СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК  «Школа России»

Тема:  «Род имени существительного»

Тип урока: урок открытия  новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: 4 урок по теме «Имя существительное»

Цель:  формирование умения   определять  род имени существительного.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 3 классе»

Технологическая карта урока

Приложение №1

к региональным требованиям к профессиональной

деятельности педагогических работников

при аттестации на квалификационные категории

по должности «учитель» (начальные классы)


ФИО учителя Савинкина Светлана Леонидовна

Класс 3

УМК «Школа России»

Предмет: Русский язык

Тема: «Род имени существительного»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: 4 урок по теме «Имя существительное»

Цель: формирование умения определять  род имени существительного.


Планируемые результаты.

Предметные знания, предметные умения

УУД

Знать название родов. Уметь распознавать род имён существительных, подбирать существительные женского, мужского, среднего рода.

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Способствовать развитию доброжелательности, готовности к сотрудничеству. Самооценка на основе критериев. Осуществление рефлексии

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с предложенным учебным материалом. Уметь формулировать тему, цель урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самоконтроль; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Обобщать, классифицировать, искать необходимую информацию; ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного; выдвигать гипотезы. Структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Уметь слушать и строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в парах, группах. Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.



Ход урока


Этапы урока

Задача, которая должна быть решена ( в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся.




Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (познавательные, личностные, регулятивные)



Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока.

Диагностика достижения планируемых результатов урока.


1

Мотивация к учебной деятельности


Включение обучающихся в мыслительную деятельность. Организация эмоционального настроя на урок.

Фронтальная

-Звенит, заливается школьный звонок.

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Хорошим пусть будет у вас настроение,

Легко нам сегодня даётся учение.

- Как понимаете высказывание

«С малой удачи начинается успех».

-Каким вы хотите видеть наш урок?

-Какие умения понадобятся?

Откройте тетради и запишите число.

Классная работа.

-Помните правила посадки при письме.

Регулятивные УУД:

нацеливаются на успешную деятельность

Положительно настраиваются на работу


2.

Актуализация знаний

Развивать мыслительную деятельность, орфографическую зоркость.

Повторить изученный материал об имени существительном

Парная, фронтальная

Организация актуализации знаний

1) Орфографическая минутка

На доске записаны три слова с пропущенными буквами:

С..мейный,го.., уд..вительный.

-Прочитайте слова.

- Поработайте в парах. Сформулируйте задание, которое можно выполнить с этими словами.

-Объясните свой выбор.

-Давайте поиграем в игру, которая поможет вспомнить изученное об имени существительном.

2) Игра «Да – нет»(использовать сигнальные карточки).

Фиксируйте знания и сравнивайте свой ответ с эталоном на слайде. Оценивайте себя в листе достижений

Имя существительное – это часть речи? (Да!)

Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)

Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)

Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)

Имена существительные обозначают предмет ? (Да!)

Посовещайтесь в паре и придумайте свой вопрос к игре.

(Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?) (Да!)


Познавательные УУД:

анализируют, сравнивают, устанавливают сходства и различия.

Коммуникативные УУД :

слушают собеседника и ведут диалог, высказывают свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

определяют границу «знания – незнания»


Придумывают задания и объясняют свой выбор.

а) Вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.

б) Какое слово лишнее? (Год – имя существительное, остальные слова – имена прилагательные)

Объясняют свой выбор.

Участвуют в игре «Да-нет» с сигнальными карточками. Сверяют и оценивают выполненную работу.

Придумывают вопрос к игре.

Сверка с эталоном. Оценка в листе достижений

3

Самоопределение к деятельности


В совместной деятельности сформулировать цели и тему урока

Парная

Создает проблемную ситуацию.

Задание в парах: Разделите слова на 3 группы по какому-то признаку:

На доске: Малыш, окно, пурга, конь, котёнок, гнездо, ягода, колесо, книга.

Проверка.

1 признак – от количества слогов в слове.

