Обобщение и систематизация знаний. | Упражнение в распознавании родственных слов, выделение корня. Объяснение лексического значения слов. Составление слов с приставкой. | Какое время года сейчас по календарю? (Слайд №9) Вот и осень пришла, Как бы мы не хотели Это лето продлить, Отодвинув метели. Но не стоит грустить, Осень тоже прекрасна, Без неё скучно жить, Это каждому ясно! - К нам в гости пришла красавица «Осень»(картинка)и говорит нам. -Так же, как и у кустов, Корень есть у разных слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам.(Слайд №10) Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. -Что называется корнем слова? -Найдите родственные слова и выделите в них корень. Иногда очень трудно определить родственное слово или нет. Осень нам предлагает подойти к необычному дереву, под ним написаны два слова (На доске нарисованы два дерева с ветками, под деревьями написаны слова: «вода», « водить»). Можно ли назвать эти слова однокоренными и родственными? -Красота осенней природы всегда была источником вдохновения для поэтов и художников. И, конечно же, невозможно представить себе осень без листопада. Осень засыпала нас листьями со словами, нам надо развесить эти листья на деревья, но так, чтобы они были родственными. Слова: водопад, заводить, провод, водолаз, заводной, водитель, водокачка, водяной, водоём, перевод, подводник, переводчик, половодье, проводник, водоросль. - Молодцы, ребята. Что мы с вами выяснили? -В корне смысл, но не весь, Главный, но не полный, Потому приставка есть Смысл она дополнит. Что называется приставкой? Осенью перелётные птицы улетают на юг. Каких перелётных птиц вы знаете? (Слайд№11 ) -При помощи приставок от корня –лёт- образуйте глаголы. -Проверьте в парах, какие у вас слова получились. -Для чего служит приставка? | -Осень Ребята рассказывают правило, что называется корнем. Ребята находят однокоренные слова, выписывают их, выделяют корень с последующей проверкой. (беленький, белить, водяной, водить, лиса, лисёнок, горный, горка) Дети выделяют корень и говорят. -Нет, у них разное лексическое значение. Обучающиеся по очереди прикрепляют листья к деревьям, объясняя их лексическое значение. Водопад, водолаз, водокачка, водоём, подводник, половодье, водоросль, водяной. Заводить, провод, заводной, водитель, перевод, переводчик, проводник. -Не все слова с одинаковыми корнями могут быть родственными. Ребята рассказывают правило, что называется приставкой. Дети называют перелётных птиц. Обучающиеся записывают слова: улетел, вылетел, подлетел, перелетел, прилетел, залетел, отлетел, выделяют приставку с последующей проверкой в парах. -При помощи приставки образуются новые слова. | Познавательные УУД. -используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществляют сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Познавательные УУД. -используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществляют сравнение, классификацию по заданным критериям. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); |