СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС по теме "Местоимение", 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по ФГОС по теме "Местоимение", 6 класс»


Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС

по теме «Местоимение как часть речи» (По учебнику Т.А. Ладыженской)


Цель урока: дать понятие о местоимении как о самостоятельной части речи.

Задачи урока:

Личностные: развитие способностей к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Регулятивные: формирование способности оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

Познавательная: анализ значение местоимений в речи.

Коммуникативная: формирование навыков общения, умение задавать вопросы, слушать, формулировать собственную точку зрения, высказывать и обосновывать собственную точку зрения.

Этапы урока

Вид деятельности

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу


Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня утром каждый из вас  перешагнул  порог  своей  школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то, может  быть, немного  грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с  эмоциональной зарядки. Улыбнитесь друг другу и , заряженные  хорошим настроением, займите свои места.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, присаживаются на свои места.

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)


Работа над ошибками



Записывает дату. Вызывает учеников допустивших ошибки в классной и домашней работе.

Даёт задание на повторение пройденного материала.

Работают в тетрадях.

Проводят выборочную работу. Выполняют работа над своими ошибками и записывают часто встречающиеся орфограммы в тетрадь.


Выборочная работа (П)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)


Актуализация знаний






































Подведение детей к формулированию

темы и постановке

задач урока.

Составление плана

работы.







































Запись темы урока

Речь культурного человека отличается лаконичностью и красотой. Для того чтобы красиво и грамотно разговаривать и писать, необходимо не только развивать свой словарный запас, но и следить за построением предложений, фраз. Скажите мне, почему следующий рассказ нельзя назвать грамотным и красивым.

Жила-была одна девочка. Девочка любила ходить в школу. Каждый день девочка утром собиралась в школу и шла учиться. А вечером девочка, выпив чаю, начинала делать уроки. Сделав все задания, девочка шла гулять.


-Частое употребление слова «девочка» режет слух. С помощью каких средств можно исправить положение, сделав рассказ более корректным?


-Благодаря таким словам, как «она», «он», «я», «ты» речь становится более лаконичной и грамотной. Давайте вспомним, как называется эта часть речи? Подсказка:

Себя во всём ценю я:
Огромна роль моя!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!


Выполним интерактивное задание, замените повторяющееся слово местоимением.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/64ad1b1c-0419-4a6a-a2b7-cbd42e7b7557/%5BRUS6_121%5D_%5BIM_120A%5D.swf


Слайд 2 Вариант 1









http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ee5acf8-5338-41c6-89d9-2926d8a8d5d4/%5BRUS6_121%5D_%5BIM_118A%5D.swf


Слайд 3 Вариант 2

Ставит задачу определить тему урока.

-Предмет нашего обсуждения сегодня, это местоимения. Запишем тему.

Давайте подумаем, какие цели мы пред собой будем ставить?








Начнем заполнять таблицу наших знаний: знаю, хочу знать, узнал. Что мы вспомнили о местоимении?



Слайд 3.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78a74687-674f-4388-8c9c-3039ed2ec7da/%5BIS-TA_05-11_06%5D_%5BIA_02-AT%5D.swf



-Посмотрите на таблицу и сформулируйте, какие части речи еще может заменить местоимение? Работайте в паре, слушайте точку зрения своего соседа, анализируйте материал.

Отвечает ученик.

Ребята, эта информация была для вас новой? Продолжим заполнять таблицу.


- Выясним местоимение – это самостоятельная часть речи? Попробуем доказать или опровергнуть.

А в толковом словаре написано так:

«Местоимение, -я, ср. В грамматике слово (существительное, прилагательное , числительное или наречие) в предложении, указывающее на предмет или признак и заменяющее соответствующие знаменательные имена и наречия». (С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»)

По какой схеме вы обычно выполняете морфологический разбор любой самостоятельной части речи?



Теперь попробуем доказать или опровергнуть, что местоимение – это самостоятельная часть речи.

Перед вами текст


… Весна на пороге. Скоро она ( … ) вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая ( … ) погода продержится недолго. Через несколько ( … ) дней засияет яркое весеннее солнце, и начнется настоящая весна.

– Работать будем над выделенными местоимениями. Назовите их.

– Записываем первое предложение без изменений.

– Местоимение она какое слово заменяет?

– Пишем второе предложение, а в скобках слово весна. На какой вопрос отвечает оно?



– В третьем предложении есть местоимения? Записываем без изменений.

– В четвертом? Какое слово заменяет? Пишем четвертое предложение.

