СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Текст - описание и текст - повествование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

3 класс "Перспективная начальная школа"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Текст - описание и текст - повествование"»

Урок 55. Развитие речи с элементами культуры речи.
Текст-описание и текст-повествование

Тип урока: развитие речи, применение знаний на практике

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления учащихся с разными типами текстов: описанием и повествованием; обратить внимание учащихся на особенности построения этих текстов и наличие в них слов-названий признаков и слов-названий действий; помочь сделать вывод, что в тексте-описании часто используется прием сравнения, так как сравнение помогает лучше представить то, что описывает автор; способствовать развитию письменной речи

Планируемые результаты

Предметные: научатся отвечать на вопросы; работать с толковым словарем; определять вид текста (описание, повествование); употреблять в тексте-описании сравнения; составлять и записывать текст-описание; определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план
текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении

Метапредметные:

•  познавательные – составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде;

•  регулятивные – вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

•  коммуникативные – осуществлять управление поведением партнера, контролировать, корректировать, оценивать действия партнера

Личностные: учитывать чужую точку зрения, оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Формулирование темы и целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

– Тема нашего урока: «Текст-описание и текст-повествование».

– Определите цели урока, используя опорные
слова

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.




– Сегодня на уроке мы…

Использовать знаково-символические средства. Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания

III. Изучение нового мате-
риала.

Работа по учебнику (часть 2).

Упражнение 17

Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Прочитайте отрывок из текста.

– Вы догадываетесь, какой породы Джим?

– Этот отрывок помогает представить собачку (ее внешность и поведение) или рассказывает какой-то интересный случай из ее жизни?

– Прочитайте все слова-названия признаков, которые характеризуют Джима.

– Придумайте название для этого отрывка.

– Это описание или повествование?

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположения.









– Это текст является описанием.

– В тексте много слов-названий признаков

Формировать смыслообразование. Выполнять анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию. Проявлять волевую саморегуляцию.

Формировать познавательную инициативу. Устанавливать причинно-следственные связи. Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Выполнять
построение логической цепи рассуждений. Выполнять доказательство. Формировать навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. Демонстрировать осознание ответственности за общее дело. Следовать в поведении
моральным нормам и этическим требованиям. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Выполнять учет разных мнений, координировать в сотрудничестве разные позиции. Использовать критерии для обоснования своего суждения. Демонстрировать достижение договоренностей и согласование общего решения

Упражнение 18

– Прочитайте еще один текст о собаках.

– У маленьких фокстерьеров есть и мать, и отец?

– Докажите это, обращаясь к тексту.

– Знаете ли вы, как выглядят собаки породы фокстерьер?

– Сможете представить это, прочитав рассказ Константина Коровина?

– Какая же цель у этого рассказа, для чего автор его написал: чтобы описать собачек или чтобы рассказать о них?

– Прочитайте все слова-названия действий, которые есть в тексте.

– Есть ли в тексте слова-названия признаков? Если найдете, то зачитайте их.

– Это текст – описание или повествование?

– Это текст является повествованием.

– В тексте много слов-названий действий.

Вывод: в тексте-описании часто встречаются слова-названия признаков, а в повествовании – слова-названия действий.

Учащиеся составляют сравнительную
таблицу.

Тип текста

Вопрос

Прием
«фотографирования»

Повествование

Что и как произошло?

Можно сделать несколько фотоснимков

Описание

Какой?

Можно сделать один фотоснимок

Рассуждение

Почему?

Нельзя сфотографировать


Упражнение 19

– Прочитайте текст.

– Какая часть текста подтверждает, что рассказчик – хороший охотник?

– Можно ли из текста понять, какой воздух в осеннем лесу, какое там освещение, какие краски?

– Подтвердите строчками из текста, что автор-рассказчик – наблюдательный человек.

– С какими живописным произведением можно сравнить этот текст: с пейзажем, с портретом или с натюрмортом? Объясните свой ответ.

– Как вы думаете, текст Сергея Аксакова – это описание осеннего леса или повествование о каких-то событиях из жизни леса?

– Обратите внимание на плакат Летучей Мыши на странице 44, где дана краткая биографическая справка о писателе

– Это текст-описание.

– Последняя часть текста подтверждает, что рассказчик – хороший охотник.

– «Воздух холодный», «лучи осеннего солнца», «красноватая сеть березовых ветвей», «увядшие желтоватые листья, блистающие золотом».


– Этот текст можно сравнить с пейзажем

Упражнение 20

– Прочитайте фрагмент Юлиного письма.

– Когда Юля Кубарева написала в клуб «Ключ и заря» это письмо, она училась во втором классе. Какими переживаниями и чувствами хочет поделиться с нами Юля?

– Из каких строчек ее письма это видно?

– Найдите сравнение, которое использует Юля.

– Помогает ли оно передать чувства, которые она испытывала?







– Юля использует сравнение как в сказке

IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний

Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Прочитайте. Определите тип каждого текста.

СЛАСТЕНА

Наша Мурка – странная сластена. Она любит лизать сладкий мед.

Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привел кошку к улью. Мурка стала на задние лапы и сунула мордочку в леток.

Вдруг раздался резкий кошачий визг. Пчела ужалила лакомку. (По А. Дорохову.)

ЯНТАРЬ

Многие сказки объясняют рождение янтаря. Одна рассказывает о прекрасной богине моря. Она и простой рыбак полюбили друг друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чудесный подводный дворец красавицы. Теперь морские волны выносят на берег обломки янтаря.

А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны
пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки.
(По В. Сейраняну.)

– Какой тип текста вы еще знаете?

Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Учащиеся читают тексты и определяют тип каждого текста.

– Текст «Сластена» – повествование.







– Текст «Янтарь» – рассуждение

Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков. Контролировать процесс и результаты своей деятельности. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления

V. Итоги урока, рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам:

– Как отличить текст-описание от текста-повествования?

– Какое затруднение у вас возникло?

– В чем была причина затруднения?

– Какую цель перед собой поставили?

– Каким способом действовали?

– Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

– Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

– Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод.

– Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать? Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Высказываются о значимости изученного материала в дальнейшем обучении. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят само-
оценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор.

Проверил

Уточнил

Открыл


Отслеживать цель учебной деятельности. Демонстрировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Домашнее
задание

Организует обсуждение домашнего задания.

Составить и записать олицетворения, сравнительные обороты про снежинки, вьюгу

Записывают домашнее задание

Формировать навыки самоорганизации