СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Противоположные числа"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Противоположные числа"»

Технологическая карта по математике

1.Автор: Васильева Эльвира Анатольевна, МАОУ «Сылвенская средняя школа имени поэта Василия Каменского»

2. Класс: 6

3. Учебный предмет: Математика урок № 99. УМК : Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин.)

4. Тема урока: Противоположные числа

5. Тип урока: изучение нового материала

6. Цель урока: создание условий для повторения основных понятий: положительные и отрицательные числа, координатная прямая; формирование понятия противоположных чисел, умения находить числа противоположные данным.

7. Задачи урока:

1) обучающие: повторить основные понятия по теме «Координаты на прямой»; ввести понятия «противоположные числа», «целые числа»; закрепить знания, умения и навыки учащихся при решении упражнений и заданий по данной теме.

2) развивающие: способствовать формированию умений применять приемы: обобщения, сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию; развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.

3) воспитательные: воспитывать культуру математических записей; воспитывать активность, аккуратность, организованность, общительность, трудолюбие; прививать умение выслушивать других.

8. Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательного интереса к изучению предмета.

Метапредметные:

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в парах и коллективе.

Регулятивные: умение работать в соответствии с заданным алгоритмом, выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи.

Познавательные: выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.

Предметные:  формирование понятия противоположных чисел, целых чисел, расширение понятия о числе; формирование умения находить числа, противоположные данным.

9. Методы обучения: устный контроль и самоконтроль (фронтальный и индивидуальный опрос), организация и осуществление учебной деятельности (по способу передачи информации - наглядный и словесный, по степени самостоятельности мышления – репродуктивный и частично-поисковый, по степени управления учебной работой – под руководством учителя и самостоятельная работа).

10. Формы учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

11. Ресурсы: учебник, мел, доска, карточки, проектор, презентация

12.Характеристика этапов урока.


Этап урока

Деятельноcть учителя

Деятельноcть обучающихcя

Формируемые универcальные учебные действия

1.

Организационный

Приветствует детей, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места. На экране эпиграф.

  • Приветствуют учителя,

  • проверяют готовность к уроку,

эмоциональный настрой на урок


Регулятивные:

-самоопределение, планирование учебного сотрудничества

Личностные:

-смыслообразование.

2.

Формулирование темы урока, постановка цели.

(подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы)

а) Актуализация опорных знаний Создание проблемной ситуации.



б) Формулировка проблемы, планирование



А) Экспресс-опрос

  1. Что такое координатная прямая? (Прямая с выбранной на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называется координатной прямой)

  2. Что называют координатой точки на прямой? (Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки)

  3. Какую координату имеет начало координат? (0)

  4. Какими числами являются координаты, расположенные справа от начала координат? (положительные)

  5. Какими числами являются координаты, расположенные слева от начала координат? (отрицательные)

  6. Назовите число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным.(0)

б) Подводит обучающихся к самостоятельному формулированию темы, цели урока.

- К каждому слову подберите соответствующее по образцу:

Добрый – злой;

Умный – глупый …

- Что вы можете сказать о словах в каждой паре? Какими они являются?

Как вы считаете, у каждого ли слова есть антоним?

Подводит обучающихся к выводу о существовании противоположных чисел.

Определите, над какой темой будем работать на этом уроке.

Цель: формирование понятия противоположных чисел, умения находить числа противоположные данным.

а) Ученики отвечают.


























Противоположными (антонимами).

- высказывают свое мнение.


Выполнив задание, обучающиеся высказывают предположения о существовании и противоположных чисел.

формулируют тему урока «Противоположные числа» и записывают ее в тетрадь.

Формулируют цель, дополняя ответы друг друга.

Личностные:

- уметь слушать и слышать, понимание речи других, осознание своих возможностей.

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения, целеполагание.

Познавательные:

- использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.


3.

Первичное усвоение новых знаний.


Путем подводящего диалога

побуждает учащихся к самостоятельному формулированию определения.


Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют определение или с помощью учебника.


Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные:

-построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

4

Закрепление нового материала

Решаем упражнения.

По учебнику № 36 устно, 37,38 ,40 на доске и в тетрадях,

Учитель устанавливает осознанность восприятия.

Наводящими вопросами корректирует выполнение заданий.

Обеспечивает положительную реакцию детей на ответы одноклассников.


Выполняют № 36 (устно). 37, 38 письменно.

Выполняют задание 40, после делают вывод:

Число, противоположное положительному, является отрицательным, а число противоположное отрицательному – положительное, нуль противоположен сам себе.

Выполняют задание, после делают вывод:

Число, противоположное положительному, является отрицательным, а число противоположное отрицательному – положительное, нуль противоположен сам себе.

Познавательные:

- умение выделять необходимую информацию;

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, коррекция, оценка действий.

Регулятивные:

- умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

5

Контролирующее задание.

Работа в парах (приложение 1)


Выполняют 3 задания. Выставляют баллы.

Регулятивные:

- умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- уметь действовать по алгоритму.

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме; слушать и понимать речь других.

6

Домашнее задание

Называет задания для домашней работы п.27, №54,55,56.

Записывают в дневники.


7

Рефлексия


– Можно сказать, что мы достигли цели?

– Какие числа называют противоположными?

Просит обучающихся оценить свою работу на уроке приемом  «Незаконченное предложение»:

Сегодня я повторил……..

На уроке я узнал ……

Теперь я могу ………

Свою работу я оцениваю ……….

-Довольны ли вы своей работой на уроке?


Формулируют цель.

Анализируют свою работу и работу одноклассников на уроке.

Личностные:

- умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Регулятивные:

- оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика.

Познавательные:

- формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке.


12. Конспект урока

Ход урока

1. Организационный момент. (2 мин)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я вижу, все готовы к уроку! Сегодня у меня очень хорошее настроение! Надеюсь, что у вас оно такое же! А у кого всё-таки плохое настроение и присутствует лень, умножьте всё это на нуль!

Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Пусть эти слова послужат девизом сегодняшнего урока.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату, а для темы урока оставьте строчку, вы сами ее сформулируете позже.

2. Актуализация опорных знаний. (5 мин)

Посмотрите на доску. Сравните двух людей, пожалуйста. (Сравнивают)

• Маленький – большой;

• Слабый – сильный; и т.д.

• толстый –тонкий

Учитель: Как называются в русском языке эти слова?

Ученик: Антонимы.

Учитель: Какие слова называются антонимами?

Ученик: Слова, противоположные по значению.

Учитель: Мир, окружающий нас, интересен, но противоречив. Ещё в детстве вы читали сказки, в которых уживались добро и…(зло), теперь вы стали старше, учитесь в школе и получаете оценки - хорошие и…(плохие).

Жизнь состоит из …(противоположностей). В какой бы уголок мы не заглянули, всё равно увидим, что они уживаются рядом друг с другом. Вот, например, просто вода, но из крана она течёт горячая и …(холодная). А теперь попробуйте привести примеры противоположностей в классе, на кухне.


Приводят примеры

(Мужчина и женщина, горячая плита и холодный холодильник).


А теперь давайте найдём противоположности в разных областях знаний.


Учащиеся называют слово и область знаний.

Русский - черный, белый,

История - Война и мир,

Биология – левая рука, правая рука,

География – север, юг, гора, впадина


Учитель: А как вы думаете, в математике есть противоположности? Приведите примеры

Ученик: плюс, минус.

Сегодня на уроке мы с вами будем изучать новую тему. Но сначала ответим на вопросы и повторим пройденный материал.

  • Что такое координатная прямая? (Прямая с выбранной на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называется координатной прямой)

  • Что называют координатой точки на прямой? (Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки)

  • Какую координату имеет начало координат? (0)

  • Какими числами являются координаты, расположенные справа от начала координат? (положительные)

  • Какими числами являются координаты, расположенные слева от начала координат? (отрицательные)

  • Назовите число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным. (0)


Учитель: В математике, что является объектом изучения?