– Пятое предложение. Местоимение несколько какой частью речи можно заменить? Пишем, в скобках вставляя числительные, проговаривая.

– Какое из выделенных местоимений указывает на предмет, какое – на признак, а какое на количество? На какие вопросы отвечают?

Можно сказать, что местоимение обозначает

 предмет.

Значит, местоимение указывает не только на предмет, но и на признак, и количество.

Мы доказали I часть плана. Есть значение у местоимения? Давайте проверим, есть ли морфологические признаки.

– Можно определить падеж?

В каком падеже стоит местоимение она?



– Можно ли определить род, число? Определите.


– Имеют выделенные местоимения морфологические признаки?

– Теперь определим, каким членом предложения является?

– Подчеркните.

– Давайте подведем итог исследований о местоимении.

– Местоимение – это самостоятельная часть речи?

– Попробуйте обобщить все сказанное и сделать выводы о местоимении.


Сравним наши выводы с интерактивной таблицей:


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2ac69137-4063-4a3b-b2e1-c62526536baf/%5BRUS6_121%5D_%5BTD_115%5D.htm

Слушают, анализируют текст.























Анализируют текст, отвечают на поставленный вопрос:

-Слово девочка часто повторяется, его нужно заменить словом она.


















































-Тема урока местоимения.

Записывают тему урока.


-Познакомимся с такой частью речи как местоимения.

-Узнаем для чего они служат в речи.

-Будем развивать свою речь.


-Местоимение заменяет имя существительное. Это запишем в колонку знаю.




















-Мы знали, что местоимение может заменить имя существительное.


-Запишем в таблицу хочу узнать.






















I. Общее значение. II.Морфологические признаки. III.Синтаксическая роль.














-Она, такая, несколько.








-Весна.


- Что.









Ученики записывают предложение с вопросами.


-Числительным.




- Есть.

Второй ученик вписывает.








-Кто? Какой? Сколько?






-Да.


- В именительном.


-Да, женский.




-Да,

Ученик у доски:

-Можно: она, такая. Нельзя: несколько.


Ученик у доски подчеркивает.


-Да.

-Местоимение – это самостоятельная часть речи.

Записывают в таблицу «знаю» – местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его прямо.


Сравнивают свои выводы.


Контроль (Р)





Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)














Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

Формирование новых знаний

Проверка понимания

способа действия


Выполним интерактивное задание, какими частями речи мы можем заменить местоимение.


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b711e1f-2cea-4777-9ae0-cccd34453c3c/%5BRUS6_122%5D_%5BQS_127%5D.html




Выполняют упражнение на ноутбуках. Проверяют в парах.

Контроль (Р)

Классификация (П)
Работа в парах (К)


Первичное закрепление




















Закрепление.























Включение в систему знаний





















Проговаривание вслух

Подведение детей

к самостоятельному алгоритму действий















Самостоятельная работа с ноутбуком.




















Правильность употребления местоимений в речи


















Вопросы шутки

Найдите в стихотворении С.Я. Маршака известные вам местоимения

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных и удачных.

И все, что вижу я вокруг, -

Все знаю я о них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.



Работа с ЭОР.
























Выполняют задание в группе.























Какое местоимение спрятано в алфавите? (я)

Какие местоимения нужны, чтобы руки стали чистыми? (вы, мы, ты)

Какие местоимения встречаются на плохих дорогах? (я, мы)

Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Он).

Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (Оно).

Слушают и выписывают из стихотворения только местоимения, над ними подписывают лицо, число, падеж.


















Выполним интерактивное задание - тест, подытожим наше упражнение. На какие вопросы отвечают местоимения?


Даёт задание для самостоятельной работы по вариантам с образцом выполнения.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/328d5ade-cbbf-4f03-8780-2f658f0772d5/%5BRUS6_121%5D_%5BQS_122%5D.html



Местоимения составляют очень малую часть всего словарного запаса русского языка – всего 0, 8%. Однако в речи они являются едва ли не самыми употребительными, помогая избегать неоправданных повторов одних и тех же слов и речевых ошибок.

Все ли в порядке? Попробуем отредактировать эти предложения.


Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх.

Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу.




Читает вопросы «лингвистические шутки»





Работают в тетрадях.

Задают свои вопросы.

У меня (нач. форма я1 лицо, в ед.ч., в Р.п,), я (И.п.), от них – (нач. форма они, мест. 3 л, во мн.ч., в Р.п, ), они (3 л, в ед.ч., в И.п.,) их (мест. 3 л., во мн.ч., в Р.п.)












