СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является обобщающим, направлен на формирование УУД

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 10 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"»

Технологическая карта урока русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи». 10 класс.

Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; совершенствовать умения определять разряды и образовывать степени сравнения прилагательных, употреблять их в речи; формировать культуру устной и письменной речи; осуществлять нравственно - эстетическое воспитание, внимание к слову и окружающему миру.

Формируемые УУД: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений; коррекция знаний и умений; умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации; осознание смысла учения, совершенствования имеющихся знаний и понимание личной ответственности за будущий результат.

Планируемые методы, приемы, технологии: лингвистический эксперимент, наблюдение, сравнение и сопоставление, практическая работа, творческая работа

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированного результата

Планируемые результаты

1. Мотивация.

- Проверьте свою готовность к уроку.

Организует уточнение типа урока.

- Игра «Имя и эпитет» (подберите по отношению к себе или своему другу эпитет, характеризующий вас, причём он должен начинаться на ту же букву, что и имя, например, меня зовут Вера Васильевна – я внимательная и вежливая). Продолжим?

Оценивают по критериям:

– необходимые вещи, их порядок и расположение на парте;

– эмоциональный настрой на урок

- включаются в диалог.Я, Инесса Георгиевна, инициативная и гуманная; я Севиля Мусаевна – смелая и мудрая; я, Ангелина Яковлевна, аккуратная и ясноглазая;я, Анастасия Ильинична, активная и искренняя;я, Алексей Игоревич, азартный и интересный; я, Эмиль Раминович, эгоистичный и ранимый;я, Антон Юрьевич, артистичный, авторитетный и юмористичный.

Девиз урока: «Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это не приятно?» (Конфуций) (древний мыслитель и философ Китая)

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (закреплению и повторению тех знаний, которые были известны ранее)


Личностные: способность к

самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности





2.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания по ключу. Подведение к формулировке темы и задач урока.


Организует индивидуальную, групповую и фронтальную работу по совершенствованию языковой и лингвистической компетенции.

Осуществляет проверку группового задания.

Организует работу по подведению к формулировке темы и задач урока.


Какая часть речи делает нашу речь более точной и образной?


- С какой частью речи были связаны все выполненные задания? ( С прилагательными).

- Прилагательное по употреблению в речи занимает почётное 3 место, после существительного и глагола.

Так над какой темой мы будем работать?

Какая часть речи делает нашу речь более точной и образной и позволяет показать различные признаки предмета?


Выполняют задания

Задание 1 группе:

Объясните правописание прилагательных осенних, таинственная, багряных, туманнаябожественной.

Задание 2 группе

Лингвистический эксперимент.

Что нужно сделать с существительным дорога, чтобы превратить его в краткое прилагательное, не меняя в нем ни одной буквы?

Как ты мне дорога (поменять ударение)


Задание 3 группе

Сравните словосочетания каменный дом – каменное сердце, заячий хвост – заячий тулуп. Какое явление мы здесь наблюдаем?

(переход прилагательных из одного разряда в другой)

на знание морфологических норм прилагательных (задание 6 ЕГЭ)

Выполняют работу по постановке ударения в прилагательных.

Отвечают на поставленные вопросы, участвуют в беседе.

Осуществляют взаимопроверку.

Выставляют оценки.

Выполняют задания учителя.

Дополняют, уточняют высказанные мнения.

Записывают слова в тетрадь, выделяют орфограммы.

- Перед работой по теме урока выполним ряд упражнений - Ребята, вы любите отгадывать ребусы? Попробуйте расшифровать слово на слайде (орфоэпия). Что такое орфоэпия?

- Какие нормы нарушаем, неправильно расставляя ударение? (Акцентологические)

- С каким заданием на ЕГЭ связано знание акцентологических норм? (Задание 4)

- А кроме успешного выполнения заданий ЕГЭ нам нужно уметь правильно произносить слова? Для чего?

- Запишите слова (даны на слайде) и расставьте ударение: красИвейший, ловкА, кУхонный, мозаИчный, оптОвый, прожОрлива, прозорлИва, слИвовый, кедрОвый, безУдержный. гЕрбовый, газирОванный, украИнский, экспЕртный.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работу по ключу (информация на слайде).

- Поставьте оценку на полях, учитывая следующие критерии: нет ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3».

- Назовите основные функции этой части речи (обозначает признак предмета и характеризует его с разных сторон; даёт предмету дополнительную, чаще оценочную характеристику; передаёт авторское отношение, его оценку; рисует внешний вид человека, отражает его состояние; придаёт описанию образность).