2 признак – от положения ударения.

-По какому признаку ещё можно разделить? (Фиксация затруднения)

- В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени существительном. Наша задача – раскрыть ещё одну «тайну».

-Рассмотрите внимательно группы слов. Что скажите?

малыш пурга окно

конь ягода колесо

котёнок книга гнездо

-Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?

- Какая тема нашего урока?

- Подумайте, какие цели можете перед собой поставить?

- Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов на доске.

Сверьте свои предположения на слайде.


Личностные УУД:

используют и обогащают личный опыт .

Регулятивные УУД

составляют план решения задачи совместно с учителем.

Коммуникативные УУД :

включаются в диалог и коллективное обсуждение с учителем, сверстниками.

Участвуют в беседе.

Вместе с учителем формулируют тему и цели урока

Тема урока: « Род имени существительного»

Фиксируют затруднение.

Определяют задачи урока.

1.Знать больше … (об имени существительном).

2. Учиться определять…( род имён существительных).

3. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.).


Сверка с эталоном.

4

Построение проекта выхода из затруднения


Создать условия для формирования новых знаний обучающимися


Фронтальная, групповая

-Организует построение проекта выхода из затруднений;

-Организует решение проблемной ситуации.

Прочитайте слова: ошейник, собака, хомяк, зерно, змея, колесо.

На какие две группы можно разделить? (одушевлённые, неодушевленные )

-А на какие три группы можно разделить?

-Попробуем выйти из затруднения. Позовём на помощь местоимения(он, она, оно)

Как можно назвать такое деление? (по родам)

Как вы понимаете слово род?

Расставь слова по группам.

М.р ж.р с.р

Ошейник змея зерно

хомяк собака колесо

-Составим алгоритм определения рода (работа в группах)

-Сравните свой вывод с авторским.

Алгоритм определения рода.

1. 1) Ставлю имя существительное в начальную форму ( ед. число, вопросы КТО? ЧТО?)

2.Подставлю к нему слова-помощники:

(Он мой)- М.р. (Она моя)- Ж.р. (Оно моё)- С.р.


Познавательные УУД:

формируют умение работать по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

осуществляют контроль и взаимоконтроль по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:

анализируют собственную работу, планируют своё действие с поставленной задачей.


Выполняют упражнение, формулируют вывод, сравнивают его с выводом учебника.

Составляют алгоритм в группах.

Сравнивают свои предположения с правилом в учебнике.

Оценивают свои приобретённые знания

5.

Реализация построенного проекта

Закрепить умение распознавать имена существительные (м.р, ж.р, с.р).

Индивидуальная, групповая

Организует первичное закрепление, контролирует объяснение учащихся, при необходимости корректирует.

1.Самостоятельная работа. Игра «Кто больше?»

- Рассмотрите картинку на слайде. Запишите имена существительные в три столбика по родам.

-Сравните с образцом. Сделайте вывод. -Оцените работу в листе достижения.

- У кого вызвало затруднение?

-Кто может оказать помощь?

-Какие орфограммы встретили в словах?

Читают памятку:

Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

2. Работа в парах по алгоритму работы.

-Прочитайте слова на доске.

-Разделите на три группы.

- Докажите, что вы верно выполнили задание.

-Сверьте работу с эталоном на слайде.

Оцените себя в листе достижения


Личностные:

оценивают результат своей работы.

Познавательные:

понимают содержание заданий, осуществляют анализ и синтез.

Коммуникативные:

формируют способность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в парах.

Регулятивные:

проговаривают последовательность действий при определении рода.



Записывают слова по группам в три столбика.

Делают выводы.


Сверка с эталоном. Оценка в листе достижений

6

Физминутка

Снять напряжение и усталость.

Закрепить умение распознавать имена существительные по родам

Фронтальная, индивидуальная

1. Мой верный помощник Весёлый Карандаш предлагает вашим глазкам отдохнуть. Следите глазками за движущимися предметами на экране.