Выбирают сами вариант.

Проверяют, делают вывод.

Записывают в таблицу «знаю» – вопросы, на которые отвечают местоимения.
















Выбирают сами вариант.

Проверяют в группе, делают вывод.











Местоимения нужны в нашей речи, но надо уметь правильно их использовать, чтобы не создавались двусмысленности. И все же местоимения украшают нашу речь.




Слушают, анализируют лингвистические шутки находят ответ на поставленный вопрос
















Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)









Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Коррекция (Р)



















Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)














Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)


Физкультминутка


Выполним упражнения все вместе.

http://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs

Выполняют упражнения

Профилактика утомляемости (Л)


Закрепление знаний.

















Закрепление знаний

Правильность употребления местоимений в речи


Много слов родили греки.
К (мы) от них в далеком веке
Математика пришла,
С (она) грамматика была.

А из Англии футбол
Прямо в бутсах к (мы) пришел,
Вслед за (он) пришел хоккей,
А до (это) жокей.
(Я. Козловский)


Работа с ЭОР


Запишите стихотворение, употребив местоимения в нужной форме.















Выполним последнее на сегодня интерактивное задание, расшифруем закодированное письмо.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/529a85c9-8461-4ca1-a7db-fcf8235f8e18/index_listing.html


Выполняют упражнения самостоятельно.

















Выполняют задание на ноутбуке

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)











Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)


Рефлексия

Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Оценить то, как вы усвоили материал

- Я не допустил ни одной ошибки.

- Я ошибался 1-3 раза.

- Я ошибался более 3 раз.

- Я не понял материал.

- Выставление оценок за урок.


Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Организует рефлексию.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Д.з.


1. Напишите сочинение – миниатюру «В стране местоимений»;

2. Выполнить упр. 369.

3. Посмотреть видео-урок «Местоимения», сделать конспект http://interneturok.ru/ru/school/russian/6-klass/bmestoimenieb/mestoimenie-kak-chast-rechi

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Советует поработать с орфографическим словарём.

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Дифференцированные задания (П., Л)
















Приложение №1 к технологической карте урока

«Местоимение как часть речи»

Таблица 1.

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Гипертекстовое определение "Местоимение" (N 110197)

Гипертекст с иллюстрациями

Гипертекст с иллюстрациями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2ac69137-4063-4a3b-b2e1-c62526536baf/%5BRUS6_121%5D_%5BTD_115%5D.htm

2

Интерактивное задание "Замените слово". Вариант 1 (N 110382)

ЦОР. Интерактивное задание

Интерактивное задание

(2 варианта)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/64ad1b1c-0419-4a6a-a2b7-cbd42e7b7557/%5BRUS6_121%5D_%5BIM_120A%5D.swf

3

Интерактивное задание "Какие местоимения нужно заменить существительными, чтобы записки стали понятными?". Вариант 1 (N 110249)

ЦОР.

Интерактивное задание

Интерактивное задание

(2 варианта)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ee5acf8-5338-41c6-89d9-2926d8a8d5d4/%5BRUS6_121%5D_%5BIM_118A%5D.swf

4

Коллекция интерактивных заданий "Какие местоимения нужно заменить существительными, чтобы записки стали понятными?" (N 110458

ЦОР. Презентация

Состоит из 2 интерактивных заданий. Задания перемешиваются

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/529a85c9-8461-4ca1-a7db-fcf8235f8e18/index_listing.html

5

Тест "В тексте выделены местоимения. На какие вопросы они отвечают?" (N 110385)

ЦОР. Тест

Тест. Состоит из 2 вопросов. Вопросы перемешиваются

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67fa32fd-8fc3-4c5b-905f-ad9218a75f10/index_listing.html

6

Тест "Местоимение и другие части речи" (N 110314)

ЦОР. Тест

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8e611012-9c2f-42f1-8a8a-3534bad941c7/index_listing.html

7

Электронное задание "Местоимение и другие части речи". Вариант 1 (N 110268)

ЦОР. Электронное задание

Электронное задание (2 варианта)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b711e1f-2cea-4777-9ae0-cccd34453c3c/%5BRUS6_122%5D_%5BQS_127%5D.html

8

Электронное задание "На какие вопросы отвечают местоимения?". Вариант 1 (N 110444

ЦОР.

Тест

Тест (2 варианта)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/328d5ade-cbbf-4f03-8780-2f658f0772d5/%5BRUS6_121%5D_%5BQS_122%5D.html

9

Видео физкультминутка


Видеофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!