СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 4 классе»

Тема: Склонение имён существительных во множественном числе.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Технология: проблемно-диалогическая.

Цель: способствовать формированию представлений о склонении имён существительных во множественном числе.

Предметные УУД:

1. Познакомятся с правилом определения склонения имени существительного во множественном числе; с особенностями имен сущ. в форме множественного числа; научатся указывать склонение имени существительного во множественном числеОпределять склонение имён существительных в форме множественного числа;

Личностные УУД:

1. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

2. Осознавать важность грамотного письма.

Коммуникативные УУД:

1. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные УУД:

1. На основе анализа делать выводы, доказывать своё мнение.

2. Извлекать информацию из учебника, из таблицы.

3. Отличать новое от известного, открывать новые знания.

4. Работать с алгоритмом и ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

1. Понимать и сохранять учебную задачу и решать её под руководством учителя.

2. Планировать, контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы и приёмы работы: учебный диалог, дидактическая игра, упражнение, работа с учебников, с таблицей, работа по алгоритму, презентация, создание проблемной ситуации.

Оснащение урока: компьютер, проектор, экран, карточки, учебник, изображение новогодней ёлки

Этапы урока.

Вр.

Деятельность учителя

Деят. уч-ся

1.

Организационный


Учитель. - Ребята,

на уроке у нас много гостей. Давайте повернёмся к гостям и подарим и свои улыбки.

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь,

И удачи вам во всем,

А теперь урок начнем.

Русский язык таит в себе много секретов, а для незнаек немало ловушек.

-Что нужно, сделать чтобы не попасть в ловушки?


Приветствовать учителя

Настраивать себя на урок

2.

Мотивационный

Словес.: ответы на вопрсы, слово учителя

Практич.: грамматическое задание



Учитель. Повторим написание букв. И соединения между ними. Внимание на доску.

Пишем буквы

еоньлетивтсещус

Учитель. - Какое слово зашифровано? Прочитайте справа налево

Дети.- Существительное.

Учитель. - Значит о чём пойдёт речь на уроке?

Дети. - О существительном.

На доске появляется табличка. Имя существительное

- Что вы можете рассказать о существительном

  • Вот это, что открыто, вы уже знаете.

-Но у нас есть неоткрытое знание. Что это может быть?

  • Какие учебные задачи вы поставите пред собой?

  • Узнать ….

  • Учиться ….

(- как определить склонение имени сущ. мн. числа)

- Сегодня мы познакомимся с новым словом

- Найдите существительное, образованное из двух слов.

Надевай рюкзак на спину

Скорее заканчивай сборы!

Захвати свои храбрость и силу

Нас ждет путешествие в горы.


- Кто может объяснить значение этого слова? ……..

- Найдите лексическое значение этого слова, у вас на карточке, прочитайте.

Путешествие – поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам.

(по словарю С. Ожегова)

Состоит из двух корней путь и шествие

Странствие, поездка, хождение, паломничество, экскурсия.

Кругосветное путешествие

Запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.

  • А что вы можете рассказать про это слово? (помощь на каточке)

Это существительное …….. числа.

- лексика – путешествие – это……. … (найти в словарях)

- фонетика – 12 звуков, 11 букв, 5 гласных, 7 согласных

- морфология – предмет, нариц., неодуш., мн. ч., скл. -…..

- составьте предложение с этим словом.

- А если мы всем классом отправимся в путешествие, то как нас можно будет назвать? (путешественники)


  • А к какому склонению относится данное слово? Обсудите этот вопрос в парах и укажите в скобках то склонение, которое вы считаете верным.

( Путешественники – 2 скл.)

  • Чья пара готова дать ответ?

  • А как вы действовали?

    • Поставили сущ. в н.ф.

    • Вспомнили правило

    • Определили склонение


- Сравните свой алгоритм, который вы вывели самостоятельно с авторским

выводом.

- Послушайте внимательно. Совпадают ли ваши рассуждения?

- По этому алгоритму вы будете работать при определении склонения сущ. мн. числа.

  • А вот какие окончания имеют существительные множественного числа при склонении вы исследуете сами.


