Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение «Лемпинская средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока
По русскому языку в 6 классе
С приложением компетентностно-ориентированного задания «классического типа» по русскому языку
с элементами речевой деятельности учащихся, для которых русский язык является неродным
(планирование последовательности выполнения предметно-практических действий
«Тема урока: Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК (–ЩИК)
(15 урок по теме «Имя существительное»)»
Выполнила учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Смутковская Ольга Владимировна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет русский язык класс 6
Тема урока | Место урока по теме |
Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК (–ЩИК) | 15 урок по теме «Имя существительное» |
Тип урока | Формы, приёмы, методы |
Урок открытия новых знаний. | Сообщение новых знаний, работа в парах, работа в группах, учебный диалог, обмен мнениями, обсуждение проблемной ситуации, анализ текста, целеполагание, рефлексия, высказывание предположений на основе наблюдений, самостоятельная работа, самооценивание |
Цель урока | Задачи урока |
Создать условия для формирования УУД: -коммуникативных (устных) УУД; - учебно познавательных УУД : проблемная ситуация, анализ текста, целеполагание, рефлексия; - регулятивных УУД: высказывание предположений на основе наблюдений, самостоятельная работа, - самооценивание. | 1.Обучающие: -закрепить знания о слитном и раздельном написании НЕ с существительными; - повторить орфограмму «Ч, Щ в сочетании с другими согласными». - определять условия выбора букв ч-щ в суффиксе –чик (-щик); - уметь применять способ действия для правильного написания суффиксов –чик и -щик; 2.Развивающие: - способствовать формированию умения учащихся определять значение суффиксов; - развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы; - способствовать обогащению словарного запаса учащихся, - способствовать формированию умения учащихся самостоятельно употреблять существительные со значением рода деятельности человека в устной и письменной речи, - способствовать развитию умений анализировать и решать учебную задачу, выбирая правильные способы их решения, проверять правильность решения проблемы. 3. Воспитательные: - расширить кругозор учащихся о профессиях; - пробудить интерес к предмету, воспитывать организованность, формировать культуру речи. - прививать детям любовь к родному языку, -формировать речевую культуру учащихся, культуру делового общения и сотрудничества. |
Предполагаемый результат |
Знать | Уметь |
Предметные результаты: - условия выбора ч-щ в суффиксе –чик (-щик). | Предметные результаты: определять значения суффикса –чик (-щик). Метапредметные результаты: - употреблять существительные со значением рода деятельности человека в устной и письменной речи, - доказывают принадлежность текста к тому или иному стилю речи, - читать текст ознакомительным чтением. |
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование |
Формирование коммуникативных УУД (управлять поведением партнёра – контроль, оценка действий партнёра, умение убеждать) предполагается через использование следующих методов и приёмов: сообщение новых знаний, работа в парах, работа в группах, учебный диалог, обмен мнениями, обсуждение проблемной ситуации, анализ текста. Формирование учебно - познавательных УУД (объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над существительным со значением рода деятельности человека): проблемная ситуация, анализ текста, целеполагание, рефлексия. Формирование регулятивных УУД (проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении): высказывание предположений на основе наблюдений, самостоятельная работа, самооценивание Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению. | Проблемного обучения, формирования творческих способностей, поэтапного формирования умственных действий, коллективной исследовательской деятельности, здоровьесбережения. Технология создания компетентностно-ориентированных заданий с использованием компетентностно-ориентированного заданий. | Интерактивная доска, презентация PowerPoint, рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, ученический словарь, толковый словарь С.И. Ожегова, толковый словарь В. И. Даля, раздаточный (таблицы, карточки) и дидактический материал (опорные схемы-конспекты). |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.
