СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Что такое антонимы?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения и первичного закрепления нового материала с использованием интерактивной доски (инструментов: "Прожектор", "Шторка, "Перо", "Линия", Цветной маркер), интернет-заданий в онлайн-режиме, пультов для тестирования.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Что такое антонимы?"»

МБОУ СОШ № 5 им. В.И.Данильченко

Краснодарский край Каневской район

ст. Стародеревянковская









Технологическая карта урока русского языка
«Что такое антонимы?»

2 класс





подготовила

учитель начальных классов

Моргун Лариса Юрьевна








Тема урока: « Что такое антонимы?»

Класс: 2

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цели: ввести термин «антонимы», наблюдать за словами, имеющими противоположное значение

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (1 часть) под редакцией В.П.Канакина, В.Г.Горецкий ; интерактивная доска (инструменты «Прожектор», «Шторка» «перо», «линии». цветной маркер), Диск «Энциклопедии и словари», интернет (задания в онлайн режиме, Единая коллекция ЦОРы: электронные задания), пульты для тестирования, мультимедийная презентация.




Этап урока и его цели

Содержание урока


Планируемые

результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

- наметить шаги учебной деятельности.











Подготовка к работе на основном этапе

Громко прозвенел звонок. (Слайд 1)

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Я предлагаю начать наш урок словами знакомого вам писателя Константина Георгиевича Паустовского. Прочитайте эти слова.

- Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

- Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начнём? (Урок относится к разделу «Как устроен наш язык»)

- Чем мы занимаемся на уроках этого раздела? (Мы открываем тайны языка)

- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

- Я вам желаю удачи и думаю, что сегодня вы действительно сможете открыть новую тайну великого русского языка.

(На протяжении всего урока дети могут контролировать свою работу. Каждый вид работы ставят определённые знаки

! – ошибок не допущено

X- 1-2 ошибки

V - 3 и более ошибок

а) Чистописание.



ор                                        оро

рис. 2. Использование инструмента «перо»

Контроль правильной осанки:

        Руки? – НА МЕСТЕ!

        Ноги? – НА МЕСТЕ!

        Локти? – У  КРАЯ!

        Спина? – ПРЯМАЯ!

Напишите одну строку. (те ребята, у кого на парте лежит зеленый кружок могут  прописать только полстроки, но очень) старательно и аккуратно


Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)


II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цели:

- организовать актуализацию умений;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.


- Возьмите свой бланк. Прочитайте первое задание и подумайте, какое умение вам сейчас понадобится для его выполнения. (Умение находить синонимы.)

- Давайте вспомним, что такое синонимы? (Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют близкое значение).

- Молодцы! Прошу вас соединить линиями синонимы.


тихий бесшумный

радость промах

о шибка трусливый

смелый веселье



т ихий бесшумный

р адость промах

ошибка трусливый

смелый веселье



- Проверим, что у вас получилось. По какому критерию вы можете себя оценить после выполнения этого задания? (Умение находить синонимы.)

- Оцените себя на шкале.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, обосновывать правильность или ошибочность результата

(Регулятивные УУД).

III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.


- Обратите внимание на пару слов, которая осталась.

смелый - трусливый


Почему мы не можем назвать эти слова синонимами? (Потому что у них разное значение)

- Знаете ли вы, как называются эти слова? (Нет)

- Какую учебную задачу мы можем поставить на уроке? (Узнать, как называются эти слова.)

Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)


IV. Открытие нового знания.

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.


- Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ»)

Для этого я предлагаю поработать в парах. Вспомним правила работы в парах.

Работа в парах:

-работать дружно

-быть внимательными друг к другу, вежливыми

-вовремя оказывать помощь


- Возьмите карточку и выполните следующее задание. Какие умения вам потребуются для его выполнения? (умение писать слова с безударной гласной в корне слова и умение писать слова с парной согласной в корне слова)


1.стр … на

2 .зон …

3 .в … дичка

4.гр …бник



1

н

2

3

н

4

м

ы




На доске.

- Итак, мы с вами выяснили, как называются эти слова?

- Можем ли мы считать, что достигли учебной задачи?

(Нет.Мы не научились создавать пары слов и находить эти слова в тексте)

- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить?

Какие слова называются антонимами?

Какой частью речи могут быть антонимы?

Для чего нужны антонимы?


