СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему «Обобщение о составе слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему «Обобщение о составе слова»»

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему «Обобщение о составе слова»

Русский язык, 3 класс

Тема урока: обобщение знаний о составе слова.

Программа: школа России

Тип урока: урок обобщения знаний и выработка умений.

Цель:обобщить      и  систематизировать  знания  учащихся  о  частях слова; развивать умения правильно определять и графически обозначать части  слова

Задачи:

1.Проверить сформированность понятий: «состав слова», « приставка», « корень», « суффикс»,«окончание», «основа», родственные слова; умение разбирать слова по составу. 
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание. 
3. Воспитывать уважение к окружающим людям, доброжелательность, любовь к русскому языку.

Регулятивные УУД

– Определяют, формулируют учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками.
– Составляют план и последовательность действий.
– Оценивают то, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить.

Познавательные УУД.

-используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществляют сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

– Оформляют свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в паре, группе, с учителем, строят монологические высказывания.

Личностные УУД

– Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи; формирование положительного отношения к урокам русского языка и чувства прекрасного;

-воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу;

Оборудование:

-учебник «Русский язык» В.П.Канакина, 1 часть, наглядный материал по теме «Части слова»: электронная презентация к уроку, раздаточный материал – карточки со словами для разбора, карточки с заданиями для работы в группах.

Компьютер.

Проектор.

Экран.




Этапы урока

Виды работы, формы, методы, приёмы.

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организаци

онный этап.







Мотивация к учебной деятельности















Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. 
-Доброе утро, ребята! 

( слайд 1- солнце)

–Ребята, какой у нас с вами сейчас будет урок?

Вы готовы начать урок?

-На партах у вас лежат листы обратной связи, за каждое правильно выполненное задание, вы знаете, нужно поставить +, за неправильное -, если задание выполнено наполовину ставим полуплюс.


Ребята усаживаются за парты, настраиваются на работу.







-Урок русского языка.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Чистописание

Анализ объектов с целью выделения главного.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Посмотрите на экран(Слайд №2) и найдите лишнюю букву (а, о, у, б, ы, э).

Что вы можете сказать о гласных буквах?

Напишите букву «б» в соединении с буквой «о», дайте характеристику звукам, которые обозначаются буквой «б».

(Слайд №3),

Записывают число, классная работа.


Определяют, что все буквы гласные нижнего ряда, обозначают твёрдость согласного звука, а буква «б» согласная. Пишут букву «в» в соединении с буквой «о», дают характеристику буквы «в». Буква «б» обозначает звук [б] и звук [б'].Он согласный, бывает твёрдый, бывает мягкий, звонкий, парный.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и учиться высказывать своё.

Познавательные: умение строить связные высказывания в устной форме.

Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности.

Постановка темы и цели урока.
 















Актуализация знаний.











Развитие логического мышления.

















Самооценка своих знаний о составе слова




















Ребята, посмотрите на экран(Слайд №4) и расшифруйте слова: «очанконие», «скиффус», «ставприка», «новасо», «ренько».

(Слайд № 5)

(Окончание, суффикс, приставка, основа, корень)

- Ребята, а как можно назвать все эти слова?

( части слова)

- Хорошо! А что образуют эти части?

-Принято в русском языке состав слова выделять так.

(Слайд № 6)

- А разве мы сегодня впервые слышим о составе слова?

-У всех ли хорошо получалось разбирать слова по составу?

-Если не получается разбирать слова по составу тогда что нужно делать?

- А кто может подобрать синонимы к слову "закрепление"?

-Теперь сформулируйте тему урока.

- Молодцы! Верно! Итак, тема перед вами. 

- Без чего не может обойтись тема урока?

- Попробуйте сформулировать цель урока.

- Молодцы! Тема урока есть, цель мы

сформулировали. Можно начинать работу.

Расшифровывают слова и получаются: окончание, суффикс, приставка, основа, корень.

-Части слова.








-Состав слова





-Нет.

Говорят, у кого при разборе слова бывают затруднения.

-Нужно ещё поработать над этой темой, закреплять.


-Повторение, обобщение.

Обобщение знаний о составе слова.

(Слайд № 7)

-Без цели.

-Мы должны обобщить знания о составе слова.


(Слайд № 8)




Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности.


Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.


Обобщение и систематизация знаний. 
 












































Упражнение в распознавании родственных слов, выделение корня.



































Объяснение лексического значения слов.




































Составление слов с приставкой.

Какое время года сейчас по календарю?

(Слайд №9)

Вот и осень пришла,
Как бы мы не хотели
Это лето продлить,
Отодвинув метели.
Но не стоит грустить,
Осень тоже прекрасна,
Без неё скучно жить,
Это каждому ясно!

- К нам в гости пришла красавица «Осень»(картинка)и говорит нам.

-Так же, как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.(Слайд №10)
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить

Лист, лиса, лисенок.
Горный, горка, городок.


-Что называется корнем слова?



-Найдите родственные слова и выделите в них корень.








Иногда очень трудно определить родственное слово или нет. Осень нам предлагает подойти к необычному дереву, под ним написаны два слова

(На доске нарисованы два дерева с ветками, под деревьями написаны слова:

«вода», « водить»).

Можно ли назвать эти слова однокоренными и родственными?

