист самооценки (оценивают своё участие в физминутке) -Великий французский философ говорил: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». -Что же хотел для нас сказать учёный? (Уметь применять правило на практике.) Самостоятельная работа учащихся: Дифференцированная работа. - Это задание для вас приготовил Копатыч. Он вам предлагает выбрать карточку. Карточки разного цвета и задания на них разные по степени трудности. Карточка № 1 Спиши, выделяя орфограммы: Девочка, птенчик, речной, тучка, овощной, мечта. Карточка № 2 Спиши, вставляя орфограммы ЧК, ЧН, НЧ, ЩН: Ру…ной, пе…ка, вну..ка, ме..та, бли…чик, хи…ный. Карточка № 3. Спиши исправляя ошибки: овщьной, удочька, молочьный, чьтение, поньчик, скучьно. Карточку выполняют в тетради. Проверка. - Вы все молодцы, справились с заданием Копатыча! Лист самооценки (оценивают своё участие в самостоятельной работе) Работа над правильным произношением слов. - Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк, а теперь поучимся говорить правильно. -Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о. Это задание нам приготовил самый уважаемый из смешариков Кар Карыч - Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений, оно у вас записано на карточке. Я, конечно, не нарочно Затолкал кота в буфет. И, конечно, не нарочно Съел я килограмм конфет. И, конечно, не нарочно Вазу мамину разбил. И уж вовсе, не нарочно На ковёр кисель пролил… Просто было очень скучно… Но теперь-то я послушный! - Какой звук нужно произносить? (Звук [ш]). - Вы все молодцы! Лист самооценки (оценивают своё участие в работе над произношением слова) | Совершенствуют навыки каллиграфии. Записывают, аргументируют свой выбор. Называют буквы, которые нужно составить. Самостоятельная работа по образцу, данному учителем. Формулируют тему урока, определяют цель урока. Решают проблему, с помощью наводящих вопросов приходят к выводу. Дети сравнивают слова в столбиках, анализируют, высказывают свои предположения, согласовывают высказывания, приходят к выводу, формулируют правило, читают правило, находят сходство и различие со своим вариантом. Читают правило вслух. Дети разбиваются на группы, повторяют правила работы в ней. Распределяют роли в группе. Составляют модель правила. Выполняют физические упражнения. Выбирают карточки по степени трудности. Работают самостоятельно с использованием нового правила. Читают стихотворение, отрабатывая правильное произношение. | Предметные умения: - определяют мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак. Регулятивные умения: - выполняют учебное задание; Коммуникативные умения: - высказывают своё мнение. Познавательные: - формулируют проблему; - самостоятельно формулируют познавательную цель. Регулятивные: Выполняют учебное задание. Коммуникативные: - высказывают свое мнение; - дают рекомендации сверстникам. Познавательные: - выбирают наиболее эффективные способы решения задания. - классифицируют слова; Регулятивные: - разрабатывают модель. Коммуникативные: - высказывают свое мнение; - дают рекомендации сверстникам. Предметные: - узнают орфограмму на слух. Предметные: - определяют орфограммы, - исправляют ошибки в словах. Регулятивные: - работают самостоятельно. Познавательные: - узнают правильное произношение сочетаний чн. |