- Сможем ли мы на сегодняшнем уроке ответить на все эти вопросы? (Нет, нам не хватит времени.)

- На какой вопрос мы должны будем ответить? ( Какие слова называются антонимами?)

Какая тема нашего урока?

- Наметим наш план действий:

1. Сделаем свои предположения.

2. Сопоставим свои предположения с учебником.

3. Устраним затруднение.

4. Упражнение в новом действии.


Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД).

Моделировать, т.е. обобщенно фиксировать существенные признаки объектов (Познавательные УУД).

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организоватьусвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

- Итак, мы приступаем к исследованию, которое поможет нам ответить на этот вопрос.

Предлагаю объединиться в группы.

Работа в группах:

-обращайся с товарищами вежливо

- учись слушать мнение других

-учись доказывать свою точку зрения

- У вас на партах лежат карточки с синонимами и антонимами. Вы должны будете провести исследование – сравнить синонимы и антонимы по различным признакам.

Печальный, грустный, охранять, сторожить, дорога, тропинка, день, ночь, черный, белый.



синонимы


антонимы

1.

отвечают на один

и тот же вопрос




2.

имеют

близкое значение




3.

имеют

противополож

ное

значение




Слова, которые отвечают на … вопрос

но имеют … значение, называются антонимами.



- Мы выяснили, что такое антонимы. Каким образом мы можем себя проверить? (По учебнику).

- Откройте учебник на странице 62. Прочитайте тайну языка, которую мы сегодня узнали.

Физминутка

А нам теперь пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)

А ты ответишь  («низко»). (Опускают руки вниз)

Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)

А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)

Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)

Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)

И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)

Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)

Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)

Теперь «начало» я скажу.

А вы ответите («конец»)! 


Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).


VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.


-Я предлагаю вам потренироваться в подборе антонимов. Для этого выполним упражнение 3 (стр. 63). Откроим тетради и запишем сегодняшнее число. (Дети выходят к доске по цепочке).

-Молодцы, вы отлично справились с заданием.

-В конце нашего урока самостоятельная работа.

-Прочитайте внимательно задание. Подумайте, какие умения понадобятся для его выполнения (умение подбирать антонимы, умение определять части речи).


мороз – ( )

смелый – ( )

с меяться – ( )

радость- ( )

низкий - ( )







Эталон для самопроверки.


м ороз - жара (сущ.)

смелый – трусливый (прил.)

смеяться – плакать (гл.)

р адость- грусть (сущ.)

низкий - высокий (прил.)


Дети проверяют свою работу и оценивают по выбранным критериям.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь создавать модели и схемы для решения задач (Познавательные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цели:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;


-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.


- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

- На какой вопрос мы ответили?

- Как вы думаете, почему в самостоятельной работе вы должны были определить часть речи?

- На какой вопрос мы должны будем ответить на следующем уроке?

Опрос

Проанализируй результат своей работы на уроке.

  • я понял (а), что такое антонимы

  • я понял (а), что такое антонимы и смогу помочь разобраться в этом вопросе

другому человеку

  • я не понял (а), что такое антонимы; мне надо ещё разобраться в этом вопросе


Оцените свою работу на уроке: зелёный цвет (не было ошибок), жёлтый цвет (были ошибки), красный цвет (не смог выполнить ни одного задания).


Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)







Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности (УУД: личностные, регулятивные).

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок. (Слайд 1)

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Девиз урока: Знаешь – говори, не знаешь – слушай.

рис.1. Использование мультмедийной презентации

-Значит чему будет посвящён наш урок? (открытию нового знания)

- Какие шаги мы делаем при открытии нового знания? ( « что я не знаю?»,

« найду сам способ»)

(На протяжении всего урока дети могут контролировать свою работу. Каждый вид работы ставят определённые знаки

! – ошибок не допущено

X- 1-2 ошибки

V - 3 и более ошибок

  1. Подготовка к работе на основном этапе (УУД: познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные).

а) Чистописание.



ор                                        оро

рис. 2. Использование инструмента «перо»

Контроль правильной осанки:

        Руки? – НА МЕСТЕ!

        Ноги? – НА МЕСТЕ!

        Локти? – У  КРАЯ!

        Спина? – ПРЯМАЯ!

Напишите одну строку. (те ребята, у кого на парте лежит зеленый кружок могут  прописать только полстроки, но очень старательно и аккуратно)



- Сравните свою работу с образцом по следующим критериям: правильность и аккуратность.