№ | Название этапа урока | Используемая наглядность, ТСО | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Мотивация к учебной деятельности. | | Русская пословица гласит «Не будь тороплив, будь терпелив». Как вы понимаете эту пословицу. Какие еще пословицы знаете о терпении. «Терпение и труд все перетрут». С чего начнем работу? | С повторения необходимых знаний |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии | Слайд №1.- слайд №5 | В чем сходство и отличие этих слов? Что меняется с появлением суффикса? Для чего нужен суффикс ? | Эти слова однокоренные |
3. | Выявление места и причины затруднения | Слайд №6-7 | Задание: вставить пропущенную букву. | Нет правила, когда какая буква ставится. |
4. | Построение выхода из затруднения | Слайд №8-9 | Вы правильно выполнили задание? Задание я вам дала одно, а выполнили его вы по-разному. Почему так произошло? Чего мы не знаем А теперь посмотрите, какие буквы вы должны были вставить? Какой будет тема урока? Какую цель поставите перед собой? | Осознают, что не могут выполнить задание, потому что не знают правила. -называют тему урока (правописание суффиксов –чик-щик-) |
5. | Реализация построенного проекта | Слайд №10-13 | Как можно проверить наше открытие. Сделайте вывод. Смогли ли вы преодолеть затруднение? Итак, что дала проверка? Какой следующий шаг? | Закрепить наши знания, практиковаться |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Задание на слайде для работы. слайд №14. | Молодцы, правило вывели, а теперь представьте это правило в виде схемы (работа в парах) Д, з, ж – Т, с- -ЧИК- Д, з,ж- Т,с - -ЩИК- Чтобы лучше запомнить буквы, выучите фразу «Я тоже здесь» Все согласные буквы из нашего правила.Кто ошибся? В чем ошибка? Какой следующий шаг? Какова цель самостоятельной работы? | Попробовать выполнить самостоятельно Проверить уровень усвоения . |
7. | Самоконтроль с проверкой по эталону. | Слайд с текстом задачи и с текстом решения. №15-17. | Выполните задание. Кто ошибся? В чем ошибка? Исправь ошибку. Сделайте вывод | Объясняют правописание суффиксов в данных словах и делают вывод, что слова: стульчик, стаканчик, диванчик – пишутся не по правилу. Делают правильный вывод: правило касается слов, обозначающих профессию, а остальные в остальных словах пишется –чик-(уменьшительно-ласкательные суффиксы) Приводят примеры профессий, корректируют записи, учатся оценивать себя, понимать причину ошибки. Учатся правильно выражать свои мысли, Понимают значимость полученных знаний, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Нужно еще тренироваться. |
8. | Включение в систему знаний и повторение. | слайд №18-19 | Лексический диктант, проверка | Выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта; выдвигают гипотезы |
9. | Самостоятельная работа. | слайд №20 | Выполнить упражнение №225 стр 86. | |
10. | Рефлексия. | слайд №21-22 | Как мы должны закончить урок? Какую вы цель ставили перед собой? Как удалось достичь цели. Составим синквейн. Предлагаю свой вариант. | Формулируют собственную позицию и мнение, отвечая на вопросы; Определяют и называют правило правописания, анализируют проделанную работу. Самооценка деятельности на уроке, Осознают мотивацию учебной деятельности и накопление опыта, учатся правильно выражать свои мысли, применение полученных знаний и умений в практической деятельности |
11. | Домашнее задание. | | 1.Нарисуйте сегодняшнее правило написания суффикса ЧИК в виде цветка. 2.Выполнить упражнение №224. | Записывают в дневники домашнее задание |
Приложение 1
Компетентностно-ориентированное задание «классического типа» по русскому языку с элементами речевой деятельности учащимися, для которых русский язык является неродным
(планирование последовательности выполнения предметно-практических действий
http://www.dslib.net/teoria-vospitania/lingvodidakticheskie-osnovy-kommunikativno-igrovogo-metoda-
obuchenija-russkomu-jazyku.html)
6 класс
Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК (–ЩИК) Имен существительных
Компетенция: учебно-познавательная.
Аспект: переработка, использование информации для решения учебных задач.
Стимул: – Ребята! Я хочу обратиться к вам за помощью. Передо мной ряд слов, в которых необходимо вставить пропущенные согласные в суффиксе существительных. Я не знаю, какую букву мне выбрать. Вы мне не подскажете?
Задачная формулировка: Выбирете согласные Ч или Щ для вставления в суффиксы существительных
Барабан_ик, свар_ик, лет_ик, арматур_ик, паром_ик, сортиров_ик, извоз_ик, обход_ик, разнос_ик, перебеж_ик.
Источник информации:
1.Ожегов С.И. Словарь ру. Яз.: Ок.57000.- Екатеринбург, «Урал-Советы»(Весть), 1994г.
2.Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.-М.: Эксмо,2002.
1.Опорная таблица:

Бланк выполнения задания:
ФИ учащегося |
Барабан__ик, свар__ик, лет__ик, арматур__ик, паром__ик, сортиров__ик, извоз__ик, обход__ик, разнос__ик, перебеж__ик. |
Инструмент проверки: модельный ответ и критерии оценки выполненного задания.
Модельный ответ:
Барабанщик, сварщик, летчик, арматурщик, паромщик, сортировщик, извозчик, обходчик, разносчик, перебежчик. |
Критерии оценки выполненного задания:
«5» (10 баллов) | 0 ошибок |
«4» (от 8 до 9 баллов) | 1- 2 ошибки |
«3» (от 6 до 7 баллов) | 3-4 ошибки |
«2» (от 0 до 5 баллов) | 5 и более ошибок |
Максимальное количество баллов -10 (1 балл за каждое слово)
Самоанализ компетентностно-ориентированного задания
Компетентностно-ориентированное задание направлено для оценивания учебно-познавательной компетенции (определять условия выбора букв ч-щ в суффиксе –чик (-щик) имен существительных - это учебная задача, которую учащиеся решают на основе использования методов познания конкретных предметов: опорные схемы-конспекты, словари).
Данное задание включено в этап первичного закрепления знаний.
Первичный контроль позволил выявить уровень знаний, умений по пройденному материалу и наметить работу по коррекции на следующее занятие.
6