СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка»

Технологическая карта урока

Тема: Предлог.

Урок открытия нового знания.

Цель: формирование нового знания о предлоге, о его значении и употреблении в речи.

Задачи:

Обучающая: создать условия для формирования нового знания об отличительных особенностях предлога; для формирования знания о связи предлога и имени существительного; для формирования знания о значении предлога в предложении

Развивающая: развивать умения находить предлоги в предложении; развивать умение связывать с помощью предлога слова в предложении; совершенствовать умения выделять грамматическую основу предложения; развивать умения задавать вопросы от сказуемого к зависимым словам с предлогами.

Воспитывающая: создать условия для формирования чуткого отношения к слову, окружающей природе.

Методы: метод наблюдения над фактами языка; метод самостоятельной работы, индуктивный метод, метод языкового разбора.

Приёмы: работа с текстом, постановка вопроса, работа над упражнением.

Контроль: устный и письменный.

Формы: фронтальная и индивидуальная.

УУД

Личностные УУД:

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к языку.

Регулятивные УУД:

умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; вырабатывать способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД:

Определение предлога, его употребление и значение в речи

1. Распознают предлоги среди других слов в предложении.

2. Умеют связывать с помощью предлога слова в предложении.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов; адекватно оценивать свою роль в коллективной работах.




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Наблюдение над фактами языка (цель: дать новое лингвистическое понятие

 - Прочтите отрывок из сказки «Зимовьё зверей».








- Найдите предложения, в которых говорится о быке, свинье, петухе и гусе.




- Выделим грамматическую основу каждого предложения, определим подлежащее и сказуемое.

- Ребята, задайте вопросы к зависимым словам этих предложений.




- А теперь давайте изменим предложения: бык стоит угол; баран сидит лавочка; свинья лежит печка; петух вскочил печка; гусь расхаживает изба, поглядывает окошко. Что изменилось? Говорят ли так люди?

- Давайте теперь обведём слова в кружочек, которых нет во втором тексте, а окончания слов, которые мы заменили обведём в квадратик.

- Догадались, зачем нужны выделенные слова?

- Верно. Выделенные слова называются предлогами и употребляются в речи для того, чтобы связывать между собой слова.

Строят звери избу и мороза не чуют. День поработали и избу построили. Затопили они печку и греются. Бык в углу стоит, сено жуёт. Баран нам лавочке сидит. Свинья перед печкой лежит. Петух на печку вскочил. А гусь по избе расхаживает. За окошко поглядывает.

- Бык в углу стоит, сено жуёт. Баран нам лавочке сидит. Свинья перед печкой лежит. Петух на печку вскочил. А гусь по избе расхаживает. За окошко поглядывает.

- бык стоит, жуёт; баран сидит; свинья лежит; петух вскочил; гусь расхаживает, поглядывает; свинья лежит.


- бык стоит (где?) в углу; баран сидит (где?) на лавочке; свинья лежит (где?) перед печкой; петух вскочил (куда?) на печку; гусь расхаживает (где?) по избе, поглядывает (куда?) за окошко.

- Не говорят, получился просто набор слов. Исчезли слова из предложения: в, на, перед, по, за.






бык стоит в углу; баран сидит на лавочке; свинья лежит перед печкой; петух вскочил на печку; гусь расхаживает по избе, поглядывает за окошко.

- Эти слова связывают слова в предложении.

Закрепление понятия (цель: закрепить полученные знания)

Выполняют работу самостоятельно.

- Ребята, заполните пропуски. Подставьте нужные предлоги.

Даны предлоги: над, в, под, за, из, в.

Птичка летает…клеткой

Птичка сидит … клетке

Птичка сидит … клеткой

Птичка сидит … клеткой

Мальчик вышел … леса

Мальчик вошел … лес.

- Что у вас получилось?

- Молодцы!














-Птичка летает над клеткой

Птичка сидит в клетке

Птичка сидит под клеткой

Птичка сидит за клеткой

Мальчик вышел из леса

Мальчик вошел в лес.


























Технологическая карта урока

Тема: Предлог и приставка.

Урок открытия нового знания.

Цель: формирование нового знания об отличительных особенностях предлога и приставки.

Задачи:

Обучающая: создать условия для формирования нового знания об отличительных особенностях предлога и приставки; для формирования знания о связи предлога и имени существительного; для формирования знания о значении предлога в предложении; для формирования нового знания о влиянии приставки на слово.