Р ефлексия: Оцените своё письмо на полях.

В заимопроверка: сравните написанное с образцом, обведите самое красивое,  удачное сочетание.

Что общего в этих сочетаниях букв? Где можем встретить эти сочетания?

б) Словарная работа

Рис. 3. На интерактивной доске картинка с изображением птиц на дереве. При помощи инструмента «Прожектор» отображается небольшая область экрана с птицей, а затем с правильным написанием словарных слов)

Ворона, воробей, сорока.

-Записать слова, подчеркнуть орфограммы.

-Можно ли проверить написание этих слов? Почему?

Работа с электронным учебником. ( Задания с озвучиванием голосов птиц, рассказе об этих птицах и запись подходящих слов в предложение с выбором ответа)

  1. Актуализация знаний. Введение в проблему урока. (УУД: коммуникативные и личностные)

Цель: мотивация к пробному учебному действию, понять чего не знаем и что не умеем.

А) Крошка сын (Слайд 2)

К отцу пришел.

 И спросила кроха: (Дети продолжают)

Что такое Хорошо

 И что такое плохо?

Рис. 4. Использование презентации

 - А как бы вы ответили на этот вопрос? ( Хорошо, когда солнце светит; плохо, когда дождь идет; хорошо, когда люди счастливы; плохо, когда у них горе…) (Я корректирую ответы детей, записываю на доске в два столбика) (Слайд 3)

ясно            пасмурно      

счастье        горе

здоровье      болезнь

Рис. 5. Использование презентации

 - Что объединяет эти пары слов? ( Они отвечают на один и тот же вопрос.)

-Что вы можете сказать, о лексическом значении слов ? (Противоположные по смыслу.)

Чем будем заниматься на уроке? Для чего это нам нужно?

(Есть такие пары слов, которыми пользуются все люди на свете. Нам то холодно, то жарко, то мы сытые, то голодные, то грустные, то веселые. Мы все каждый день ложимся спать, а утром встаем. Вот такие слова, которые имеют противоположное лексическое значение, как они называются узнаем на уроке. На уроках литературного чтения говорили об этих словах.)

- Какова тема урока, кто догадался? ( Антонимы)

- Слова с противоположным значением называются антонимами.

    Сегодня мы будем изучать новую тему. «Слова – антонимы.» (Слайд 4)

Работа со словарём. Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный, онима – «имя».

Рис. 6. Использование диска «Энциклопедии и словари»

рис. 7 использование презентации

Физминутка для глаз ( Слайды 5,6)

Прикройте глаза ладошками. Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо, рисуем квадрат, идут часики.

Рис. 8. Использоание электронной физминутки для глаз

- Во время физминутки я называла антонимы. Повторите их. (Вверх-вниз, влево-вправо)

б) Послушайте загадку.

Вёрст не считают, по дорогам не ездят, а за морем бывают.

А что такое верста? (ВЕРСТА, русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км). При помощи версты раньше определялось расстояние между населёнными пунктами)

( Перелётные птицы)

- Подберите антоним к слову перелётные птицы. ( зимующие птицы)

IV. Усвоение новых знаний и способов действий. (УУД: познавательные, коммуникативные, личностные)

Цель: научить добывать новые знания из источников информации ( учебник, словарь), извлекать информацию, представленную в форме ( из предложенного к исходному), представлять информацию в виде алгоритма, противопоставлять данные.

Так что же такое антонимы? Антонимы – это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и обозначают противоположное значение.

- Прочитаем правило на странице 54.

1. Работа в парах:

Инструкция к выполнению задания

- Посмотрите на плакат, подберите и допишите антонимы к словам. ( приложение 1)

Белый

чёрный

Чисто

грязно

Много

мало

Брать

отдавать

Плюс

минус

Рис.9 Использование инструмента «Шторка». Закрыта правая часть экрана доски.

2. Практическое задание в онлайн- режиме http://uchit.rastu.ru/education/2/11/582/

рис. 10 Использование интернета. Задание в онлайн-режиме

(Из предложенных выбрать антоним к исходному)

Жизнь ( смерть, существование). Врач ( пациент, доктор). Холодный ( студёный, тёплый). Защищать (охранять, нападать).