Ученик: Число.

Учитель: Обобщите все о чем мы с вами говорили? Сформулируйте тему урока. Противоположные числа

Учитель: Молодцы, правильно! В своих тетрадях записываем тему урока.

Учитель: Попробуйте выделить цели нашего урока.


Формулируют цели. Узнать что такое противоположные числа, научиться их находить среди чисел и на координатной прямой.

Учитель: Значит, числа 6 и -6 будут противоположными. Попробуйте сформулировать определение, какие же числа называются противоположными. (работа с учебником)


3. Первичное усвоение новых знаний. (10 мин)

Учитель: - Приведите примеры противоположных чисел.

- Назовите число, противоположное числу 6.

- Назовите ещё какое-нибудь число, противоположное числу 6.

-Какой вывод можно сделать?

- Назовите число, противоположное числу 0.

Ребята, запомните и запишите в тетрадь:

1.Что для каждого числа есть только одно противоположное ему число.

2.Число 0 противоположно самому себе.

Условимся считать, что знак “-“, поставленный перед каким-нибудь числом, изменяет его на число, ему противоположное. Число, противоположное числу а, обозначают – а. (если а=7, то –а= - 7, если а= - 4, то –а = 4)

Запись –(-15) означает число противоположное числу -15, т.е. –(-15)=15.

4. Закрепление нового материала. (10 мин)

Учитель: Решаем упражнения по учебнику № 36, 37, 38, 40.

5. Контролирующее задание (5 мин).

Учитель: На столах у учеников табличка с зашифрованной фамилией учёного математика, который ввёл в математический язык символы «+» и «-». Выберите числа, противоположные данным и расшифруйте фамилию чешского математика, который в XYвеке предложил применять эти символы. (Приложение)

Оцените свою работу, сверив с доской. За каждое верное решение зачисляете себе 1б., общую сумму за с/р запишите на полях.

6. Домашнее задание (1 мин).

Учитель: Наш урок подошел к завершению. Запишите домашнее задание п.27, №54, 55, 56.

7. Рефлексия (2 мин).

Учитель:

– Можно сказать, что мы достигли цели?

– Какие числа называют противоположными?

Просит обучающихся оценить свою работу на уроке приемом  «Незаконченное предложение»:

Сегодня я повторил……..

На уроке я узнал ……

Теперь я могу ………

Свою работу я оцениваю ……….

-Довольны ли вы своей работой на уроке?

-Довольны ли вы своей работой на уроке?

При наличии времени, читает сказку:

В точечном царстве, в координатном государстве, на берегу нулевой реки жили-были числа-близнецы. Их домики стояли на одинаковом расстоянии от нулевой реки. Только одни из них поселились на левом берегу, а другие - на правом, противоположном, поэтому числа 1 и -1, 2 и -2, 3 и -3, ... стали называть __________

Но случилась беда: стали теряться пары противоположных чисел. Сыщики выяснили, что они исчезают в нулевой реке. Почему исчезали пары чисел? Это мы узнаем на следующих уроках

Спасибо за урок!

13. Литература: Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 37 изд., стер. – М.: Мнемозина, 2019.


Приложение 1

1. Назовите числа, противоположные данным и расшифруйте фамилию математика:

1. Назовите числа, противоположные данным и расшифруйте фамилию математика:

Ответ: ______________


2. Укажите пары противоположных чисел:

5,2 0,4

-8,1 -3,8

3,8 -5,2

-0,4 8,1


3. Заполните таблицу и отметьте на координатной прямой точки, имеющие своими координатами числа полученной таблицы.


х

3


5


0


-6

- х


4,5


- 2


-1



Ответ: ______________



2. Укажите пары противоположных чисел:

5,2 0,4

-8,1 -3,8

3,8 -5,2

-0,4 8,1


3. Заполните таблицу и отметьте на координатной прямой точки, имеющие своими координатами числа полученной таблицы.


х

3


5


0


-6

- х


4,5


- 2


-1










10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!