Предметные УУД:

уметь образовывать степень сравнения прилагательных, указывать их грамматические признаки, знать орфографические и орфоэпические нормы, владеть терминологией, определять части речи

Познавательные УУД:

активное слушание, выдвижение собственных предположений, развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности, формирование умения на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные УУД:

уметь планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, формировать умение работать в группе

Коммуникативные УУД: формирование понятных для одноклассников высказываний, участие в опросе

Личностные УУД:

активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему, умение дополнять высказанные мнения, способность к самооценке и оценке достижений другого

3

Формулировка темы и задач урока.Цель этапа: организация формулирования темы и задач урока через диалог


Организует работу по формулированию темы и задач урока при помощи вопросов.

Значит главная задача урока – привести ваши знания о прилагательном в систему. А в этом нам поможет кластер – графический приём систематизации материала в виде грозди, кисти.


- Расскажите по кластеру об имени прилагательном.

- Скажите, каких грамматических категорий нет на кластере?


- В каких прилагательных признак не может проявляться в большей или меньшей степени?

Отвечают на вопросы учителя, прогнозируют правильный вариант ответа, доказывают своё мнение

(Обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном; совершенствовать умения определять разряды и образовывать степени сравнения прилагательных, употреблять их в речи)

Рассказывают об имени прилагательном, дополняют те категории, которых нет на кластере.

(Нет разрядов по значению и степеней сравнения)

- В начале урока мы уже определили тип урока. А каковы цели его? Что необходимо повторить, обобщить?

Назовите разряды прилагательных по значению.

Что нужно знать, чтобы правильно определить разряд прилагательных по значению?

Какие прилагательные могут иметь степени сравнения?

Какие прилагательные обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени?

Какие прилагательные обозначают принадлежность лицу или животному?

Предметные УУД:

знать особенности местоимения как части речи

Познавательные УУД:

развивать потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать задачи урока

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме


4. Актуализация знаний, фиксирование затруднений, обращение к стр. учебника (стр.172-173)

составление стратегии по разрешению затруднений

Цель этапа: организация проблемного диалога для усвоения материала урока, организация самостоятельной работы по систематизации ранее изученного материала


Организует работу по обобщению материала, направляет деятельность учащихся

Организует работу с учебником

Организует работу в группах (по 2 человека)

1 гр качественные

зеленый лес

теплое молоко

сильный ветер

отзывчивая девочка

свежий ветер

Отвечают на вопросы учителя, анализируют языковые явления, делают выводы

Подкрепляют свои выводы материалом учебника.

Выполняют практическую работу, распределяют прилагательные по разрядам:

Декабрьская метель, зеленый лес, теплое молоко, сильный ветер, железный прут, волчий хвост, детский смех, отзывчивая девочка, тетина сумка, Сережина книга, свинцовая пуля, свежий ветер, крокодильи слезы, стеклянная терраса.

Записывают в тетрадь.

2 группа - относительные

декабрьская метель

железный прут

детский смех

свинцовая пуля

стеклянная терраса.


3 группа - притяжательные

волчий хвост

детский смех

тетина сумка

Сережина книга

крокодильи слезы


- Послушаем группы, запишем в тетрадь.




Предметные УУД:

уметь находить суффиксы прилагательных, знать условия выбора правописания

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в системе своих знаний, осуществлять анализ языковых единиц

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, находить общий язык при работе в группе

Личностные УУД:

способность к самооценке своей деятельности

5

Проверка понимания материала, представление материала

Цель этапа: тренировка способности к контролю, самоконтролю и самооценке,

организация по выявлению и исправлению допущенных ошибок


Лингвистический эксперимент



Организует работу учащихся при проверке выполненной работы

Контролирует работу по выявлению и исправлению ошибок при ответах обучающихся.

Трудно представить себе

язык без имен прилагательных. Именно они делают наши

высказывания яркими и выразительными,

вносят точность в определение

существенных признаков предметов и явлений.

Определите лексическое значение прилагательных : дотошный и скрупулёзный



Слушают выступающих, делают записи в тетради, дают комментарии

Посмотр Посмотрите на текст №1, который лежит перед пе в

вами и определите, о чем в нем идет речь? Какие слова вы угадали и почему?

Теперь поработаем над текстом №2.