3. ЦОРы. Электронное задание «Подбери антоним» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a2bffbe3-52ba-44f9-9090-e0d63c2c68b3/%5BRUS5_061%5D_%5BQS_035%5D.html

рис. 11 Использование Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (интернет)


Хороша верёвка длинная, а речь …………(короткая)

Люби взять – люби и ………….(отдать)

Инструкция к выполнению задания

-Воспользуйся, если нужно подсказкой.

4. Пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот» ( коллективная работа) (Слайд 7)

Скажу я слово хорошо,

А ты ответишь: плохо.

Скажу я слово великан,

А ты ответишь: кроха.

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь: пол.

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты ответишь: нашёл.

рис. 11 Использование презентации

5. Игра. Электронный учебник «Русский язык 2 класс. В.П. Канакина).

Рис. 12 Использование электронного учебника «Русский язык» В.П.Канакина



- Что такое синонимы, что такое антонимы?

Рис. 13 Использование цветного маркера и инструмента «Линии» на установление соответствий между элементами алгоритма

Проверим.

Давайте сделаем вывод по схеме.

Синонимы и антонимы отвечают на один и тот же вопрос, но синонимы имеют близкое значение, а антонимы – противоположное.

  1. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий. (УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Цель: умение генерировать информацию, адаптируя, применяя и отследуя проблемы.

а) Проверочная работа по теме.

Рис. 14 Использование пультов для ответов на вопросы теста

Тест «Смекалочка» (индивидуальная разноуровневая работа на пультах)

  1. Антонимами являются слова:

 1) хороший – прекрасный

2) трудный – легкий

3) широко – низко

 II. Вставь подходящий по смыслу антоним.:

Знай больше, а говори …  .

  1. правильно

  2. медленно

  3. меньше

  4. выразительно

III. *Найти слово, которое не имеет антонима. ( для сильных детей)

1) вход

2) рука

3) неприятель

4) толстый

КЛЮЧ к тесту:

1-вариант I) 2. II) 3. III) 2

  1. Включение в систему знаний и повторение ( УУД: Познавательные, коммуникативные)

Правильно ли употреблены антонимы?

Цель: научить применять новое знание.

Вера, 3 года. (Слайд 8,9)

Просит маму попрыгать с нею вместе, мама отказывается:

  • Я уже старенькая, прыгать не могу!

Внимательно оглядела маму:

  • Нет, мамочка, ты новенькая.

рис. 15 Использование презентации

Антоша, 4 года. (Слайд 10,11)

- Мама, а что это такое?

- Проигрыватель.

- Потому что пластинки проигрывает.

- А кто выигрывает?

рис. 16 Использование презентации

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке. ( УУД: личностные, познавательные, коммуникативные)

Цель: научить выносить суждение о важности, полезности и эффективности информации.

- Какую ставили перед собой задачу?

-Что нового узнали?

Где будете применять полученное правило?

(Чтобы сделать речь достаточно понятной и образной, люди с богатым словарным запасам зачастую прибегают к помощи использования антонимов в своей речи. Например, мы должны рассказать человеку о том, что такое хорошо, а что такое плохо, поэтому мы обязательно будем употреблять в своем лексиконе слова-антонимы. Точно такой же аналогичный пример можно привести со словами: правда и ложь, добро и зло, любовь и ненависть, и многие-многие другие.)

- Оцените свою работу на уроке, используя схему. (Слайд 12)

рис. 16 Использование презентации

- Оцените свою деятельность на уроке, учитывая знаки на полях - используйте один из шариков: зелёный ( не было ошибок), жёлтый (были ошибки), не смог выполнить ничего самостоятельно) (Слайд 13)

  1. Домашнее задание: ( на выбор учащихся).

  1. Упражнение 73, стр. 56.

  2. Подобрать 2 пословицы с антонимами.

  3. Сочинить мини-сказку «Что было бы, если бы исчезли антонимы»


Используемая литература:

  1. Программа четырехлетней начальной школы: Проект «Школа России»/ Руководитель проекта А.А.Плешаков – М: Просвещение, 2012.

  2. Русский язык. 2 класс: тренинговые упражнения / сост. И.Г. Смирнова, Т. В. Бондарева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 175с.

  3. Информационно-развлекательный сайт для детей и родителей.

http://uchit.rastu.ru/education/2/11/582/

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a2bffbe3-52ba-44f9-9090-e0d63c2c68b3/%5BRUS5_061%5D_%5BQS_035%5D.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!