СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка, 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение новых знаний, работа в парах, работа в группах, учебный диалог, обмен мнениями, обсуждение проблемной ситуации, анализ текста,  целеполагание, рефлексия, высказывание предположений на основе наблюдений, самостоятельная работа, самооценивание

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка, 5 класс»

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное

бюджетное учреждение «Лемпинская средняя общеобразовательная школа»


Технологическая карта урока

По русскому языку в 6 классе

С приложением компетентностно-ориентированного задания «классического типа» по русскому языку

с элементами речевой деятельности учащихся, для которых русский язык является неродным

(планирование последовательности выполнения предметно-практических действий

«Тема урока: Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК (–ЩИК)

(15 урок по теме «Имя существительное»)»

Выполнила учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Смутковская Ольга Владимировна




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет русский язык класс 6


Тема урока

Место урока по теме

Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК (–ЩИК)


15 урок по теме «Имя существительное»

Тип урока

Формы, приёмы, методы

Урок открытия новых знаний.

Сообщение новых знаний, работа в парах, работа в группах, учебный диалог, обмен мнениями, обсуждение проблемной ситуации, анализ текста, целеполагание, рефлексия, высказывание предположений на основе наблюдений, самостоятельная работа, самооценивание

Цель урока

Задачи урока

Создать условия для формирования УУД:

-коммуникативных (устных) УУД;

- учебно познавательных УУД :

проблемная ситуация, анализ текста, целеполагание, рефлексия;

- регулятивных УУД:

высказывание предположений на основе наблюдений, самостоятельная работа,

- самооценивание.

1.Обучающие:

-закрепить знания о слитном и раздельном написании НЕ с существительными;

- повторить орфограмму «Ч, Щ в сочетании с другими согласными».

- определять условия выбора букв ч-щ в суффиксе –чик (-щик);

- уметь применять способ действия для правильного написания суффиксов –чик и -щик;

2.Развивающие:

- способствовать формированию умения учащихся определять значение суффиксов;

- развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы;

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся,

- способствовать формированию умения учащихся самостоятельно употреблять существительные со значением рода деятельности человека в устной и письменной речи,

- способствовать развитию умений анализировать и решать учебную задачу, выбирая правильные способы их решения, проверять правильность решения проблемы.

3. Воспитательные:

- расширить кругозор учащихся о профессиях;

- пробудить интерес к предмету, воспитывать организованность, формировать культуру речи.

- прививать детям любовь к родному языку,

-формировать речевую культуру учащихся, культуру делового общения и сотрудничества.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Предметные результаты:

- условия выбора ч-щ в суффиксе –чик (-щик).


Предметные результаты: определять значения суффикса –чик (-щик).

Метапредметные результаты:

- употреблять существительные со значением рода деятельности человека в устной и письменной речи,

- доказывают принадлежность текста к тому или иному стилю речи,

- читать текст ознакомительным чтением.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Формирование коммуникативных УУД (управлять поведением партнёра – контроль, оценка действий партнёра, умение убеждать) предполагается через использование следующих методов и приёмов: сообщение новых знаний, работа в парах, работа в группах, учебный диалог, обмен мнениями, обсужде­ние проблемной ситуации, анализ текста.

Формирование учебно - познава­тельных УУД (объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над существительным со значением рода деятельности человека): проблемная ситуация, анализ текста, целеполагание, рефлек­сия.

Формирование регулятивных УУД (проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении): высказывание предположений на основе наблюдений, самостоятельная работа, самооценивание

Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению.

Проблемного обучения, формирования творческих способностей, поэтапного формирования умственных действий, коллективной исследовательской деятельности, здоровьесбережения. Технология создания компетентностно-ориентированных заданий с использованием компетентностно-ориентированного заданий.

Интерактивная доска,

презентация PowerPoint,

рабочие тетради,

учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, ученический словарь, толковый словарь С.И. Ожегова,

толковый словарь В. И. Даля,

раздаточный (таблицы, карточки) и дидактический материал (опорные схемы-конспекты).








СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.

Название этапа урока

Используемая наглядность, ТСО

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Мотивация к учебной деятельности.


Русская пословица гласит «Не будь тороплив, будь терпелив». Как вы понимаете эту пословицу. Какие еще пословицы знаете о терпении. «Терпение и труд все перетрут».

С чего начнем работу?

С повторения необходимых знаний

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Слайд №1.- слайд №5

В чем сходство и отличие этих слов?

Что меняется с появлением суффикса?

Для чего нужен суффикс ?

Эти слова однокоренные

  • В ПЕРВОМ СЛОВЕ НЕТ СУФФИКСА,

  • ВО ВТОРОМ – ЕСТЬ СУФФИКС


3.

Выявление места и причины затруднения

Слайд №6-7

Задание: вставить пропущенную букву.

Нет правила, когда какая буква ставится.

4.

Построение выхода из затруднения

Слайд №8-9

Вы правильно выполнили задание? Задание я вам дала одно, а выполнили его вы по-разному. Почему так произошло? Чего мы не знаем А теперь посмотрите, какие буквы вы должны были вставить?

Какой будет тема урока? Какую цель поставите перед собой?

Осознают, что не могут выполнить задание, потому что не знают правила.

