СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока Риторики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока риторики для 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Риторики»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

(включение в учебную деятельность на личностно значимом

уровне («хочу», «надо»,

«могу»)

Здравствуйте, ребята! Вы помните нашу встречу на прошлой неделе? Мне очень понравилось работать с вами. Как вы думаете, почему? Потому что вы дружные, умелые, активные, дисциплинированные. Я снова рада приветствовать вас на уроке Риторики.

Наш урок мне бы хотелось начать с незаконченной фразы, в руках у меня вот такой воображаемый микрофон, вам нужно озвучить в микрофон продолжение фразы «Учеником быть хорошо, потому что…».



-Настраиваются на урок, улыбаются, внимательно слушают учителя.



- Отгадывают загадку???

-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (Л2).

Создание ситуации успеха

Беседа

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (Умений)

Цель: организация

подготовки и мотивация

учащихся к

самостоятельному

выполнению пробного

учебного действия, его

осуществление и

фиксация

индивидуального

затруднения.

Давайте проверим, что вы знаете о риторике. Предлагаю посоревноваться в игре «Магистр риторики». Магистр – это почётное звание, которое носил учитель свободных наук.

Мальчики соревнуются с девочками. В конце урока мы определим, какая же команда была самая дисциплинированная, успешная, активная. Итак, первый этап нашего соревнования: нужно ответить поочерёдно на вопросы. (На 5 вопрос отвечают обе команды. В этом вопросе содержится тема нашего урока)

МНЕ КАЖЕТСЯ МОЙ ВАРИАНТ ИНТЕРЕСНЕЕ. С ПОМОЩЬЮ этой игры можно перейти к теме урока, потому что дети могут называть разные этикетные слова (приветствие, благодарность и т.д.). Возникает проблемная ситуация. А приглашать для комплимента можно позже, когда дети освоят этот жанр.


- Слушают учителя.




- Ответы детей.



- Выполняют речевую разминку.






-Умение адекватно воспринимать предложение и оценку учителя и товарищей (Р2)

Беседа












3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

3.1.Целеполагание.

(выявление места и

причины затруднения и

постановка цели

деятельности)













3.2. Открытие нового знания

(построение проекта

выхода из затруднения

(цель, способ, план,

средство), т.е

построение детьми

нового способа действий

и формирование

способностей к его

выполнению.

Реализация

построенного проекта)







3.3. Первичное закрепление

(первичное закрепление

нового способа действий

с проговариванием во

внешней речи).



3.4. Самостоятельная работа

(самостоятельная работа

с самопроверкой по

эталону и самооценкой





3.5. Повторение и

включение в систему

знаний (выявление

границ применимости

нового знания)






- Ребята, сейчас я прошу сюда выйти по одному человеку из команды.

Я предлагаю вам присесть на эти стулья. Задача команд состоит в том, чтобы вы как можно больше хорошего сказали о своём товарище.
- Приятно ли вам было слышать всё, что вам говорили ваши одноклассники? А почему приятно?
Итак, мы отгадали тему урока «Похвала».

Скажите, вам приятно, когда вас хвалят? Какие чувства вы испытываете, когда вас хвалят? А вы умеете правильно говорить комплименты и отвечать на них? Хотите научиться?

Но сначала мы проведём речевую разминку. Для чего мы её выполняем?

Приложение 1.
Как вы считаете, удалось ли вам выполнить речевую разминку?

За что вы можете похвалить себя, другую команду?
Итак, что же такое похвала? Обсудите этот вопрос со своей командой.

(Думаю, здесь нужно выполнить упр.66).

В басне Крылова герои хвалят друг друга.

Петух: «А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Кукушка: «Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поёшь ты лучше райской птички,

Во всем лесу у нас такой певицы нет!»

(МОЖНО этот диалог разыграть)

За что же хвалит Петух Кукушку, а Кукушка Петуха?

Правдивы ли похвалы Петуха и Кукушки? Какие слова вам кажутся льстивыми, неправдивыми. Хорошо ли так хвалить?

(Микроитог) Какой же можно сделать вывод? Какой должны быть похвала? Какие это слова?

Это приветливые, добрые, но обязательно правдивые слова.

Подумайте, в каких случаях можно хвалить или говорить комплименты? А приходилось ли вам кого-нибудь хвалить? За что?
Представьте, что вы пришли на концерт известной скрипачки Ванессы Мэй. (играет произведение). Какой комплимент вы бы сказали музыканту?

Думаю, лучше взять упражнение из учебника: комплименты сказочным героям ( № 68) Картинки сказочных героев и комплименты – соотнести, к кому какой комплимент относится. Можно добавить своих героев и комплименты.
Ребята, на партах каждой команды находится текст. Внимательно прочитайте его, найдите комплименты и подчеркните их.
Приложение 2
Почему именно эти слова вы подчеркнули, как комплименты?


Сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент из мультфильма «Влюбчивая ворона», задача каждой команды запомнить и записать, какие слова комплименты говорила ворона зайцу.
Итак, что у вас получилось? Что произносит ворона? Как от её слов меняется заяц?



Ребята, сейчас я предлагаю вам разыграть ситуации. На ваших партах лежат карточки с ситуациями, распределите роли, подумайте, как можно выразить комплимент и что можно на него ответить.

Приложение 3 Между кем происходит диалог в данной ситуации? Кто кому говорит и что говорит? Что бы вы ответили в данной ситуации?

Как вы считаете, какую роль в общении играют комплименты? Сможете ли вы сказать своим друзьям, родным комплименты? Я предлагаю каждой команде подумать и озвучить как можно больше слов комплиментов.

- Ребята, чему мы сегодня научились на уроке?
- Какие комплименты вы запомнили?
- Что еще нового и интересного вы узнали?

- Слушают учителя




-Отвечают на вопросы учителя







- Предполагают тему и цель урока








-Слушают учителя





-Отвечают на вопросы учителя


- Слушают произведение и отвечают на вопрос.










- Работают в группах








- Анализируют фрагмент произведения в группах






-Умение принимать и сохранять учебную задачу (Р1)














-Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (К1)













- Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (П2)






-Умение строить сообщения в устной и письменной форме (П1)






-Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (К1)






Беседа

















Беседа








Работа в группах













Работа в группах

Беседа





Риторический анализ







Беседа

Работа в группах





4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

(рефлексия учебной

деятельности на уроке,

самооценка результатов

деятельности)

- Ребята, я предлагаю вам оценить свою деятельность с помощью комплиментов. На ваших партах лежат лепестки, если вы считаете, что вы активно работали на уроке, то похвалите себя, написав на лепестке слово - комплимент, и прикрепите на 1 дерево, если вы считаете, что недостаточно хорошо работали, то напишите себе пожелание работать хорошо на следующем уроке и прикрепите лист на второе дерево. Поблагодарите друг другу за урок. Я хочу похвалить вас ….. вы все сегодня хорошо поработали! ( Подводятся итоги соревнования, награждение грамотами)


-Оценивают свою деятельность на уроке.

-Способность к оценке своей учебной деятельности(Л1)

Поощрение



Хорошо было бы научить отвечать на комплименты, когда разыгрываются ситуации. Есть ещё мультфильм «Зеркальце», в котором девочка объявляет «конкурс» за лучший комплимент «Кто похвалит меня лучше всех, тот получит большую сладкую конфету».









Приложение 1



Первое упражнение – «Чистим зубки» Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
Второе упражнение – «Лошадка» Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, коснуться языком верхнего нёба ,пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).
Третье упражнение – Чистоговорки. Первые две строки – девочки читают грустно (с интонацией грусти третью и четвертую – мальчики читают весело (с интонацией радости).

ра – ра – ра – нашей Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;
ры – ры – ры – залетают комары;

ор – ор – ор – разожгли мы свой костёр;



Приложение 2

Отрывок В. Гаршина "Лягушка-путешественница".
"...Утки летели вслед за несшей ее передней парой, кричали и хвалили ее. Удивительно умная голова наша лягушка,- говорили они - даже между утками мало таких найдется...»




Приложение 3
Команда мальчиков: 1) Поблагодари бабушку за вкусные пирожки, используя слова комплименты
2) Ты встречаешь после летних каникул двух друзей. Здороваешься с ними и каждому говоришь комплимент, они тебе что-то отвечает.

Команда девочек: 1) Благодаришь старшую сестру за то, что она помогла тебе испечь вкусный пирог для школьного праздника. Говоришь комплимент. Она отвечает тебе.
2) Просишь маму объяснить трудную задачу. Начинаешь свою просьбу с комплимента. Мама отвечает на твою просьбу.





Класс: 3

Предмет: Риторика

Тема: Похвала, комплимент

Тип урока: Открытие нового знания

Форма урока: урок- соревнование

Цель: уметь реализовывать жанр комплимента с учётом коммуникативной ситуации.

Задачи:

-освоение знаний об особенностях этикетного жанра «комплимент»

- овладение умениями выбирать эффективные речевые средства

- развитие умения характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия)


Планируемые результаты:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

1. Формировать способность к оценке своей учебной деятельности (Л1)
2. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (Л2).

1.Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу (Р1)
2. Развивать умение адекватно воспринимать предложение и оценку учителя и товарищей (Р2)
3.Формировать умение строить сообщения в устной и письменной форме (П1)
3. Формировать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (П2)
4. Развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (К1)

1. Формировать умение оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения
2. Формировать умение отличать похвалу от лести.


Межпредметные связи:
Литературное чтение, окружающий мир, русский язык, музыка
Оснащение урока:
Технологическая карта, презентация, карточки с заданиями для учащихся.