Повторите движения, которые видите на экране.

2. На доске три волшебных дерева: дерево со словами женского рода, дерево со словами мужского рода, дерево со словами среднего рода).

-У каждого на столе лежит три листика со словами, распределите их правильно на деревья.

(За правильно выполненное задание учитель даёт плод с дерева).

-Оцените свою работу в листе достижений.

Личностные:

Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

Коммуникативные: Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения

Следят глазами за движущимися предметами на экране. Повторяют движения.

Распределяют слова по родам.

Получают плод с дерева.

Оценка в листе достижений

7

Первичное закрепление/применение знаний в новой ситуации.

Закрепить умение определять род имени существительного

Групповая по выбору

Организует самостоятельную работу учащихся.

1. Дифференцированная работа

А) Первая группа учеников – получает задание. На доске слайд.

Запишите название предметов, которые видите на картинке и определите род имён существительных. При написании слов обратите внимание на опорные таблицы по предупреждению орфографических ошибок.

-Сверьте работу с эталоном на слайде.

-Оцените себя в листе достижений по данным критериям


Б) Вторая группа учеников выполняют в учебнике Упр.404 с.19

-Определи род имён существительных, запиши слова в три столбика.

-Какие слова-помощники помогли определить род?

-Проверь с помощью алгоритма!

Проверка самостоятельной работы (ученики зачитывают слова , которые они записали в первый столбик, во второй , в третий) Приводят примеры своих слов .

В) Третья группа учеников выполняют Интерактивные задания:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8248c2e0-aba7-45a6-85ef-08c60262833d/%5BNS-RUS_3-19%5D_%5BIG_020%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7c079b32-0ae4-431d-9a4d-2965b65e5d7e/%5BNS-RUS_3-20%5D_%5BIM_024%5D.swf

-Ваша работа проверяется сразу.

-Оцените себя в листе достижений


Личностные УУД:

проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

формируют умение видеть и анализировать проблему, находить способы решения и выхода из проблемной ситуации.

 Коммуникативные УУД :

осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий.


Выполняют работу в группах

Сверка и оценка в листе достижений

8

  Рефлексия учебной деятельности


Зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.


Организует рефлексию.

Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке:

- Какое задание было самым лёгким?

- Какое самым трудным?

Организует самооценку учебной деятельности: Вспомните.

- Какую цель мы поставили в начале урока? Что хотели узнать?

- В чём у вас были затруднения?

- Как открывали новое знание?

-Оцените свою работу на уроке.

.(! всё понятно, могу объяснить другому; + всё понял, но надо ещё поработать; - есть затруднения)

Поделитесь в парах, что вам   удалось достичь за урок. Что не получилось?

-Посмотрите лист достижений, сверьте с критериями. Поставьте отметку за урок


- Молодцы!


Познавательные УУД:

систематизируют, обобщают изученное, делают выводы.

Личностные УУД:

устанавливают связь между целью деятельности и её результатом.

Коммуникативные УУД:

строят монологическое высказывание.

Регулятивные УУД:

осуществляют самоконтроль;

- дают оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

-выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.


Фиксируют тему и цели урока,

анализируют достигнутые результаты, выводят отметку за урок в соответствии с критериями.

Оценка соей работу по листу достижений

9

Д/з

Способствовать формированию умения принимать самостоятельно решение

Дифференцированная работа

Организует объяснение домашнего задания тем, кто в этом нуждается.


1.Выписать из словаря 10 существительных и распределить их   по родам.

2. Упражнение в рабочей тетради по выбору на стр.26

3. Сделать тест.

4. Составить памятку определения имён существительных по родам.


Познавательные УУД:

систематизируют, обобщают изученное, делают выводы.

Регулятивные УУД:

анализируют собственную работу, планируют своё действие с поставленной задачей.

Личностные УУД:

устанавливают связь между целью деятельности и её результатом.


Самостоятельно выбирают и записывают задание в дневник.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!