Предметные УУД: знать условия выбора

орфограммыПознавательные УУД: уметь проводить сравнение по заданным критериям, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Регулятивные УУД:

уметь планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме

Личностные УУД:

уметь переключаться с одного вида деятельности на другой

6

Закрепление

Цель этапа: организация работы над совершенствованием навыка в определении грамматических категорий имён прилагательных.

Определение степеней сравнения имён прилагательных, разрядов.


А) Работа с текстом

Организует работу при выполнении упражнений на закрепление

Организует обсуждение выполненного задания.

- Выполним упражнение на закрепление.

Б)- Задание 14 ЕГЭ. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?

- Ползли безжизне(1)ые сумерки, заволакивая пусты(2)ый берег, из-за массивных ледя(3)ых глыб виднелись белые фигуры с дли(4)ыми баграми в руках.

1)1,2,3,4 2)1,3,4 3)1,2,4 4)2,4

В) Определение прилагательноего

Выполняют упражнения в соответствии с заданием

Осуществляют самопроверку и взаимопроверку

выполненной работы при коллективном разборе.

Самостоятельно выполняют тест

Выставляют оценку за работу

Выписать прилагательные. - - Какой приём вы будете использовать при определении части речи?


1) белевший

2) лисий

3) мощнейший

4) Колин

5) профилакторий

6) кормчий

7) хаки

8) заполярный

9) заречный

10) столовая

11) древнерусский

12) блестящий (ответ)‏

- Работа с текстом (упр. 194.)

Выписать имена прилагательные и определить из разряд.

- Какую роль играют в тексте прилагательные?

(они помогают понять настроение лирического героя, увидеть красоту осенних вечеров, почувствовать неразрывную связь природы и человека. Эпитеты подчёркивают настроение героя, его восприятие вечера).

- Назовите стиль и тип речи текста

- Назовите средства выразительности в тексте: олицетворения, эпитеты, сравнения, метафоры.

- Объясните постановку знаков препинания впредложении.

- Ползли безжизненные сумерки, заволакивая пустынный берег, из-за массивных ледяных глыб виднелись белые фигуры с длинными баграми в руках.

Предметные УУД:

уметь применять на практике полученные знания,

владеть понятиями «текст», «заголовок», «основная мысль», уметь находить в тексте прилагательные, давать им характеристику

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию, применять правила на практике, находить ответы на вопросы

Личностные УУД:

уметь проводить самооценку успешной деятельности

Регулятивные УУД:

уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в письменной форме

7

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. - Я предоставляю вам свободу выбора домашнего задания, а вы проявите своё трудолюбие и покажите знания.


Даёт дифференцированное домашнее задание, объясняет его выполнение

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы по выполнению работы

- Прочитайте высказывание на слайде: Трудолюбивыми люди могут быть тогда, когда они свободны. Д.Дидро

- Согласны с высказыванием? Аргументируйте свою точку зрения.

1) Составьте словарный диктант по теме «Правописание прилагательных»

(15-20 словосочетаний)

2) Выполнить задание на сайте Захарьиной

3) Выполнить упр.188 учебника, п.36

Познавательные УУД:

осознавать практическую значимость результатов

8

Цель этапа: фиксация степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организация проведения самооценки учениками работы на уроке


Организует самооценку результатов деятельности учащихся, выставляет оценки за урок

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке.


- Вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока. Какие задачи вам пришлось решать в течение урока? Кто доволен своей работой на уроке? Что было самым интересным? Что было самым трудным?

- Дайте оценку уроку «Одним словом».

- В тетради на полях напротив темы урока поставьте себе оценку за урок. Если у вас остались вопросы по теме урока, то рядом поставьте вопросительный знак.

- А сейчас оцените себя за каждый этап работы на уроке. За выполнение тестовой работы оценки получают все. Я поставлю за урок оценки следующим ученикам.

- Урок окончен. Спасибо за работу!

Личностные УУД: адекватное понимание причин успеха/неуспеха, самооценка

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий деятельности

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью



























- Задание 14 ЕГЭ. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?

- Ползли безжизне(1)ые сумерки, заволакивая пусты(2)ый берег, из-за массивных ледя(3)ых глыб виднелись белые фигуры с дли(4)ыми баграми в руках.

1)1,2,3,4 2)1,3,4 3)1,2,4 4)2,4



Аккуратный – неряшливый

Грубый – вежливый

Равнодушный – заботливый

Беспечный - настойчивый





3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!