Актуализация опорных знаний | 1. Повторение. На доске запись: Погода Прекрасная погода Сегодня стоит прекрасная погода. Задаю обучающимся вопрос: чем отличаются эти фразы? Как вы определили, что последняя фраза – это предложение? Запишите предложение и подчеркните подлежащее и сказуемое. Чем отличаются предложение, словосочетание и слово? Какие знаки ставятся в конце предложения? 2. Самостоятельная работа обучающихся: - Составьте и запишите со словами, которые я диктую, словосочетания, подчеркните орфограммы в словах (все слова изучались в этом году): осенний, вокзал, парашют, библиотека, беседовать. Два человека работают на карточках (записать словосочетания, обозначить главные слова): осенний день, новый вокзал, заниматься в библиотеке, прыгать с парашютом, беседовать с другом. - Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу: Осенью отправляются на юг перелётные птицы. Докажите, что данная фраза является предложением. | Анализируют приведённые примеры, выявляют особенности предложения и его отличие от слова и словосочетания. Отвечают на вопросы учителя. Находят грамматическую основу предложения. Принимают учебную задачу. Обозначают орфограммы в словах, составляют словосочетания, определяют особенности строения предложения. | Повторение изученного материала по теме: определение отличия предложения от других языковых единиц, нахождение грамматической основы предложения. Умение составить словосочетание, найти грамматическую основу предложения. Умение найти главное слово в словосочетании. Соблюдение орфографических норм. | Познавательные: логические (анализ, построение логической цепи рассуждений); Коммуникативные: построение речевого высказывания, осуществление учебного сотрудничества со сверстниками. Личностные: понимание сущности усвоенного. Личностные: понимание сущности усвоенного. Познавательные: логические (анализ, построение логической цепи рассуждений). |
Постановка проблемы и определение учебной задачи | 1. Подвожу обучающихся к формулированию темы урока. На доске записаны предложения: Я сделал домашнее задание. Ты сделал домашнее задание? Проверьте домашнее задание! - Вопросы классу: чем отличаются эти предложения? Почему в конце этих предложений стоят разные знаки? Назовите эти знаки. 2. Сообщаю тему урока. Подвожу к формулированию цели урока. Ребята, тема нашего урока – «Виды предложений по цели высказывания». Давайте сформулируем цель нашего урока: что мы сегодня должны узнать? | Принимают и сохраняют учебную задачу. Анализируют приведённые примеры. Формулируют цель урока (при необходимости – с подсказкой учителя). | Определение темы и цели урока. | Познавательные: самостоятельное формулирование цели урока. Регулятивные: принятие учебной задачи. |
Разрешение проблемной ситуации (работа по теме урока) | Рассказываю обучающимся о видах предложений по цели высказывания. Организую учебное исследование, контролирует выполнение работы: - Ребята, обратитесь к учебнику и прочитайте определения этих видов предложений. Наблюдение: ребята, давайте понаблюдаем за особенностями интонации этих предложений. | Самостоятельно работают с материалом учебника. Отвечают на вопросы. Сравнивают виды предложений по цели высказывания, наблюдают за особенностями интонации предложений. Высказывают своё мнение. | Знание особенностей различных видов предложений. Адекватное восприятие информации на слух. Умение придумать предложение с учётом замысла и ситуации общения. Соблюдение основных орфографических, грамматических норм. Стилистически корректное использование лексики. | Познавательные: общеучебные (поиск и выделение информации); логические (анализ, сравнение). Коммуникативные: построение речевого высказывания, владение речью в соответствии с нормами родного языка. |
Закрепление полученных знаний Физкультми-нутка | 1. Мини-диктант. - Запишите предложения, определите вид предложения по цели высказывания: Наступила осень. Жёлтые листья усыпали дорожки. Давайте погуляем по золотистому ковру! - Объясните написание слов. Исправьте ошибки. Сделайте вывод: как вы определили вид предложения? - Расскажите, какую картину можно устно нарисовать к этому тексту? Контролирую выполнение работы. 2. Самостоятельную работу в группе (обучающимся выдаются карточки): Составьте и запишите повествовательные предложения на тему «Осень». | Составьте вопросительные предложения на тему «Театр». | Составьте побудительные предложения на тему «Домашнее задание». | | Определяют вид предложений по цели высказывания. Осуществляют самопроверку. Составляют устный текст (словесное рисование). Выполняют задания. Осуществляют самопроверку. Осуществляют учебное сотрудничество. Обосновывают свой выбор. Высказывают предположения в группе. | Знание особенностей предложений по цели высказывания. Способность правильно излагать свои мысли в письменной форме. Адекватное восприятие информации на слух. Стилистически корректное использование лексики. Адекватное понимание информации письменного и устного сообщения. Соблюдение основных лексических, грамматических норм. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм этикета. | Познавательные: общеучебные (поиск и выделение информации); логические (анализ). Регулятивные: осуществление самоконтроля. Познавательные: общеучебные (самостоятельный выбор нужной информации), логические (доказательство). Регулятивные: осуществление самоконтроля. Коммуникативные: осуществление учебного сотрудничества со сверстниками. Владение речью в соответствии с нормами языка. |
Рефлексия | Предлагает обобщить знания, закреплённые на уроке: - Что мы повторяли сегодня? - Что мы узнали сегодня нового? - Какие предложения являются повествовательными, вопросительными, побудительными? Подводит обучающихся к формулированию вывода. | Систематизируют знания, полученные на уроке. Называют основные позиции изученного материала. | Способность свободно, правильно излагать свои мысли. | Коммуникативные: построение речевого высказывания. Осуществление учебного сотрудничества с учителем. |
Итог урока | Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке с помощью теста. Поставьте себе оценку – 5, 4, 3. (Обучающимся выдаются вопросы на карточках). - Как вы поняли тему урока? - Понравились ли вам задания на уроке? - Как вы работали на уроке? | Высказывают своё мнение. Оценивают свою работу на уроке. | Адекватно выражают своё отношение к полученной информации. | Личностные: оценивание усваиваемого материала. Самооценка. |