Тема: "Учимся различать предлоги и приставки".
Предметные знания, предметные действия | УУД |
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные |
Формировать представление о предлогах, дать понятие предлога; Формировать умение различать приставки и предлоги путём анализа их основных особенностей; Способствовать умению составлять алгоритм различия приставки и предлога посредством занесения результатов анализа в таблицу; Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. | Управлять своей деятельностью; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; уметь проговаривать последовательность действий; уметь выполнять работу по предложенному плану; умение пользоваться вновь полученными знаниями | Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; ориентироваться в учебнике, таблице; умение находить ответы в вопросы, используя информацию, полученную на уроке; анализировать, применять алгоритм | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь анализировать, делать выводы, фиксировать их в таблице; уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других при фронтальной работе, работе в паре, в группах, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе, паре; организовывать самопроверку выполненной работы | Положительное отношение к урокам русского языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, способность к самоорганизованности, владение коммуникативными умениями. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности | -Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение и этот урок принесет вам радость познания. У вас на парте лежат « солнышко» и « тучка». Покажите, какая из карточек отражает ваше настроение. Я рада, что у большинства ребят хорошее | Учащиеся отражают на карточке своё настроение | Личностные: Положительное отношение к урокам русского языка |
2.Актуализация опорных знаний и мотивация (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового) | СЛАЙД в на за по от под с до – Что это? (Приставки.) – Что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.) СЛАЙД – Откроем первую часть таблицы: | Приставка | | Это | Часть слова | | Пишется | Слитно | | | | | | Наблюдают, делают выводы, отвечают на вопросы | Регулятивные: управлять своей деятельностью Коммуникативные: Уметь слушать и понимать речь других |
3.Создание проблемной ситуации | СЛАЙД Найдите слова, в которых есть приставки. (по)полю, (по)садить, (за)грибами, (под)морозить, (под)дверью, (на)машине, (от)бежать, (в)нести, (в)лесу – Докажите, что это приставка. - А остальные? -Почему? | Определяют слова с приставками, доказывают правильность своего выбора | Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя |
4. Постановка учебной задачи | 4. Постановка учебной задачи. (Не знаем что такое за,по,до.на,под, на,?) Какой возникает вопрос? (Как называются эти слова? Как различить их от приставок?) Какова тема нашего урока? СЛАЙД Появляется запись: тема урока «Учимся различать предлоги и приставки». -Какие будут предположения? (Это предлоги) -Как проверить ваши предположения? (Дети: посмотреть в учебник, спросить у учителя, у взрослых) -Откройте учебник на стр. 167. -Прочитайте вверху страницы. -Правы ли мы в своих догадках? -Откроем вторую часть таблицы: СЛАЙД предлог. | Приставка | Предлог | Это | Часть слова | | Пишется | Слитно | | | | | -Какие задачи поставим? – Узнать, что такое предлог; – научиться различать предлог и приставку. СЛАЙД | Работают с учебником Прогнозируют предстоящую работу | Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме Умение анализировать, делать выводы, фиксировать их в таблице Познавательные: Умение находить ответы в вопросы, используя информацию, полученную на уроке, ориентироваться в учебнике |
5. Поиск решения учебной задачи, «открытие» нового. | - Где можем найти ответы на вопрос? (Дети: в учебнике) Рубрика: давай подумаем. СЛАЙД Работа со второй частью таблицы (заполняем 2 строчки) | Приставка | | Это | Часть слова | | Пишется | Слитно | | | | | –Что такое –по (дороге) (Предлог) - Что такое предлог? (Появляются таблички – "самостоятельное слово", «раздельно») | Приставка | Предлог | Это | часть слова | самостоятельное слово | Пишется | слитно | раздельно | | | | Вывод. Вернёмся к задачам урока (к первой- «Узнать, что такое предлог») -Узнали? Что о нём можете рассказать. Хотите ещё что-то узнать? - Многие приставки совпадают по своему звучанию с предлогами. Попробуйте, работая в парах, найти способ различия предлогов и приставок. Работа по карточкам Вывод закрепляется на таблице: 4 строчка Вставить слово | нельзя | можно | Давайте проверим ваше предположение. Рубрика: тайны языка (стр. 167) (читают вслух) Что узнали про приставку? Что узнали про предлог? Поможет ли вам эта тайна языка в достижении 2 –ой задачи урока? ( Учебник стр.168) (Алгоритм повторяем и появляется табличка ) Составление алгоритма | Работают с учебником Читают и объясняют. Делают выводы Работают в парах Составляют алгоритм | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других при фронтальной работе, работе в паре, в группах, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе, паре. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий Познавательные: ориентироваться в учебнике, таблице |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Работа по алгоритму - Письменно выполним упражнение с комментированием: Записать предложение: Сильный мороз ( на) окне ( на)рисовал узоры. | Записывают предложение, работают по алгоритму | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Личностные: формирование предметной компетентности. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Выберите ту карточку, в работе которой вы будете чувствовать себя уверенно. Выполните задание на листочках. Голубая карточка. Проработай слова, раскрывая скобки: (по)сидеть (с)лететь (за)морозить (по)учить (за)грибами (в)лесу (по)садить (по)дружиться (с)ветки (на)стене Белая карточка. Запиши предложения, раскрывая скобки: Идёт утром Егорка (с)мамой. Егорка – (в)садик, мама – (на)работу. (Пере)шли улицу. Сели (в)автобус и быстро (до)ехали (до)остановки. - Проверим свою работу (Работу проверяем по проверочным карточкам). самооценка Исправьте ошибки, если они есть. Оцените свою работу. Если всё правильно, поставьте-! Если были ошибки-? | Выполняют самостоятельную работу. Проводят самопроверку | Познавательные: Анализировать, применять алгоритм Коммуникативные: организовывать самопроверку выполненной работы Регулятивные: уметь выполнять работу по предложенному плану Умение пользоваться вновь полученными знаниями |
8. Включение нового знания в систему. | Работа в парах по карточкам -В древних книгах говорилось о том, что все слова писали раньше без интервалов. Попробуйте расшифровать эти предложения. Снежинкидолеталидоземли. Детипобежалиподороге . Поплылапонебуполная луна. | Работают в парах | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других |
9. Рефлексия деятельности. | Назовите тему урока. - Какую цель мы ставили на урок. - Достигли ли мы этой цели? -Где мы можем применить полученные знания? Еще развернёмся к таблице: приставка – это…, предлог – это…. Чем они различаются и чем похожи? ЗАКОНЧИ ФРАЗУ… сегодня я узнал… было интересно… было трудно… – Покажите своё настроение в конце урока Д/З стр 168 | Выполняют рефлексию. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия, называют основные тезисы усвоенного материала. Намечают перспективу последующей работы. | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий, уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, отслеживать цель учебной деятельности. Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |