Технологическая карта урока
Тема: Предлог.
Урок открытия нового знания.
Цель: формирование нового знания о предлоге, о его значении и употреблении в речи.
Задачи:
Обучающая: создать условия для формирования нового знания об отличительных особенностях предлога; для формирования знания о связи предлога и имени существительного; для формирования знания о значении предлога в предложении
Развивающая: развивать умения находить предлоги в предложении; развивать умение связывать с помощью предлога слова в предложении; совершенствовать умения выделять грамматическую основу предложения; развивать умения задавать вопросы от сказуемого к зависимым словам с предлогами.
Воспитывающая: создать условия для формирования чуткого отношения к слову, окружающей природе.
Методы: метод наблюдения над фактами языка; метод самостоятельной работы, индуктивный метод, метод языкового разбора.
Приёмы: работа с текстом, постановка вопроса, работа над упражнением.
Контроль: устный и письменный.
Формы: фронтальная и индивидуальная.
УУД
Личностные УУД:
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к языку.
Регулятивные УУД:
умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; вырабатывать способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД:
Определение предлога, его употребление и значение в речи
1. Распознают предлоги среди других слов в предложении.
2. Умеют связывать с помощью предлога слова в предложении.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов; адекватно оценивать свою роль в коллективной работах.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Наблюдение над фактами языка (цель: дать новое лингвистическое понятие | - Прочтите отрывок из сказки «Зимовьё зверей». - Найдите предложения, в которых говорится о быке, свинье, петухе и гусе. - Выделим грамматическую основу каждого предложения, определим подлежащее и сказуемое. - Ребята, задайте вопросы к зависимым словам этих предложений. - А теперь давайте изменим предложения: бык стоит угол; баран сидит лавочка; свинья лежит печка; петух вскочил печка; гусь расхаживает изба, поглядывает окошко. Что изменилось? Говорят ли так люди? - Давайте теперь обведём слова в кружочек, которых нет во втором тексте, а окончания слов, которые мы заменили обведём в квадратик. - Догадались, зачем нужны выделенные слова? - Верно. Выделенные слова называются предлогами и употребляются в речи для того, чтобы связывать между собой слова. | Строят звери избу и мороза не чуют. День поработали и избу построили. Затопили они печку и греются. Бык в углу стоит, сено жуёт. Баран нам лавочке сидит. Свинья перед печкой лежит. Петух на печку вскочил. А гусь по избе расхаживает. За окошко поглядывает. - Бык в углу стоит, сено жуёт. Баран нам лавочке сидит. Свинья перед печкой лежит. Петух на печку вскочил. А гусь по избе расхаживает. За окошко поглядывает. - бык стоит, жуёт; баран сидит; свинья лежит; петух вскочил; гусь расхаживает, поглядывает; свинья лежит. - бык стоит (где?) в углу; баран сидит (где?) на лавочке; свинья лежит (где?) перед печкой; петух вскочил (куда?) на печку; гусь расхаживает (где?) по избе, поглядывает (куда?) за окошко. - Не говорят, получился просто набор слов. Исчезли слова из предложения: в, на, перед, по, за. бык стоит в углу; баран сидит на лавочке; свинья лежит перед печкой; петух вскочил на печку; гусь расхаживает по избе, поглядывает за окошко. - Эти слова связывают слова в предложении. |
Закрепление понятия (цель: закрепить полученные знания) | Выполняют работу самостоятельно. - Ребята, заполните пропуски. Подставьте нужные предлоги. Даны предлоги: над, в, под, за, из, в. Птичка летает…клеткой Птичка сидит … клетке Птичка сидит … клеткой Птичка сидит … клеткой Мальчик вышел … леса Мальчик вошел … лес. - Что у вас получилось? - Молодцы! | -Птичка летает над клеткой Птичка сидит в клетке Птичка сидит под клеткой Птичка сидит за клеткой Мальчик вышел из леса Мальчик вошел в лес. |
Технологическая карта урока
Тема: Предлог и приставка.
Урок открытия нового знания.
Цель: формирование нового знания об отличительных особенностях предлога и приставки.
Задачи:
Обучающая: создать условия для формирования нового знания об отличительных особенностях предлога и приставки; для формирования знания о связи предлога и имени существительного; для формирования знания о значении предлога в предложении; для формирования нового знания о влиянии приставки на слово.