-называют тему урока (правописание суффиксов –чик-щик-)


5.

Реализация построенного проекта

Слайд №10-13

Как можно проверить наше открытие.

Сделайте вывод.

Смогли ли вы преодолеть затруднение?

Итак, что дала проверка?

Какой следующий шаг?

Закрепить наши знания, практиковаться

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Задание на слайде для работы.

слайд №14.

Молодцы, правило вывели, а теперь представьте это правило в виде схемы (работа в парах)

Д, з, ж –

Т, с- -ЧИК-

Д, з,ж-

Т,с - -ЩИК-

Чтобы лучше запомнить буквы, выучите фразу «Я тоже здесь» Все согласные буквы из нашего правила.Кто ошибся?

В чем ошибка?

Какой следующий шаг?


Какова цель самостоятельной работы?

Попробовать выполнить самостоятельно


Проверить уровень усвоения .

7.

Самоконтроль с проверкой по эталону.

Слайд с текстом задачи и с текстом решения. №15-17.

Выполните задание.

Кто ошибся?

В чем ошибка?

Исправь ошибку.

Сделайте вывод


Объясняют правописание суффиксов в данных словах и делают вывод, что слова: стульчик, стаканчик, диванчик – пишутся не по правилу.

Делают правильный вывод: правило касается слов, обозначающих профессию, а остальные в остальных словах пишется –чик-(уменьшительно-ласкательные суффиксы)

Приводят примеры профессий,

корректируют записи, учатся оценивать себя, понимать причину ошибки.

Учатся правильно выражать свои мысли,

Понимают значимость полученных знаний, самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера

Нужно еще тренироваться.

8.

Включение в систему знаний и повторение.

слайд №18-19

Лексический диктант, проверка

Выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта; выдвигают гипотезы

9.

Самостоятельная работа.

слайд №20

Выполнить упражнение №225 стр 86.


10.

Рефлексия.

слайд №21-22


Как мы должны закончить урок?

Какую вы цель ставили перед собой?

Как удалось достичь цели.

Составим синквейн. Предлагаю свой вариант.

Формулируют собственную позицию и мнение, отвечая на вопросы;

Определяют и называют правило правописания, анализируют проделанную работу.

Самооценка деятельности на уроке,

Осознают мотивацию учебной деятельности и накопление опыта, учатся правильно выражать свои мысли, применение полученных знаний и умений в практической деятельности

11.

Домашнее задание.


1.Нарисуйте сегодняшнее правило написания суффикса ЧИК в виде цветка.

2.Выполнить упражнение №224.


Записывают в дневники домашнее задание







Приложение 1


Компетентностно-ориентированное задание «классического типа» по русскому языку с элементами речевой деятельности учащимися, для которых русский язык является неродным

(планирование последовательности выполнения предметно-практических действий

http://www.dslib.net/teoria-vospitania/lingvodidakticheskie-osnovy-kommunikativno-igrovogo-metoda-

obuchenija-russkomu-jazyku.html)

6 класс

Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК (–ЩИК) Имен существительных

Компетенция: учебно-познавательная.

Аспект: переработка, использование информации для решения учебных задач.

Стимул: – Ребята! Я хочу обратиться к вам за помощью. Передо мной ряд слов, в которых необходимо вставить пропущенные согласные в суффиксе существительных. Я не знаю, какую букву мне выбрать. Вы мне не подскажете?

Задачная формулировка: Выбирете согласные Ч или Щ для вставления в суффиксы существительных

Барабан_ик, свар_ик, лет_ик, арматур_ик, паром_ик, сортиров_ик, извоз_ик, обход_ик, разнос_ик, перебеж_ик.

Источник информации:

1.Ожегов С.И. Словарь ру. Яз.: Ок.57000.- Екатеринбург, «Урал-Советы»(Весть), 1994г.

2.Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.-М.: Эксмо,2002.

1.Опорная таблица:



Бланк выполнения задания:

ФИ учащегося

Барабан__ик, свар__ик, лет__ик, арматур__ик, паром__ик, сортиров__ик, извоз__ик,

обход__ик, разнос__ик, перебеж__ик.



Инструмент проверки: модельный ответ и критерии оценки выполненного задания.

Модельный ответ:


Барабанщик, сварщик, летчик, арматурщик, паромщик, сортировщик, извозчик, обходчик,

разносчик, перебежчик.


Критерии оценки выполненного задания:

«5» (10 баллов)

0 ошибок

«4» (от 8 до 9 баллов)

1- 2 ошибки

«3» (от 6 до 7 баллов)

3-4 ошибки

«2» (от 0 до 5 баллов)

5 и более ошибок


Максимальное количество баллов -10 (1 балл за каждое слово)

Самоанализ компетентностно-ориентированного задания

Компетентностно-ориентированное задание направлено для оценивания учебно-познавательной компетенции (определять условия выбора букв ч-щ в суффиксе –чик (-щик) имен существительных - это учебная задача, которую учащиеся решают на основе использования методов познания конкретных предметов: опорные схемы-конспекты, словари).

Данное задание включено в этап первичного закрепления знаний.

Первичный контроль позволил выявить уровень знаний, умений по пройденному материалу и наметить работу по коррекции на следующее занятие.

6