-Красота осенней природы всегда была источником вдохновения для поэтов и художников. И, конечно же, невозможно представить себе осень без листопада. Осень засыпала нас листьями со словами, нам надо развесить эти листья на деревья, но так, чтобы они были родственными.

Слова: водопад, заводить, провод, водолаз, заводной, водитель, водокачка, водяной, водоём, перевод, подводник, переводчик, половодье, проводник, водоросль.

















- Молодцы, ребята. Что мы с вами выяснили?











-В корне смысл, но не весь,

Главный, но не полный,

Потому приставка есть

Смысл она дополнит.

Что называется приставкой?



Осенью перелётные птицы улетают на юг. Каких перелётных птиц вы знаете?

(Слайд№11 )

-При помощи приставок от корня –лёт- образуйте глаголы.



-Проверьте в парах, какие у вас слова получились.



-Для чего служит приставка?




-Осень



























Ребята рассказывают правило, что называется корнем.

Ребята находят однокоренные слова, выписывают их, выделяют корень с последующей проверкой. (беленький, белить, водяной, водить, лиса, лисёнок, горный, горка)









Дети выделяют корень и говорят.

-Нет, у них разное лексическое значение.






Обучающиеся по очереди прикрепляют листья к деревьям, объясняя их лексическое значение.

  1. Водопад, водолаз, водокачка, водоём, подводник, половодье, водоросль, водяной.

  2. Заводить, провод, заводной, водитель, перевод, переводчик, проводник.



-Не все слова с одинаковыми корнями могут быть родственными.









Ребята рассказывают правило, что называется приставкой.


Дети называют перелётных птиц.


Обучающиеся записывают слова: улетел, вылетел, подлетел, перелетел, прилетел, залетел, отлетел, выделяют приставку с последующей проверкой в парах.


-При помощи приставки образуются новые слова.


























Познавательные УУД.

-используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществляют сравнение, классификацию по заданным критериям.







Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.



Познавательные УУД.

-используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществляют сравнение, классификацию по заданным критериям.



Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);




Физкультминутка

Выполнение упражнений.

На доске слова: делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез, вывез, привез, занес, нес, перенес.

Учащиеся выполняют движения под руководством учителя: при указания на слова, в которых есть приставка поворачиваются к друг другу лицом и и обмениваются хлопками, если приставки нет-приседают

Личностные: соблюдение правил здоровьесберегающего поведения.


 








































Применение знаний и умений в новой ситуации.










































Рефлексия

Составление и анализ предложений.













Выделение в словах окончаний.



















Составление слов с суффиксами.





Работа в группах по индивидуальным карточкам.















































Самооценка деятельности.

-Осенью в лесу тишина, птицы улетели в дальние страны. Осень нам предлагает посмотреть на запись. (В, стройный, лес, рябинка, росла. Свиристель, рябиновый, клевали, ягода. ). (Слайд №12)

- Всё ли понятно, что написано?

-А почему?



-Что называется окончанием?

-Поменяйте, где нужно, в словах окончания, составьте предложения, выделите окончания.

-Как называется часть слова без окончания?



Подчеркните грамматическую основу предложения, дайте характеристику каждому предложению по вариантам.

-Ещё при помощи какой части образуются новые слова?

-Что называется суффиксом?

-Какое значение вносят суффиксы в слова?







Работа по учебнику. Стр.92, упр.171.



Молодцы, вы хорошо работали.

Красавица Осень нам говорит, что в дружном коллективе дела спорятся. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. (раздаются карточки с заданиями).

Карточка №1. (Слайд№13)

Разберите слова по составу

Поездка, морозы, записка, подберёзовик, лесники.



Карточка №2. (Слайд№14)

Соотнесите слова и схемы слов

звёздочка

морозы

почки

зёрнышко

заморозки

облако

дочка

кормушка

поездка

пришкольный


^




¬ ∩^





Карточка №3. (Слайд№15)

Найдите лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

  1. Берег, берега, береговой, побережье

  2. Дальняя, синий, зимний, соседний

  3. Солнце, пальто, облако, весна

Давайте подведём итог урока

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Выполнили ли мы её?

-Посмотрите на листы достижения, что у вас получилось хорошо, какие трудности у вас возникли, какую вы себе поставите отметку и почему?

Заключительное слово учителя(Слайд №16)

Я рада, ребята, что вы сегодня работали дружно, показали свои знания о составе слова,

Мы вместе с Осенью говорим вам, что вы молодцы! А солнышко весело улыбается вам.





-Нет.

-Надо переставить слова, а в словах поменять окончания.



Ребята говорят правило.


Ребята составляют предложения.

В лесу росла стройная рябинка. Свиристели клевали рябиновые ягоды.


Проводят анализ предложений.


-Суффикса.



Ребята говорят правило.


-Уменьшительно-ласкательные, название людей по профессии, названия детёнышей животных.



Ребята по цепочке говорят, какие слова получились, называют суффиксы.



Обучающиеся работают в группах.

Каждая группа объясняет, как выполнила задание.





























Ребята анализируют свою работу на уроке, опираясь на листы обратной связи.

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.



Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Коммуникативные: уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные:учить извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, таблица).

Учить перерабатывать и преобразовывать информацию из другой формы в другую: наблюдать и делать выводы.

Личностные: развитие способности к самооценке.

Познавательные: рефлексия своей деятельности на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: осознание качества и уровня выполнения работы.