Развивающая: развивать умения находить предлоги в предложении; развивать умение связывать с помощью предлога слова в предложении; совершенствовать умения выделять грамматическую основу предложения; развивать умения задавать вопросы от сказуемого к зависимым словам с предлогами; совершенствовать навыки подбора родственных слов.
Воспитывающая: создать условия для формирования чуткого отношения к слову, окружающей природе.
Методы: метод наблюдения над фактами языка; метод самостоятельной работы, индуктивный метод, метод языкового разбора.
Приёмы: работа над упражнениями, постановка вопроса, работа над дидактическим материалом, самостоятельная работа по группам и индивидуально, обобщение знаний по изученному правилу.
Контроль: устный и письменный.
Формы: фронтальная и индивидуальная.
УУД
Личностные УУД:
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к языку.
Регулятивные УУД:
умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; вырабатывать способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД:
Определение предлога и приставки, их употребления и значения в речи
1. Распознают предлоги среди других слов в предложении.
2. Умеют различать предлог и приставку.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов; адекватно оценивать свою роль в коллективной работах.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Наблюдение над фактами языка (цель: дать новое лингвистическое понятие | - Ребята, прочтите текст. - Давайте произведём синтаксический разбор каждого предложения: выделим главные члены предложения. - Задайте вопрос к второстепенным членам и выпишем только те словосочетания. В которых употребляются имена существительные с предлогами. Рядом запишем форму имени существительного в именительном падеже. - Ребята, какой мы можем сделать вывод? - Выделите приставки у глаголов: пожелтели, желтели, разносил, относил, полетели, вылетели. Чем они различаются? - Хорошо. Какой вывод вы можете сделать? | - Наступила осень. Листья в садах пожелтели; ветер срывал их и разносил по воздуху. По небу ходили тучи, на заборе громко каркала от холода ворона. На закате солнца из-за леса поднялась стая чудных больших птиц с длинными стройными шеями. Это были лебеди. Они полетели в тёплые края, за сине море. - Наступила осень. Листья в садах пожелтели; ветер срывал их и разносил по воздуху. По небу ходили тучи, на заборе громко каркала от холода ворона. На закате солнца из-за леса поднялась стая чудных больших птиц с длинными стройными шеями. Это были лебеди. Они полетели в тёплые края, за синее море. - Слова: в, по, на, от, из-за, за – предлоги, они нужны для связи имени существительного в определенном падеже с глаголом. - Пожелтели (законченное действие) – желтели (длительное действие; разносил (носил в разные стороны)- относил (носил в одну сторону); полетели (начало действия) – вылетели (совершение действия из определенной точки). - Мы выделили приставки, они влияют на изменение значения слова. |
Обобщение структурных и семантических признаков (цель: научить обобщать, делать выводы) | - Как мы можем отличить приставку от предлога? С этой целью вспомним, что мы делали для нахождения предлога, и составим план по порядку действий. Что мы делали первым? - Хорошо, А вторым? - Дальше. - И на что мы обращаем внимание? - Вы совершенно правы. А что мы делали при определении приставки? - Молодцы. А теперь вместе составим таблицу отличительных признаков предлога и приставки. - Поищите в тексте части речи, которые имеют при себе предлоги. - Какой вывод мы можем сделать? - А с какими частями речи не может? - Да, верно. Ведь глаголы не склоняются, но зато встречаются приставки, которые он меняет | - Выделяли главные члены каждого предложения. - От сказуемого задавали вопрос к имени существительному. - Ставили это существительному в форму именительного падежа и вспоминали значение этого слова. - Мы смотрим, есть ли между глаголом и именем существительным предлог. - 1. Сравниваем несколько родственных слов, находим, корень, определяем его значение. 2. В ряде родственных слов выделяем приставки. 3. Определяем значение каждого родственного слова с разными приставками. - в садах (сущ); По небу (сущ); по воздуху (сущ.); на заборе (сущ.); от холода (сущ.); на закате (сущ.); из-за леса (сущ.); с длинными (прил.); в тёплые (прил.); за синее море (прил. и сущ.) - Предлоги могут употреблять с существительными и прилагательными. - С глаголами. |
6