- Давайте просклоняем существительное Путешественники (по цепочке, на карточке)

- Чему мы с вами учились (писать безударные окончания существительного во множ. числе)

- Получилось

Писать каллиграфически.

Выполнять взаимопроверку






Составить кластер

























Странствие, поездка, хождение, паломничество, экскурсия.

Кругосветное путешествие




записать

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Самоопределение к деятельности



- А вот еще про одних путешественников вы узнаете, если прочитаете текст на доске

- Прочитайте текст

Синицы

На школьный двор прилетели синицы. Пташки были ловкими и смелыми. Их не пугали звонкие детские голоса. Они подлетали к кормушкам и ловко клевали хлебные крошки, которые заботливо насыпали школьники.


- Почему синиц я навала путешественниками?

- Какие добрые дела совершали дети?

-Зачем нужно делать кормушки?

Расскажите про свои добрые дела. Молодцы!

- Выпишите существительные в форме множественного числа.

- Определить склонение








На доске

Синицы 1скл

Пташки 1скл.

Голоса 2 скл.

К кормушкам

Крошки 1 скл

Школьники 2 скл


Физминутка.


-Устали , давайте поиграем?

«Найдите лишнее слово»

Леса, озеро, поля, моря

Берёзами, елям, осине, сосна

Сестры, дедушки, братья, дяди



Озеро (ед.ч.)

Сосна (н.ф.)

Братья (2 скл)


Диктант






























Закрепление и обощение приобретенных знаний


А теперь проверим вашу внимательность

Мне будет помогать Илья Он загадает загадку. Ваша задача запомнить имена существительные.

Хлопушки, конфеты,

Сосульки,

Шары золотистого цвета.

Подарки,

Мерцанье цветных огоньков,

Звёзды, снежинки,

Гирлянды флажков;

Песни и пляски,

И смех без умолка.

Что это будет,

По-вашему? … 

Назовите существительные.

Хлопушки, конфеты, сосульки, шары, подарки, огоньков, звёзды, снежинки, гирлянды, флажков, песни, пляски.

- Что общего у этих слов?

- Давайте определим склонение сущ. мн. числа. Записывайте в тетрадь только цифрами склонения, через запятую.

Проверка 1, 1, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 1, 2, 1, 1,

- У кого 5, 4, 3?

Вывод - Как определяли склонение имен сущ. мн. числа?


- Ну наше путешествие продолжается

- Выпишите из стихотворения М. Егоровой существительные, употребляющие только в одном числе – единственном или множественном. Дополните список своими примерами


Чтоб чудесно отдохнуть,

Взять, что надо, не забудь.

Постарайся не лениться

И по списку уложиться:

Теплый свитер или куртка

Джинсы, брюки – для прогулки

Встретить солнышко с утра

Посидеть у костра –

Обувь нужно подобрать,

Чтобы в ней не замерзать,

Чтобы в горы в ней идти
В лес и не уставать в пути


Сани, шорты, качели. Сливки, отруби, дрожжи сутки сумерки, именины

Работа в рабочей тетради упр. 168-170







Итог урока

X. Домашнее задание

Рефлексия




X. Домашнее задание р.т. упр. 172

- Зима – это время года, которое любят и взрослые , и дети. Зимой мы отмечаем праздник Новый год.

- В густом ельнике жила маленькая елочка. Как и все малыши, она была очень любопытная и часто задавала вопросы: - Что? Зачем? Почему?

Пришла зима. Елочке стало холодно и грустно.

- Ребята, давайте расскажем ей, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке. Украсим ее украсим новогодними игрушками.

- Как звучала тема урока?

- Чему мы научились? 

- Как определить склонение имен существительного, если оно употреблено во множественном числе?

Украшаем ёлку.

Урок полезен, всё понято. (зелёный шарик)

Лишь кое – что чуть-чуть неясно. (жёлтый шарик)

Ещё придётся потрудиться.(красный шарик)

Да, трудно всё- таки учиться! (синий шарик)

- А ещё Новый год- это время сюрпризов, чудес. У меня два конверта (надписи:»Подарок» и «Подарки»). Какой из этих конвертов вы выберите? Почему?

Детям вручаются небольшие подарки.

- Молодцы! Спасибо за урок!