ГБОУ ООШ пос. Ровно – Владимировка Волжского района Самарской области
Кольниченко Г.А.
Тема | Имя прилагательное |
Педагогические цели | Дать учащимся представление об имени прилагательном как части речи; научить находить имена прилагательные в тексте, в своей речи; продолжить работу над формированием навыков правописания, развивать речь учащихся, их словарный запас; научит самостоятельно формулировать и решать учебную задачу с учётом индивидуальных особенностей; создать условие для рефлексии своей собственной деятельности. |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Учатся опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения; воспринимают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; овладевают умениями проверять написанное |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения; осознают эстетические потребности и ценности. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: общеучебные- владеют навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами (осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной формах); логические –выполняют логические действия (анализ, построение речевого высказывания, отнесение к известным понятиям), установление аналогий и причинно-следственных связей). Коммуникативные: определяют общую цель и пути её достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают своё поведение и поведение окружающих; проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интереса сторон и сотрудничества; признают возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий. Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата, корректируют деятельность (вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения). |
Основное содержание темы, понятия и термины | Имя прилагательное как часть речи. |
Образовательные ресурсы | Презентация к уроку с использованием мультимедийной доски. |
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приёмы контроля |
I.Мотивация к учебной деятельности. Создание эмоционального настроя. | Фронтальный. Словесный. Слово учителя. | Учитель помогает детям настроиться на работу, снять напряжение. На доске карточки со словами: Внимательный | Активный | Аккуратный | Любознательный | трудолюбивый | Самостоятельный | - Что видите на доске? Что это за слова? На доске появляется картинка с изображением ученика. - Какие из этих слов могут относиться к ученику? - Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, аккуратными, любознательными, трудолюбивыми, самостоятельными. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Дети отвечают. Дети отвечают. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | Устные высказывания |
II. Постановка целей через проблемную ситуацию и сообщение темы урока. | | - Я предлагаю ещё раз посмотреть на слова. Как думаете, что это за слова? Почему я выбрала именно их и как их можно связать с уроком русского языка? - Молодцы! Сейчас вы назвали тему урока. Сегодня на уроке вы получите представление об имени прилагательном как части речи и научитесь распознавать имена прилагательные среди других частей речи. | Дети отвечают. (это имена прилагательные) | Устные высказывания |
III.Исследовательская деятельность. Работа в группах. | Коллективная. Практический. | - Может ли кто-нибудь из вас дать точное определение, что такое имя прилагательное? Тогда я предлагаю вам подумать всем вместе, а чтобы работа шла успешнее, разделиться на группы. Учитель раздаёт карточки с изображением предметов: красное яблоко, белое облако, зелёное дерево, синий карандаш. - Образуйте группы предметов: красное, сладкое, вкусное; высокое, густое, зелёное; синий, узкий, деревянный; белое, зелёное, пушистое. Учитель раздаёт чистые листы группам. -Предлагаю вам проанализировать изображённые на карточках предметы, подумать и написать, что же такое имя прилагательное. -Кто выполнил задание? Что можно добавить к сказанному? -Как же нам проверить, правильно ли определили имя прилагательное? (обраться к учебнику) - Я предлагаю вам сравнить наше правило с правилом в учебнике? -Молодцы, вы сами вывели правило! -Какая проблема стояла перед нами? Вы справились с ней? | Дети образуют группы, ориентируясь на карточки. Ответ каждой группы. Одна группа детей высказывается, другие дополняют. Зачитывают правило из учебника. | Письмо |
IV. Игра «Разведчики» (динамическая пауза) | Фронтальная. Словесный. Беседа. | - Отметьте в тетради на «Листе успеха» свою работу, оцените свою работу в группе тем цветом, который соответствует вашей работе. -Мы с вами вывели правило, а теперь опираясь на него, потренируемся находить имена прилагательные в предложениях. Я предлагаю игру «Разведчики». Правила игры: дети сидят за партами. Перед каждым - чистый лист бумаги. На доске представлена запись: мороз коньки белая кружево пушистый ветер холодная морозный голубое Незаметно для окружающих каждый учащийся договаривается глазами с тем, с кем собирается поменяться местами. По сигналу учителя ученики переходят на новое место. Пользуясь изученным на уроке определением, что такое имя прилагательное, из списка, представленного на доске, дети выбирают имена прилагательные и записывают их на листочках. Затем возвращаются на свои места. Вернувшись за свою парту ученик, ученик по пятибалльной школе оценивает работу своего одноклассника. | Работают с «Лентой успеха». Участие в игре. | Упражнения в письменном высказывании |
V.Самостоятельная работа. | Фронтальная. Словесный. Беседа | -Предлагаю вам применить знания, которые вы сегодня получили. Какие задания по теме нашего урока вы можете предложить для самостоятельной работы? Учитель записывает на доске и оценивает их предложения. -Вы предложили много заданий, молодцы! На мультимедийной доске показывает варианты самостоятельной работы. - Я предлагаю выполнить задания на выбор: 1.Списать, подчеркнуть имена прилагательные 2.Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. 3.Составить предложения, используя имена прилагательные. - Какое задание, на ваш взгляд, самое лёгкое? Трудное? А самое интересное? Что вы делали, если испытывали трудность при выполнении задания? Какую учебную задачу мы ставили перед собой? Оцените свою работу по «Ленте успехов» | Формулируют различные варианты. Выполняют задание в тетради и на мультимедийной доске. Дети отвечают. | Письменные работы, чтение |
Физкультминутка | Коллективная. Практический. | Предлагает учащимся жестами, мимикой, движениями показывать признаки предметов: большой, горячий, узкий, весёлый, высокий,, шумный, тихий, маленький, грустный, круглый. | Выполняют действия под руководством учителя, осуществляя тем самым профилактику утомления, активно участвуя в физкультминутке | Правильное выполнение действий |
VI. Творческая работа. Актуализация знаний, полученных на уроке. Игра «Отгадай предмет» | Практический. Словесный. | На доске картинки: красное яблоко, белый заяц, синяя тетрадь, жёлтая машина. - Я предлагаю вам подумать и сказать, зачем же нужны в нашей речи имена прилагательные? - Я загадаю один из предметов, изображённых на доске. А вы задавайте вопросы так, чтобы по моим ответам можно было догадаться, какой это предмет. - Какая часть речи помогла вам отгадать задуманный предмет? Какую роль в нашем языке выполняют имена прилагательные? Задание: используя картинки, придумайте и запишите предложение. | Дети задают вопросы. Дети отвечают. | Отгадывание слов |
XI.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. | - На следующих уроках мы продолжим работу над этой темой. Оцените свою работу. Покажите мне свою ленту «Мои успехи». - Труден путь к знаниям, но мы преодолели трудности. Что помогало нам на дороге знаний? Вы были внимательными, активными. | Учащиеся показывают. | саморегуляция |