Развивающая: развивать умения находить предлоги в предложении; развивать умение связывать с помощью предлога слова в предложении; совершенствовать умения выделять грамматическую основу предложения; развивать умения задавать вопросы от сказуемого к зависимым словам с предлогами; совершенствовать навыки подбора родственных слов.

Воспитывающая: создать условия для формирования чуткого отношения к слову, окружающей природе.


Методы: метод наблюдения над фактами языка; метод самостоятельной работы, индуктивный метод, метод языкового разбора.

Приёмы: работа над упражнениями, постановка вопроса, работа над дидактическим материалом, самостоятельная работа по группам и индивидуально, обобщение знаний по изученному правилу.

Контроль: устный и письменный.

Формы: фронтальная и индивидуальная.









УУД

Личностные УУД:

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к языку.

Регулятивные УУД:

умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; вырабатывать способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД:

Определение предлога и приставки, их употребления и значения в речи

1. Распознают предлоги среди других слов в предложении.

2. Умеют различать предлог и приставку.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов; адекватно оценивать свою роль в коллективной работах.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Наблюдение над фактами языка (цель: дать новое лингвистическое понятие

- Ребята, прочтите текст.









- Давайте произведём синтаксический разбор каждого предложения: выделим главные члены предложения.





- Задайте вопрос к второстепенным членам и выпишем только те словосочетания. В которых употребляются имена существительные с предлогами. Рядом запишем форму имени существительного в именительном падеже.

- Ребята, какой мы можем сделать вывод?




- Выделите приставки у глаголов: пожелтели, желтели, разносил, относил, полетели, вылетели. Чем они различаются?

- Хорошо. Какой вывод вы можете сделать?

- Наступила осень. Листья в садах пожелтели; ветер срывал их и разносил по воздуху. По небу ходили тучи, на заборе громко каркала от холода ворона. На закате солнца из-за леса поднялась стая чудных больших птиц с длинными стройными шеями. Это были лебеди. Они полетели в тёплые края, за сине море.



- Наступила осень. Листья в садах пожелтели; ветер срывал их и разносил по воздуху. По небу ходили тучи, на заборе громко каркала от холода ворона. На закате солнца из-за леса поднялась стая чудных больших птиц с длинными стройными шеями. Это были лебеди. Они полетели в тёплые края, за синее море.











- Слова: в, по, на, от, из-за, за – предлоги, они нужны для связи имени существительного в определенном падеже с глаголом.





- Пожелтели (законченное действие) – желтели (длительное действие; разносил (носил в разные стороны)- относил (носил в одну сторону); полетели (начало действия) – вылетели (совершение действия из определенной точки).


- Мы выделили приставки, они влияют на изменение значения слова.

Обобщение структурных и семантических признаков (цель: научить обобщать, делать выводы)

- Как мы можем отличить приставку от предлога? С этой целью вспомним, что мы делали для нахождения предлога, и составим план по порядку действий. Что мы делали первым?


- Хорошо, А вторым?


- Дальше.




- И на что мы обращаем внимание?

- Вы совершенно правы. А что мы делали при определении приставки?






- Молодцы. А теперь вместе составим таблицу отличительных признаков предлога и приставки.




- Поищите в тексте части речи, которые имеют при себе предлоги.


- Какой вывод мы можем сделать?

- А с какими частями речи не может?

- Да, верно. Ведь глаголы не склоняются, но зато встречаются приставки, которые он меняет










- Выделяли главные члены каждого предложения.

- От сказуемого задавали вопрос к имени существительному.

- Ставили это существительному в форму именительного падежа и вспоминали значение этого слова.

- Мы смотрим, есть ли между глаголом и именем существительным предлог.

- 1. Сравниваем несколько родственных слов, находим, корень, определяем его значение.

2. В ряде родственных слов выделяем приставки.

3. Определяем значение каждого родственного слова с разными приставками.






- в садах (сущ); По небу (сущ); по воздуху (сущ.); на заборе (сущ.); от холода (сущ.); на закате (сущ.); из-за леса (сущ.); с длинными (прил.); в тёплые (прил.); за синее море (прил. и сущ.)


- Предлоги могут употреблять с существительными и прилагательными.

- С глаголами.





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!