Просмотр содержимого документа
«Технологическая Карта урока "Прямоугольный параллелепипед" 5 класс»
Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 5-ом классе на тему «Прямоугольный параллелепипед»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема | Прямоугольный параллелепипед. (Урок №75; первый из четырех) |
Цели темы: | Дидактическая цель: сформировать наглядное представление о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед и куб, их развертках; выработать первичное умение выполнять изображения пространственных фигур. Цели по содержанию: - Обучающие: ввести понятие прямоугольного параллелепипеда, его элементов; научить распознавать прямоугольный параллелепипед среди окружающих нас предметов, учить изображать прямоугольный параллелепипед. - Развивающие: способствовать развитию логического, аналитического, критического мышления; интереса к математике; развивать грамотную математическую речь; развивать визуальные каналы восприятия информации. - Воспитательные: воспитывать культуру математических записей, воспитывать активность, аккуратность, прививать умение выслушивать других. |
Основное содержание темы, термины и понятия | Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед. Изображение пространственных фигур. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Планируемый результат: | Предметный: совершенствовать вычислительные навыки, изучить элементы прямоугольного параллелепипеда; Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний; Познавательные УУД: расширить знания о геометрических фигурах. Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения; Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления. |
Организация пространства | Учебный кабинет |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы 1.УМК учебник Никольский, С. М.Математика: учеб. для 5 – 6 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н.Н. Решетников, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010. – 271 с.: ил. – (МГУ – школе.); компьютер, медиапроектор, карточки, модели геометрических тел: куб, прямоугольный параллелепипед. 2. Презентация к уроку. |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Название используемых ЭОР, гиперссылка | УУД |
1 | 2 | | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (ИКТ, здоровьесберегающаятехнологии) | Включение учащихся в учебную деятельность | Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас на уроке математики. Сегодня мы с вами отправимся в путь за знаниями. В дорогу мы возьмем только самое необходимое: хорошее настроение и наши знания. Прочитайте известное высказывание Анатоля Франца, которое и будет девизом нашего урока. Как Вы понимаете эти слова? Мы будем мыслить, рассуждать, исследовать и, думаю, с удовольствием получать новые знания по математике. А какую тему мы изучаем, какую область математики мы «осиливаем» сейчас? | Приветствие.
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. (А. Франц). Выслушиваются ответы учеников. ГЕОМЕТРИЯ Изучаем тему «Измерение величин»… | Слайд №1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: самоорганизация, мотивация учения. |
| 2 | Актуализация знаний и проверка д/з (ИКТ, здоровьесберегающая технологии) | Актуализация знаний, фиксирование индивидуальных затруднений, организация коммуникативного взаимодействия | Устный счет Вы будете решать примеры, записывать букву, которая ей соответствует исходя из таблицы В конце вы получите слово. Какое слово вы получили? Давайте проговорим это слово по слогам все вместе. | Включаются в деловой ритм урока. Учащиеся отвечают на вопросы. ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД | Слайд №2 | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
| 3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (проблемно-диалогического обучения, ИКТ, здоровьесберегающая технологии) | | Кто уже догадался и может мне сформулировать тему нашего урока? Тема нашего урока «Прямоугольный параллелепипед». Это слово очень сложное, поэтому запишите его без ошибок, проговаривая его про себя. Сегодня на уроке вы узнаете:… | Ученики формулируют тему урока, записывают её в тетрадь: Прямоугольный параллелепипед Читают задачи урока по слайду: Что такое прямоугольный параллелепипед? Сколько ребер, вершин и граней у параллеле-пипеда? Их свойства. Как построить прямоугольный параллелепипеда | Слайд №3
Слайд №4 | Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение |
4 | Открытие нового знания. | | Где на слайде изображены предметы в виде прямоугольного параллелепипеда? Все рисунки - это параллелепипеды? Пока это не понятно. Мы сегодня с вами узнаем, что это за многогранник такой. Лабораторная работа – исследование Давайте поработаем с моделями прямоугольных параллелепипедов, которые лежат у вас на столах. Задание № 1. Задание № 2. Возьмите цветной карандаш. Обведите одним и тем же цветом равные ребра вашего многогранника. Кому трудно – посмотрите на экран Вы так начали делать? Поднимите руку у кого так? Посчитайте сколько таких ребер у вас получилось? Правильно. Задание № 3. Закрасьте равные грани одним цветом. Сколько граней вы закрасили? Кому трудно – посмотрите на экран. Задание: Найдите значение выражения Г+В-Р Что это за выражение, кто догадался? Что означают буквы Г, В и Р? Хорошо вычисляем… Кто не понял, что нужно сделать? Сколько у нас граней… ВЫВОД: Какой бы мы многогранник не взяли – результат не изменится! | Отвечают на вопросы. - это геометрические тела, - …у которых много граней…
8
- 4
Работа в парах - 4
- 4
- 8
- 2
- 2
-2
- 6
Г – грани, В – вершины, Р - ребра 6+8-12=2
Необязательно… Не изменится… | Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7-9
Слайд №10-12
| Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: оценивание усваиваемого материала. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
5 | Первичное закрепление | Применение полученных знаний в процессе работы | №1. Алгоритм построения прямоугольного параллелепипеда. Итак, вам нужно скопировать картинку себе в тетрадь. Что это значит? У вас должна получиться такая картинка как на слайде. У кого так - поднимите руку. У кого почти так – поднимите руку.
| Читают алгоритм со слайда: Начертите переднюю (видимую) грань параллелепипеда. - Чтобы показать объем геометрии-ческого тела нужно использовать пунктирную линию. - Невидимые грани. -Форму прямоуголь-ника. Проведите видимые и невидимые ребра боковых граней. - Сплошной линией. - Пунктирной. Начертите заднюю (невидимую) грань. - Начертить точь-в-точь.
- Куб.
-Квадрат | Слайд №13 Слайд №14 Слайд №15 | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
6 | Физкультминутка. | Снять мышечное статическое напряжение, закрепление знаний по пройденной теме. | Проверим умеете ли вы считать. Сжать кисти рук столько раз, чему равна площадь прямоугольника со сторонами 3см и 2см. Вращаем туловищем столько раз, чему равен периметр этого прямоугольника. Приседаем столько, чему равна площадь квадрата со стороной 3см. | 6 раз - 10 раз - 9 раз | | Личностные: отдых, активизация деятельности на уроке. |
7 | Применение новых знаний | Применение полученных знаний в процессе работы | Выполняем практическую работу . | | Лист для заполнения практ работы | |
8 | Итог урока (рефлексия) (здоровьесберегающая технология) | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | Ребята оцените свою работу на уроке и продолжите фразу. Было интересно…. Какое открытие мы сегодня сделали…. Как нам удалось открыть правила… Что понравилось на уроке… В чём затруднение… Не бойтесь говорить, как есть. У вас ещё всё впереди, это первый урок по этой теме. Спасибо ребята за урок. | Ученики отвечают на вопросы, задают вопросы, если они есть, анализируют свою работу на уроке. | | Регулятивные: зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |
9 | Подача домашнего задания (здоровьесберегающая технология) | Закрепление знаний, умений, полученных на уроке; Воспитание ответственного отношения к учебному труду. | Краткое пояснение домашнего задания. | Записывают домашнее задание, задают вопросы по выполнению домашнего задания. п.2.10-чит., учить опр.; №494, №495, №496, принести практическую работу и проверить дома формулу Г+В-Р=2 для пирамиды | Слайд №16 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Лист для заполнения практической работы
Рассмотрите параллелепипед в разных положениях, поэкспериментируйте с ним.
Ответьте на следующие вопросы:
1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?____________________________________________________________
2) Почему фигуру назвали прямоугольный параллелепипед? ___________________________________________________________________________________________________________________________
3) Что можно сказать о противоположных гранях? ____________________________________________________
4)Сколько у фигуры граней, ребер, вершин? (Заполните таблицу).
Элемент | Форма | Общее количество | Количество групп равных элементов |
Грань | Прямоугольник | | |
Вершина | Точка | | |
Ребро | Отрезок | | |
5) Как можно назвать рёбра, сходящиеся в одной вершине?
(обозначим их соответственно a, b, с)__________________________________________
6) Как можно найти площадь поверхности? _________________________________________________________________________________________
7) Из каких фигур состоит поверхность куба _______________________________________________________________________________
8)Как найти площадь поверхности куба с ребром a?____________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задания для самостоятельной работы на карточках
1 уровень
1) Найдите площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, если длина 4см,
ширина 2см, высота 3см.
2) найдите площадь поверхности куба с ребром 20см результат выразите в дм2
2 уровень
1) Найдите ребро куба, площадь поверхности которого 54 см2.
2) На грани куба нанесены цифры 1–6. Два положения изображены на кубе и два на развёртке куба. Заполните пустые клеточки на развёртках.
3 уровень
1) Сколько понадобится краски, чтобы покрасить бак без крышки снаружи и изнутри, если его измерения 90см, 70см, 70см, а на покраску 1дм2 нужно 2 г краски?
2) На грани куба нанесены цифры 1–6. Два положения изображены на кубе и два на развёртке куба. Заполните пустые клеточки на развёртках.